Научная статья на тему 'Причины дивиаций в поведении: основные подходы'

Причины дивиаций в поведении: основные подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
604
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гамершмид Н. Л.

Исследование причин девиантного поведения является одной из актуальных задач в области изучения данного поведения. Различие в подходах к проблеме девиантного поведения коренится в философской проблеме биологического и социального в человеке. В связи с чем выделяют биологизаторские и социологизаторские концепции причин отклонений в поведении человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины дивиаций в поведении: основные подходы»

ПРИЧИНЫ ДИВИАЦИЙ В ПОВЕДЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ © Гамершмид Н.Л.*

Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул

Исследование причин девиантного поведения является одной из актуальных задач в области изучения данного поведения. Различие в подходах к проблеме девиантного поведения коренится в философской проблеме биологического и социального в человеке. В связи с чем выделяют биологизаторские и социологизаторские концепции причин отклонений в поведении человека.

Профессиональная деятельность человека создаёт благоприятные условия для развития личности: реализуются общественные интересы, утверждается социальная сущность. Это способствует формированию общественной направленности, социальной активности личности. Отклонения в поведении выступают как симптомы неблагополучия личности. Одной из важных задач в области изучения отклонений в поведении личности является выяснение причин данного явления.

Основные подходы в объяснении причин отклоняющегося поведения исходят из философской проблемы биологического и социального в человеке. Высказывания исследователей данной проблемы можно заключить между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Научная несостоятельность таких концепций заключается в том, что, во-первых, нельзя изучать социальный феномен человека (например, человеческое поведение) искусственно вырывая его из цепи причинноследственных связей общественной жизни, в которой он формируется и развивается, во-вторых, невозможно исключать роль биологических начал в образовании поведенческих реакций организма.

Особое место в рассмотрении этого вопроса занимает диалектический материализм. Последователи данной точки зрения говорят, что человек, прежде всего, многоуровневая живая система и все её уровни от психического до поведенческо-деятельностного - социализированы. Человек функционирует в неразрывном взаимодействии с социальной и природной средой. Таким образом, любая биологическая потребность имеет социальную окраску, а социальная потребность формируется на основе морфологических образований

* Старший преподаватель кафедры Математики.

организма человека. Например, Н.П. Дубинин говорит, что для «человека как общественного существа биологическое выступает в качестве необходимой предпосылки развития надбиологических свойств» [3, с. 14]. Данная философия показала значение социальных факторов наряду с биологическими. Она раскрыла важность социального фактора, тем самым выступая против биоло-гизаторских концепций, но и не имеет ничего общего с социологизаторскими подходами, в которых игнорируется биологическая природа человека.

Философский вопрос о биологической и социальной природе человека оказал влияние на рассмотрение причин отклонений в поведении в социологии. В связи с этим выделились следующие концепции. Приведём различные научные концепции причин отклоняющегося поведения, трактовка которых тесно связана с природой этого явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются различные компоненты - биологические, социальные, а также психологические. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории отдаётся предпочтение, определяются и основные причины такого поведения. Гилинский Я. выделяет следующие концепции: концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам); концепции, делающие акцент на психологических факторах; и социологические концепции, объясняющие девиантное поведение социальными причинами [2, с. 22].

Итак, одна из них носит название биологизаторской. Родоначальником этой теории является итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835-1909). В своих работах он обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. В шестидесятых годах прошлого столетия У. Пирс провёл ряд генетических исследований и пришёл к выводу, что наличие лишней У-хромосомы у мужчин обусловливает склонность к криминальному поведению. Айзенк X., исследуя заключённых, пришёл к выводу, что экстраверты более предрасположены к преступлениям, чем интроверты. В семидесятые и восьмидесятые годы было проведено множество исследований, целью которых было выявление связей между биологическими факторами и девиантным поведением, что послужило созданию отдельной области исследований, называемой биокриминологией. Одними из представителей этой теории являются Ст. Холл, Э. Фрейд, Э. Торндайк, К. Бюлер, Э. Майер, А. Дженсен, А. Маслоу.

Следующей является концепция, которая базируется на психологическом объяснении отклоняющегося поведения. Крупнейшим представителем этого направления является Г. де Тард (1843-1904). Ключевым в его теории служит понятие «подражание», с помощью которого он объяснял основные социальные процессы, характер социальных фактов, структуру общества и механизм его сплочения, исследовал проблемы преступности и самоубийств. Он изучал с единой позиции преступность и самоубийства наряду с позитивными процессами.

В отечественной психологии (М. А. Алемаскин, А.М. Зюбин, К.Е. Иго-шев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Нурия и др.) и криминологии (В.Н. Кудрявцев,

А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.) показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.п. [7].

Действительно, психика играет ведущую роль в поведении, но изначальные его причины кроются не только в состоянии психики. Они связаны с одной стороны, с состоянием всего организма в целом, в том числе со всеми его структурами и функциональными образованиями, а с другой стороны находятся в состоянии диалектического единства с факторами социальной и природной среды, в которой осуществляется вся жизнедеятельность.

Акцентируя в противовес «биологизаторам» и представителям психологического направления другой фактор - социальный, авторы социологиза-торских концепций (Д. Ватсон и др.) полагают, что в поведении человека нет ничего врождённого, и каждое его действие - это продукт внешнего воздействия. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно изготовить человека любого типа. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). Именно его концепция аномии легла в основу дальнейших исследований в этой области (Р. Мертона и др.). Он отмечал, что причиной девиантного поведения является социальная дезорганизация. Это такое состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу [б]. Роберт Мертон внёс некоторые изменения в концепцию Дюркгейма. Он считал, что «отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения» [5, с. 302]. В свою очередь, доступ к законному достижению цели связан с классовой структурой общества. Причиной девиантного поведения, по Мертону, является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

В рамках социологической концепции отдельно выделяется структурный подход к объяснению девиантного поведения. Одним из представителей является Т. Селлин. Он исходил из того, что индивид одновременно входит в различные группы: этнические, культурные, социальные, политические и др. с несовпадающими или противоречащими ценностями и нормами, что является причиной конфликтов и, в свою очередь, девиации. Этот подход представлен также марксистской теорией конфликта, где истоки девиантного поведения усматривались в противоречивом экономическом базисе общества - производственных отношениях. Интеракционист-ский подход представлен идеями Г. Беккера. Он считал, что отклоняющееся поведение обусловлено способностью влиятельных групп общества навязывать другим определённые стандарты поведения. Теория Беккера и

подобные ей объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. В современной отечественной социологии представляет интерес позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиантного поведения наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп [2].

Каждая из концепций выделяет приоритетным в объяснении причин девиантного поведения один из следующих факторов: наследственность, среда и психологические особенности индивида. Однако, человек - это, прежде всего, системное целое; только в этой целостности проявляется его уникальность, и, став существом социальным, он во всех своих проявлениях не лишился присущей ему биологической индивидуальности. Поэтому, на наш взгляд, в человеческом поведении эти факторы равнозначны и каждый из них оказывает влияние на поведение индивида. Проиллюстрируем это на примерах.

Пример 1. «В 1799 году охотники поймали в окрестностях французского города Авейрона необычное существо. Внешне это был ребёнок примерно 12-летнего возраста, но вёл он себя как обезьяна: лазил по деревьям, с необыкновенной ловкостью перепрыгивал с ветки на ветку, не ведал человеческой речи (т.е. сам не говорил и чужую речь не понимал). Мальчик, названный Виктором, был отдан на воспитание знаменитому парижскому врачу, одному из основоположников детской психиатрии и психологии Жану Итару (1775-1838). Доктор Итар приложил много сил, чтобы очеловечить Виктора, вернуть ему утраченные или просто неразвитые навыки члена человеческого общества. Конечно, какой-то прогресс в этом отношении наступил, но, дожив до 40-летнего возраста, Виктор так и не стал тем, кем мог стать по рождению, если бы с детства находился среди людей» [1, с. 32].

Пример 2. «Два интеллигентных супруга потеряли единственного сына - ему было двадцать пять лет, он попал в автомобильную катастрофу и погиб. Других детей у них не было. Чтобы заглушить боль трагической утраты, они взяли в детском доме ребёнка. Первое время ребёнок вёл себя хорошо, потом начались драмы. Всё, что можно было своровать или просто унести из дома, ребёнок воровал и выбрасывал во дворе, либо раздавал первым попавшимся людям. Порой на него находили приступы возбуждения, когда он крушил всё, что попадало ему под руку, избивал приёмную мать, выбрасывал в окно вещи» [1, с. 49].

Пример 3, которым может служить проблема однояйцевых близнецов, живущих и воспитывающихся в одной семье. При складывающихся, таким образом, «равных» условий наследственности и среды в силу вступают психологические закономерности формирования личности. Как указывает И.И. Канаев, «в зависимости от состояния здоровья или характера одного из близнецов, один из них будет из, казалось бы, объективно одинаковых условий, выбирать одни её свойства, а другой - иные. Так, более болез-

ненный партнёр будет чаще уединяться, а другой, наоборот, искать общества людей в том же доме или вне его и т.д.; один будет больше сидеть, другой больше двигаться, заниматься спортом и т.д., словом, каждый будет иметь в пределах «общей среды» свою индивидуальную «микросреду» [4, с. 335].

Эти примеры ещё раз показывают, что основными предпосылками, определяющими поведение человека, и в частности его девиантную направленность, являются наследственность, психологические особенности (личностный уровень) и среда, причём среда рассматривается на двух уровнях: макросреды и микросреды. Однако, предпосылки - это не непосредственная причина девиантности, а всего лишь фактор, вызывающий предрасположенность к ней.

Делая вывод, отметим, что рассматривать человека целесообразно в единстве его биологического, психологического и социального начал.

Список литературы:

1. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра: кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

2. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. - СПб, 1993, - 167 с.

3. Дубинин Н.П. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобществ. поступков и их предупреждения / Н.П. Дубинин, И.И. Карпец,

В.Н. Кудрявцев. - М.: Политиздат, 1989. - 351 с.

4. Канаев И.И. Близнецы. - М.; Л., 1959. - 536 с.

5. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. - 368 с.

6. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. - М., 1977. - 279 с.

7. Основы социально-психологической теории: учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов: Н.Н. Богомолова, А.А. Бодалев, Р.Б. Штельмахер и др. / Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 421 с.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПОСОБ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Жукова Т.В.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В данной статье рассматривается познавательный интерес как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деягель-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.