Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО КОНТРАКТУ ПРАВА НА ОТДЫХ. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО КОНТРАКТУ ПРАВА НА ОТДЫХ. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1322
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ПРАВО НА ОТДЫХ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалаев Павел Сергеевич

Актуальность и цели. Проблема использования военнослужащими своего права на отдых является одной из ключевых проблем Вооруженных Сил Российской Федерации и иных органов федеральной исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, на что неоднократно указывали должностные лица, а также судьи различных категорий судов. Военная служба является особым видом государственной службы, а военнослужащие имеют особый статус гражданина, именно поэтому важно понимать особенности, с которыми приходится сталкиваться военнослужащему в своей повседневной деятельности в процессе реализации своего конституционного права на отдых. Материалы и методы. Реализация поставленных перед исследователем задач была достигнута на основе анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения военной службы, а также судебных решений по вопросам реализации военнослужащим по контракту своего права на отдых. Методологический потенциал включает метод сравнительно-правового анализа, который позволяет сопоставить содержание и значение нормативно-правовых актов и судебных решений с действительной ситуацией по соблюдению права военнослужащего по контракту на отдых. Результаты. В ходе исследования проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы прохождения военной службы, а также судебные решения по исследуемому вопросу, выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации военнослужащими по контракту своего права на отдых, и даны практические рекомендации по решению данных проблем. Выводы. Изучение нормативно-правовых актов по вопросу реализации военнослужащим своего права на отдых и сопоставление норм права с действительной ситуацией в воинских подразделениях позволяют нам сделать вывод том, что проблема реализации военнослужащим своего права на отдых не должна быть только проблемой военнослужащего. Командиры (начальники) всех степеней обязаны следить за тем, чтобы военнослужащим предоставлялось положенное время отдыха, путем грамотной организации повседневной деятельности личного состава. Отсутствие ответственности со стороны командиров всех степеней в вопросах соблюдения регламента служебного времени, учета времени переработки и реализации права на отдых приводит к нарушению конституционного права военнослужащего, снижению социального статуса военнослужащего и престижа военной службы в целом. Именно поэтому всю полноту ответственности за реализацию каждым военнослужащим своего права на отдых необходимо возложить на командиров (начальников) разных степеней, а нарушение данной обязанности рассматривать как дисциплинарный проступок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE RIGHT TO REST BY CONTRACTED MILITARY PERSONNEL. SOME ISSUES OF LABOR LEGISLATION IN RELATION TO MILITARY PERSONNEL

Background. The problem of military personnel using their right to rest is one of the key problems of the Armed Forces of the Russian Federation and other federal executive authorities that provide for military service, which has been repeatedly pointed out by officials, as well as judges of various categories of courts. Military service is a special type of public service, and military personnel have a special status of a citizen, which is why it is important to understand the features that a soldier has to face in his daily activities in the process of exercising his constitutional right to rest. Materials and methods. The implementation of the tasks assigned to the researcher was achieved on the basis of an analysis of the normative legal acts of the Russian Federation regulating the procedure for military service, as well as court decisions on the implementation of the right to rest by military personnel under a contract. The methodological potential includes the method of comparative legal analysis, which makes it possible to compare the content and meaning of normative legal acts and court decisions with the actual situation regarding the observance of the right of a soldier under a contract to rest. Results. In the course of the study, the main legal acts regulating the issues of military service, as well as court decisions on the issue under study, are analyzed, problems arising in the course of the implementation of the contract by military personnel of their right to rest are identified and practical recommendations for solving these problems are given. Conclusions. The study of normative legal acts on the issue of the implementation of the right to rest by the military personnel and the comparison of the legal norms with the actual situation in military units, allow us to conclude that the problem of the implementation of the right to rest by the military personnel should not be only the problem of the military personnel. Commanders (chiefs) of all degrees are obliged to ensure that the military personnel are provided with the required rest time, through the competent organization of the daily activities of the personnel. The lack of responsibility on the part of commanders of all degrees in matters of compliance with the regulations of service time, accounting for processing time and the exercise of the right to rest leads to a violation of the constitutional right of the serviceman, a decrease in the social status of the serviceman and the prestige of military service in general. That is why, the full responsibility for the implementation of each soldierʼs right to rest should be assigned to commanders (chiefs) of different degrees, and the violation of this duty should be considered as a disciplinary offense.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО КОНТРАКТУ ПРАВА НА ОТДЫХ. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 342.7

doi:10.21685/2072-3016-2022-2-10

Проблема реализации военнослужащими по контракту права на отдых. Некоторые вопросы применения трудового законодательства в отношении военнослужащих

П. С. Шалаев

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

military_lawyer@mail.ru, pavel.sergeevich.repetitor@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Проблема использования военнослужащими своего права на отдых является одной из ключевых проблем Вооруженных Сил Российской Федерации и иных органов федеральной исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, на что неоднократно указывали должностные лица, а также судьи различных категорий судов. Военная служба является особым видом государственной службы, а военнослужащие имеют особый статус гражданина, именно поэтому важно понимать особенности, с которыми приходится сталкиваться военнослужащему в своей повседневной деятельности в процессе реализации своего конституционного права на отдых. Материалы и методы. Реализация поставленных перед исследователем задач была достигнута на основе анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения военной службы, а также судебных решений по вопросам реализации военнослужащим по контракту своего права на отдых. Методологический потенциал включает метод сравнительно-правового анализа, который позволяет сопоставить содержание и значение нормативно-правовых актов и судебных решений с действительной ситуацией по соблюдению права военнослужащего по контракту на отдых. Результаты. В ходе исследования проанализированы основные нормативно-право-вые акты, регулирующие вопросы прохождения военной службы, а также судебные решения по исследуемому вопросу, выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации военнослужащими по контракту своего права на отдых, и даны практические рекомендации по решению данных проблем. Выводы. Изучение нормативно-право-вых актов по вопросу реализации военнослужащим своего права на отдых и сопоставление норм права с действительной ситуацией в воинских подразделениях позволяют нам сделать вывод том, что проблема реализации военнослужащим своего права на отдых не должна быть только проблемой военнослужащего. Командиры (начальники) всех степеней обязаны следить за тем, чтобы военнослужащим предоставлялось положенное время отдыха, путем грамотной организации повседневной деятельности личного состава. Отсутствие ответственности со стороны командиров всех степеней в вопросах соблюдения регламента служебного времени, учета времени переработки и реализации права на отдых приводит к нарушению конституционного права военнослужащего, снижению социального статуса военнослужащего и престижа военной службы в целом. Именно поэтому всю полноту ответственности за реализацию каждым военнослужащим своего права на отдых необходимо возложить на командиров (начальников) разных степеней, а нарушение данной обязанности рассматривать как дисциплинарный проступок.

Ключевые слова: военнослужащий, право на отдых, военная служба, статус военнослужащего, трудовое законодательство

Для цитирования: Шалаев П. С. Проблема реализации военнослужащими по контракту права на отдых. Некоторые вопросы применения трудового законодательства

© Шалаев П. С., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

в отношении военнослужащих // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 107-116. doi:10.21685/2072-3016-2022-2-10

Problems of the right to rest by contracted military personnel. Some issues of labor legislation in relation to military personnel

P.S. Shalaev

Penza State University, Penza, Russia military_lawyer@mail.ru, pavel.sergeevich.repetitor@mail.ru

Abstract. Background. The problem of military personnel using their right to rest is one of the key problems of the Armed Forces of the Russian Federation and other federal executive authorities that provide for military service, which has been repeatedly pointed out by officials, as well as judges of various categories of courts. Military service is a special type of public service, and military personnel have a special status of a citizen, which is why it is important to understand the features that a soldier has to face in his daily activities in the process of exercising his constitutional right to rest. Materials and methods. The implementation of the tasks assigned to the researcher was achieved on the basis of an analysis of the normative legal acts of the Russian Federation regulating the procedure for military service, as well as court decisions on the implementation of the right to rest by military personnel under a contract. The methodological potential includes the method of comparative legal analysis, which makes it possible to compare the content and meaning of normative legal acts and court decisions with the actual situation regarding the observance of the right of a soldier under a contract to rest. Results. In the course of the study, the main legal acts regulating the issues of military service, as well as court decisions on the issue under study, are analyzed, problems arising in the course of the implementation of the contract by military personnel of their right to rest are identified and practical recommendations for solving these problems are given. Conclusions. The study of normative legal acts on the issue of the implementation of the right to rest by the military personnel and the comparison of the legal norms with the actual situation in military units, allow us to conclude that the problem of the implementation of the right to rest by the military personnel should not be only the problem of the military personnel. Commanders (chiefs) of all degrees are obliged to ensure that the military personnel are provided with the required rest time, through the competent organization of the daily activities of the personnel. The lack of responsibility on the part of commanders of all degrees in matters of compliance with the regulations of service time, accounting for processing time and the exercise of the right to rest leads to a violation of the constitutional right of the serviceman, a decrease in the social status of the serviceman and the prestige of military service in general. That is why, the full responsibility for the implementation of each soldier's right to rest should be assigned to commanders (chiefs) of different degrees, and the violation of this duty should be considered as a disciplinary offense.

Keywords: serviceman, right to rest, military service, status of a serviceman, labor legislation

For citation: Shalaev P.S. Problems of the right to rest by contracted military personnel. Some issues of labor legislation in relation to military personnel. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(2):107-116. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-2-10

Право на отдых гарантировано гражданину Российской Федерации ст. 37 Конституции России, где установлено: «Каждый имеет право на

отдых». Данное право является социально-экономическим правом человека и связано с его трудовой деятельностью. Реализация данного права входит в обязанность государства в рамках реализации социальной политики [1, с. 168].

Оборона государства, как и любая иная деятельность государственных органов, должна строиться на безусловном признании и неукоснительном соблюдении прав и свобод человека [2, с. 11].

Конституция Российской Федерации устанавливает единые права для всех граждан России. Военнослужащие имеют особенный статус, что обусловлено выполнением ими обязанностей по вооруженной защите государства [3, с. 49].

Право военнослужащего на отдых не является безусловным, поэтому мы можем утверждать, что фактически у военнослужащего есть право на отдых, но данное право не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, так как военнослужащий исполняет свои обязанности не в рамках трудового договора, а в рамках заключенного контракта о прохождении военной службы. Трудовой кодекс Российской Федерации не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, на это есть соответствующее указание в ст. 11 указанного Федерального закона [4]. На данный факт неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях, отмечая данную особенность в качестве ключевой отличительной черты военной службы от иных видов профессиональной деятельности1.

Ю. И. Мигачев подчеркивает, что, с одной стороны, на военнослужащих распространяются нормы общего законодательства, поэтому он обладает правами граждан РФ вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство [5].

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает: «Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени»2.

В данном случае идет отсылка к Трудовому кодексу РФ, в частности к ст. 91, которая закрепляет: «Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю» [4]. Нормы трудового законодательства начинают работать в отношении военнослужащих при наличии в законе прямого указания на данные положения в рамках специального законодательства, регулирующего вопросы прохождения военной службы [6, с. 3].

1 По делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Л. Алборова : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 31-П // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-08122015-n/ ; По делу о проверке конституционности абзаца пятого подпункта «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданки О. Н. Селиной : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020 г. № 26-П // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353555/

2 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

В силу особенностей прохождения военной службы военнослужащие привлекаются к мероприятиям, которые проходят без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, к таким мероприятиям относятся служебные командировки, учения, походы, суточные наряды и т.д. Основной закон государства позволяет ограничивать права и свободы человека и гражданина в случаях обеспечения обороны страны и безопасности государства, на что указано в п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Право на отдых военнослужащего может быть ограничено в случаях, указанных в п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сюда можно включить боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Руководитель федерального органа исполнительной власти устанавливает приказом свой перечень мероприятий, проводимых без ограничений общей продолжительности еженедельного служебного времени:

- приказ ФСБ РФ от 26 декабря 2001 г. № 685;

- приказ Минобороны России от 10 ноября 1998 г. № 492;

- приказ Росгвардии от 26 ноября 2018 г. № 600;

- приказ ФСО РФ от 28 июля 2016 г. № 348.

Конституционное право военнослужащего на отдых может быть ограничено, но данное ограничение не носит безусловный характер, и военнослужащий не может быть лишен отдыха без соответствующей компенсации, на что обращали внимание должностные лица органов Главной военной прокуратуры [7, с. 15].

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет, что привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени должно быть компенсировано [8, с. 121]. Данная компенсация выражается:

- в предоставлении отдыха в другие дни недели;

- увеличении основного отпуска;

- выплате денежной компенсации.

Характер служебных мероприятий, к которым привлекается военнослужащий, и особенности прохождения военной службы определяют характер компенсации за нарушение права военнослужащего на отдых [9, с. 232]. Если военнослужащий задерживается на службе для выполнения служебных обязанностей на несколько часов, сверх установленного регламента служебного времени, данное время должно быть зафиксировано в соответствующем журнале, в котором военнослужащий ставит свою подпись, фиксируя свое право1. Данное время суммируется в часах и предоставляется военнослужащему по рапорту. Руководитель органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, устанавливает свою форму журнала учета времени переработки и порядок его ведения [10, с. 56].

Если военнослужащий привлекается к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности

1 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/ 192196/

еженедельного служебного времени военнослужащих, перечень которых устанавливается руководителем органа федеральной исполнительной власти, данное время учитывается в сутках из расчета 2 суток отдыха за 3 суток уча-стия1. Указанное время переработки также фиксируется в соответствующем журнале.

Военнослужащий может обратиться к командиру (начальнику) с просьбой о предоставлении времени переработки, но данное обращение не гарантирует предоставление военнослужащему дополнительного отдыха, на что есть соответствующее ограничение в Указе Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»: «Предоставляется в качестве компенсации отдых в другие дни недели решением командира воинской части (подразделения) с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов служ-

бы»2.

Законодатель не раскрывает понятие «интересы военной службы», исходя из этого под данное понятие можно подвести различные основания, по которым военнослужащему может не предоставляться дополнительное время отдыха. В совокупности с понятием «поддержание боевой готовности», под которым можно понимать качественный и количественный состав подразделения в определенный период времени, возможность предоставления дополнительного отдыха военнослужащему может оттягиваться на неопределенное время3.

Расплывчатость формулировок позволяет командирам (начальникам) подразделений действовать в первую очередь в интересах служебной деятельности. Но командир не имеет права вовсе лишить военнослужащего дополнительного времени отдыха, так как для предоставления отдыха есть установленные временные рамки [11, с. 15]. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» определяется, что предоставление дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха военнослужащим осуществляется [12, с. 124]:

- в другие дни недели;

- в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха;

- в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.

Если понятие «другие дни недели» весьма расплывчато, как и понятие «период до начала основного отпуска», то процесс присоединения дополнительных суток отдыха к основному отпуску - вполне конкретная норма закона.

Но общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может

1 Вопросы прохождения военной службы : указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/180912/

2 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/ 192196/

3 Вопросы прохождения военной службы : указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/180912/

превышать 60 суток без учета времени, необходимого для проезда1, поэтому, если военнослужащий имеет только основной отпуск в размере 60 суток, то рассчитывать на присоединение дополнительных дней переработки к отпуску он уже не может.

Исходя из этого военнослужащий находится в условиях, которые позволяют ему реализовать свое право на отдых, но в тоже время его ограничивают. В данном случае реализация военнослужащим своего права на отдых ставится в зависимость от волеизъявления самого военнослужащего, который должен систематически обращаться с рапортом к своему непосредственному командиру (начальнику), а в случае такого же систематического отказа -обжаловать его2.

В связи с этим, если военнослужащему по его просьбе не было предоставлено дополнительное время отдыха, он имеет право на обжалование неправомерных действий должностных лиц в органы военной прокуратуры и суд [13, с. 12].

Выделим существенную особенность в данном вопросе, на которую обращают внимание судьи гарнизонных военных судов. Если военнослужащий не реализовал свое право на дополнительное время отдыха до предоставления ему основного отпуска в текущем году, учтенное время переработки остается нереализованным и военнослужащий теряет право на его использование [14, с. 89].

Данная позиция была выражена в решении Северодвинского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2018 г., дело № 2а-157/2018: «...военнослужащие вправе реализовать свое право на отдых сразу же после привлечения к обязанностям военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Инициатива о предоставлении компенсирующего отдыха должна быть заявлена таким образом, чтобы военнослужащий имел возможность реализовать свое право на отдых до истечения срока на его использование».

Аналогичное решение было принято в Мирненском гарнизонном военном суде от 17 июня 2019 г. по делу № 2а-23/2019 в отношении военнослужащего, который подал рапорт о предоставлении дополнительных суток отдыха несвоевременно, в силу чего ему было отказано в реализации своего права на отдых3.

Поэтому военнослужащий рискует остаться без законного права на отдых, если не будет систематически обращаться к командиру по вопросу реализации дополнительного времени отдыха.

Реализация военнослужащим своего права на отдых является проблемой для всех органов государственной исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы. На проблему реализации права военнослужащего на отдых в 2019 г. обратил внимание министр обороны

1 О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70666008/

2 Вопросы прохождения военной службы : указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/180912/

3 Решение № 2А-23/2019 2А-23/2019~М-34/2019 М-34/2019 от 17 июня 2019 г. по делу № 2А-23/2019 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/1I0O1QR WFn1X/

Российской Федерации С. К. Шойгу: «Хочу обратить внимание всех командиров и начальников на важный вопрос - соблюдения регламента служебного времени. Нарушение режима службы приводит к накоплению усталости, ведет к снижению эффективности управления и отражается на качестве выполнения задач. Буду рассматривать систематические нарушения регламента как неспособность командиров планировать и организовывать работу своих подчиненных. И учитывать это при аттестации командного состава. Запрещаю необоснованно привлекать личный состав к выполнению служебных обязанностей во внеслужебное время, в том числе в выходные и праздничные дни» [15].

В целях реализации права военнослужащего на отдых в 2020 г. приказом Министра обороны Российской Федерации был утвержден типовой Регламент служебного времени военнослужащих по контракту, в котором в очередной раз было указано на право военнослужащего на отдых. Несмотря на то что данный регламент является типовым, т.е. берется за основу и дает право каждому командиру (начальнику) устанавливать свой регламент, основные правовые принципы, указанные в данном регламенте, должны соблюдаться.

Приказом министра обороны Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 725 «О контракте о прохождении военной службы» установлена типовая форма контракта военнослужащего, в которой отражается право военнослужащего на соблюдение командирами общей продолжительности еженедельного служебного времени и предоставление дополнительного времени отдыха в случае привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Прослеживается эволюция в решении проблемы реализации военнослужащими своего права на отдых, но, несмотря на нормативное закрепление указанного права, многие вопросы остаются нерешенными.

Проблема реализации военнослужащим своего права на отдых не должна быть только проблемой военнослужащего. Именно командиры обязаны, в силу положений общевоинского устава Вооруженных Сил РФ, следить за тем, чтобы военнослужащим предоставлялось положенное время отдыха, путем грамотной организации повседневной служебной деятельности личного состава.

Отсутствие ответственности со стороны командиров всех степеней в вопросах соблюдения регламента служебного времени, учета времени переработки и реализации права на отдых приводит к нарушению конституционного права военнослужащего, снижению социального статуса военнослужащего и престижа военной службы в целом. Именно поэтому всю полноту ответственности за реализацию каждым военнослужащим своего права на отдых необходимо возложить на командиров (начальников) разных степеней, а нарушение данной обязанности рассматривать как дисциплинарный проступок.

Основным направлением для усовершенствования нормативно-правовых актов о времени отдыха должно быть корректирование норм трудового кодекса России и всех остальных юридических актов [16, с. 268-269].

Для решения данной проблемы необходимо не только введение практики дисциплинарной ответственности для командиров, но и внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы прохождения военной службы. Расплывчатость формулировок в части реализации военнослужащим своего права на отдых приводит к отсутствию ясности в понимании самого процесса и росту числа судебных споров, когда военнослужащий вынужден искать решения своего вопроса не у своих непосредственных командиров, а в правоохранительных органах.

Недоверие подчиненных своим командирам (начальникам) в вопросах реализации своих конституционных прав приводит к дисбалансу отношений внутри воинского коллектива, а неспособность командиров (начальников) создать условия для реализации военнослужащими своего права на отдых вызывает сомнение в наличии у них управленческих компетенций.

Как мы могли заметить, данная проблема не только является правовой по своему характеру, но и вызывает морально-психологические и управленческие проблемы в воинском коллективе, что требует комплексного подхода к ее решению.

Список литературы

1. Соколова С. Н. Реализация основных трудовых прав в современном социальном государстве Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2013. № 3. С. 168-172.

2. Анисимов П. В., Ушамирский А. Э. К вопросу о пределах и формах ограничения субъективных прав военнослужащих // Новая правовая мысль. 2006. № 4. С. 11.

3. Борисенко В. М. Судебная защита прав военнослужащих. Теоретико-правовой и практический анализ. СПб. : Юридический центр Пресс, 2002. 300 с.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ : [ред. от 29.12.2020] // Российская газета. 2001. № 256. Ст. 11.

5. Мигачев Ю. И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 44 с.

6. Мезенцев И. И., Мезенцев М. И., Бальтанова Г. Ж. Военная служба как составляющая государственной службы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. Спецвып. № 5. URL: http://ejournal.omgau.ru/images/issues/ 2018/S05/00547.pdf

7. Никитин А. П. Деятельность Главной военной прокуратуры по защите государственных интересов и проблемы реализации статуса военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 4. С. 13-17.

8. Корякин В. М. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М. : Центр правовых коммуникаций, 2018. 390 с.

9. Магда В. Е. Особенности военной службы в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 14 (356). С. 231-233. URL: https://moluch.ru/archive/356/79586/

10. Палехин М. В. Гражданско-правовая охрана прав военнослужащих : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 218 с.

11. Иванкина Т. В. Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 4. С. 277-284.

12. Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования : монография. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. 572 с.

13. Миронов В. И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2012. № 12. С. 71-79.

14. Анишина В. И., Попонов Ю. Г. Свобода труда или право на труд // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 86-96.

15. Шойгу устроил разнос «прозаседавшимся»: Самодурства и чванства не потерплю! // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily/27039/4104091/

16. Трудовое право : учебник / под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой, Н. Г. Гладкова. М. : РГ-Пресс, 2013. 536 с.

References

1. Sokolova S.N. Realization of basic labor rights in the modern social state of the Russian Federation. Innovatsii i investitsii = Innovation and investment. 2013;(3):168-172. (In Russ.)

2. Anisimov P.V., Ushamirskiy A.E. On the question of the limits and forms of restriction of the subjective rights of military personnel. Novaya pravovaya mysl' = New legal thought. 2006;(4):11. (In Russ.)

3. Borisenko V.M. Sudebnaya zashchita prav voennosluzhashchikh. Teoretiko-pravovoy i prakticheskiy analiz = Judicial protection of the rights of military personnel. Theoretical and legal and practical analysis. Saint Petersburg: Yuridicheskiy tsentr Press, 2002: 300. (In Russ.)

4. Labor Code of the Russian Federation from December 30, 2001 No. 197-FZ (edited from December 29, 2020). Rossiyskaya gazeta. 2001;(256(art. 11). (In Russ.)

5. Migachev Yu.I. Legal guarantees for the implementation of the status of military personnel (comparative legal research). DSc abstract. Moscow 1999:44. (In Russ.)

6. Mezentsev I.I., Mezentsev M.I., Bal'tanova G.Zh. Military service as a component of public service. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GA U = Electronic scientific and methodical journal of the Omsk State Agrarian University. 2018;(5). (In Russ.). Available at: http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00547.pdf

7. Nikitin A.P. The activities of the Chief Military Prosecutor's Office to protect state interests and the problems of realizing the status of military personnel. Pravo v Vooru-zhennykh Silakh = Law in the Armed Forces. 2015;(4):13-17. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Koryakin V.M. Kommentariy k Federal'nomu zakonu «O statuse voennosluzhashchikh» = Commentary on the Federal Law "On the Status of Servicemen". Moscow: Tsentr pravovykh kommunikatsiy, 2018:390. (In Russ.)

9. Magda V.E. Features of military service in the Russian Federation. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2021;(14):231-233. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/ 356/79586/

10. Palekhin M.V. Civil law protection of the rights of military personnel. PhD dissertation. Volgograd, 2006:218. (In Russ.)

11. Ivankina T.V. Problems of legal regulation of labor of state civil servants. Rossiyskiy ezhegodnik trudovogo prava = Russian yearbook of labor law. 2009;(4):277-284. (In Russ.)

12. Kudashkin A.V. Voennaya sluzhba v Rossiyskoy Federatsii: teoriya i praktika pravo-vogo regulirovaniya: monografiya = Military service in the Russian Federation: theory and practice of legal regulation: monograph. Saint Petersburg: Yuridicheskiy tsentr Press, 2003:572. (In Russ.)

13. Mironov V.I. Article-by-article commentary of the Labor Code of the Russian Federation. Trudovoe pravo = Labor law. 2012;(12):71-79. (In Russ.)

14. Anishina V.I., Poponov Yu.G. Freedom of work or the right to work. Zhurnal ros-siyskogo prava = Journal of the Russian Law. 2007;(4):86-96. (In Russ.)

15. Shoigu gave a dressing down to the "prosessed": I will not tolerate tyranny and swagger! Komsomol'skaya pravda. (In Russ.). Available at: https://www.kp.ru/daily/27039/ 4104091/

16. Smirnov O.V., Snigireva I.O., Gladkov N.G. (eds.). Trudovoe pravo: uchebnik = Labor law: textbook. Moscow: RG-Press, 2013:536. (In Russ.)

E-mail: military_lawyer@mail.ru, pavel.sergeevich.repetitor@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 24.01.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 13.04.2022 Принята к публикации / Accepted 07.05.2022

Информация об авторах / Information about the authors

Павел Сергеевич Шалаев аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Pavel S. Shalaev Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.