ботать, лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения и безработные. При этом следует учитывать, что они составят разные категории занятых на ремесленном предприятии. Если молодежь и домохозяйки должны составить слой ремесленников, то лица пенсионного возраста, безработные и амнистированные могут занять преимущественно места наемных рабочих.
Большое значение при рассмотрении вопроса трудового потенциала ремесленной дея-
тельности уделяется проблеме подготовки и переподготовки кадров. Для решения этой проблемы целесообразно создать единую систему, которая объединит в своем составе образовательные учреждения и ремесленные палаты как орган контроля за подготовкой специалистов ремесленного производства. Данная система позволит удовлетворить потребность общества в специалистах ремесленных специальностей, а также существенно повысить качественный уровень их подготовки.
Литература
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 с.
2. Санин И.И. Проблемы развития предпринимательства и сферы услуг // М.: Сатурн-С, 2001. 113 с.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во Моск. университета, 1996. 623 с.
4. Хаванова Н.В. Развитие сферы услуг как фактора стабилизации рынка труда региона: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук / МГУС, М., 2002. 26 с.
5. Федеральный закон Германии «О ремесленной деятельности».
6. Закон от 16.06.99 № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве».
7. КобелевН.Б. Организация ремесленной деятельности, проблемы России. М.: Дело, 2000. 407 с.
УДК 364.013
научно-методические аспекты реализации социальной поддержки военнослужащих в части обеспечения доступности профессионального образования
И.В. Бушуева, доктор экономических наук, доцент, [email protected],
А.Н. Малолетко, проректор, кандидат юридических наук,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва,
И.В. Михалев, кандидат социологических наук,
Комитет по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации
The article examines the scientific and methodological aspects of the social support for military personnel to provide higher education by strengthening the preparatory departments and related training procedures. The authors offer policies for the management of the preparatory functions.
Рассматриваются научно-методические аспекты реализации социальной поддержки военнослужащих в части обеспечения доступности высшего профессионального образования за счет модернизации системы подготовки к поступлению в вузы на базе подготовительных отделений. Представлены разработки научно-практического характера в части методического и организационного обеспечения функционирования подготовительных отделений для военнослужащих.
Ключевые слова: подготовительное отделение, военнослужащий, социальные гарантии, доступность, высшее образование.
В последнее десятилетие в связи с тем, что в 1999 г. подготовительные отделения (ПО) при вузах Российской Федерации были повсеместно закрыты из-за прекращения бюджетного финансирования, в подавляющем большинстве вузов России утрачена традиция подготовки граждан на ПО к поступлению в вузы, в т.ч. военнослужащих, уволенных в запас. В то же время потребность формирования профессиональной армии, построенной на контрактной основе, требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение престижности службы в армии и, в первую очередь, мер, связанных с социальноэкономической защитой военнослужащих-контрактников и лиц, завершивших военную службу по контракту.
В последние годы был принят целый ряд законодательных актов, направленных на создание системы льгот в области доступности высшего профобразования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в т.ч. в части прав на обучение на ПО при гражданских вузах. В связи с принятием Федерального закона № 1-ФЗ от 6 января 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту», ведется активная деятельность по воссозданию ПО. Данный закон упорядочил принятые ранее законодательные акты в части обеспечения доступности высшего образования для указанных категорий лиц. Приказом Минобрнауки России № 44 от 11 февраля 2008 года был впервые утвержден перечень российских федеральных вузов, на подготовительных отделениях которых должна была осуществляться подготовка граждан, проходивших не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях. Указанный перечень на 2008—2009 учебный год был обновлен приказом № 167 от 3 июня 2008 г. Таким образом, возрождение ПО является весьма актуальной задачей. Кроме того, в условиях уже проявившегося демографического провала привлечение к получению высшего образования граждан из числа контрактников позволит обеспечить национальную экономи-
ку экономическими, управленческими и инженерными кадрами требуемой квалификации.
Для организации соответствующих ПО в вузах необходимы разработка и совершенствование действующей организационно-правовой и учебно-методической базы, а также рекомендаций по взаимодействию вузов и силовых структур по вопросам агитации и набора слушателей на ПО.
Основными задачами научной и проектной деятельности в этом направлении являются:
•проведение анализа состояния деятельности ПО в вузах России;
• разработка предложений по
организационно-правовому обеспечению воссоздания и реализации деятельности ПО при вузах РФ в условиях введения соответствующего Федерального закона,
•разработка предложений по учебнометодическому обеспечению деятельности ПО при российских вузах.
Основной целью проведения анализа состояния деятельности ПО в вузах РФ является формирование базы данных, необходимой для оценки эффективности их функционирования, выявления положительного и негативного опыта в данной сфере, определения основных проблем повышения доступности высшего образования, в т.ч.для граждан льготных категорий, и направлений решения данных проблем. Технология проведения анализа должна строиться на изучении следующих подсистем: организационной (включая профориентационное взаимодействие); нормативно-правовой; учебнометодической; технико-технологической (при наличии дистанционных форм обучения); информационной. В ходе анализа должны быть изучены следующие аспекты деятельности ПО отделений вузов:
• результативность и проблемы профориентационной и агитационной деятельности ПО вузов на основании проводимых мероприятий и динамики абитуриентов и контингента подготовительных отделений (формам обучения);
• организация учебного процесса, структура и проработанность его учебно-методического, информационного и технического обеспечения;
• результативность деятельности ПО на основании динамики долевого соотношения числа выпускников и поступивших в вуз из числа выпускников ПО, а также сопоставле-
ния результатов вступительных испытаний выпускников и иных абитуриентов;
• проблематика преподавания и освоения дисциплин, в т.ч. уровень дифференциации базовых знаний слушателей ПО и тенденции его изменения, наиболее проблемные дисциплины и дидактические единицы, психологопедагогические аспекты преподавания и т.п;
• социально-экономические аспекты и проблемы деятельности ПО вузов и их слушателей и др.
Анализ должен производиться на базе действующих ПО вузов России. В целях обеспечения репрезентативности исследований и объективной оценки его результатов необходимо определить ряд критериев, по которым будут отобраны вузы — объекты исследования. На наш взгляд, критериями отбора вузов для проведения углубленного анализа функционирования ПО должны стать следующие:
• функционирование ПО, ориентированного на повышение доступности высшего образования для лиц, нуждающихся в социальной защите, не менее 5 лет и/или принадлежность к перечню федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на ПО которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (кроме офицерских должностей);
• принадлежность к конкретному федеральному округу;
• образовательный профиль вуза (классический университет, технический университет, технологический университет, педагогический вуз, отраслевой вуз);
• наличие конкретной либо нескольких форм организации обучения на ПО: очной, заочной (дистанционной), очно-заочной;
• наличие разработанной внутренней организационной, учебно-методической и нормативно-правовой основы функционирования ПО.
Согласно обновленному перечню высших профессиональных учебных заведений, на ПО которых могут обучаться перечисленные выше льготные категории граждан, по России таких учебных заведений в 2008—2009 учебном году насчитывается 52. С учетом этого и указанных выше критериев в перечень вузов-объектов исследования должны войти не менее 15
учебных заведений: ГОУВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ГОУВПО «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г.Шухова», ГОУВПО «Московский государственный технологический университет «Станкин», ГОУВПО «Смоленский государственный университет», ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», ГОУВПО «Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ленина», ГОУВПО «Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна», ГОУВПО «Самарский государственный экономический
университет», ГОУВПО «Пермский
государственный технический университет»,
ГОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГОУВПО
«Дагестанский государственный технический университет», ГОУВПО «Ростовская-
на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения», ГОУВПО «Томский государственный университет», ГОУВПО «Челябинский государственный университет», ГОУВПО «Дальневосточная государственная социальногуманитарная академия».
Перечисленные учебные заведения полностью соответствуют приведенным выше критериям и обеспечивают необходимое представительство по регионам и типам вузов. Круг объектов исследования может быть расширен за счет вузов, не входящих утвержденный перечень федеральных вузов, на ПО которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В результате анализа должны быть получены данные о наличии ПО в вузах России, периоде, опыте, формах и целевой направленности их деятельности, обеспеченности учебного процесса соответствующими методическими и нормативными материалами, а также о проблемах их деятельности.
Еще до проведения исследований можно констатировать наличие ряда проблем, которые осложняют деятельность вузов по реализации конституционных прав указанных категорий граждан в части обеспечения доступности профессионального образования.
1. Среди слушателей ПО в последние годы усилилась тенденция различия стартового уровня слушателей из-за перерыва в учебе (от момента окончания школы до поступления на подготовительное отделение у указанных выше категорий слушателей проходит от трех и более лет). В связи с этим рождается проблема адекватного восприятия и неравного усвоения преподаваемого материала.
2. Указанная категория граждан имеет специфическую социально-психологическую конституцию, не всегда позволяющую за период обучения на ПО слушателю овладеть всеми необходимыми для успешного обучения в высшем учебном заведении навыками самообразования, поиска и анализа информации. На этой почве возникают и обостряются следующие противоречия:
• между необходимостью повышения роли учебно-познавательной активности и самостоятельности в процессе обучения студентов и их слабой подготовленностью к обучению в вузе;
• между разноуровневой подготовкой слушателей подготовительного отделения, необходимостью помощи каждому из них для достижения уровня знаний и умений, дающих возможность поступления и успешного обучения в вузе, в т.ч. их углубленной подготовки по общеобразовательным предметам к сдаче единого государственного экзамена, и отсутствием технологии такой дифференцированной подготовки [12].
3. Проблемы информационного и социального характера:
• проблемы профессиональной ориентации и выбора профиля вуза;
• проблема обеспечения необходимого уровня благосостояния слушателей из числа военнослужащих, в т.ч. в получении дохода, обеспечении проживания и т.п.;
•потребность в социально-психологической реабилитации и т.п.
4. Для лиц, проходящих службу по контракту, необходимы особые технологии обучения дистанционного типа (заочная форма обучения, дистанционное обучение). Такая организация учебного процесса обеспечит возможность обучения без отрыва от основной деятельности, возможность лучшей социальной адаптации данной категории граждан после окончания срока службы за счет исключения потерь времени на обучение на подготовительном отделении, что немаловажно, учитывая
возраст слушателей и необходимость трудовой и социальной активности. Указанная категория слушателей подготовительного отделения обладает рядом специфических особенностей, связанных с прохождением действительной службы по контракту и требующих особых условий организации учебного процесса. Среди них:
• возможность поступления и обучения на ПО вуза без отрыва от службы;
• возможность незапланированных длительных служебных командировок, вызывающих потребность в изменении сроков учебного графика освоения дисциплин и прохождения промежуточных и итоговых аттестаций;
•возможность получения при служебной необходимости академического отпуска;
•возможность изменения места дислокации военной части, в т.ч. изменения региона прохождения службы;
•ограниченность свободного от основной деятельности времени, необходимого для самостоятельной работы и т.п.
Для решения этих и других проблем, по нашему мнению, необходимо:
•спроектировать систему управления процессом обучения на ПО вуза;
•разработать комплекс рекомендаций по технологии специфической организации учебного процесса и разработки учебнометодического сопровождения обучения на ПО для военнослужащих, проходящих службу по контракту;
•предложить схемы организации учебного процесса и разработки его учебнометодического обеспечения, учитывающие возможную дифференциацию базовой подготовки слушателей и направленные на полноценное освоение учебного плана, в т.ч. разработка технологии обучения, позволяющей учитывать цели развития каждого слушателя на любом базовом уровне обученности и углубленной подготовки по предметам, по которым сдается единый государственный экзамен.
Организационный аспект указанного процесса предполагает изучение ряда законодательных и нормативных документов в сфере высшего профессионального образования, в т.ч. учебно-методического сопровождения, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подготовительных отделений при вузах РФ, а также ряд законодательных документов, направленных на меры социальной
поддержки военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту, в части получения ими высшего профессионального образования, в т.ч. порядок выдачи направлений на обучение и непосредственно обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, порядок отбора вузов для организации подготовительных отделений для военнослужащих и др.:
• Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»,
•Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,
• Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,
•письмо Минобразования России от 21 февраля 2000 г. № 14-55-132 ин/15 «О направлении рекомендаций по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)»,
•приказ Минобороны России и Минобразования России от 3 мая 2001 г. № 203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы»,
•постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования»,
• приказ Минобороны России от 28 апреля
2006 г. № 176 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78», приказ ФСБ РФ от 23 января 2008 г. № 21 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78»,
•приказ Федеральной службы охраны РФ от 8 ноября 2006 г. № 495 «О мерах по реализации в федеральных органах государственной охраны постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78»,
•приказ Минобрнауки России от 9 ноября
2007 г. № 302 «Об утверждении Порядка отбора федеральных государственных образователь-
ных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «б»—«г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета» и др.
Цель анализа — выявление «пробелов» законодательства в указанной области и формирование организационно-правовой основы для организации и функционирования ПО при вузах РФ, в т.ч. за счет разработки проекта «Положения о подготовительных отделениях...», учитывающего действующую нормативноправовую базу и восполняющего выявленные недостатки. Анализ нормативно-правовой базы позволит, во-первых, выявить основные проблемы, связанные с обучением военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту. Во-вторых, определение путей решения выявленных проблем за счет организации профориентации среди военнослужащих (проходивших военную службу) по контракту путем взаимодействия высших учебных заведений и силовых структур, формирования соответствующих учебных планов, а также разработки организационных аспектов функционирования подготовительных отделений при вузах.
В целях формирования общедоступной организационно-методической базы создания и функционирования ПО, ориентированных на обеспечение доступности высшего профессионального образования для военнослужащих, на наш взгляд, целесообразна разработка некоего документа в форме сборника методических и практических рекомендаций, содержащего все необходимые документы и комментарии. В сборник рекомендуется включить следующие разделы.
1. Законодательные основы обеспечения деятельности ПО при вузах РФ, в т.ч. для обучения военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту: перечень и текст законодательных и нормативных
актов, регламентирующих деятельность подготовительных отделений, возможность и порядок обучения на них военнослужащих; порядок реализации гражданами права на профессиональное образование и особенностей его осуществления военнослужащими.
2. Методические рекомендации по организации деятельности ПО при вузах РФ, в т.ч. для обучения военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту: основы социально-экономического обоснования создания и функционирования подготовительного отделения, типовая организационная структура подготовительного отделения; роль ПО в системе непрерывного образования, принципы и модели внедрения ПО в систему непрерывного образования.
3. Методические рекомендации по организации учебного процесса на ПО и его учебнометодического обеспечения: типовые формы обучения для разных категорий слушателей с учетом типологии вуза, подходы к разработке гибкого учебного графика, структура документационного обеспечения и учебнометодического комплекса, требования к их разработке и содержанию и т.п.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности ПО: критерии и методики оценки.
5. Практика организации и функционирования ПО в вузах РФ: лучший опыт российских вузов, типичные проблемы и пути их решения, практика правовой реализации обеспечения доступности высшего профобразования для военнослужащих со стороны силовых ведомств, государственных органов власти и образовательных учреждений, возможные формы взаимодействия.
Кроме того, необходимо разработать Положение о ПО при вузах.
По нашему мнению, структура Положения должна включать в себя следующие разделы.
1. Общие положения.
2. Цели, задачи и виды деятельности ПО.
3. Организация деятельности ПО: критерии и порядок организации ПО в вузе; порядок реорганизации ПО в вузе; формы обучения на ПО вуза; сроки обучения на ПО; порядок проведения профессиональной ориентации и агитации, в т.ч. во взаимодействии с силовыми структурами по набору на ПО; критерии и порядок приема на ПО, в т.ч. по соответствующим направлениям; порядок зачисления,
перевода, предоставления академических отпусков и восстановления слушателей, отчисленных по уважительной причине, на ПО; порядок организации и учебно-методического обеспечения учебного процесса на ПО; порядок привлечения, численность и оплата труда преподавательского состава ПО; критерии и порядок отчисления слушателей ПО; порядок проведения, в т.ч. переноса сроков промежуточной аттестации; порядок проведения выпускных экзаменов (итоговой аттестации) и единых государственных экзаменов по окончании обучения.
3(а). Организация деятельности ПО с использованием дистанционных технологий: требования к техническому и методическому обеспечению учебного процесса, в т.ч. требования предоставления слушателю учебного места по месту прохождения службы; организация учебного процесса, в т.ч. порядок выполнения требований учебного плана и взаимодействия слушателя с преподавателем; требования и порядок проведения промежуточных и итоговой аттестаций без выезда слушателя в учебное заведение; критерии идентификации и удостоверения личности слушателя при прохождении промежуточных и итоговой аттестаций без выезда в вуз и т.п.
4. Права и обязанности ПО: в части обеспечения качества учебного процесса и в части соблюдения конституционных прав и социальных гарантий слушателей, в т.ч. стипендиальном обеспечении и др.
5. Права и обязанности слушателя ПО: статус слушателя ПО; права и обязанности слушателей ПО в части правил и требований выполнения учебного плана, в т.ч. с использованием дистанционных технологий; права и обязанности слушателей ПО в части соблюдения правил и требований внутреннего распорядка вуза и др.
6. Порядок управления деятельностью ПО.
7. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПО.
8. Информационное обеспечение деятельности ПО.
9. Порядок внесения изменений в Положение.
10. Образцы бланков, пояснения и т.п. (приложения к Положению)
Положение необходимо разрабатывать в тесном сотрудничестве с представителями Минитерства образования и науки РФ и
силовых ведомств, в первую очередь, Мини- I носить характер типового и являться основой
стерства обороны РФ. Положение должно
Литература
1. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
4. Письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2000 г. № 14-55-132 ин/15 «О направлении рекомендаций по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)».
5. Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2001 г. № 203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
6. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» (с изменениями от 3 сентября 2007 г.).
7. Приказ Минобороны РФ от 28 апреля 2006 г. № 176 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78», Приказ ФСБ РФ от 23 января 2008 г. № 21 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78».
8. Приказ Федеральной службы охраны РФ от 8 ноября 2006 г. № 495 «О мерах по реализации в федеральных органах государственной охраны постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78».
9. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 г. № 302 «Об утверждении Порядка отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп.«б»—«г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета».
10. Приказ № 342 от 11 декабря 2007 г. «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 г. № 302...».
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ».
12. www.mirrabot.com. Проектирование и реализация технологии дифференцированного обучения на подготовительном отделении в техническом вузе. 2004.
Харитонова Т.В., Вавилкина Н.А. Организационно-экономические подходы к совершенствованию механизма финансирования отраслей социальной сферы в регионе: Монография. ФГОУВПО «РГУ-ТиС». М, 2009 160 с.
В книге исследуются современные механизмы финансирования отраслей социальной сферы сметное финансирование, нормативное финансирование и т.д., рассматривается переход к механизму финансирования на основе системы государственных минимальных социальных стандартов. На примере Московской области разработаны перечни объектов государственных минимальных социальных стандартов региона в отраслях социальной сферы (здравоохранении, образовании, культуре, социальной защите населения) и перечни показателей государственных минимальных социальных стандартов региона (на предоставление отдельных видов услуг здравоохранения); предложены методические подходы к расчету социальных (натуральных) и финансовых показателей государственных минимальных социальных стандартов региона. Издание представляет интерес для ученых, специалистов органов государственного управления субъектов РФ, руководителей организаций социальной сферы, а также преподавателей, докторантов, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется вопросами финансирования отраслей социальной сферы.
«1ДЕГЛЛЫ10Е АГЕНТСТВО НООЫ-Л'НШИИК)
Т.В. ХАРИТОНОВА, Н.А ВАВИЛКИНА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ
Москва 2009