УДК: 372.32: 85
Бутвина О.Ю., к.б.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Кравцова Ю.В. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» ПРОБЛЕМА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье раскрыта важность проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы осуществления.
Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, ощущения, восприятие, дети младшего дошкольного возраста.
Butvina O. U., candidate of biological.N., associate Professor of presch ool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Kravcova U.V., a learning group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" PROBLEM THE SENSORY DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE Abstract: the article reveals the importance of the problem of sensory development of preschool children. Sensory development in early childhood is transformed into cognitive activity, which has its own goals, objectives and methods of implementation.
Key words: sensory development, sensory standards, sensations, perception, children of preschool age.
Проблема сенсорного развития заключается в том, что ребёнок познаёт окружающий мир, начиная с ощущений (отражения отдельных свойств предметов, при воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение предметов в целом, которые воздействуют на органы чувств в данный момент). Необходимые предпосылки для возникновения наиболее сложных познавательных процессов, таких как, воображение, память и мышление создаёт развитие ощущений и восприятия.
Цель статьи: раскрыть важность проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, а также вкусе и запахе. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств. В этом и заключается актуальность данной темы.
Сенсорные способности - это возможности организма, которые обеспечивают восприятие и ощущение ребёнком окружающего мира и непосредственно самого себя. В развитии сенсорных способностей, огромное значение имеет усвоение ребёнком сенсорных эталонов.
По мнению Л.А. Венгера, сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета, выступают семь цветов спектра, и их оттенки по насыщенности. В качестве эталонов формы, выступают геометрические фигуры. В качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются музыкальные ноты, фонемы родного языка. Также и во вкусовом восприятии имеются свои виды эталонов - это четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на свежие, сладкие и горькие, легкие и тяжелые и т.д. [2, с. 4-6].
Н.Н. Подъяков считает, что знание детьми сенсорных эталонов создает возможность пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства, для анализа и выделения свойств предметов в самых различных ситуациях, то есть использовать их в качестве единиц измерения [4, с. 112115]. Уже в младшем дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием красок, форм, объёмов, запахов и других свойств предметов. Также они знакомятся с произведениями искусства музыкой, живописью, скульптурой.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, является одним из основополагающих направлений формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
В процессе восприятия ребёнок накапливает следующие образцы: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Но при этом необходимо, что бы свойства предметов, которые ребёнок воспринимает,
были соединены словом, это помогает закрепить в представлении сами образы предметов, сделать их более четкими и ясными. Если образы восприятия закреплены словом, их можно вызвать в представлении ребёнка тогда, когда от момента восприятия проходит некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в его поле его зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово. Таким образом, именно при помощи слова, удаётся закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.
Особая важность сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств предметов и объектов окружающего мира, является одной из основных задач развития ребёнка.
Представления о форме, цвете и величине предметов начинают накапливаться у ребёнка на третьем году жизни. Необходимо, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в младшем дошкольном возрасте важно проводить специальные занятия, посвящённые сенсорному развитию детей.
Накопление разнообразного сенсорного опыта, является основной задачей занятий по сенсорному развитию. Это та необходимая основа, на которой на следующих этапах обучения, возможна систематизация накопленных знаний, их осознание, а также использование этих знаний в повседневных ситуациях.
Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:
1.Формирование у детей систем перцептивных действий.
2.Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о качествах, свойствах и отношениях предметов.
3.Формирование умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается ещё и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы осуществления. Совершенство восприятия и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов владеет ребёнок. Поэтому главным в развитии восприятия младшего дошкольника, является освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, а также освоение сенсорных эталонов.
Кроме восприятия цвета, формы и величины, к видению в предметах новых свойств (звучание, мягкость, твёрдость, устойчивость, запах) приводит манипулирование предметами. Для чувственного познания этих свойств важным, является обогащение сенсорного опыта ребёнка,
необходимо предлагать ему самые разнообразные игрушки - твердые и мягкие, наполненные горохом или ватой, плоские или объемные, звенящие или шуршащие. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и, например, посуда: миски, крышки, кружки, вилки скалки. Ребёнок может манипулировать этими предметами: класть что-либо в кастрюлю, примерять к кастрюле крышки разного размера, стучать ложкой по столу.
Таким образом, ребёнок развивает своё восприятие и начинает осознавать, что каждые предметы устроены по-своему и требует индивидуальных способов действия. Однако, все эти свойства, ребёнок осознает лишь в тот момент, когда он манипулирует, но как только прекращается действие, исчезает и осознание. Поэтому он готов постоянно, возвращаться к подобным занятиям.
В развитие сенсорных способностей ребёнка имеют весомое значение, дидактические игры. Увлечённый игрой, ребёнок с удовольствием выполняет все требования и правила игры, обучение происходит легко и в позитивной форме.
Венгер Л.А. утверждал, что благодаря играм дети учатся грамотно строить свою речь, речь становиться более образной. Данная методика помогает выстроить у детей представления о разных предметах, а игры для развития моторики, являются идеальным средством для развития логических навыков и активизации подвижности пальцев рук [1, с. 10-12].
Сенсорное развитие, является важным условием успешного овладения любой практической деятельностью. А начало развития сенсорных способностей лежит в младшем дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка, развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт, посредствам осязаний, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников, уделяли внимание многие отечественные учёные. Наиболее значимыми в этом направлении, являются такие авторы как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева. Однако, и на сегодняшний день, существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольников, с учётом современной ситуации усовершенствования дошкольного образования.
В заключение можно сказать, что задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста тесно связанны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного развития включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.
Использованные источники:
1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсомоторному воспитанию дошкольников Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2008. - 280 с.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 332 ч.
3. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М.: Академия педагогических наук, 2003. - 138 с.
4. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Н. Подьяков. - М.: Просвещение, 2001. - 115 с.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М., 2009.
6.Тихеева. Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 1993. - №5. - С. 54-55.
УДК 380.10
Крайнова К.В. студент магистратуры 1 курс, направление «Финансы и кредит» Волгоградский государственный университет
Россия, Волгоград Григоренко И.В.кандидат экономических наук,
доцент
Волгоградский государственный университет
Россия, Волгоград ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ
Аннотация: В данной статье представлены факторы, ограничивающие инвестиционную активность. Приведены одни из основных инструментов повышения инвестиционной активности. Представлены актуальные данные об инвестиционном климате России. Рассмотрены проекты Министерства финансов по повышению инвестиционной активности.
Ключевые слова: финансирование, инвестиции, инвестиционная активность, стимулирование инвестиций, инструменты инвестиционной активности.
Kraynova K. V. graduate student 1 course, direction "Finance and Credit" Volgograd State University Russia, Volgograd Grigorenko I.V.candidate of economic Sciences,
associate Professor Volgograd State University Russia, Volgograd TOOLS TO INCREASE INVESTMENT ACTIVITY Abstract: The factors limiting investment activity are presented in this article. Some of the main instruments of increase in investment activity are given.