Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В "НРАВСТВЕННЫХ ПИСЬМАХ" СЕНЕКИ'

ПРОБЛЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В "НРАВСТВЕННЫХ ПИСЬМАХ" СЕНЕКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УМЕРЕННОСТЬ / СОВЕСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-DEVELOPMENT / IMPROVEMENT / MODERATION / CONSCIENCE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хубиева З.А.

Статья посвящена проблемы самоорганизации человека. Анализ по данной теме основан на работе Сенеки «Нравственные письма» где внутреннему развитию личности необходимо всю свою энергию направить на внутреннее саморазвитие, чтобы спастись от разлагающего влияния жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMAN SELF-ORGANIZATION IN SENECA'S "MORAL LETTERS"

The article is devoted to the problem of human self-organization. The analysis on this topic is based on the work of Seneca's “Moral Letters”, where the inner development of a person needs to direct all his energy to inner self-development in order to save himself from the corrupting influence of life.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В "НРАВСТВЕННЫХ ПИСЬМАХ" СЕНЕКИ»

УДК 171

Хубиева З.А., к.филос.н.

доцент

ФГБОУВО «СевКавГГТА» Россия, г. Черкесск ПРОБЛЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В «НРАВСТВЕННЫХ ПИСЬМАХ» СЕНЕКИ

Аннотация: статья посвящена проблемы самоорганизации человека. Анализ по данной теме основан на работе Сенеки «Нравственные письма» где внутреннему развитию личности необходимо всю свою энергию направить на внутреннее саморазвитие, чтобы спастись от разлагающего влияния жизни.

Ключевые слова: саморазвитие, совершенствование, умеренность, совесть, личность.

Khubieva Z.A. Candidate of Philosophy, Associate Professor

Associate Professor FSBEI of HE "SevKavGGTA" Russia, Cherkessk THE PROBLEM OF HUMAN SELF-ORGANIZATION IN SENECA'S «MORAL LETTERS»

Annotation: the article is devoted to the problem of human self-organization. The analysis on this topic is based on the work of Seneca's "Mo ral Letters ", where the inner development of a person needs to direct all his energy to inner self-development in order to save himself from the corrupting influence of life.

Keywords: self-development, improvement, moderation, conscience, personality.

Вопросы самоорганизации человека в «Нравственных письмах» разрабатывал Сенека, который полагал, что совершенство человека не связано с внешним блеском. Совершенствование человека должно служить достижению результата, а не ради того, чтобы быть на виду, не ради почестей и славы и ради извращенного удовлетворения собственного тщеславия [2, С. 358].

По мнению Сенеки, индивид должен жить в гармонии с природой, или даже бедность, если она сообразна закону природы, - есть большое богатство. Ученый полагает, что индивид только в соответствии с законом природы не должен терпеть жажды, голода и холода и чтобы избавиться от них, нет нужды обивать надменные пороги, терпеть хмурую спесь или оскорбительную приветливость. Все требования природы, всем доступно и достижимо - терпим мы множество унижений ради избытка.

Нет необходимости, выступая против природы, намерено, изнурять себя, быть нечистоплотным, употреблять грубую и отвратительную пищу.

Лишь страсть к роскоши требует одного лишь изысканного, и только безумие избегает недорогого общеупотребительного. Согласно ученого, во всем нужна умеренность, но умеренность не должна быть отталкивающей. В этой связи Сенека пишет: «Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебреной. Но не менее велик и тот, кто серебренной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам» [3, С. 12] .

Индивид, развиваясь к совершенству должен, прежде всего освободится от глупых мыслей. В том случае если душа видит свои недостатки, которых прежде не замечала, то уже это свидетельствует о том, что она может измениться к лучшему. Однако в силу того, что люди больше верят глазам чем ушам, то наибольшую пользу приносит живой пример, которому человек может подрожать, у которого может учиться. Путь примеров - краток и убедителен, а путь наставлений мало результативен. При достижении совершенства в первую очередь нужно заботиться о своем здоровье, то есть о душе, потому что только в ней настоящее здоровье.

Если здорова душа, то и здоровье тела не дорого обойдется. В силу всего этого, утверждает мыслитель, прилагать усилия, чтобы укрепить тело, - занятие глупое и недостойное образованного человека, так как, сколько бы человек не нарастил мышц и накопил жиру, все равно не весом, ни силой не сравнится с откормленным быком. Вместе с тем, полагает философ утомительные упражнения для укрепления тела, истощают ум и делают его неспособным к более тонким духовным занятиям, ведь груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает его подвижности.

Согласно ученого стремясь достичь здоровье души, надо отказаться от всех общественных дел, поскольку общественная активность в тех условиях не только не симулировала духовный нравственный рост личности, а наоборот, приводила чаще всего к нравственному падению. В силу этой причины необходимо оставить общественную активность, чтобы использовать силы и время для укрепления душевного здоровья, саморазвития. Философ был убежден в том, что в обществе, исчерпавшем возможности своего развития, официальная общественная деятельность перестает служить почвой для нравственного самосовершенствования личности [1, С. 181].

На основе учения Сенеки многие люди той эпохи приходили к выводу: общественная деятельность вообще враждебна внутреннему развитию человека, ибо деятельность по преобразованию внешнего мира и деятельность по самосовершенствованию человека взаимно исключают друг друга.

Сенека пытается доказать, что при противоположности системы внутреннему развитию личности необходимо всю свою энергию направить на внутреннее саморазвитие, чтобы спастись от разлагающего влияния жизни. Сберечь чистоту совести, бескомпромиссность суждений, непримиримость к злу - вот путь для победы над внешним злом.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 10(2512018

ЬШэ:/ЛЬгит-паика.ги

1270

Несмотря на то, что высшего совершенства достичь невозможно, оно может служить человеку как идеал, который манит к себе, побуждает преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Использованные источники:

1. Климович Л.Н. Исторические типы философского мировоззрения. Социально - нравственный аспект. Чита, 1999.

2. Сенека, Честерфилд, Моруа. Если хочешь быть свободным. М., 1992.

3. Там же.

УДК 171

Хубиева З.А., к.филос.н.

доцент

ФГБОУВО «СевКавГГТА» Россия, г. Черкесск

АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕКА КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА В

ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

Аннотация: данная статья посвящена анализу проблемы самоорганизации человека в эпоху Античности. Анализ данной проблемы сделан на различных точках зрения философов Античного мира. В статье сделан вывод о том, что в античный период существовали различные подходы к развитию личности, но в то же время мыслители высказали убежденность в том, что каждый индивид вполне может достичь духовного совершенства.

Ключевые слова: Античность, человек, знание, саморазвитие, самосознание, духовное развитие.

Khubieva Z.A. Candidate of Philosophy, Associate Professor

Associate Professor FSBEI of HE "SevKavGGTA" Russia, Cherkessk HUMAN ANALYSIS AS A SELF-ORGANIZING SYSTEM IN THE PERIOD OF ANTIQUITY Annotation: this article is devoted to the analysis of the problem of human self-organization in the era of Antiquity. The analysis of this problem is made on various points of view of the philosophers of the ancient world. The article concluded that in the ancient period there were different approaches to the development of personality, but at the same time, thinkers expressed the conviction that each individual may well achieve spiritual perfection.

Keywords: Antiquity, man, knowledge, self-development, self-consciousness, spiritual development.

Человек является наивысшим уровнем развития живых существ и выступает как субъект социально - исторической деятельности и цивилизации. Он исследуется в различных аспектах с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.