Научная статья на тему 'Государственный именной образовательный сертификат как инструмент социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих (на примере МГУПП)'

Государственный именной образовательный сертификат как инструмент социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих (на примере МГУПП) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ЗАПАС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стахи Татьяна Александровна, Рокотянская Виолетта Валерьевна

Поскольку при увольнении из Вооруженных сил бывший военнослужащий сталкивается с тремя основными трудностями это проблема социально-психологической адаптации, переориентация и переподготовка на гражданскую специальность, а также трудоустройство, решение данных вопросов стало приоритетом правительства при сокращении численности армии. В работе определен генезис понятия «финансово-экономический механизм социальной защиты военнослужащих». Рассмотрены компоненты социальной защиты военнослужащих и членов их семей правовые, социально-экономические, морально-психологические. Также указываются льготы, предоставляемые военнослужащим, уволенным в запас: льготы в области пенсионного обеспечения, в области трудового законодательства, в области здравоохранения, в области жилищного законодательства, льготы по охране жизни, здоровья и оказанию медицинской помощи, льготы при увольнении с военной службы, льготы по собственности и налогам, транспортные льготы. В статье выделены факторы, влияющие на формирование эффективной системы профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас. Также рассмотрены задачи системы профессионального обучения и переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, решение которых авторы видят в обучении уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов. Проанализирован ряд нормативных актов, разработанных для реализации постановления Правительства Российской Федерации. В статье представлен перечень вузов участников эксперимента в разрезе федеральных округов. Проанализированы выполненные мероприятия в процессе реализации постановления Правительства Российской Федерации и выявлены причины, стагнирующие нормальное течение эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State personal education certificate as a tool of social adaptation of discharged military personnel (for example "the MGUPP")

Because when they leave the Armed forces of the former soldier faces three major challenges is the problem of social-psychological adaptation, reorientation and retraining for civilian profession and employment, the resolution of these problems has become a priority for the Government when downsizing the army. The paper discusses the Genesis of the concept of «financial-economic mechanism of social protection of the military». Considered components of social protection of servicemen and members of their families, such as legal, socio-economic, moral and psychological. Also consider benefits to servicemen, removed to the reserve such as: benefits in the area of pensions, benefits in the field of labour law, benefits in health care, benefits in the field of housing legislation, incentives for the protection of life, zdorovia and medical care, benefits for dismissal from the military service, concessions on property and taxes, transportation privileges. The article highlights the factors influencing the formation of effective system of professional retraining of servicemen discharged. Also deals with the problems of the system of professional training and retraining of servicemen discharged, the solution of which the authors see in the training of discharged military personnel through the provision of registered public educational certificates. Analyzed a number of regulations designed to implement resolutions of the Government of the Russian Federation. The article presents the list of universities participating in the experiment in Federal districts. Analyzed were performed in the process of implementing the resolution of the Government of the Russian Federation and identified causes, stagnating normal course of the experiment.

Текст научной работы на тему «Государственный именной образовательный сертификат как инструмент социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих (на примере МГУПП)»

УДК 355.257.3:36

Государственный именнои образовательный

сертификат

как инструмент социальной адаптации уволенных

в запас военнослужащих

(на примере МГУПП)

Т.А. Стахи, канд. пед. наук, В.В. Рокотянская, канд. экон. наук Московский государственный университет пищевых производств

В настоящее время основной целью финансовой политики должно стать, на наш взгляд, обеспечение общественно необходимых условий для удовлетворения социально-экономических потребностей, повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Не уменьшая значения общеэкономических факторов, следует тщательно проанализировать не только величину направляемых на эти цели ресурсов, но и то, в какой форме, из каких финансовых источников и по каким правилам и нормам бывшие военнослужащие получают причитающиеся им виды доходов, благ или услуг, то есть действующий финансово-экономический механизм социальной защиты граждан, уволенных с военной службы.

Учитывая недостаточную разработанность трактовки финансово-экономического механизма социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, следует также исследовать его сущность, структуру и функции.

Так, М.К. Смирнов раскрывает финансово-экономический механизм Вооруженных сил как «совокупность конкретных форм и методов организации и реализации финансово-экономических отношений в экономике Вооруженных сил и органов управления ими в процессе обеспечения ресурсами военно-экономической деятельности» [1].

А.Л. Волков рассматривает финансово-экономический механизм обеспечения воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих, понимая под ним «систему отношений, складывающихся между всеми субъектами общественных и экономических отношений и форм их реализации, определяемую, с одной стороны, потребностями воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих, а с другой - конкретными финансово-экономическими, социальными, политическими и другими факторами укрепления обороноспособности страны» [2].

Е.В. Горгола выделяет действие «механизма удовлетворения социально-экономических потребностей» [3]. А.Д. Бурыкин обосновывает действие «механизма социально-экономического обеспечения личного состава армии и флота» [4].

Мы разделяем мнение В.Г. Кладу-хина, что финансово-экономический механизм социальной защиты экономических и правовых отношений, принципов, форм и методов организации этих отношений и органов управления ими функционирует с целью удовлетворения социально-экономических потребностей [5].

Социальную защиту военнослужащих и членов их семей можно рассчитывать как взаимосвязь следующих ее компонентов: правового, социально-экономического, морально-психологического.

Правовые компоненты включают в себя нормативные акты, регулирующие правовое положение военнослужащих, их обязанности и права.

Социально-экономические компоненты включают такие структурные элементы, как материальное вознаграждение, материально-бытовое положение, жилищные условия.

Морально-психологический статус военного человека, в целом военной службы, организация службы должны пробуждать у военнослужащего чувства удовлетворенности своим трудом, необходимости обществу, высокую самоотдачу.

Рассмотрим подробнее льготы, предоставляемые военнослужащим после увольнения их в запас.

Льготы - это представление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения [6]. Все льготы, предоставляемые гражданам, уволенным с военной службы, можно сгруппировать в восемь разделов: 1. Льготы в области пенсионного обеспечения;

2. Льготы в области трудового законодательства;

3. Льготы в области образования;

4. Льготы в области жилищного законодательства;

5. Льготы по охране жизни, здоровья и оказанию медицинской помощи;

6. Льготы при увольнении с военной службы;

7. Льготы по собственности и налогам;

8. Транспортные льготы.

В дальнейшем рассмотрим образовательные льготы, поскольку социально-экономическая адаптация военнослужащих запаса невозможна без профессиональной переподготовки и получения необходимого образования для освоения предложений рынка труда.

Существует четыре фактора, влияющих на формирование эффективной системы профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас:

1. Важность прочной, высококачественной образовательной базы, на которой основывается развитие навыков, при этом в образовании много времени уделяется развитию аналитических способностей и социальных навыков;

2. Иерархия стимулов для функционирования систем профессионального обучения с учетом потребностей рынка;

3. Степень участия и уровень оказываемой поддержки со стороны предпринимателей, работников и правительственных органов;

4. Многогранность источников финансирования и оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению и переподготовке.

Система профессионального обучения и переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, направлена на решение следующих задач:

• Реализация социального заказа на подготовку квалифицированных

кадров с учетом потребностей рынка труда;

• Формирование оптимального баланса потребностей безработных, нуждающихся в получении работы граждан в профессиональном обучении и потребностей рынка труда в определенной квалификационной структуре рабочей силы;

• Развитие системы непрерывного образования, включая внутрифирменное обучение персонала, расширение возможностей самообразования, обеспечивающего обучение работников, находящихся под риском увольнения;

• Усиление адресной социальной поддержки военнослужащих запаса;

• Обеспечение приоритетного финансирования системы профессиональной переподготовки военнослужащих запаса.

Инструментом реализации вышеприведенных задач является эксперимент по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов. Он проводится с целью содействия занятости увольняемых военнослужащих, адаптации их к новым социальным условиям и подготовки к выполнению нового вида профессиональной деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 «О проведении в 2012-2014 гг. эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления ГИОС» были утверждены порядок проведения эксперимента и сроки его реализации.

Постановлением определены также органы исполнительной власти, ответственные за проведение эксперимента: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба охраны Российской Федерации.

В эксперименте участвуют образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 5 июня 2013 г. №434 «Об утверждении перечня образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, участвующих в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе

предоставления государственных именных образовательных сертификатов».

В результате реализации постановления Правительства Российской Федерации на текущий момент был издан ряд нормативных актов (Приказ Министерства образования и науки от 5 июня 2013 г. №434 «Об утверждении перечня образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, участвующих в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 629 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 «О проведении в 2012-2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов»; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 августа 2012 г. № 752 «О проведении в 2012-2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов»; Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10 сентября 2012 г. № 532 «Об утверждении порядка и критериев отбора военнослужащих спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, претендующих на право получения государственных именных образовательных сертификатов, а также порядка их выдачи на период проведения эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов в 20122014 гг.»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 августа 2012 г. № 639 г. Москва «О внесении изменений в Порядок предоставления в 2012-2014 гг. из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2012 г., № 4»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № АК-908/06, содержащее итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей на базе программ среднего и высшего профессионального образования для государственных услуг по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования в объеме свыше 500 и 1000 ч на 2013 г., для учреждений, подведомственных Минобрнауки России в рамках эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2013 г. № АК-978/ 06 «Об информационно-методическом сопровождении эксперимента по ГИОС»), разработана разъясняющая информация для вузов - участников эксперимента (порядок приема владельца сертификата в образовательное учреждение для обучения по программе профессиональной переподготовки; порядок возмещения расходов образовательного учреждения в рамках эксперимента; памятка владельцу государственного именного образовательного сертификата, форма соглашения между вузом и министерством и др.), создан интернет-портал.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет ежеквартальный мониторинг реализации эксперимента. Модератором мониторинга является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств».

Сотрудниками университета разработан и запущен сайт для официального представления информации о проведении эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов (далее - ГИОС) в сети Интернет и получения доступа пользователей Интернета к информационным ресурсам ГИОС.

Целью создания сайта является мониторинг хода эксперимента, информирование обладателей ГИОС о вузах-участниках и образовательных программах, реализуемых в рамках ГИОС.

Состав и структура разделов сайта формируется в соответствии с переч-

нем видов деятельности, определенных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми и нормативно-методическими документами Правительства Российской Федерации и подведомственных ему министерств и ведомств, в сфере ведения которых находятся вузы -участники эксперимента ГИОС. Интерфейс сайта представлен на рис. 1.

Перечень вузов - участников эксперимента (150 вузов) охватывает все федеральные округа: Центральный - 42 вуза; Северо-Западный -17; Приволжский - 25; Северо-Кавказский - 8; Уральский - 9; Сибирский - 26; Южный - 12; Дальневосточный - 11 вузов (рис. 2).

Мониторинг проводился регулярно на протяжении 2013 г. Целью мониторинга являлось:

1. Изучить количественную потребность ФОИВ в ГИОС;

2. Проанализировать количественные показатели взаимодействия субъектов эксперимента.

Анализ результатов мониторинга показал, что все сертификаты были выданы уволенным военнослужащим в порядке, урегулированном ведомствами, участвующими в эксперименте. В 2013 г. на основе ГИОС был обучен 61 слушатель: в Центральном ФО были обучены13 военнослужащих, в Приволжском ФО - 4, в Сибирском ФО - 12, в Южном ФО - 27, в Северо-Кавказском ФО - 4.

Слушатели прошли обучение по направлениям подготовки в рамках следующих УГС: Гуманитарные науки - 13 человек, Образование и педагогика - 1 слушатель, Экономика и управление - 32, Информационная безопасность - 1, Сфера обслуживания - 2, Геология, разведка и разработка полезных ископаемых - 2, Электронная техника, радиотехника и связь - 2, Информатика и вычислительная техника - 2, Архитектура и строительство - 1, Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды - 2, Общественное здоровье и здравоохранение - 1, Хирургия - 1.

В целом эксперимент проходит успешно. В июне 2014 г. проведен мониторинг.

По результатам первых двух лет эксперимента можно сделать предварительные выводы. Была скоординирована деятельность органов исполнительной власти во главе с Министерством образования и науки Российской Федерации. В целом процесс реализации постановления способствует:

развитию и совершенствованию системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;

Рис. 1. Сайт «Государственный именной образовательный сертификат»

Рис. 2. Доли вузов-участников эксперимента по федеральным округам, 2013 г.

улучшению социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы;

социальной адаптации, трудоустройству граждан, уволенных с военной службы.

В процессе реализации постановления были выполнены следующие мероприятия.

1. Был создан банк данных программ

профессиональной переподготовки, отвечающих запросам граждан, уволенных с военной службы;

2. Разработан и внедрен веб-портал ГИОС. РУ;

3. Организован и проведен мониторинг реализации эксперимента;

4. Разработан организационно-методический материал по поддержке эксперимента.

Тем не менее не все вопросы пока решены, что связано с объек-

тивными и субъективными причинами. Так, по состоянию на 1 февраля 2014 г., из 2000 уволенных военнослужащих, получивших сертификат, реализовал свое право на обучение на базе ГИОС всего 61 человек, что составляет 3 %. Это может быть обусловлено практикой профессиональной переподготовки военнослужащих в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального

образования». Военнослужащие, получающие дополнительное образование или квалификацию в рамках данного постановления, находятся в более выгодных финансовых условиях, что, несомненно, повлияло на их выбор.

Еще одной причиной может быть недостаточная информированность военнослужащих в самом начале эксперимента. На данном этапе эта причина устранена. Как показал очередной мониторинг, за последние полгода процент обращений военнослужащих в образовательные организации высшего профессионального образования резко возрос. Продление сроков эксперимента могло бы дать возможность более

масштабного воплощения идей постановления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климович, В.П. Финансовый механизм Вооруженных сил: вопросы теории и практики / В.П. Климович, М.К. Смирнов. - М.: ФВЭФ, 1995. - С. 14.

2. Волков, А.Л. Финансово-экономический механизм обеспечения воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих в условиях рынка: дис. ... канд. экон. наук / А.Л. Волков. - Ярославль, 2001.

3. Горгола, Е.В. Механизм удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих и его

развитие в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук / Е.В. Горгола. -Ярославль, 1992.

4. Бурыхин, А.Д. Регулирование системы удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих Российской армии в условиях рынка: дис. ... канд. экон. наук / А.Д. Бурыхин. - Ярос-лавль,1996.

5. Кладухин, В.Г. Финансово-экономический механизм социальной защиты граждан, уволенных с военной службы: дис. ... канд. экон. наук / В.Г. Кладухин. - Ярославль, 2003.

6. Большая Советская энциклопедия. Т. 18. - М.: Советская энциклопедия, 1974.

Государственный именной образовательный сертификат как инструмент социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих (на примере МГУПП)

Ключевые слова

военнослужащие, запас, образовательный сертификат, социальная адаптация.

Реферат

Поскольку при увольнении из Вооруженных сил бывший военнослужащий сталкивается с тремя основными трудностями - это проблема социально-психологической адаптации, переориентация и переподготовка на гражданскую специальность, а также трудоустройство, решение данных вопросов стало приоритетом правительства при сокращении численности армии. В работе определен генезис понятия «финансово-экономический механизм социальной защиты военнослужащих». Рассмотрены компоненты социальной защиты военнослужащих и членов их семей - правовые, социально-экономические, морально-психологические. Также указываются льготы, предоставляемые военнослужащим, уволенным в запас: льготы в области пенсионного обеспечения, в области трудового законодательства, в области здравоохранения, в области жилищного законодательства, льготы по охране жизни, здоровья и оказанию медицинской помощи, льготы при увольнении с военной службы, льготы по собственности и налогам, транспортные льготы. В статье выделены факторы, влияющие на формирование эффективной системы профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас. Также рассмотрены задачи системы профессионального обучения и переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, решение которых авторы видят в обучении уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов. Проанализирован ряд нормативных актов, разработанных для реализации постановления Правительства Российской Федерации. В статье представлен перечень вузов - участников эксперимента в разрезе федеральных округов. Проанализированы выполненные мероприятия в процессе реализации постановления Правительства Российской Федерации и выявлены причины, стагнирующие нормальное течение эксперимента.

Авторы

Стахи Татьяна Александровна, канд. пед. наук, профессор, Рокотянская Виолетта Валерьевна, канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет пищевых производств, 109125, Москва, Волоколамское ш., д. 11, [email protected], [email protected]

State personal education certificate as a tool of social adaptation of discharged military personnel (for example «the MGUPP»)

Key words

educational certificate, military personnel, supplies, social adaptation.

Abstracts

Because when they leave the Armed forces of the former soldier faces three major challenges is the problem of social-psychological adaptation, reorientation and retraining for civilian profession and employment, the resolution of these problems has become a priority for the Government when downsizing the army. The paper discusses the Genesis of the concept of «financial-economic mechanism of social protection of the military». Considered components of social protection of servicemen and members of their families, such as legal, socio-economic, moral and psychological. Also consider benefits to servicemen, removed to the reserve such as: benefits in the area of pensions, benefits in the field of labour law, benefits in health care, benefits in the field of housing legislation, incentives for the protection of life, zdorovia and medical care, benefits for dismissal from the military service, concessions on property and taxes, transportation privileges. The article highlights the factors influencing the formation of effective system of professional retraining of servicemen discharged. Also deals with the problems of the system of professional training and retraining of servicemen discharged, the solution of which the authors see in the training of discharged military personnel through the provision of registered public educational certificates. Analyzed a number of regulations designed to implement resolutions of the Government of the Russian Federation. The article presents the list of universities participating in the experiment in Federal districts. Analyzed were performed in the process of implementing the resolution of the Government of the Russian Federation and identified causes, stagnating normal course of the experiment.

Authors

Stakhi Tatyana Alexandrovna, Candidate ofPedagogical Science, Professor, Rokotyanskaya Violetta Valeryevna, Candidate of Economical Science, Docent, Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Shosse, Moscow, 109125, [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.