Научная статья на тему 'РАССМОТРЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА НОРМ О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

РАССМОТРЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА НОРМ О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / СОИСКАТЕЛИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емлин Александр Игоревич, Большакова Валентина Михайловна, Наумов Петр Юрьевич

В статье рассматриваются предписания нормативных правовых актов о социальных гарантиях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, совмещающих прохождение военной службы с получением высшего образования, уровня подготовки кадров высшей квалификации. Указывается на несоответствие законодательства о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы, законодательству о науке и государственной научно-технической политике, государственной научной аттестации, об образовании. Приводится авторский взгляд на пути решения данной правовой коллизии и отмечается, что она могла бы быть разрешена уже на стадии проведения правовой экспертизы соответствующего законопроекта (проекта Указа Президента РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емлин Александр Игоревич, Большакова Валентина Михайловна, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАССМОТРЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА НОРМ О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

Землин Александр Игоревич

доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), руководитель направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности РАН (г. Москва)

Zemlin Alexander Igorevich

doctor of law, professor, honored scientist of the Russian Federation, Head of the Department of Transport Law of the Law Institute Federal State Autonomous Educational Institution of Russian university of transport (MIIT), head of the direction «Transport security» of the Scientific Expert Council of the Center for research of security problems of the Russian academy of sciences (Moscow)

E-mail: [email protected]

Большакова Валентина Михайловна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Нижегородского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Bolshakova Valentina Mikhailovna

candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of constitutional and administrative law of the Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

E-mail: [email protected];

Наумов Петр Юрьевич

кандидат педагогических наук, помощник начальника ФГКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации» по правовой работе (г. Москва)

Naumov Petr Yurievich

candidate ofpedagogical sciences, assistant to the head of the Federal State budgetary institution «Center for military medical expertise of the national guard troops of the Russian Federation» for legal work (Moscow)

E-mail: petr.naumov. [email protected]

Рассмотрение несовершенства норм о социальных гарантиях военнослужащих через призму их правовой экспертизы

Consideration of the imperfection of the norms on social guarantees of military personnel, through the prism of their legal expertise

Аннотация. В статье рассматриваются предписания нормативных правовых актов о социальных гарантиях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, совмещающих прохождение военной службы с получением высшего образования, уровня подготовки кадров высшей квалификации. Указывается на несоответствие законодательства о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы, законодательству о науке и государственной научно-технической политике, государственной научной аттестации, об образовании. Приводится авторский взгляд на пути решения данной правовой коллизии и отмечается, что она могла бы быть разрешена уже на стадии проведения правовой экспертизы соответствующего законопроекта (проекта Указа Президента РФ).

Ключевые слова: правовая экспертиза; государственная научная аттестация; ученая степень; военнослужащие; лица, допущенные к соисканию ученой степени; соискатели ученой степени.

Abstract. The article discusses the directions of improving the regulatory legal acts on social guarantees of military personnel undergoing military service under a contract, combining military service with higher education, the level of training of highly qualified personnel. The authors point out the discrepancy between the legislation on the status of servicemen and on the procedure for performing military service, legislation on science and state scientific and technical policy, state scientific certification, and on education. The author's view of the ways of solving this legal conflict is given.

Keywords: state scientific certification; academic degree; military personnel; persons admitted to the competition for an academic degree; degree seekers.

Введение. Смысл социальности состоит в интеграции частных усилий для достижения общей для всех участников цели и через это - более полного удовлетворения индивидуальных потребностей. Сбалансированность общих и индивидуальных интересов - важнейший показатель «общественного здоровья», включающий в себя, в том числе и согласие по критериям справедливости1.

В целях приведения их в соответствие законодательству РФ о науке и государственной научно-технической политике, об образовании в РФ и аналогичным нормам трудового права, имеется необходимость во внесении изменений в законодательство РФ о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы2. Также открытым оставался вопрос, является ли внесение предложенных нами изменений достаточным, или в отдельные положения нормативных правовых актов еще требуется внести отдельные изменения, в целях их совершенствования3. Кроме того, необходимо установить, что при внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы в полном ли объеме была проведена правовая экспертиза соответствующими органами.

Основная часть. В силу пункта 3 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Далее - Положение) для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов в адъюнктуру, военную докторантуру предоставляется учебный отпуск продолжительностью: а) военнослужащим, допущенным к сдаче вступительных экзаменов, - 30 суток; б) военнослужащим, поступающим с частично сданными кандидатскими экзаменами, - 10 суток на каждый оставшийся экзамен. Военнослужащим, зачисляемым в адъюнктуру, военную докторантуру без сдачи вступительных экзаменов, учебный отпуск не предоставляется. Основанием для предоставления учебного отпуска является извещение, подписанное начальником военно-учебного заведения или руководителем научной организации, о допуске военнослужащего к сдаче вступительных экзаменов.

Продолжительность указанного учебного отпуска увеличивается на время проезда к месту нахождения военно-учебного заведения (научной организации) и обратно (пункта 4 статьи 31 Положения). Согласно пункту 5 статьи 31 Положения в период обучения военнослужащего в адъюнктуре, военной докторантуре по заочной форме обучения ему предоставляется: а) для подготовки - один свободный день в неделю, кроме выходных и праздничных дней, а также на четвертом году обучения, по желанию адъюнкта или докторанта могут предоставляться два свободных дня в неделю. Предоставляемые свободные дни оформляются приказом командира воинской части, выписка из которого высылается по месту обучения; б) для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации - 30 суток ежегодно без учета

1 Чукин, С.Г. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья вторая [Текст] / С.Г. Чукин, П.Ю. Наумов // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1. № 3 (29). С. 81-92.

2 См. например Большакова, В.М. и др. Основные направления совершенствования нормативных правовых актов о социальных гарантиях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, допущенных к соисканию ученых степеней. Статья первая / В.М. Большакова, Г.В. Енгибарян, П.Ю. Наумов // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 11-1. С. 34-41; Кудашкин, А.В., Фатеев, К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) /4-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2005. 752 с.

3 Большакова, В.М. и др. Кто такие соискатели? К проблеме предоставления творческих отпусков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту / В.М. Большакова, П.Ю. Наумов, Г.В. Енгибарян, К.В. Додонов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 9 (278). С. 69-77.

Землин А. И., Большакова В. М., Наумов П. Ю. Рассмотрение несовершенства норм о социальных...

времени проезда от места службы до места нахождения образовательной или научной организации и обратно.

Приказом Минобрнауки РФ от 28 марта 2014 г. № 247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня» утвержден порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечень. Согласно пункту 2 указанного Порядка кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (часть 3 статьи 5 Федерального закона1 от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»). Согласно части 6 статьи 69 ФЗ «Об образовании в РФ» прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно. Следует прийти к выводу, что ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит в себе критериев, согласно которым, лицо, сдавшее кандидатские экзамены освобождается от прохождения вступительных испытаний в аспирантуру (адъюнктуру) полностью или частично.

Не содержат таких требований и приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», а также приказ Министра обороны РФ от 18 января 2016 г. № 6 «Об организации деятельности адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций Министерства обороны РФ» и приказы других федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба.

Подобные требования (преимущества) имелись в пункте 40 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814, где указано, что лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в адъюнктуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Однако приказом Минобрнауки РФ от 18 декабря 2017 г. № 1226 указанное Положение было отменено.

Вывод. Таким образом, в целях приведения их в соответствие законодательству о науке и государственной научно-технической политике, об образовании и аналогичным нормам трудового права, полагаем в пункте 4 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» подпункт «б» признать утратившим сил, поскольку содержащиеся в нем положения о предоставлении военнослужащим, поступающим с частично сданными кандидатскими экзаменами, по 10 суток отпуска на каждый оставшийся экзамен в настоящее время на законе не основаны. Наличие сданных кандидатских экзаменов не освобождает военнослужащего от прохождения вступительных испытаний при поступлении в адъюнктуру в полном объеме. Следовательно, и учебный отпуск для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов в адъюнктуру, военную докторантуру военнослужащим, допущенным к сдаче вступительных экзаменов, продолжительностью 30 суток должен предоставляться ему в полном объеме.

Следует отметить, что в Положение о порядке прохождения военной службы многократно вносились изменения после вступления в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» и изданных в его развитие нормативных правовых актов, следовательно, описанная в настоящей статье коллизия могла бы быть разрешена уже на стадии проведения правовой экспертизы проекта Указа Президента РФ о внесении изменений в указанное положение. При этом нормы регламентирующие осуществление процедуры правовой экспертизы (в том числе антикоррупционной экспертизы) (ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»; Положение об Администрации Президента РФ (утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490); Регламент Совета Федерации ФС РФ, утвержденный постановлением от 30 января 2002 г. 33-СФ; Регламент Государственной Думы, утвержденный постановлением от 28 января 1998 г. № 2134-11, Регламент Правительства РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260); постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и др.) предусматривают проверку проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия действующему законодательству и проведение правовой экспертизы этих документов.

1 Далее - «ФЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.