Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / БОГ / БЛАГО / ГУМАНИЗМ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CHRISTIAN WORLDVIEW / GOD / BLESSING / HUMANISM / CREATIVE ABILITIES / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хубиева З.А.

Статья посвящена анализу проблемы самоорганизации человека в эпоху Средневековья и Возрождения. В статье обосновывается вывод, что в эпоху Средневековья христианство утвердило особый тип духовности и сформировало новый, более высокий уровень самосознания человека, что сыграло огромную роль в истории человечества. В период эпохи Возрождения гуманисты отодвигают на задний план христианские представления о самоорганизации человека и возвышают ценность земного бытия человека, его стремление к полной реализации как своих деловых качеств, так ответственность за свою судьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROBLEM OF HUMAN SELF-ORGANIZATION IN THE MIDDLE AGES AND RENAISSANCE

The article is devoted to the analysis of the problem of human self-organization in the Middle Ages and the Renaissance. The article substantiates the conclusion that in the epoch of the Middle Ages Christianity adopted a special type of spirituality and formed a new, higher level of human self-consciousness, which played a huge role in the history of mankind. During the Renaissance, humanists push Christian ideas about human self-organization into the background and raise the value of a person’s earthly existence, his striving for full realization both of his business qualities and responsibility for his destiny.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ»

УДК 171

Хубиева З.А., к.филос.н.

доцент

ФГБОУВО «СевКавГГТА» Россия, г. Черкесск СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена анализу проблемы самоорганизации человека в эпоху Средневековья и Возрождения. В статье обосновывается вывод, что в эпоху Средневековья христианство утвердило особый тип духовности и сформировало новый, более высокий уровень самосознания человека, что сыграло огромную роль в истории человечества. В период эпохи Возрождения гуманисты отодвигают на задний план христианские представления о самоорганизации человека и возвышают ценность земного бытия человека, его стремление к полной реализации как своих деловых качеств, так ответственность за свою судьбу.

Ключевые слова: христианское мировоззрение, Бог, благо, гуманизм, творческие способности, ответственность.

Khubieva Z.A. Candidate of Philosophy, Associate Professor

Associate Professor FSBEI of HE "SevKavGGTA" Russia, Cherkessk COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROBLEM OF HUMAN SELF-ORGANIZATION IN THE MIDDLE AGES AND RENAISSANCE

Annotation: the article is devoted to the analysis of the problem of human self-organization in the Middle Ages and the Renaissance. The article substantiates the conclusion that in the epoch of the Middle Ages Christianity adopted a special type of spirituality and formed a new, higher level of human self-consciousness, which played a huge role in the history of mankind. During the Renaissance, humanists push Christian ideas about human self-organization into the background and raise the value of a person's earthly existence, his striving for full realization both of his business qualities and responsibility for his destiny.

Key words: christian worldview, God, blessing, humanism, creative abilities, responsibility.

В эпоху средневековья на разработку проблемы самоорганизации человека свое влияние оказало христианство.

Христианское мировоззрение предложило свой нравственный идеал, служивший ориентиром для духовного совершенствования личности. Говоря о самоорганизации человека, философы утверждали, что земная жизнь Христа, его смерть и воскресенье являются образцом праведной жизни, жизни для людей. К подобному образцу стремились люди того времени,

рассматривая это смыслом жизни человека.

Согласно библии человек есть совмещение двух начал: «тела» и «души», где тело - земное, греховное; душа - принадлежность другого, божественного мира, где доминирующим является духовное начало. С этих позиций красота человека состоит в торжестве духа над телом: утверждается образ жизни человека с идеалом духовного самосовершенства, в котором приоритет отдается нравственному возвышению. Вместе с тем требования ужесточались, так как требовался постоянный самоконтроль не только за поступками, но и за желаниями и мыслями.

Из вышеизложенного вытекает, что христианство утверждало особый тип духовности и формировало новый, более высокий уровень самосознания человека, что сыграло огромную роль в истории человечества [2] .

Заметим, что христианство выдвигала не только идеал совершенства, но и указывало пути его достижения. В этом отношении основной ценностью этой религии была любовь как связующая звено человека с Богом, которая освещает все другие формы любви: материнскую, половую, любовь к ближнему. Концепция гуманности прошлых лет в христианстве усложнилось, требуя от индивида не только любить того, кто этого достоин, но и, как говорится в Евангелии от Матфея, «любить врагов, благословлять проклинающих вас, благодарить ненавидящих вас и молиться за обижающих вас и гонящих вас» [1, С. 161-173].

Благо связывается состраданиями, так как через страдание очищается душа, духовно возвышается человек. Наивысшим благом провозглашается кротость, смирение, покорность человека.

Согласно религии и представителей религиозно - идеалистической философии знание должно быть подчиненно вере, Божественному откровению (особому состоянию человеческой души, «открытой» Богу). «Верую, чтобы понимать» - таков главный тезис, идущий еще от Августина.

Августин утверждал, что истина дарована Богом, поэтому человеку достаточно приобщиться к ней, понять ее, чтобы возвысится интеллектуально. В этой связи отметим, что согласно Оригену человек состоит из духа, души и тела. Среди этих компонентов дух дарован человеку богом, а потому он всегда устремлен к доброте и истине.

В отличие от духа душа составляет основу индивидуальности, это «Я» в своем воплощении. С позиции учения Оригена, именно душа выбирает между добром и злом, т.е. сам человек делает свой выбор. Субъект, следуя низменным влечениям и страстям, становится греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный Творцом, подчиняет низшему высшее и тем самым дает дорогу злу. Философ пытается доказать, что зло исходит не из внешнего мира, оно порождается человеком. Подобную мысль высказывает и Августин, когда он утверждает, что человек порождает зло не из недомыслия, индивид знает добро, но его воля не подчиняется ему. Согласно Августину раздвоенность души состоит в том, что человек оказывается душевно больным, поскольку душа не подчиняется

своему высшему началу. Следовательно, индивид не властен над собой и полностью зависит от божественного милосердия. От самого индивида глубины души скрыты и доступны только Богу [3, С. 181]. Философ утверждает, что акцентирование к внутренней жизни, соотнесенной с трансцендентным творцом, порождает у человека обостренное чувство своего «Я», приводя к открытию самосознания как особой субъективной реальности. Лишь только опираясь на эту реальность, индивид может совершенствовать себя, так как постижение ее глубины необходимо для обнаружения тайных греховных помыслов. Только освободившись от них, человек избавляется от грехов и возвышает свою душу, приближаясь к Божественному Замыслу. В таком очищении особую роль играет исповедь -особый вид самоанализа и покаяния.

В период эпохи Возрождения гуманисты отодвигают на задний план христианские представления о самоорганизации человека, о разделении природы человека на греховную телесную и возвышенную духовную. Предстатели эпохи Возрождения возвышают ценность земного бытия человека, его стремление к полной реализации как своих деловых качеств, так ответственность за свою судьбу [5, С. 425].

Гуманисты проповедуют огромные возможности человека, обосновывают его творческие способности, стремления к земному счастью, к реализации своих потенциальных возможностей. При этом судьба человека определяется не божественными сверхъественными силами, а как следствие естественной свободой активности индивида. Она находится в руках человека, а поэтому ею можно управлять. Пико дела Мирондола утверждает, что человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей свободным и соответствующим выбором. Индивид сам идет к «божественному» совершенству, ибо он сам творец своего счастья. Поскольку индивид существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенству, постольку эта возможность не дана заранее, человек сам ее формирует.

Эразм Ротердамский утверждал, что подлинное благородство человека не зависит от того, где он родился. По его мнению, истинная знатность заключается в активности и в непрерывной борьбе за свое нравственное совершенствование. В такой самоорганизации решающую роль играет воспитание и образование человека. Существует божественное провидение, но оно не отменяет свободы человеческой воли, свободы выбора, ибо начало и конец человеческой жизни - в руках бога, божественного творца мира. Однако активность человека в вопросах самосовершенствования невозможна без свободноволевых действий его самого. Лишь чувство меры, требующее разумно воспитанной воли, способно направить человека по единственно правильной дороге его бытия. Он отмечает, что человеческое бытие раздвоено напротивоположности, граница между которыми весьма зыбкая, только принцип «ничего сверх меры» позволяет ее фиксировать. В противном случае даже умный человек,

поддавшись чувству тщеславия, вдруг становится глупцом, а мудрый государь - невыносимым деспотом. В этой связи он замечает, что от великого до смешного один шаг.

Другой мыслитель М. Монтень увязывал возможности самоорганизации индивида с тем, что каждый человек глубоко отличается от всех остальных. Однако, несмотря на различия во всех своих изменениях, человеческое поведение подчиняется определенным правилам. Последние должны согласовываться со строем всей природы и со здоровым человеческим разумом.

Из вышеизложенного вытекает неопровержимый вывод, что эпоха Возрождения сделала акцент на деятельностной природе человека во всех ее проявлениях [6, С. 425].

Об этом свидетельствует также и тот факт, что Н. Кузанский трактует человека как часть космоса, как «конечно - бесконечное» существо. В этой связи он пишет: «Человеческая природа стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, «малый мир», следовательно, в человеке заключены те же характеристики, что и в макрокосме, и, значит, он не только конечное, но и бесконечное существо. Как бог есть творец реальных вещей и естественных форм, так и человек - творец своего бытия. Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человек способен реализовать все, что в нем имеется в свернутом виде» [4, С. 345]. Исходя, из этого Кузанский называет человека «второй Бог», «человеческий Бог».

Н. Кузанский в своих трудах показал многогранность человеческих дарований, творческие способности человека и всестороннюю реализацию его потенциала. В эпоху Возрождения как никогда сильно возрастает ценность отдельного человека, так как превыше всего ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума, а главным признаком великой личности объявляется оригинальность и непохожесть на других.

Использованные источники:

1. Бонавентура. Путеводитель души к Богу // Вопросы философии. 1993. №8. С. 161-173.

2. Климович Л.Н. Исторические типы философского мировоззрения. Социально - нравственный аспект. Чита, 1999.

3. Там же. С.181.

4. Кузанский Н. Сочинения: В 2-х т. М., 1980. - Т.1. С. 345.

5. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1994. С. 425.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.