Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / СИНЕРГЕТИКА / ПСИХИКА / СОЗНАНИЕ / МОЗГ / АКТИВНОСТЬ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / BIOLOGICAL / SOCIAL / SYNERGETICS / PSYCHE / CONSCIOUSNESS / BRAIN / ACTIVITY / SELF-EDUCATION / SELF-IMPROVEMENT / SPIRITUALITY / SELF-ORGANIZATION / PERSONALITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хубиева Заира Альбертовна

В данной работе автор проанализировал и сделал вывод, что проблема самосовершенствования личности рассматривалась авторами различных эпох и культур, которых можно отнести к натурфилософским и антропологическим позициям. Разнообразие в трактовке обозначенной проблемы свидетельствует о недостаточной разработанности, собственно, единой стороны по проблеме самоорганизации человека. Автор приходит к мнению, что наиболее рациональным подходом к исследованию общества и человека является синергетика, т.к. человек тоже есть сложная система? у которого какой-либо случайный фактор может изменить всю его жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human problem: social-philosophical analysis

In this paper, the author analyzed and concluded that the problem of self-improvement of the individual was considered by the authors of different eras and cultures, which can be attributed to the natural philosophical and anthropological positions. The diversity in the interpretation of this problem indicates the lack of development, in fact, a single side on the problem of human self-organization. The author comes to the opinion that the most rational approach to the study of society and man is synergetics, because man, too, has a complex system in which some random factor can change his whole life.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

данные технологии привлекаются для достижения финансовых и политических преференций.

Примечания:

1. Миннуллина Э.Б. Коммуникативное пространство. Рациональность. Дискурс. - Казань : КГЭУ, 2014.-180 с.

2. Новая газета. - 2014. - №75. - С. 5.

3. Горяева T.M. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2002. - 408 с.

4. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Едиториал УРСС, 2005.-352 с.

HUMAN PROBLEM: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS Khubieva Zaira Albertovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Philosophy and Humanities, North-Caucasian State Academy, Cherkessk, Karachaevo-Circassian Republic

In this paper, the author analyzed and concluded that the problem of self-improvement of the individual was considered by the authors of different eras and cultures, which can be attributed to the natural philosophical and anthropological positions. The diversity in the interpretation of this problem indicates the lack of development, in fact, a single side on the problem of human self-organization. The author comes to the opinion that the most rational approach to the study of society and man is synergetics, because man, too, has a complex system in which some random factor can change his whole life.

Keywords: biological; social; synergetics; psyche; consciousness; brain; activity; self-education; self-improvement-spirituality; self-organization; personality; socialization.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ

АНАЛИЗ

В данной работе автор проанализировал и сделал вывод, что проблема самосовершенствования личности рассматривалась авторами различных эпох и культур, которых можно отнести к натурфилософским и антропологическим позициям. Разнообразие в трактовке обозначенной проблемы свидетельствует о недостаточной разработанности, собственно, единой стороны по проблеме самоорганизации человека. Автор приходит к мнению, что наиболее рациональным подходом к исследованию общества и человека является синергетика, т.к. человек тоже есть сложная система?у которого какой-либо случайный фактор может изменить всю его жизнь.

Ключевые слова: биологическое; социальное; синергетика; психика; сознание; мозг; активность; самовоспитание; самосовершенствование; духовность; самоорганизация; личность; социализация.

В современной науке по вопросу о природе человека сформировались три основные концепции: социологизаторская, биологи-заторская и синергетическая. Социологизаторская концепция считает, что человек полностью - социальное существо, так как и биологическое у человека в основном относится к социальному.

Согласно же биологизаторских концепций человек - это биологическое существо. Сторонники этой концепции полагают, что главным двигателем общества является естественный отбор. Исходя из биологизаторского взгляда, расисты сущность человека объясняют исходя из расовых признаков, обусловленных генетической конституцией. Согласно сторонников этого взгляда? существуют "высшие" и "низшие" расы и что "высшие" расы должны господствовать над "низшими".

Таким образом, социологизаторская концепция абсолютизирует социальный аспект человека, а биологизаторская - биологический аспект.

5. Цензура как социокультурный феномен. - Саратов : Новый ветер, 2007. - 370 с.

6. Багдикян Б. Монополия средств информации / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 322 с.

7. Агапова Е.А. Философия цензуры: социокультурный и диахронический аспекты: дис____д.ф.н. -

Ростов-на-дону, 2013. - 36 с.

8. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М. : Мысль, 1980.-325 с.

9. Шайхитдинова С.К. Информационное общество и ситуация человека: Эволюция феномена отчуждения. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. -308 с.

УДК 130.122 ВАК РФ 09.00.11

© Хубиева З.А., 2019

ХУБИЕВА Заира Альбертовна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская республика

На самом же деле у человека биологическое и социальное образуют две неразрывно связанные стороны целостной системы. Поэтому человек - биосоциальное существо. Это свидетельствуй о принадлежности человека к двум формам движения материи (биологической и социальной). Но психика является не особой формой движения материи, а свойством высших животных и человека, т.е. имеется в обеих формах движения материи.

Однако это не уменьшает значения психики и сознания у человека. Психика является высшей, наиболее совершенной формой приспособления организмов к условиям жизни и борьбы с ними, высшей формой отражения внешнего мира, созданием образов внешней действительности внутри организма. Этим она качественно отличается от биологических процессов и от низших, до психических форм отражения. У животных психика выполняет лишь функцию средства приспособления к среде и борьбы с нею. У человека эта функция не единственная, хотя и лежит в основе всех остальных. На первый план у человека выдвигается, наоборот, его активность, приспособление среды к своим целям, переделка окружающего мира и своей собственной природы. Благодаря этой активности, преобразовательной деятельности психика человека по своим функциональным способностям далеко отходит от непосредственного отражения, создает все более особый мир, специфическую реальность.

В этой связи С.М. Ковалев в ряде своих трудов подчеркивает, что проблема активности в своем развитии "длительное время не занимали подобающего места в педагогической науке, в теории коммунистического воспитания, психологии" [2,12].Ученый приводит большой фактический материал, из которого следует, что в научной литературе считали, что долю, приходящуюся на проблемы самовоспитания и самообразования,определить просто невозможно вследствие ее ничтожности.

В то же время, проблемы активности личности в своем развитии находили отражение в работах таких авторов, как А.Я. Арет, С.Ф. Ани-симов, М.И. Бобнева, Л. П. Буева, Л.И. Игнатовс-кий, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Л.Н. Коган, С.Л. Рубинштейн, И.Т. Фролов и др. Существуют работы которые посвящены непосредственно данной проблематике. В этих трудах основное внимание уделяют разработке средств самовоспитания. Заслуживает внимания концепция А.Я. Арета, согласно которой любое средство воспитания можно использовать как средство самовоспитания, прилагая опреде-

ленные волевые усилия и настойчивость. Истинность своей концепции он подтверждает тем, что в качестве примеров философ называет такие средства, как самосознание, самоубеждение и т.д. [1,46]. Аналогичны к процессам воспитания позиции таких ученых, как Л. И. Рувинский, А.Г. Ковалев. К примеру, Л.И. Ру-винский отмечает, что процесс самовоспитания "предполагает составление программы деятельности, контроль ее осуществления, волевые усилия по ее реализации" [5, 150]. В этой связи заметим, что основная часть исследователей считают, что основная задача самовоспитания - это сознательная, систематическая работа личности над собой в целях устранения тех или иных недостатков; формирование положительных свойств, отвечающих требованиям общества и самого индивида. Однако для этих целей индивид должен познать самого себя и других людей, научиться* соизмерять требования окружающих с собственными возможностями.

Вышеизложенный материал содержит много позитивного. Вместе с тем суждения этих авторов присуща и определенная ограниченность. Речь идет о том, что некоторые исследователи считают, что самовоспитание имеет место только при определенном уровне морали - психологической зрелости личности. Другие исследователи, такие как А. А. Бо-далев, А.И Качетов, Ю.А. Самарин, А.Г. Ковалев? считают, что самый плодотворный период для самовоспитания - это подростковый возраст. С нашей точки зрения, такая позиция не соответствует действительности. Об этом свидетельствуют и факты, изложенные в трудах С.М. Ковалева, который совершено справедливо отмечает, что процесс формирования ребенка начинается с первых дней его жизни. Ростки тяготения к самовоспитанию выражаются в его желании "поступать как взрослые", копировать их поведение, привычки. Мы согласны савтором и в том, что период зрелости не только не должен рассматриваться как завершение становления личности, но напротив, "его следует считать прочной основой для формирования новых, социально более ценных качеств человека" [3,77].

Анализируя исследуемый материал можно сделать следующие заключения:

- тезис морального самосовершенствования личности нашел отражение в высказываниях мыслителей разных исторических эпох и культур;

- в разрешении рассматриваемой проблемы находили отражение общие мировоззрен-

оэ

1-Н

о си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

199

ческие установки, присущие для определенного исторического периода;

- ученые разных периодов особое внимание уделяли на вопросы духовного развития личности, как определяющем уровне самоорганизующегося индивида;

- несмотря на различные способы в теоретическом обосновании идеи нравственного самосовершенствования личности, большинство из них можно отнести к двум крайним позициям: натурфилософскому и антропологическому. Члены первой школы стремились отыскать всеобщий источниксамодвижения человека во внешнем мире: в самой природе вещей, в действии высших иррациональных сил, во влиянии социальной среды и т.д.

Члены другой школы полагали, что лишь детерминированность изнутри может вести человека по пути самосовершенствования. Необходимо подчеркнуть, что в истории науки и философии имелись некоторые теории, которые достаточно близко подошли к идеям современной синергетики. Однако для основной части авторов, представленных в данной статье, присущ один общий недостаток: линейный подход, в котором развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, завершающейся социальной зрелостью индивида.

На самом же деле процесс самодвижения, самоорганизации человека не укладывается в эту простую схему.

При комплексном изучении проблемы человека требуется учесть, что всякий научный синтез осуществляется на какой-то основе, на основе объединяющей идеи. Такой идеей является философская теория человека. Если утверждается, что кроме социальной может быть и психологическая и даже биологическая личность, то никакой обшей, теории личности не получится. Теория человека должна строиться не как механический конгломерат различных специальных философских положений о человеке, конкретизируемых данными частных наук. Всякая теория, как известно, развивается бесконечно, приближаясь к действительности. Но на каждом этапе развития философской теории человека эти науки должны исходить из достигнутых ею результатов.

Природа человека обусловлена тем, что человек живет и в природной и общественной среде, и тем самым он является и существом природным, и живым организмом, и существом общественным. Вследствие этого он подчиняется и законам природы и законам общественного развития. Общественное начало являет-

ся не только относительно самостоятельным компонентом, но и наиболее динамичным и поэтому ведущим началом природы человека в целом. Биологическая сторона природы человека обеспечивает преимущественно гоме-остаз общества, социальная - его движение.

В отличие от животных у новорожденного ребенка существуют и реализуются две программы: и биологическая, и социальная.

Животное же будучи чисто биологическим существом, не содержит в своем организме социальной программы развития, а содержит только биологическую программу. Поэтому даже в образцовой социальной среде детеныша животного он не способен стать личностью, не способен обладать сознанием и речью.

Биологическая программа человека передает от родителей к детям биологические (генетические) признаки: строение человеческого организма, цвет кожи, цвет волос, цвет глаз и т.д., а социальная программа предает предпосылки и способности к труду, мышлению и общению. Поэтому новорожденный ребенок с самого начала является человеком, но не является личностью. Личностью человек не рождается, а становится в онтогенезе.

Но для такой реализации человека каклич-ности необходимы соответствующие социальные условия, т.е. должна быть социальная среда. Вне общества личность формироваться не может. Поэтому ведущим фактором у человека является социальная среда.

Поэтому, во-первых, без определяющего влияния социальной среды на указанные выше программы ребенка труд, общение и мышление не способны развиваться, они затухают. Во-вторых, социальное образует для развития биологического своего рода защитный социальный "панцирь", оберегающий биологическое от холода, голода и т.д.

Но если говорить в целом, то оба аспекта человека - и социальный и биологический -взаимосвязаны и взаимообуславливают развитие друг друга.

Под детерминирующим влиянием общества происходит социализация человека и формирование его личности. Но что такое личность? Личность - это общественно развитый человек со своими индивидуальными и общественными признаками. Она обладает устойчивой психикой, с определенными принципами поведения, системой определенных ценностей.

К социальным признакам личности относятся: мировоззрение, характер, сила воли, нравственность, а к индивидуальным призна-

кам относится индивидуальные, единичные признаки характера, особенности воли, подчерка, и т.д.

Личность следует отличать от индивида и индивидуальности. Индивид - это отдельно взятый человек. Индивид включает в себе как врожденные, так и приобретенные в процессе социализации общественные признаки. Индивидуальность, в отличие от личности и индивида, - это только присущие индивиду социально-значимые и неповторимые признаки.

Индивидуальность проявляется в особенных чертах темперамента, характера, интересов, потребностей и способностей. Личность существует как целое, которое образуется в процессе взаимоотношений, возникающих между индивидами в процессе общественной деятельности.

При рассмотрении личности необходимо различать мозг и личность. Мозг - это орган, с помощью которого формируется и реализуется личность. Поэтому мозг - это нейродинами-ческий механизм, с помощью которого формируется личность. А личность - это продукт общества, социальное явление, совокупность общественных отношений. Поэтому личность образует не мозг, а его функция. Данная функция мозга и есть совокупность общественных отношений, идеальный феномен. Благодаря этой функции происходит социализация личности. Социализация - это способность личности к жизнедеятельности на основе усвоения социальных ценностей.

Социализация дает возможность для личности действовать как равноправный участник общества. В этой связи отметим, что источниками социализации личности являются: 1) опыт раннего детства - формирование психических функций, значимого поведения; 2) социальные институты - системы воспитания, обучениям и образования; 3) взаимное и групповое влияние людей в процессе общения и деятельности.

Заметим, что педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность, психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения склонность к аффективным реакциям - предпосылки делинквентного поведения.

В этой связи заметим, что социум обладает и особым организационным строением по сравнению с организмами животных. Общество состоит из элементов, их отношений и результатов их отношений. Это есть не только основа его развития, но и сущность социальной системы. При этом общество имеет ряд особенностей, которые в совокупности выделяют ее из числа живых сообществ биосферы.

Компоненты социума достаточно разнообразны и многочисленны, ибо они варьируются от простейших единичных элементов до их сложнейших групп, которые, в свою очередь, в структуре социальных отношений могут выступать как некий единый компонент. Главной единицей общественной системы является человек во всем многообразии своих функций, целевых установок, стереотипов поведения. Следует отметить, что в свойствах этого элемента заложены потенциальные возможности многовариантности, относительной непредсказуемости в образовании внутрисистемных отношений.

Вместе с тем внутрисистемные отношения организуются элементами самых различных иерархических уровней: человек - человек; индивид - семья; человек - государство и т. д. Компоненты различного ранга образуют отношения не только между собой, но и с высшими, и с низшими по рангу элементами.

Другое своеобразие социальной системы" заключается в том, что число степеней свободы какого-либо элемента завязывать внутрисистемные отношения не является генетическим. Вследствие этого оно не выступает как стереотипное и раз навсегда заданное, а может меняться в самом широком диапазоне. В данном случае играют роль многие факторы, начиная с институционального устройства и организации системы,ее структурных изменения и заканчивая вариантами в собственных (индивидуальных) свойствах и характеристиках элемента (человека).

Социальным системам характерна организационная латентность. Социум непрерывно меняет свою организационную структуру, хотя это не всегда заметно на макроуровне.

Подобное качество социума исходит из представления разнообразных форм сообществ индивидов, которые отличаются регулированием порядка действий, иерархи интересов, формализации объединительного устройства. В силу того, что сами эти объединения "постоянно меняют свой состав, численность,характер основного интереса и, в некоторых случаях, целевые установки, все это придает ту или иную степень флюидности любой системной структуре в целом" [4,41]. Следующее отличие общественных систем наличие новых форм хранения и передачи информации, которых нет у других живых сообществ биосферы. Эти формы помогали человечеству адаптироваться к суровым условиям, вырабатывали устойчивость к экстремальным ситуациям,способствовали созданию искусственным путем благоприятных условий жизни. Заметим, что они для субъекта столь важны, что стали условием его выживания.

оэ

1-Н

о си

-О О-

ш <

со со

г

сдмт Г Ё

201

В заключение можно сделать следующие выводы: живая материя объединена специфической формой самоорганизации; поэтому вся живая система представляет собой единство; человек включен в единый процесс самоорганизующегося универсума; но человек - не только элемент природного, но социального; вследствие этого процесс самоорганизации человека является более сложным и специфичным.

Наиболее рациональным подходом к исследованию общества и человека является синергетика. Синергетика связана с основанием объективности неопределенности, которая проявляется через бифуркации - это внутреннее свойство системы (состояние неустойчивости, когда небольшое случайное воздействие может вызвать появление новых структур).

Человек есть сложная система, в которой действуют в том числе и разные нейродина-мические процессы, которые определяют линию его поведения, характер (принятия или отторжения) отношения к тем или иным духовным ценностям или другим людям. В человеке тоже какой-либо случайный фактор может изменить всю его жизнь.

Литература:

1. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. -Фрунзе, 1961.

2. Ковалев С. М. Воспитание и самовоспитание. -М., 1986.

3. Ковалев С.М. Психология личности. - М., 1970.

4. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. - М., 1996.

5. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.