Научная статья на тему 'Социальная адаптация уволенных в запас военнослужащих'

Социальная адаптация уволенных в запас военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION OF DISCHARGED MILITARY PERSONNEL / УВОЛЕННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ЗАПАС / ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / SUPPLIES / AND TRAINING PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стахи Татьяна Александровна, Ли Елена Вадимовна

В жизненные планы военнослужащих, увольняемых в запас, входят профессиональная подготовка или переподготовка, освоение новых отношений, формирование новой ценностной системы на основе новых реалий и своего социального опыта. В статье рассмотрено нормативно-правовое и организационное обеспечение бывших военнослужащих, проанализированы группы военнослужащих увольняемых из Вооруженных Сил, как специфическая социальная группа и выявлено ее место в структуре Российского общества; раскрыты пути и формы адаптации военнослужащих к новым условиям жизнедеятельности; сделать анализ жизненных планов военнослужащих увольняемых в запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF DISCHARGED MILITARY PERSONNEL

In the life plans of servicemen, retired include vocational training or retraining, development of new relations, the formation of a new value system based on the new realities and their social experience. The article considers legal and organizational support of former soldiers, analyzed group of servicemen discharged from the Armed Forces, as a specific social group and identified its place in the structure of Russian society; revealed the ways and forms of adaptation to new conditions of life; to make an analysis of the life plans of servicemen, removed to the reserve.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация уволенных в запас военнослужащих»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

УДК 355.257.3:36.

Татьяна Александровна Стахи,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Философские и социально-гуманитарные дисциплины» Московского государственного университета пищевых производств

Эл. почта: ta.stakhi@mgupp.ru

Елена Вадимовна Ли,

кандидат биологических наук, доцент кафедры «Биотехнология и технология продуктов биоорганического синтеза» Московского государственного университета пищевых производств

В жизненные планы военнослужащих, увольняемых в запас, входят профессиональная подготовка или переподготовка, освоение новых отношений, формирование новой ценностной системы на основе новых реалий и своего социального опыта.

В статье рассмотрено нормативно-правовое и организационное обеспечение бывших военнослужащих, проанализированы группы военнослужащих увольняемых из Вооруженных Сил, как специфическая социальная группа и выявлено ее место в структуре Российского общества; раскрыты пути и формы адаптации военнослужащих к новым условиям жизнедеятельности; сделать анализ жизненных планов военнослужащих увольняемых в запас.

Ключевые слова: социальная адаптация, уволенные военнослужащие, запас, программы переподготовки.

Tatyana A. Stakhy,

PhD in Pedagogical Sciences, Professor of the Department «Philosophy and social-humanitarian disciplines», Moscow state University of food production E-mail: ta.stakhi@mgupp.ru

Elena V. Li,

PhD in Biological Sciences, Associate Professor of the Department «Biotehnologia and products technology of Bioorganic synthesis», Moscow state University of food production

SOCIAL ADAPTATION OF DISCHARGED MILITARY PERSONNEL

In the life plans of servicemen, retired include vocational training or retraining, development of new relations, the formation of a new value system based on the new realities and their social experience.

The article considers legal and organizational support of former soldiers, analyzed group of servicemen discharged from the Armed Forces, as a specific social group and identified its place in the structure of Russian society; revealed the ways and forms of adaptation to new conditions of life; to make an analysis of the life plans of servicemen, removed to the reserve.

Keywords: social adaptation of discharged military personnel, supplies, and training programmes.

1. Введение

Последние десятилетия для Российской армии проходят под знаком радикального реформирования. Этот процесс связан с политическими и военными преобразованиями. Сокращение Российских Вооруженных Сил, связанное с реформированием Армии, породило ряд серьезных проблем экономического, социального и личностного характера.

Увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил отрицательно влияет на самих военнослужащих, в большинстве своем не имеющих гражданских специальностей (офицеры танковых подразделений, войск ПВО, артиллерийских подразделений и др.), обладающих совершенно иным стереотипом мышления и поведения. Оказавшись за пределами армии, они сталкиваются со многими проблемами, в числе которых социальная и профессиональная невостребованность, потеря рабочих мест, необходимость перемены места учебы и работы членов семей, отсутствие опыта и навыков работы в условиях рыночной экономики, невнимание местной администрации к их нуждам, острая жилищная проблема и т.д. Многие из военнослужащих и членов их семей не могут привыкнуть, адаптироваться к гражданским условиям.

В целях снятия части из существующих и прогнозируемых проблем у военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил в связи с реформированием армии, нужна государственная программа социальной адаптации этой категории граждан, общественные организации и фонды, осуществляющие заботу о состоянии психического и физического здоровья бывших военнослужащих, их переподготовку, трудоустройство и т.п. - т.е. комплексная программа по социальной защищенности военнослужащих и лиц увольняемых с военной службы, в вопросах связанных с адаптацией данной категории к иной социальной среде.

2. Нормативно-правовое и организационное обеспечение бывших военнослужащих

Эксперимент по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов проводится с целью содействия занятости увольняемых военнослужащих, адаптации их к новым социальным условиям и подготовки к выполнению нового вида профессиональной деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. №501 г. Москва «О проведении в 2012-2014 гг. эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления ГИОС» был утвержден порядок проведения эксперимента и сроки его реализации.

Проблема социальной адаптации военнослужащих уволенных в запас разрабатывается на протяжении нескольких десятилетий. Права военнослужащих на обучение и переобучение закреплены законодательно. Так например, в статье 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ определено право военнослужащих на образование, в которой указано, в частности, следующее:

- офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трёх лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях

_

высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счёт средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Такое же положение содержится и в ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» утверждены порядок выдачи и учета направлений на обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также порядок предоставления военнослужащим, дополнительных отпусков и других социальных гарантий.

Наиболее острой является проблема обеспечения занятости военнослужащих, уволенных в запас. Они находятся в группе риска, несмотря на высокий уровень образования и профессиональной квалификации, им трудно найти работу. Это послужило причиной разработки ряда законодательных актов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. №729 Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002-2005 годы» Минтрудом России, федеральными органами

исполнительной власти разработана Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В ходе реализации программы предусматривалось осуществить переподготовку по гражданским специальностям около 150 тыс. военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и до 30 тыс. членов их семей, завершить создание сети региональных учебных центров. Программа была призвана обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства данной категории населения в период проведения военной реформы, способствовать снижению социальной напряженности в армейской среде.

В социуме военнослужащие, уволенные в запас проходят период адаптации к гражданской жизни. Они испытывают психологический дискомфорт, который имеет объективные причины. Это и несоответствие полученной в военном вузе профессии потребностям современного рынка труда, и проблема профессиональной переподготовки на новые специальности в соответствии со спросом, и необеспеченность жильем.

Увольняемые в запас военнослужащие - трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами. Вместе с тем российский опыт реализации программ социальной адаптации уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости. Данной категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу. Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Такой подход должен предусматривать организацию подготовки по гражданским специальностям, а также содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест.

С целью содействия занятости увольняемых военнослужащих,

адаптации их к новым социальным условиям и подготовки к выполнению нового вида профессиональной деятельности Правительство Российской Федерации постановило провести в 2012 - 2014 годах эксперимент по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N501).

Согласно Постановлению сертификат предоставляется военнослужащим, изъявившим желание его получить, соответствующим требованиям, указанным в Положении, утвержденным данным Постановлением, а также отвечающим одновременно следующим критериям:

- прохождение военной службы;

- непрохождение ранее профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей в военном образовательном учреждении профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

3. Программы профессиональной переподготовки для военнослужащих с высшим образованием, предоставляемые Московским государственным университетом пищевых производств

В перечень вузов, участников эксперимента включены 150 вузов. В ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств» для военнослужащих с высшим образованием, уволенных в запас, разработана серия программ профессиональной переподготовки. Среди них: Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов; Безопасность технологических процессов и производств; Технология и дизайн упаковочного производства; Товароведение и экспертиза товаров; Технология бродильных производств и виноделие; Технология продуктов общественного питания; Управление качеством; Стандартизация и сертификация; Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; Технология пищевкусовых и субтропических продуктов; Технология молока и молочных продуктов; ряд медицинс-

ких программ (на базе медицинского образования): Дерматовенерология; Косметология; Гастроэнтерология; Диетология; Гигиена питания; Гигиена труда; Общая гигиена; Санитарно-гигиенические лабораторные исследования; Клиническая фармация; Управление и экономика фармации; Фармацевтическая технология; Эпидемиология; Акушерство и гинекология; Анестезиология и реаниматология; Кардиология; Клиническая лабораторная диагностика; Колопро-ктология; Коммунальная гигиена; Лечебная физкультура и спортивная медицина; Мануальная терапия; Медицинская экспертиза; Неврология; Нефрология; Онкология; Ортодон-тия; Организация здравоохранения и общественное здоровье; Оториноларингология; Офтальмология; Пластическая хирургия; Профпатология; Скорая медицинская помощь; Психиатрия; Психиатрия - наркология; Психотерапия; Пульмонология; Радиационная гигиена; Рентгенэндо-васкулярные диагностика и лечение; Рентгенология; Рефлексотерапия; Сексология; Сердечно-сосудистая хирургия; Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы; Стоматология ортопедическая; Стоматология терапевтическая; Торакальная терапия (хирургия); Травматология и ортопедия; Ультразвуковая диагностика; Управление и экономика фармации; Урология; Фармацевтическая технология; Физиотерапия; Функциональная диагностика; Хирургия; Че-люстно-лицевая хирургия и др.

4. Программа по профессиональной переподготовке в области технологии упаковочных производств продукции

Одной из наиболее востребованных могла бы стать программа по профессиональной переподготовке, целью которой явилось обучение теоретическим основам и практическим знаниям в области технологии упаковочных производств продукции, произведенной в реальном секторе экономики агропромышленного комплекса России.

За последние десять лет технология упаковки шагнула далеко вперед. Современный человек не представляет себе розничную тор-

говлю без использования потребительской упаковки. Специальность исключительна по содержанию, престижности, перспективам трудоустройства и карьерного роста. Упаковочное производство связывает две основные сферы жизнедеятельности общества: производство (промышленные предприятия) и потребление (оптовая и розничная торговля). Специалисты достаточно востребованы на рынке труда. При этом далеко не все специалисты обладают достаточной компетенцией для работы на современном, высокотехнологичном оборудовании.

Программа профессиональной переподготовки составлена в соответствии с современным уровнем развития науки и техники и соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам по упаковыванию продукции всех направлений.

Акцент обучения сделан на закономерностях, связанных с упаковыванием пищевых продуктов как наиболее сложном примере практического использования упаковочных средств. Наряду с традиционными формами обучения особое внимание в учебном процессе уделено практической подготовке и самостоятельной работе слушателей под руководством ведущего преподавателя.

В настоящее время в сети розничной продажи резко возросло количество поставок продуктов питания, поэтому спрос на упаковки пищевых продуктов вырос в несколько раз и именно поэтому особое внимание уделяется изучению новейших технологий и методов упаковок в пищевой промышленности, где основными современными способами являются «активные» виды упаковок, изготовляемых в модифицированной атмосфере и «асептические». Требования к упаковке предъявлялись самые различные, и поэтому ситуация развернулась так, что предприниматели приступили к поиску и разработки упаковок, которые отвечали определенным требованиям.

Задача обучения состоит в освоении слушателями современных технологий упаковочных производств, включая вопросы выбора материала с учетом особенностей продукта,

расширения функций упаковки и совершенствования и дизайна, а также проектирования и эксплуатации технологического оборудования. Вместе со слушателем проводятся исследования в области исследований новейших технологий и материалов тары и упаковки, создания инновационных видов упаковки и разработки ее дизайна и оформления, изготовления и модернизации лабораторных установок и упаковочного оборудования.

Особый интерес эта программа представляет для творческих людей с художественными наклонностями при изучении разделов программы об эстетических и потребительских свойствах тары, их взаимосвязи, роли цвета при оформлении упаковки, связи геометрических структур упаковки и продукции, художественном конструировании и текстовой и изобразительной составляющей при оформлении упаковки, а также при изучении специфики применения материалов для упаковывания пищевых продуктов, в т. ч. о синтетических полимерных и термоусадочных материалах, бумаге, картоне, стекле и металле.

В результате изучения программы слушатель должен освоить основную номенклатуру технологического оборудования, обеспечивающего дозирование продуктов, помещение (розлив) продукта в тару, герметизацию, укупорку, эти-кетирование, номенклатуру современных упаковочных материалов и уметь владеть концепцией их выбора для конкретного вида продукции с учетом функционального назначения упаковки и ее эксплуатационных свойств, знать основные этапы и особенности технологии упаковывания пищевых продуктов различного агрегатного состояния (жидкости, сухие сыпучие, пластические и т.д.) и особенности их дозирования, уметь ориентироваться в разнообразии современных технологий упаковывания с применением физических факторов воздействия (низкие температуры, инертная газовая среда и т.д.), приводящих к увеличению срока годности продукта, в методах и пути конструирования современных упаковочных средств, наиболее полно удовлетво-

_

ряющих требованиям, предъявляемым как производителем продукции, так и потребителем с учетом технических и технологических требований на пути создания упаковки. За время обучения по программе слушатель изучает пути совершенствования дизайна упаковки, являющейся одним из главных маркетинговых средств готовой продукции и ее конкурентной способности на рынке, а также правовую основу организации производства, правило и порядок проведения контроля качества, соответствующие ГОСТы, основы управления качеством упаковки и современную систему САПР отрасли.

По окончании обучения слушатель сможет внедрять прогрессивные технологические процессы упаковывания продукции и виды оборудования; сможет обеспечивать оптимальный режим производственного участка, организацию и регулирование и настройку машин с целью максимальной загрузки оборудования, эффективно использовать материалы и оборудование, а также другие ресурсы производства; будет проводить стандартные и сертификационные испытания материалов и готовой продукции; участвовать в разработке проектных решений процесса упаковывания продукции, применять современные информационные технологии для оптимизации и автоматизации процесса, а также участвовать в результате методов технического контроля.

Предусмотрена и самостоятельная работа с выполнением индивидуальных заданий по актуальной тематике, сравнительный анализ технологических решений с разной формой отчетности: рефераты, исследовательская работа теоретического или работа теоретического или экспериментального характера (записка), графический материал, презентация и т.д.

По желанию слушателя в программу руководитель вносит изменения, конкретизирующие и развивающие актуальные положения в зависимости от направления переподготовки. Изменение отдельных видов лекционного курса может

дополняться индивидуальным материалом, а также может быть перенесено на практические занятия для детальной переработки или может быть включено в самостоятельную работу под руководством преподавателя для более системного и углубленного анализа. Это позволит расширить возможности освоения материала и углубления его проработки в условиях фиксированного фонда времени.

5. Заключение

Таким образом, установлено, что социальные условия адаптации являются важным средством восстановления личностного потенциала военнослужащих и членов их семей, которые содействуют гармоничному «вхождению» личности бывшего военнослужащего в сферу гражданского социума и обеспечению соответствующей перестройки, а также перехода из контингента людей, нуждающихся в социальной заботе, в социально-перспективный.

Основные задачи повышения занятости военнослужащих: создание условий для быстрейшего трудоустройства военнослужащих, увольняемых в запас; опережающие переподготовка и переобучение; профессиональная переориентация и психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей; финансовая поддержка частного предпринимательства; финансовая поддержка работодателей, создающих рабочие места для этой категории граждан; приближение реализуемых действий непосредственно к их получателю; федеральная поддержка местных инициатив; организационно-финансовая помощь региональных программ и проектов в сфере переподготовки и трудоустройстве военнослужащих.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. №501 г. Москва «О проведении в 2012-2014 гг. эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления ГИОС».

2. Бугренко Г.Н. и др. Автоматизация конструирования на ПЭВМ с ис-

пользованием системы Auto CAD -M.: Машиностроение, 1993.

3. Веселов А.И. Технологическое оборудование и оснастка упаковочных производств. - М.: МГУП, 2008.

4. Веселов А.И., Веселова И.А. Технологическое оборудование, оснастка и основы проектирования оборудования упаковочных производств. - М.: ИНФРА - М. 2011.

5. Ефремов Н.Ф. Тара и ее производство, М. 2001.

6. Ефремов Н.Ф. и др. Автоматизированное проектирование упаковки. - М.: Университетская книга, Логос, 2008.

7. Ефремов Н.Ф., Лемешко Т.В., Чуркин А.В. Конструирование и дизайн тары и упаковки. - М.: МУП, 2004.

8. Дж. Ханлон и др. Упаковка и тара. Профессия, 2006.

9. Соломенко М.Г., Шредер В.Л., Кривошей В.Н. Тара из полимерных материалов. - М.: Химия, 1990.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation from may 21, 2012 №501, Moscow «About holding in 2012-2014 experiment on training of discharged military personnel through the provision of GIS».

2. Bugrenko G.N. and other automation design on PC usingAuto CAD -M.: Mashinostroenie, 1993.

3. Veselov A.I. Technological equipment and tools for packaging industry. - M.: MSUEE, 2008.

4. Veselov A.I., Veselova I.A. Technological equipment, equipment and principles of design of equipment and packaging industries. - M.: INFRA - M 2011.

5. Efremov NF Tara and its production, M.: 2001.

6. Efremov N.F. and other computer-aided design packages. - M.: Uni-versitetskaya kniga, Logos, 2008.

7. Efremov N.F., Lemeshko T.V., Churkin A.V. Designing and design of packaging. - M.: MUP, 2004.

8. J. Hanlon and other Packaging. Profession, 2006.

9. Solomenco M.G., Schroe-der V.L., Krivoshey V.N. Containers made of polymeric materials. - M.: Chemistry, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.