Научная статья на тему 'Финансовые аспекты переподготовки увольняемых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту'

Финансовые аспекты переподготовки увольняемых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА УВОЛЬНЯЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА ПЕРЕПОДГОТОВКУ / RETRAINING OF THE DISMISSED SERVICEMEN / STATE PERSONAL EDUCATIONAL CERTIFICATES / EDUCATIONAL SERVICES CALCULATING METHOD / RETRAINING CALCULATION STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приветкин А.А.

В современных условиях военные учебные учреждения должны определять стоимость своих образовательных услуг, в частности переподготовки увольняемых военнослужащих, которые финансируются на бюджетной основе, т. е. требуют тщательного обоснования при бюджетном планировании, вместе с тем, являются частью финансов образовательного учреждения. Для гражданских учебных заведений разработано большое количество методик расчета. Однако они не могут быть применены в военно-образовательной сфере. В статье проанализирована динамика развития финансирования системы переподготовки увольняемых военнослужащих и современные методики расчета стоимости услуг в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial aspects of the retraining of the dismissed contract servicemen

In modern conditions military educational institutions must determine their educational services’ price, in particular retraining of the dismissed military men, that are financed on a budgetary basis, so they need more thorough justification for budget planning, also they are a part of educational institution’s finances. There are more ways to calculate in civil education institutions. But they can’t be used in military-educational area. The article analyzes the dynamic of the development of financing the retraining of the dismissed military men and modern ways to calculate the price of services in this area.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты переподготовки увольняемых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»

conservation of the natural resource orientation, canning technological backwardness, deterioration of the investment climate, the significant drop in the living standards of the population, the stagnation of the economy.

Despite the need of the active policy aimed at the development of domestic production, the budget isfocused on the inertial economic policy, which a priori will lead to multiplicative reduction of the total product. In this circumstances it seems to be necessary toreconsider the priority directions ofthe economic policy and thefederal budget, following the principles ofobjectivity, reliability and relevance, and then to estimate impact of short and medium-term results of the chosen policy on the economy.

Keywords: budget, budgetary policy, government expenditures, reindustrialization, import dependence, import substitution, reserve fund, automatic stabilizer, stagnation.

УДК 336.14; 338.46

Приветкин А. А.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УВОЛЬНЯЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

ПО КОНТРАКТУ

В современных условиях военные учебные учреждения должны определять стоимость своих образовательных услуг, в частности переподготовки увольняемых военнослужащих, которые финансируются на бюджетной основе, т. е. требуют тщательного обоснования при бюджетном планировании, вместе с тем, являются частью финансов образовательного учреждения. Для гражданских учебных заведений разработано большое количество методик расчета. Однако они не могут быть применены в военно-образовательной сфере. В статье проанализирована динамика развития финансирования системы переподготовки увольняемых военнослужащих и современные методики расчета стоимости услуг в этой сфере.

Ключевые слова: переподготовка увольняемых военнослужащих, государственные именные образовательные сертификаты, методика расчета образовательных услуг, структура затрат на переподготовку.

Организация переподготовки увольняемых военнослужащих

Ретроспективный обзор системы переподготовки увольняемых военнослужащих

Проблемами социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в связи с сокращением Вооруженных Сил, стали заниматься на государственном уровне с 1991 г. В соответствии с распоряжением Президента России от 27.10.1991 г №2 66-рп [1] при Правительстве России был образован Координационный совет по проблемам переподготовки офицеров, увольняемых в запас. В дальнейшем был создан Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас [2]. С начала 90-х годов действовали следующие программы переподготовки военнослужащих.

1) Программа переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного производства в РФ (проект ЕС ТАСК ЕД/062) - головной исполнитель - Госкомвуз России. Финансировалась из средств Комиссии Европейского Союза (14 млн экю), а также из федерального бюджета [3].

2) Российско-Германская программа подготовки и переподготовки по гражданским специальностям увольняемых военнослужащих российских войск, выводимых из ФРГ, и членов их семей - головной исполнитель - Минобороны России. На реализацию программы Правительство Германии выделило 129,32 млн немецких марок. С российской стороны на финансирование программы выде-

лено 2,28 млрд руб. [4].

3) Внебюджетная программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания [5]. Ее реализация в 1997-2000 г. позволила переквалифицировать на гражданские специальности более 13 тыс. увольняемых и уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, что составило около 20% от числа нуждающихся в переподготовке.

4) Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 г. [6]. Затраты на ее реализацию в 1998-2000 г. должны были составить 171,46 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета - 53,95 млн руб. Программа предусматривала переподготовку на гражданские специальности более 59 тыс. указанных категорий граждан, а также завершение создания сети региональных учебных центров в рамках единой системы образования.

5) Программа «Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку» [7]. В рамках программы прошли переподготовку свыше 11 тыс. военнослужащих, уволенных с военной службы. Финансирование программы осуществлялось из средств Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия и составило:

50

© Приветкин А.А., 2015

4,68 млн долларов США.

Меморандум, подписанный 08.06.2002 г в Брюсселе между Минобороны России и НАТО, закрепил создание информационно-консультационного и учебного центра социальной адаптации военнослужащих, увольняемых или уволенных в запас из ВС РФ, Центра «Россия - НАТО» при Минобороны России. Центр стал важным элементом системы переподготовки военнослужащих, организовав филиалы в Московском (г. Ярославль), Ленинградском (г. Санкт-Петербург), Сибирском (г. Новосибирск), Северо-Кавказском (г. Ростов-на-Дону), Приволжс-ко-Уральском (г. Пермь) военных округах и на Балтийском флоте (г. Калининград) [8].

Современная система переподготовки увольняемых военнослужащих

Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей продолжительностью до четырех месяцев без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия [9, п. 4 ст. 19]. В Вооруженных Силах Российской Федерации порядок и условиях утверждены приказом Министра обороны России от 18.03.2009 г. №2 95 [10], в других ведомствах изданы аналогичные приказы [11, 12].

Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают в установленном порядке рапорт. В рапорте военнослужащий указывает в числе других сведений: имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию, выбранную программу обучения, профильную имеющемуся образованию, и реализующее ее военное образовательное учреждение, основание, по которому он имеет право пройти профессио-нальпрофессиональную переподготовку.

Кадровым органом вида и рода войск Вооруженных Сил, военного округа (флота), главного (центрального) управления Минобороны России на основании представленных воинскими частями списков проводится предварительное распределение военнослужащих по профильным военным образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную переподготовку, а также формируются сведения о численности и персональных данных военнослужащих, изъявивших желание пройти

профессиональную переподготовку, и предложения по форме (способу) ее проведения для каждого военнослужащего, которые направляются в Главное управление кадров Минобороны России.

Расчет распределения учебных мест в военных образовательных учреждениях разрабатывается Главным управлением кадров Минобороны России по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения высылаются в кадровые органы и военные образовательные учреждения не менее чем за месяц до начала обучения. Военные образовательные учреждения формируют учебные группы по мере поступления выписки из расчета распределения. С учетом установленных сроков начала обучения и формирования учебных групп командование военных образовательных учреждений высылает в кадровые органы письменные уведомления, в которых указывается форма (способ) профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения. Выписки из уведомлений кадровые органы направляют в воинские части в части касающейся. Перечень военных образовательных учреждений Минобороны России, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих по гражданским специальностям, утвержден Министром обороны России [13].

Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная (вечерняя) форма обучения в военном образовательном учреждении, командир воинской части выдает направление установленной форме. В воинской части издается приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку. Вместе с тем, по дополнительным профессиональным программам военнослужащий может обучаться без отрыва, с полным или частичным отрывом от исполнения служебных обязанностей [14, п. 4 к прил. 2].

Проблемы и мнение обучаемых по проблемным вопросам переподготовки

Такая ведомственная система обучения действовала длительное время, однако отличалась несовершенством.

Опыт реализации ведомственного подхода к вопросам профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих выявил ряд целых проблем организационного и экономического плана. Например, программы переподготовки не корректировались под наиболее востребованные на рынке труда специальности и подзапросы организаций и учреждений. В целом, военные учебные заведения не имеют достаточный опыт подготовки по гражданским специальностям. Гражданские же вузы, которые в течение многих лет успешно, осуществляли переподготовку военнослужащих на основе конкурсов, исключены из данного процесса. Вследствие этого выявилась низкая конкурентоспособность на рын-

ке труда граждан, переподготовленных в военных вузах, по сравнению с аналогичной специальностью, обучающимся этим же специальностям в гражданских учебных заведениях. Дипломы, выданные военными учебными заведениями, не выдерживали конкуренции с дипломами ведущих гражданских учебных заведениях. Имел место низкий рейтинг предложенных ведомственными учебным заведениями специальностей.

Согласно результатам опроса, обучающиеся военнослужащие выделили следующие основные недостатки в переподготовке:

- рассмотрение только теоретических вопросов, далеких от реальной жизни - 16%;

- отсутствие деловых игр, практических занятий - 10%;

- слабое использование технических и современных средств обучения - 10%;

- преподаются предметы, слабо связанные с будущей специальностью - 2%;

- неинтересное проведение занятий - 2%.

Половина опрошенных (49%) затруднились ответить на этот вопрос. 11% отметили необходимость получения навыков социально-психологической адаптации к условиям работы в гражданском коллективе. Следует отметить, что для 2% респондентов переподготовка являлась способом не ходить на

службу - «убить время», для 8% в качестве недостатка указали жесткий контроль посещаемости -8%, а 6% военнослужащих затруднились указать причины, побудившие их пройти обучение [15].

Указанные недостатки системы переподготовки увольняемых военнослужащих привели к необходимости изменения условий переподготовки, которые позволили бы повысить эффективность образовательного процесса, с одной стороны, и повысить заинтересованность обучаемых, с другой стороны.

Особенности переподготовки уволенных военнослужащих по государственным именным образовательным сертификатам В целях профессиональной переподготовки уволенных военнослужащих в период с 01.09.2012 г. по 30.06.2014 г. проводился эксперимент по их обучению на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов. В рамках эксперимента предоставлялись два вида сертификатов: для оплаты обучения по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального образования и на базе высшего профессионального образования1. В том случае, если стоимость обучения превышала нормативы, разницу необходимо было компенсировать из собственных средств (см. табл. 1).

Таблица 1

Стоимость обучения и нормативы образовательного сертификата для некоторых образовательных

программ и учебных заведений**

Наименование ВУЗа Образовательная программа Стоимость

сертификата обучения

Московский педагогический государственный университет (г. Москва) программы трудоемкостью 1050 ч. 62,8 62,8

программы трудоемкостью 1080 ч. 62,8 62,8

программы трудоемкостью 580 ч. 32,3 32,3

Российский университет дружбы народов (г. Москва) Мастер делового администрирования (1000 ч.) 50,7 280,0

Управление персоналом (510 ч.) 26,4 48,0

Переводчик (различные языки) (864 ч.) 26,4 252,0

Бухгалтерский учет и налогообложение (для начинающих) (510 ч.) 17,3 42,0

Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова (г. Кострома) программы трудоемкостью 502 ч. 21,1 32,0

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского программы трудоемкостью 502 ч. 22,3 22,3

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Менеджмент образования (508 ч.) 32,5 35,2

Управление человеческими ресурсами (500 ч.) 32,5 34,5

Преподавание информатики в образовательных учреждениях (1004 ч.) 64,0 69,4

Эколог (в сфере геоинформационных технологий) (1280 ч.) 67,5 88,4

По данным сайта http://гиос.рф.

Сертификат, который позволял пройти профессиональную переподго переподготовку в одном из высших учебных заведений Минобрнауки России за счет средств федерального бюджета, выдавался военнослужащему при исключении из списков личного состава. О получении военнослужащим сертификата кадровый орган производилась запись в послужном списке личного дела военнослужащего о выдаче сертификата с указанием его номера и даты выдачи.

Для приема на обучение достаточно было представить заявление и сертификат. Список образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, был определен Минобрнауки России [16].

Порядок и критерии отбора военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, претендующих на право получения государственного именного образовательного сертификата, а также порядок его выдачи были утверждены Министром обороны России [17]. В других ведомствах были изданы аналогичные приказы.

Таким образом, переподготовка увольняемых военнослужащих организована на основе ведомственной и федеральной сети высших учебных заведений. Ключевым моментом является анализ формирования стоимости переподготовки.

Анализ современных методик расчета стоимости обучения Действующие методики расчета стоимости обучения

В настоящее время в сфере высшего профессионального образования действуют следующие методики расчета стоимости обучения по программам переподготовки:

- методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки [18];

- методики определения стоимости образовательных услуг высшими учебными заведениями Российской Федерации, осуществляющими подготовку уволенных военнослужащих по государственным именным образовательным сертификатам, выполненные в соответствии с письмом Минобр-науки России от 11.06.2013 №> АК-908/06.

Применимыми для исчисления стоимости обучения являются:

- методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования [19];

- методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Россий-

ской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [20];

- методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России [21];

В сферах среднего и начального профессионального образования, начального и среднего общего образования действуют следующие методики:

- методические рекомендации по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений [22];

- методики расчета нормативов финансирования государственных казенных образовательных учреждений начального и среднего профобразования, определяющая порядок расчета необходимых средств на одного обучающегося (студента) (например, утвержденная постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2013 г. № 33-ПП).

Вопросы ценообразования в образовательной сфере изучены достаточно полно, например: учебники [23], диссертации [24, 25], значительное количество научных статей [26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34].

Общая характеристика и недостатки методик расчета расходов

Все представленные методики можно разделить на два типа: аналитический и синтетический.

Методики аналитического типа подразумевают определение статей затрат на подготовку и расчет удельной стоимости на одного обучаемого. Методики синтетического типа подразумевают наличие утвержденных укрупненных составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей.

Аналитические методики подразумевают распределение всех затрат на основные группы, принятые в теории ценообразования, такие как:

- на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание учебно-материальной базы, элементов тренажерной базы - стоимость используемых основных средств, включая амортизацию;

- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований - стоимость расхода материальных запасов;

- на ремонт и техническое обслуживание бытовой и оргтехники, услуги прачечной, обслуживание информационной базы данных, повышение квалификации персонала, приобретение мебели, канце-

лярских и хозяйственных товаров, периодической литературы, изготовление бланков и переплетные работы - общехозяйственные расходы;

- на оплату труда преподавательского, административного и вспомогательного персонала, начисления на заработную плату.

В расчет включаются поправочные коэффициенты, связанные со спецификой и местонахождением учебных заведений, спецификой программ подготовки и формой обучения и другие.

Для применения синтетических методик разработаны укрупненные показатели в зависимости от продолжительности и технологической сложности подготовки:

- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда преподавательского состава;

- затраты на приобретение материальных запасов, включая затраты на приобретение расходных материалов, мягкого инвентаря;

- затраты на коммунальные услуги;

- затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества;

- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в образовательном процессе;

- затраты на повышение квалификации преподавательского состава, включая затраты на суточные расходы и расходы на проживание на время повышения квалификации.

Эти методики имеют ряд общих недостатков.

Во-первых, они характеризуются замкнутостью расходов внутри учебного заведения. Специфика переподготовки увольняемых военнослужащих состоит в том, что расходы должны делиться на 2 группы - расходы учебного заведения и расходы вне учебного заведения.

Во-вторых, спецификой казенных и бюджетных учебных заведений является использование основных средств в течение установленного времени эксплуатации, вне зависимости от наработки.

В-третьих, не в полной мере учитывается наполняемость учебных групп, в силу этого учебный процесс осуществляется независимо от численности обучаемых.

И, наконец, применение общих методик не дает гарантии получения равных или близких по значению размеров стоимости обучения в равных или примерно равных условиях (см. табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности финансирования переподготовки уволенных военнослужащих в системе Минобороны России

Финансирование переподготовки увольняемых военнослужащих осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональ-

ной переподготовки, входят в смету расходов военного образовательного учреждения и не являются источником внебюджетного финансирования.

Во-вторых, военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от соответствующих воинских частей. Военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы). Военнослужащим, имеющим по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, о чем должно быть указано в командировочном удостоверении, а также возвратившимся из командировки в день убытия, суточные расходы не возмещаются. Дополнительно к расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, включая проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу, относятся:

а) страховые взносы на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте;

б) оплата услуг по оформлению проездных документов;

в) расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями [35, п. 118-119].

Следует отметить, что переподготовка по именным образовательным сертификатам осуществляется уже граждан, уволенных с военной службы. Поэтому второе направление в этой сфере отсутствует.

Основные положения для разработки методики

Анализ затрат на переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас, позволяет определить их структуру:

1) расходы учебного заведения, которые, большей частью, соответствуют структуре расходов по аналитическим методикам:

- расходы на заработную плату преподавательского состава, участвующего в переподготовке, за период 8 (2 потока по 4) календарных месяцев [13], с учетом начислений;

- расходы на заработную плату административного и вспомогательного персонала, участвующего в переподготовке, за этот же период, с учетом начислений;

- расходы на содержание учебных аудиторий и другие;

2) централизованные расходы на содержание учебного заведения:

- расходы, связанные с эксплуатацией и исполь-

зованием материальных средств, включая закупки и ремонт материальных средств, аутсорсинговые услуги и другие расходы;

- денежное довольствие военнослужащих из числа преподавательского состава, административного и вспомогательного персонала;

3) расходы вне учебного заведения:

- расходы на денежное довольствие военнослужащих, проходящих переподготовку;

- расходы на оплату проезда к месту прохождения переподготовки и обратно;

- командировочные расходы за время периода переподготовки: суточные деньги и расходы на наем жилого помещения;

- расходы на проведение стажировки (в том случае, если подлежат возмещению по договору).

Расходы учебного заведения и централизованные расходы являются условно-постоянными, т. е. не зависят от численности обучаемых. Однако, следует отметить, что стоит под вопросом включение в методику расчета части расходов, относящихся к переподготовке увольняемых военнослужащих, но которые учебное заведение несет, независимо от переподготовки (например, часть коммунальных расходов, оплата труда административного персонала).

Расходы вне учебного заведения являются условно-переменными, так как зависят от количества и состава военнослужащих, прибывших на переподготовку, отдаленности их места службы от места переподготовки. Поэтому величина затрат на переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас, может определяться только по их фактической численности.

Таким образом, за последнюю четверть века система переподготовки увольняемых военнослужащих и уволенных граждан формировалась на основе различных источников финансирования от обезличенных бюджетных и грантовых до именных образовательных сертификатов. В условиях жесткой конкуренции образовательных учреждений, с одной стороны, и необходимости эффективного использования бюджетных средств, с другой стороны, разрабатываются методики расчета стоимости обучения, которые не применимы в прямом виде для военных учебных заведений. Поэтому требуется или адаптация этих методик, или разработка новых, учитывающих специфику военных учебных заведений.

Примечания

1 Подробная информация представлена на официальном сайте Ы1р://гиос.рф.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Президент (1991 -

Б.Н. Ельцин). О переподготовке офицеров, увольняемых в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил: Распоряжение Президента РСФСР от 27.10.1991 г. №> 66-рп.

2. Российская Федерация. Правительство. О деятельности, связанной с переподготовкой офицеров, увольняемых в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил: Постановление Правительства России от 30.01.1992 г №> 58.

3. О программе переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения вооруженных сил и конверсии военного производства в Российской Федерации: постановление Правительства России от 23.10.1993 г. №> 1081.

4. Об утверждении программы подготовки и переподготовки по гражданским специальностям увольняемых с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих российских войск, выводимых из Федеративной Республики Германии, и членов их семей: постановление Правительства России от 23.08.1993 г. №> 844.

5. О Программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания: постановление Правительства России от 05.06.1997 г. №> 674.

6. О Федеральной целевой программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы: постановление Правительства России от 03.02.1998 г. № 153.

7. О Государственной программе «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002-2005 годы: постановление Правительства России от 15.10.2001 г. №2 729.

8. Венцеловский А. Где вопрос, там и ответ [Электронный ресурс] // Красная звезда. - 2004. - 3 ноября.

9. Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих: Федер. закон от 27.05.1998 г. №2 76-ФЗ.

10. О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту: приказ Министра обороны России от 18.03.2009 г. № 95.

11. О порядке и условиях реализации военнослужащими органов Федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по

одной из гражданских специальностей: приказ ФСБ России от 26.012009 г. № 22.

12. О порядке и условиях направления военнослужащих Внутренних Войск МВД России - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей: приказ МВД России от 01.11.2007 г. № 962 и др.

13. О военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих по одной из гражданских специальностей: приказ Министра обороны России от 25.06.2012 г № 1595.

14. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: приказ Министра обороны России от 15.09.2014 г. № 670.

15. Социологический анализ проблемы реализации права на профессиональную переподготовку военнослужащих, увольняющихся в запас. [Электронный ресурс] // URL: http://ens.mil.ru/science/ sociological_center/army_in_numbers/ more.htm?id=10370953@cmsArticle.

16. Об утверждении перечня образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, участвующих в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов: приказ Минобрнауки России от 05.06.2013 г. № 434.

17. О порядке и критериях отбора военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, претендующих на право получения государственного именного образовательного сертификата, а также порядке его выдачи: приказ Министра обороны России от 23.07.2012 г. № 2015.

18. Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки: приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 638.

19. Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования: постановление Правительства России от 25.06.2007 г. № 402.

20. Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных

государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: постановление Правительства Российской Федерации от

01.10.2007 г. № 629.

21. О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 г. № 402: приказ Министра обороны России от

08.08.2008 г. № 434.

22. О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений: письмо Минобрнауки России от 01.12.2008 г. № 03-2782.

23. Экономика и финансы системы открытого образования: Учебник для многоуровневой подготовки кадров системы открытого образования [Электронный ресурс] / Под ред. В. Е. Бочкова. -М.: МГИУ-РУДН. - 2004. URL: http://www.ido.rudn. ru/Open/econom.

24. Хмара Д. С. Определение затрат на подготовку специалиста в вузе и оценка их эффективности (На примере СПбМТУ): Дисс. на соиск. на соиск. учен. степ. к.э.н.: Спец. 08.00.05. - СПб., 2003. - 207 с.

25. Митина О.В. Затраты на обучение в механизме финансовой политики государственного учреждения высшего профессионального образования : Дисс. на соиск. учен. степ. к.э.н.: Спец. 08.00.05. -Владивосток, 2005. - 205 с.

26. Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л. Интегрированная модель финансирования высшего профессионального образования Российской Федерации // Экономика образования. - 2007. № 2. - С. 18-33.

27. Мудрова Е.Б. Подход к определению стоимости подготовки аспирантов. Методика расчета образовательной составляющей // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1 (37). - С. 363-367.

28. Методические рекомендации по расчету потребности учреждения высшего профессионального образования в бюджетных средствах // Университетское управление. - 2002. - № 3 (22). - С. 63-112.

29. Методика расчетов нормативов финансирования учреждений высшего и среднего профессионального образования // Университетское управление. - 2001. - № 1 (16).

30. Смирнова М.В. Платные услуги в системе высшего профессионального образования // Финансовый справочник бюджетной организации. - 2010.

- № 3.

31. Камакина О.В., Саксонова Е.Л., Трунова И.В. Методика расчета цены образовательной услуги учреждений профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2001. - № 1.

- С. 68-78.

32. Тодосийчук А.В., Смирнов И.П. Методика расчета норматива подушевого бюджетного финансирования учреждений профессионального образования // Образование в документах. - 2006. - № 14.

- С. 53-61.

33. Сальман А.А., Козлов А.В. Методический подход к оценке стоимости подготовки офицерских кадров ВМФ РФ // Морская газета. Интернет-приложение «Оборонный заказ». - 2007. - № 6 (URL: http://www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-16-2001/221-n2011-03-28-0219).

34. Коршунова Е.Д., Бычкова Н.А. Оценка затрат

на подготовку специалистов в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда // Научные труды ИНП РАН. - 2008. -С. 845-863.

35. Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ Министра обороны России от 30.12.2011 г. №> 2700.

Privetkin A.

FINANCIAL ASPECTS OF THE RETRAINING OF THE DISMISSED CONTRACT

SERVICEMEN

In modern conditions military educational institutions must determine their educational services 'price, in particular retraining of the dismissed military men, that are financed on a budgetary basis, so they need more thorough justification for budget planning, also they are a part of educational institution's finances. There are more ways to calculate in civil education institutions. But they can't be used in military-educational area. The article analyzes the dynamic of the development of financing the retraining of the dismissed military men and modern ways to calculate the price of services in this area.

Keywords: retraining of the dismissed servicemen, state personal educational certificates, educational services calculating method, retraining calculation structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.