Научная статья на тему 'СЕНЕКА О ВЛИЯНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ'

СЕНЕКА О ВЛИЯНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
266
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / СТОИЦИЗМ / СЕНЕКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демина Светлана Сергеевна

В статье рассмотрены представления Сенеки о влиянии общественного мнения на сознание и поведение. Этот римский автор употребляет различные термины для обозначения общественного мнения. По мнению Сенеки, общественное мнение навязывает человеку ложную систему ценностей. Свое влияние на сознание и поведение оно осуществляет путем одобрения или осуждения. Желание заслужить одобрение общественного мнения и страх испытать его осуждение ведут к притворству, лицемерию, беспокойству, приобретению ненужных вещей, обидам. Обиды Сенека считает опасными, потому что они провоцируют появление гнева, то есть вредоносной жажды мести. Бездумное подражание модели поведения, которая, согласно общественному мнению, является правильной, способствует распространению порочности в обществе. Всеобщим заблуждениям этот римский стоик противопоставляет стремление к добродетелям как смысл жизни. Он считает, что человек должен игнорировать общественное мнение и ориентироваться не на него, а на разум и истину, жить сообразно природе, иметь чистую совесть, постоянно бороться со своими пороками и радоваться проявлению добродетелей. Уединение и занятие науками также помогают направить дух не на внешние блага, а на внутренние. Общественному мнению Сенека противопоставляет мнение добродетельных людей. Их похвала, с его точки зрения, вдохновляет человека на дальнейшее самосовершенствование. Их поведение является образцом, достойным подражания. Сенека не только обратил внимание на распространение в римском обществе I в. н. э. конформистских настроений, но и попытался осмыслить его истоки и предложить способы противодействия ему с позиций стоицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENECA ON THE INFLUENCE OF PUBLIC OPINION ON CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR

The article deals with Seneca’s thoughts about the influence of public opinion on consciousness and behavior. Seneca used various terms for designation of public opinion. According to Seneca, public opinion obtrudes a false system of values upon a person. It influences consciousness and behavior by approving or condemning. The desire to earn the approval of public opinion and the fear of experiencing its condemnation cause dissembling, hypocrisy, anxiety, purchase of unnecessary things, injustice. Seneca thinks that the injustice are dangerous, because they provoke anger that is a harmful desire for revenge. The unthinking imitation of a behavior model that, according to public opinion, is correct, promotes depravity in the society. This Roman stoic opposes the common misconceptions with an aspiration for virtues as the purpose of life. He thinks that a man must ignore public opinion, follow reason and truth instead, live in accordance with nature, have a clear conscience, constantly fight his vices and rejoice in the virtues. Solitude and sciences help direct the spirit not to material welfare, but to the moral life. Seneca opposes the public opinion with the opinion of the men of virtue. In his view, their praise inspires a person to continue self-improvement. Their behavior is an example for imitation. Seneca not only attracted attention to the spread of conformism in the Roman society of the 1st century AD, but he attempted to comprehend its sources and offer the ways to counteract it from the standpoint of Stoicism.

Текст научной работы на тему «СЕНЕКА О ВЛИЯНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ»

Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры

1 (2022), 200-206 1 (2022), 200-206 © The Author(s) 2022 ©Автор(ы) 2022

DOI: 10.18503/1992-0431-2022-1-75-200-206

СЕНЕКА О ВЛИЯНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

С. С. Демина

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия ist-drev@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены представления Сенеки о влиянии общественного мнения на сознание и поведение. Этот римский автор употребляет различные термины для обозначения общественного мнения. По мнению Сенеки, общественное мнение навязывает человеку ложную систему ценностей. Свое влияние на сознание и поведение оно осуществляет путем одобрения или осуждения. Желание заслужить одобрение общественного мнения и страх испытать его осуждение ведут к притворству, лицемерию, беспокойству, приобретению ненужных вещей, обидам. Обиды Сенека считает опасными, потому что они провоцируют появление гнева, то есть вредоносной жажды мести. Бездумное подражание модели поведения, которая, согласно общественному мнению, является правильной, способствует распространению порочности в обществе. Всеобщим заблуждениям этот римский стоик противопоставляет стремление к добродетелям как смысл жизни. Он считает, что человек должен игнорировать общественное мнение и ориентироваться не на него, а на разум и истину, жить сообразно природе, иметь чистую совесть, постоянно бороться со своими пороками и радоваться проявлению добродетелей. Уединение и занятие науками также помогают направить дух не на внешние блага, а на внутренние. Общественному мнению Сенека противопоставляет мнение добродетельных людей. Их похвала, с его точки зрения, вдохновляет человека на дальнейшее самосовершенствование. Их поведение является образцом, достойным подражания. Сенека не только обратил внимание на распространение в римском обществе I в. н. э. конформистских настроений, но и попытался осмыслить его истоки и предложить способы противодействия ему с позиций стоицизма.

Ключевые слова: Древний Рим, стоицизм, Сенека, общественное мнение.

Общественное мнение в Древнем Риме было, как известно, важным фактором, влияющим на политическую жизнь общества и на социальный статус отдельного человека1. Общественное мнение многократно упоминали в своих произведениях римские историки, поэты и мыслители в позднереспубликанское и раннеимператорское время. В их число входит и Луций Анней Сенека Младший,

Данные об авторе: Демина Светлана Сергеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.

1 См., например, Кнабе 1988, 168-169; Laurence 1994, 62-74; Rosillo-Lôpez 2017, 6.

размышлявший с позиций стоицизма о самосовершенствовании человека, о добродетелях, пороках, страстях и о спокойствии для достижения блаженной жизни.

Исследователи активно изучают представления римских авторов об общественном мнении и обозначавшие его латинские термины2. Термин fama, крайне важный для римской культуры3, специалисты трактуют как обозначение общественного мнения и репутации, при этом одни полагают, что он и термин exis-timatio являлись синонимами4, другие указывают на близость обозначавшихся ими понятий, отмечая незначительные отличия5. К. Росилло-Лопес заметила, что, наряду с этими двумя терминами, для обозначения общественного мнения использовался также термин iudicium6. М. Беттини считает, что у понятий, обозначавшихся терминами fama и rumor, были не только общие, но и отличительные черты7. На основе анализа произведений Тацита И. Шатцман утверждает, что термин sermo у этого римского историка - это словесное выражение fama, а между терминами sermones и rumores существовала близкая связь8.

Взглядам Сенеки об общественном мнении исследователи уделили весьма скромное внимание. Так, Ц. Яветц указывает на то, что Сенека, зная о неустойчивом характере общественного мнения, призывал философов игнорировать слухи, распускавшиеся глупцами9. С. Г. Карпюк также отмечает имеющееся в произведениях этого римского мыслителя I в. н. э. противопоставление философа всем немудрецам и обращает внимание на его идею о том, что поведение философов не должно противоречить общепринятым обычаям10. И. П. Портнягина справедливо замечает, что Сенека рекомендовал удерживать воспитуемых от частого общения с толпой из-за ее вредного влияния11. Таким образом, можно констатировать существующий в науке интерес к отношению Сенеки к общественному мнению, с одной стороны, и крайне слабую изученность этого вопроса, с другой. В связи с этим в данной статье будет предпринята попытка поиска ответа на вопрос о том, как Сенека оценивал влияние общественного мнения на сознание и поведение человека. Анализ этого аспекта его взглядов является важным для более глубокого понимания как его собственного мировоззрения и учения стоицизма в целом, так и более широкой проблемы уровня знаний и характера представлений древних римлян о факторах, воздействующих на систему духовных ценностей и модели поведения людей.

Изучение представлений Сенеки о влиянии общественного мнения на сознание и поведение человека сопровождается определенными сложностями терминологического характера. Дело в том, что, размышляя об общественном мне-

2 См.: Yavetz 1974, 35-65; Shatzman 1974, 549-578; Néraudau 1993, 27-34; Gibson 1998, 111129; Habinek 2000, 264-303; Hallett 2006, 37-42; Bettini 2008, 352-361; Descheemaeker 2009, 609; Hardie 2012, 78-329; Bond 2014, 5-6; Karamalengou 2016, 45-54; Guastella 2017, 53-66, 115-124; Rosillo-López 2017, 6-12.

3 Bettini 2008, 352.

4 Yavetz 1974, 49; Desheemaeker 2009, 609; Rosillo-López 2017, 6-7.

5 Néraudau 1993, 29-30.

6 Rosillo-López 2017, 6.

7 Bettini 2008, 358-361.

8 Shatzman 1974, 549-550.

9 Yavetz 1974, 46, 64.

10 Карпюк 1997, 131.

11 Портнягина 2014, 217.

нии, этот римский мыслитель употребляет различные термины (iudicium / iudicia, opinio / opiniones, existimatio, sententia, fama, sermo / sermones, rumores). Как и другие латинские авторы, он не дает им четких определений, что существенно затрудняет поиск ответа на вопрос о соотношении их смыслов. Однако некоторые моменты по этому поводу все же можно отметить.

Наиболее часто употребляемыми Сенекой терминами, обозначавшими общественное мнение, являются iudicium / iudicia и fama. Значительно реже он использует термины opinio / opiniones, sententia и sermo / sermones, крайне редко - existimatio и rumores.

Контексты употребления этих терминов позволяют полагать, что термин iu-dicia (в единственном числе - iudicium) означает у Сенеки общественное мнение как таковое, независимо от того, выражено оно вербально или нет, поэтому его можно перевести и как «мнения», и как «суждения» (De brevit. vitae. 2. 1: Epist. LXXXI. 31, XCV. б2, CII. 11-13, 15, 17), однако все же чаще он употребляется в первом значении. Термин existimatio также можно истолковать как «мнение», «суждение» (Epist. CII. 12). Терминами fama (молва), rumores (толки), sermo / sermones (слухи, толки, пересуды) Сенека обозначает общественное мнение, выраженное вербально (De ira. III. 11. 1; Epist. LXXXI. 29, XCI. 19-2Q, XCIV. 55, CII. 12-13, 17). Обращает на себя внимание тот факт, что существительное sermo / sermones сопровождается у этого римского мыслителя эпитетом malignus / ma-ligni (недоброжелательный(ые), злобный(ые)) (De ira. III. 11. 1; Epist. CII. 12), что свидетельствует о негативном отношении самого Сенеки к различным слухам, толкам, пересудам. Термину «sententia» он противопоставляет термин vox (голос) (Epist. CII. 14), поэтому можно утверждать, что у Сенеки он означает «мнение». Термин opinio римский мыслитель употребляет как его синоним (Epist. CII. 13).

Общественное мнение интересует Сенеку как фактор, влияющий на сознание и поведение человека, на его самовосприятие и отношение к окружающим. С его точки зрения, оно навязывает индивиду как члену общества конкретные ценностные ориентиры, а именно: представления о богатстве (divitiae), наслаждениях (voluptates), окружении толпой клиентов (clientium populus) и славе (gloriae) как о неотъемлемых атрибутах благополучия (felicitas) (De brevit. vitae. 2. 4; Epist. CII. 17). Члены общества, добившиеся успеха (в таком его всеобщем понимании), вызывают у всех зависть (De brevit. vitae. 2. 4; Epist. XCIV. 6Q). Однако те, кого считают благополучными, на самом деле, на его взгляд, таковыми не являются, ибо страсти постоянно терзают их души, делая этих людей самыми несчастными (De brevit. vitae. 2. 4; Epist. XCIV. 73-74, CXXIV. 24). Следовательно, они не должны служить образцом для подражания. Самим же «благополучным» Сенека рекомендует вести себя скромно, не демонстрировать открыто свои блага (bona), не хвалиться ими, а «радоваться втайне» (in sinu gaudere), чтобы не вызывать всеобщую зависть (invidia) (Epist. CV. 2), которую он считает «враждебнейшей» (in-imicissima) (De tranquill. an. 2. Ю).

Как показывает римский мыслитель, свое воздействие на ценностно-ориен-тационную систему людей общественное мнение осуществляет путем одобрения или осуждения. Одобрение может выражаться похвалой, лестью, криками, а также молчанием (De tranquill. an. 1. 1б; Epist. VII. 12, LII. 9, 11-12, 14, CII. 14-19).

Осуждение со стороны толпы проявляется возгласами, плевками, различными оскорблениями (De const. sap. 1. 3).

По мнению Сенеки, желание заслужить общественное одобрение и страх испытать всеобщее осуждение подталкивают человека к притворству (ostentatio), лицемерию (simulatio), постоянному беспокойству о том, как его оценивают другие (De tranquill. an. 17. 1-2). Жизнь, полную притворства, римский мыслитель считает ложной (ficta). Притворству и лицемерию он противопоставляет «неподдельную и саму по себе бесхитростную простоту» (sincera et per se inornata simplicitas) (De tranquill. an.). Стремление же узнать чужое мнение о себе может вызвать обиду (iniuria) не только потому, что человек услышал «недоброжелательные слухи» (maligni sermones) в свой адрес, но и из-за его собственного легковерия (credulitas) и пустого подозрения (suspicio vana) или из-за неверного истолкования услышанного (De ira. II. 24. 1-2, III. 11. 1). Опасность обиды, как полагает Сенека, заключается в том, что она влечет за собой гневливость (iracundia) (De ira. II. 22. 2). Под гневом (ira) римский мыслитель понимает жажду мести, способную причинить колоссальный вред не только отдельным людям, но и обществу в целом12. Для того чтобы обида не возникла и не спровоцировала появление гнева, Сенека советует не подслушивать, не проявлять любопытства, а, узнав о недоброжелательных отзывах о себе, не быть легковерным и мнительным, не придавать серьезного значения или высмеивать услышанное (De tranquill. an. 12. 7; De ira. II. 22. 3, 24. 1-2, 29. 2, III. 11. 1). Идеальной, с точки зрения этого римского мыслителя, является позиция мудреца, который равнодушен к «почестям и обидам толпы» (honores iniuriaeque volgi) (De const. sap. 19. 1), его дух - выше обид, поэтому его невозможно обидеть или оскорбить (De const. sap. 2. 1, 2. 3, 3. 3, 19. 2).

Другим последствием желания соответствовать ценностным ориентирам, навязываемым общественным мнением, является, как пишет Сенека, то, что люди приобретают много ненужного (supervacua) лишь по той причине, что это «у большинства есть» (apud plerosque sunt), следуя чужим примерам (vivimus ad exempla) и руководствуясь не собственным разумом, а привычкой (nec ratione conponimur, sed consuetudine abducimur) (Epist. CXXIII. 6). Это слепое, бездумное подражание модели поведения, которую общественное мнение признало «более приличной» (honestius), ведет к тому, что «у нас место правильного занимает заблуждение, когда ( оно) стало общеупотребительным» (recti apud nos locum tenet error, ubi publicus factus est), и в этом кроется одна из причин людских бед (Epist.). Во избежание подобной испорченности (nequitia), как полагает этот римский мыслитель, человеку необходимо удерживать свои желания (desideria) в определенных рамках и удаляться от людей, являющихся порочным примером (longe a vitiorum exemplis recedendum est) (Epist. CIV. 20-21).

Чужое мнение, даже если речь идет о ближайшем окружении, наносит человеку вред, вовлекая его в порочность (in pravum) (Epist. XCIV. 53-54). Природа, по мнению Сенеки, создала людей невинными и свободными от пороков (integros ac liberos) (Epist. XCIV. 56). Люди же, навязывая друг другу свои заблуждения и перенимая друг от друга худшее, распространяют безумие (dementia) и усиливают всеобщую испорченность (nequitia) (Epist. XCIV. 54).

12 Подробнее об этом см.: Демина 2020, 20.

Сенека считает, что человеку следует полагаться не на общественное мнение, ошибочное, неоднородное, изменчивое (Epist. LXXXI. 29-31, CII. 13), влекущее за собой постоянные беспокойства и плодящее пороки, а на разум (ratio) и истину (veritas), необходимо жить сообразно природе, быть самодостаточным, иметь чистую совесть (bona conscientia), постоянно бороться со своими пороками и находить радость в себе самом, а не из-за чужих оценочных суждений (Epist. XLI. 8-9, XLIII. 3-5, LXXXI. 29, LXXXVI. 22, CXXIV. 24). По его мнению, избежать вредоносного влияния общественного мнения помогут уединение, занятие науками, ориентированность духа не на внешние, а на внутренние блага (Epist. XCIV. б9, 72)13. Однако в отличие от мудрецов, которым свойственен подобный стиль жизни, обычным людям крайне сложно находиться длительное время без общения с широким кругом лиц. Осознавая это, Сенека советует им чередовать периоды одиночества и интенсивных контактов с множеством людей (solitudo et frequentia), чтобы уединение исцелило от ненависти к толпе, а общение с толпой избавило от отвращения к уединению (odium turbae sanabit solitudo, taedium solitudinis turba) (De tranquill. an. 17. 3).

Негативное отношение Сенеки к общественному мнению вовсе не означает, что он призывает абсолютно игнорировать то, что о человеке думают другие люди. В «Нравственных письмах к Луцилию» он пишет, что очень важным является мнение любого хорошего, добродетельного человека (vir bonus) (Epist. CII. 11-14). В отличие от молвы (fama), отражающей различные взгляды и чувства, мнения viri boni одинаковы, поскольку они соответствуют истине (Epist. CII. 1213). Для похвалы со стороны viri boni в чей-то адрес слова не обязательны. Их молчаливое одобрение, как полагает Сенека, уже является похвалой (Epist. CII. 14-15). Такую похвалу римский мыслитель считает благом (bonum) и для того, кто хвалит, ибо он тем самым выражает одобрение чужих добродетелей, проявляя справедливость в своих оценках поведения другого человека, и для того, кого хвалят, ибо он испытывает радость от правильности своих поступков и от признания этого теми людьми, для которых, как и для него, стремление к добродетелям и борьба с пороками являются смыслом жизни (Epist. CII. 18-19). Если жажда славы, одобряемая общественным мнением, ведет человека к порокам, то стремление к похвале со стороны добродетельных людей вдохновляет его на дальнейшее самосовершенствование. Разграничение всеобщей похвалы, выраженной словами, лицемерной, вредоносной, и одобрения со стороны хороших людей, молчаливого, соответствующего истине, приносящего благо, нашло у Сенеки свое отражение и на терминологическом уровне: в первом случае он употребляет термин «gloria», во втором - claritas (Epist. CII. 11-14, 17-19)14.

Таким образом, идеи об общественном мнении занимают важное место в учении Сенеки о пороках и необходимости постоянно совершенствовать себя. Общественное мнение с его ошибочными ценностными ориентирами и осуждением иных стремлений и моделей поведения является, с его точки зрения, причиной порочности как отдельного человека, так и общества в целом. Для недопущения его пагубного влияния римский мыслитель призывает ориентироваться на добро-

13 Подробнее об отношении Сенеки к интеллектуальному досугу см., например, Межерицкий 1988, 53-59.

14 Подробнее о терминах gloria и claritas см. Habinek 2QQQ, 264-3Q3.

детельную жизнь, игнорировать то, что думает и говорит большинство, чаще уединяться и посвящать себя интеллектуальным занятиям, а также подражать не тем, кого принято считать благополучными, а добродетельным людям, ценя лишь их мнение. Важной заслугой Сенеки можно считать предпринятую им с позиций стоицизма попытку научно осмыслить распространявшиеся в римском обществе I в. н. э. конформистские настроения, которые он связывал с влиянием общественного мнения.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

Bettini, M. 2008: Weighty Words, Suspect Speech: Fari in Roman Culture. Arethusa 41.2, 313— 375.

Bond, S. 2014: Altering Infamy: Status, Violence, and Civic Exclusion in Late Antiquity.

Classical Antiquity 33.1, 1-30. Demina, S.S. 2020: Predstavleniya TSitserona i Seneki o politike i emotsiyakh [Cicero's and Seneca's thoughts about politics and emotions], Vestnik Permskogo universiteta. Seriya Istoriya [Perm University Herald. History] 2, 17-23. Демина, С.С. 2020: Представления Цицерона и Сенеки о политике и эмоциях. Вестник

Пермского университета. Сер. История 2, 17-23. Descheemaeker, E. 2009: Protecting Reputation: Defamation and Negligence. Oxford Journal of

Legal Studies 29.4, 603-641. Gibson, B.J. 1998: Rumours as causes of events in Tacitus. Materiali e discussioniper l'analisi

dei testi classici 40, 111-129. Guastella, G. 2017: Word of Mouth: Fama and Its Personifications in Art and Literature from

Ancient Rome to the Middle Ages. Oxford. Habinek, Th. 2000: Seneca's Renown: Gloria, Claritudo, and the Replication of the Roman Elite.

Classical Antiquity 19.2, 264-303. Hallett, J.P. 2006: Sulpicia and Her Fama: An Intertextual Approach to Recovering Her Latin

Literary Image. Classical World 100.1, 37-42. Hardie, Ph. 2012: Rumour and Renown: Representations of Fama in Western Literature.

Cambridge and New York. Karamalengou, E. 2016: Poeta, Heros et Fama: Perplexities and Upsets in Cicero's Epic Fragments. In: Kyriakidis, Stratis (ed.), Libera Fama: An Endless Journey. Cambridge, 45-54.

Karpyuk, S.G. 1997: Vulgus i turba: tolpa v klassicheskom Rime [Vulgus and turba: Mob in

Classical Rome]. VestnikDrevney Istorii [Journal of Ancient History] 4, 121-137. Карпюк, С.Г. 1997: Vulgus и turba: толпа в классическом Риме. ВДИ 4, 121-137. Knabe, G.S. 1988: Kategoriya prestizhnosti v zhizni Drevnego Rima [The category of prestigiousness in the life of Ancient Rome]. In: Knabe, G.S. (ed.), Byt i istoria v antichnosti [Life and History in Antiquity]. Moscow, 143-169. Кнабе, Г.С. 1988: Категория престижности в жизни Древнего Рима. В кн.: Г.С. Кнабе (ред.),

Быт и история в античности. Москва, 143-169. Laurence, R. 1994: Rumour and Communication in Roman Politics. Greece & Rome 41.1, 6274.

Mezheritskij, Ya.Yu. 1988: Iners otium. In: Knabe, G.S. (ed.), Byt i istoria v antichnosti [Life and

History in Antiquity]. Moscow, 41-68. Межерицкий, Я.Ю. 1988: Iners otium. В кн.: Г.С. Кнабе (ред.), Быт и история в античности. Москва, 41-68. Néraudau, J.-P. 1993: La fama dans la Rome antique. Médiévales 24, 27-34.

Portnjagina, I.P. 2014: Lutsiy Anney Seneca o sisteme vospitaniya i samovospitaniya (teoriya i praktika) [Lucius Annaeus Seneca on the problem of education and self-education (theory and practice)]. Mnemon: Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon: Investigations and Publications on the History of Ancient World] 14, 211-222.

Портнягина, И.П. 2014: Луций Анней Сенека о системе воспитания и самовоспитания (теория и практика). Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира 14, 211-222.

Rosillo-Lopez, C. 2017: Public Opinion and Politics in the Late Roman Republic. Cambridge.

Shatzman, I. 1974: Tacitean Rumours. Latomus 33.3, 549-578.

Yavetz, Z. 1974: Existimatio, Fama, and the Ides of March. Harvard Studies in Classical Philology 78, 35-65.

SENECA ON THE INFLUENCE OF PUBLIC OPINION ON CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR

Svetlana S. Demina

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia

ist-drev@yandex.ru

Abstract. The article deals with Seneca's thoughts about the influence of public opinion on consciousness and behavior. Seneca used various terms for designation of public opinion. According to Seneca, public opinion obtrudes a false system of values upon a person. It influences consciousness and behavior by approving or condemning. The desire to earn the approval of public opinion and the fear of experiencing its condemnation cause dissembling, hypocrisy, anxiety, purchase of unnecessary things, injustice. Seneca thinks that the injustice are dangerous, because they provoke anger that is a harmful desire for revenge. The unthinking imitation of a behavior model that, according to public opinion, is correct, promotes depravity in the society. This Roman stoic opposes the common misconceptions with an aspiration for virtues as the purpose of life. He thinks that a man must ignore public opinion, follow reason and truth instead, live in accordance with nature, have a clear conscience, constantly fight his vices and rejoice in the virtues. Solitude and sciences help direct the spirit not to material welfare, but to the moral life. Seneca opposes the public opinion with the opinion of the men of virtue. In his view, their praise inspires a person to continue self-improvement. Their behavior is an example for imitation. Seneca not only attracted attention to the spread of conformism in the Roman society of the 1st century AD, but he attempted to comprehend its sources and offer the ways to counteract it from the standpoint of Stoicism.

Keywords: Ancient Rome, Stoicism, Seneca, public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.