Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. МОНТЕССОРИ / В. ВОСКОБОВИЧ / СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / M. MONTESSORI / V. VOSKOBOVICH / SENSORY EXPERIENCE / YOUNGER PRESCHOOLERS / SENSORY STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Татьяна Витальевна, Иванова Лилия Валериевна

В статье по теме: «Основные подходы к изучению проблемы формирования сенсорного опыта у младших дошкольников» рассказывается о подходах к проблеме формирования сенсорного опыта, основанных на психологической интерпретации механизмов познавательных процессов ощущения и восприятия, а именно, какие аспекты восприятия являются приобретенным в результате опыта, а какие обеспечивают это приобретение. Отечественные педагоги отмечают рефлекторный характер познавательных процессов ощущения и восприятия, поскольку они возникают в результате работы анализаторов в ходе обследования предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетова Татьяна Витальевна, Иванова Лилия Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF SENSORY EXPERIENCE IN YOUNGER PRESCHOOLERS

The article on the topic: "Basic approaches to the study of the problem of the formation of sensory experience in younger preschoolers", describes the Approaches to the problem of the formation of sensory experience based on the psychological interpretation of the mechanisms of cognitive processes of sensation and perception, namely, what aspects of perception is acquired as a result experience, and which provide this acquisition. Domestic teachers note the reflex nature of the cognitive processes of sensation and perception, since they arise as a result of the work of analyzers during the examination of objects.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

1 2

Кочетова Т.В. , Иванова Л.В. Email: Kochetova698@scientifictext.ru

1Кочетова Татьяна Витальевна - воспитатель; 2Иванова Лилия Валериевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 80, г. Белгород

Аннотация: в статье по теме: «Основные подходы к изучению проблемы формирования сенсорного опыта у младших дошкольников» рассказывается о подходах к проблеме формирования сенсорного опыта, основанных на психологической интерпретации механизмов познавательных процессов ощущения и восприятия, а именно, какие аспекты восприятия являются приобретенным в результате опыта, а какие обеспечивают это приобретение.

Отечественные педагоги отмечают рефлекторный характер познавательных процессов ощущения и восприятия, поскольку они возникают в результате работы анализаторов в ходе обследования предметов.

Ключевые слова: М. Монтессори, В. Воскобович, сенсорный опыт, младшие дошкольники, сенсорные эталоны.

THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF THE PROBLEM OF

THE FORMATION OF SENSORY EXPERIENCE IN YOUNGER

PRESCHOOLERS

12 Kochetova T.V. , Ivanova L.V.

1Kochetova Tatyana Vitalievna - Educator; 2Ivanova Lilia Valerievna - Educator, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 80, BELGOROD

Abstract: the article on the topic: "Basic approaches to the study of the problem of the formation of sensory experience in younger preschoolers", describes the Approaches to the problem of the formation of sensory experience based on the psychological interpretation of the mechanisms of cognitive processes of sensation and perception, namely, what aspects ofperception is acquired as a result experience, and which provide this acquisition.

Domestic teachers note the reflex nature of the cognitive processes of sensation and perception, since they arise as a result of the work of analyzers during the examination of objects. Keywords: M. Montessori, V. Voskobovich, sensory experience, younger preschoolers, sensory standards.

УДК 373.2

Подходы к проблеме формирования сенсорного опыта основаны на психологической интерпретации механизмов познавательных процессов ощущения и восприятия, а именно, какие аспекты восприятия является приобретенным в результате опыта, а какие обеспечивают это приобретение. По этой причине существуют различные подходы педагогов на формирование сенсорного опыта.

Изучение проблемы формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в разное время было начато зарубежными педагогами: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и др.

Зрительно-моторные и слухо-моторные сенсорные игры были разработаны О. Декроли, который был сторонником сенсорного развития в игре. В работе «Возбуждение умственной и двигательной энергии посредством воспитательных игр» опытным путем О. Декроли пришел к выводу о целесообразности использования в играх с детьми натуральных предметов, а не картинок.

В отличие от Ф. Фребеля, О. Декроли предложил использовать в играх окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы. О. Декроли приоритетными считал зрительно-моторные и слухо-моторные игры. Для формирования представлений о форме предметов в ходе игры ребенок должен рассмотреть и ощупать предметы разной формы. После зрительного и тактильного исследования предметов надо определить предметы наощупь. По оценкам Л.А. Венгер, игры О. Декроли способствуют формированию у детей представлений о форме предметов, однако содержащееся в играх количество образцов форм и цветов предметов ограничено, также игровой материал не отражает пространственное соотношение предметов, что несколько ограничивает формируемые в игре сенсорные впечатления детей.

Сензитивным периодом для сенсорного развития Мария Монтессори называла возраст от рождения до 5,5 лет. Ею были разработаны дидактические игры и упражнения, активизирующие процессы ощущения и восприятия, систематизацию образов окружающих предметов. Важной особенностью методики М. Монтессори является организация самостоятельной свободной деятельности ребёнка с дидактическим материалом в специально оборудованной среде при ограничении прямого воздействия взрослого. М. Монтессори было введено понятие сенсорной культуры, которой ребенок овладевает, если его органы чувств систематически упражняются в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. В помещении согласно методике М. Монтессори обязательно должна быть сенсорная зона, которая содержит предметы, взаимодействуя с которыми ребенок получает разные сенсорные ощущения в ходе восприятия различных форм, размеров, цвета, веса, вкуса, запаха. М. Монтессори представлялось важным, чтобы каждое отдельное пособие было посвящено только одному параметру, чтобы ребенок концентрировал внимание только на нем.

Идеи О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребеля нашли свое продолжение в работах отечественных педагогов конца 19 - начала 20 века (М.М. Манасеиной, Е.И. Тихеевой.

Аспекты развития органов чувств, необходимые для формирования сенсорных представлений детей отражены в работах Е.И. Тихеевой, которая отмечала единство развития мышления, речи и сенсорных процессов у детей. Для формирования сенсорного опыту у младших дошкольников Е.И. Тихеева рекомендовала организовать деятельность детей одновременно с «абстрактными» и «конкретными» образами окружающего мира. В ходе упражнений, разработанных Е.И. Тихеевой, дети используют представления, формирующиеся в играх с «абстрактным» материалом для обследования «конкретного» материала, выявления его свойств.

Взаимозависимость сенсорного опыта и умственного развития детей раскрыта в работах М.М. Манасеиной. Опираясь на медицинские и физиологические концепции сенсорного развития, М.М. Манасеиной было экспериментально доказано, развитие у ребенка способности управлять своими органами чувств (особенно зрением), способствует его интенсивному умственному развитию. Накопленный в ходе своими деятельности органов чувств сенсорный опыт М.М. Манасеина рассматривала в качестве основы развития мышления. В работах М.М. Манасеиной отмечена важность связи конкретных ощущений ребенка с соответствующими анализаторами, формирования у детей адекватных представлений, получаемых в результате комплекса ощущений.

Наиболее эффективными для формирования сенсорного опыта видами детской деятельности М.М. Манасеина называла рисование и лепку.

Большой вклад в развитие взглядов отечественных педагогов на формирование сенсорного опыта у детей внесли О.В. Морозова, Н.К. Беляева и Л.Н. Литвин, которые обобщили взгляды исследователей сенсорного опыта до середины 50-х годов ХХ века.

Отечественные педагоги отмечают рефлекторный характер познавательных процессов ощущения и восприятия, поскольку они возникают в результате работы анализаторов в ходе обследования предметов. Действия по обследованию предметов, как выработанные в ходе эволюции способы адекватного познания окружающего В.П. Зинченко называл перцептивными действиями. Чем более совершенны перцептивные действия, тем выше качество предметного восприятия.

Н.А. Ветлугина обращала внимание, что в ходе освоения сенсорного опыта у ребенка формируется система перцептивных действий. Овладение новыми перцептивными действиями способствует совершенствованию восприятия, открытию новых, ранее не известных свойств предметов. Когда система перцептивных действий только формируется, отдельные перцептивные действия имеют вид манипуляций с предметами, поэтому они легко поддаются наблюдениям со стороны, затем, когда действие становится навыком, некоторые перцептивные действия могут перейти в зрительный план. Н.А. Ветлугина подчеркнула, что если ребенок испытывает те или иные трудности в ходе обследования предмета, действия из зрительного плана могут временно смениться манипуляциями.

Перцептивными действиями формирования сенсорных эталонов в области восприятия цвета являются переместительные движения глаз для определения цветов. Перцептивными действиями формирования сенсорных эталонов в области восприятия формы - узнавание, называние и действие с геометрическими фигурами. Перцептивными действиями формирования сенсорных эталонов в области величины -сопоставление предметов по величине, указание на место предмета в ряду других.

Важность ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества отмечена Л.А. Венгер. В исследованиях было выявлено, что недостатки сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте препятствуют успешному началу обучения в школе. Б.Г. Ананьев условием успешного овладения любой деятельностью считал богатый сенсорный опыт. Б.Г. Ананьев условием успешного овладения любой деятельностью считал богатый сенсорный опыт.

Исследования А.В. Запорожца подтвердили присвоение общественного сенсорного опыта посредством усвоения сенсорных эталонов. Для мерок анализа воспринимаемой окружающей действительности человек осваивает системы эталонов. Освоение сенсорных эталонов начинается с рождения и продолжается весь период дошкольного детства, иногда и после него.

Возраст от рождения до двух лет А.П. Усова называла этапом сенсомоторных предэталонов. В этом возрасте дети воспринимают только важные для непосредственного двигательного приспособления особенности предметов (некоторые особенности формы и размера предметов, расстояние).

От двух до пяти лет длится этап предметных предэталонов, в этом возрасте дети могут соотносить отдельные свойства с определенными, хорошо знакомыми предметами (сенсорный эталон круглой формы формируется через хорошо известные формы «как тарелочка, блинчик и т.д.»).

Ребенок приобретает опыт восприятия сенсорных эталонов в разных видах детской деятельности: манипулирования с предметами, игровой, изобразительной и прочих. В ходе восприятия сенсорных эталонов у ребенка формируются все новые и новые перцептивные действия, что, в свою очередь, облегчает освоение сенсорных эталонов. В разных видах деятельности происходит формирование разных сенсорных эталонов. Чем более сформированы перцептивные действия, тем более четкими

являются сенсорные эталоны. Поэтому развитие разных видов детской деятельности способствует сенсорному развитию, а, следовательно, к накоплению у ребенка сенсорного опыта.

Взаимозависимость сенсорного, и умственного развития проанализирована в работах Ш.А. Абдуллаевой, Е.А. Радиной, A.M. Фонарева. Результаты исследований этих педагогов свидетельствуют о необходимости организации практической деятельности детей для формирования сенсорного опыта.

В.В. Воскобович автор многих дидактических игр. В ходе использования развивающих материалов В.В. Воскобовича вокруг ребенка создается развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры.

Игры В.В. Воскобовича, направленные на формирование сенсорного опыта, знакомят детей с формой, цветом, величиной. В.В. Воскобовича считает, что три главных элемента, с которыми необходимо знакомить детей младшего дошкольного возраста. В.В. Воскобович рекомендует сначала использовать 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. При изучении сенсорных эталонов величины сначала вводить понятия большой и маленький, и затем - понятие средний.

Отличительной особенностью дидактических игр В.В. Воскобовича является многофункциональность. Например, игры с дидактическими пособиями «Сказочные лабиринты игры направлены на развитие мыслительных операций, внимания, формирование сенсорных эталонов цвета и формы, ориентации на плоскости, элементарных учебных действий.

Таким образом, основные подходы к изучению проблемы формирования сенсорного опыту у детей системы представлений о сенсорных эталонах связаны с ознакомлением детей с сенсорными эталонами формы, величины и цвета. Сенсорные эталоны имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях действительности и обучения. Сенсорный опыт включает не только владение сенсорными эталонами, но и опыт перцептивных действий. Сензитивным периодом для формирования сенсорного опыта является младший дошкольный возраст.

Список литературы /References

1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1995. 285 с.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика воспитания в детском саду. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1993. 215 с.

3. Качуренко С.Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте. М.: Просвещение, 2008. 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.