УДК 364.013
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 2)
И. В. Бушуева, доктор экономических наук, доцент, [email protected], А. Н. Малолетко,
проректор, кандидат юридических наук,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва, И. В. Михалев,
кандидат социологических наук,
Комитет по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации
The article examines the scientific and methodological aspects of the social supportfor military personnel to provide higher education by strengthening the preparatory departments and related training procedures. The authors offer policies for the management of the preparatory functions.
В статье рассматриваются научно-методические аспекты реализации социальной поддержки военнослужащих в части обеспечения доступности высшего профессионального образования за счет модернизации системы подготовки к поступлению в вузы на базе подготовительных отделений. В статье представлены научно-практические разработки по методическому и организационному обеспечению функционирования подготовительных отделений для военнослужащих.
Key words: preparatory department, military personnel, social benefits, availability, higher education.
Ключевые слова: подготовительное отделение, военнослужащий, социальные гарантии, доступность, высшее образование.
Вторым важным направлением деятельности в обозначенной области является непосредственно разработка научно-методических основ организации и реализации учебного процесса с учетом рассмотренных выше особенностей и проблем. Формирование учебных планов для подготовки слушателей подготовительных курсов из числа военнослужащих должно осуществляться с учетом следующих факторов:
• профиль высшего учебного заведения и спектр реализуемых им образовательных программ;
• реализуемые формы обучения;
• необходимость углубленной подготовки по общеобразовательным предметам, по которым проводится Единый государственный экзамен;
• возможность выделения времени в процессе освоения предмета для более подробного изуче-
ния разделов дисциплин, по которым у слушателей были выявлены наиболее слабые знания;
• специфические требования к учебному плану, учебному графику и методическому обеспечению в связи с наличием особенностей категории слушателей из числа военнослужащих-контрактников, рассмотренных ранее;
• потребность в социально-психологической адаптации;
• учет требований измененной внешней среды в части образовательных и информационнокоммуникационных технологий.
Исходя из указанных особенностей, можно сформулировать следующие подходы к разработке учебных планов. Учебные планы вне зависимости от профиля вуза, перечня реализуемых им образовательных программ, а так-
же реализуемых форм обучения на подготовительном отделении должны включать в себя три блока дисциплин.
1. Дисциплины, нацеленные на адаптацию слушателей из числа военнослужащих в образовательной среде и овладение (восстановление) слушателями познавательными и образовательными технологиями, в т. ч. с использованием библиотечных и интернет-ресурсов, баз данных и справочно-информационных систем, а также технологиями работы с тестовыми заданиями различного рода. Результатом освоения дисциплин данного блока должны стать навыки ориентирования в информационной среде, поиска и работы с информацией.
2. Дисциплины, нацеленные на восстановление и закрепление базовых знаний, — подготовка по базовым предметам, по которым предусмотрен ЕГЭ (единый государственный экзамен): математика, русский язык и литература, информатика, отечественная история, обществознание и иностранный язык. В этот же блок для слушателей очной формы обучения в обязательном порядке должны быть включены часы для занятий физической культурой с целью поддержания здоровья слушателей. Результатом освоения данного блока дисциплин должна быть подготовка к сдаче ЕГЭ на минимально допустимом для зачисления вне конкурса уровне (положительный балл) и выше1.
3. Дисциплины, определяемые профилем вуза и набором специальностей и направлений подготовки, на которые будет осуществляться зачисление на подготовительное отделение. В основном это дисциплины, по которым вузом установлены конкурсные вступительные испытания на различные направления и специальности высшего профессионального образования.
Для очной и очно-заочной форм обучения в учебном плане, кроме аудиторных занятий, должны быть предусмотрены часы для самостоятельной работы. Самостоятельная работа необходима для закрепления материала, развития навыков поиска и обработки информации, работы со специальной литературой. Учебные планы заочной и дистанционной форм обучения практически полностью или полностью опираются на самостоятельную работу слушателя по имеющимся методическим материалам.
Учебный план может быть сформирован по модульному принципу, однако, в целях поддержания необходимого уровня знаний для прохождения итоговой аттестации и ЕГЭ, дисциплины 2-го и 3-го блоков целесообразнее преподавать в традиционной форме на протяжении всего учебного семестра (семестров). Только дисциплины 1-го блока могут быть внесены в учебный план в форме модуля в начале 1-го семестра, поскольку они помогают адаптироваться слушателю к образовательной среде.
В целях обеспечения дифференцированного подхода к обучению слушателей и реализации возможности более подробного изучения отдельных разделов дисциплин, по которым у слушателей были выявлены наиболее слабые знания, в учебном плане целесообразно предусмотреть часы факультативных занятий, перечень которых определяется для отдельных групп слушателей, либо в индивидуальном порядке. Кроме того, такую возможность можно предусмотреть при разработке методического обеспечения самостоятельной работы слушателей, где представить дополнительные задания и пояснения по отдельным темам. Для выявления проблем дифференциации базового уровня знаний по отдельным предметам в учебном плане целесообразно предусмотреть входной контроль знаний, который может проводиться в форме собеседования либо тестирования (данный входной контроль не тождественен собеседованию при зачислении, он направлен на выявление пробелов в знаниях по конкретным темам предмета, а не на общую оценку).
Учебные программы и курсы по предметам, включенным в блок 2 и блок 3 учебных планов подготовки слушателей подготовительных отделений, должны соответствовать программам проведения единых государственных экзаменов (в объемах школьных курсов) и программам вступительных испытаний вуза по дисциплинам, не включенным в перечень ЕГЭ.
Для включения в учебный план блока 1 нами предлагаются следующие курсы.
1. Курс «Современные образовательные технологии».
Цель курса — знакомство с основными образовательными технологиями и приобретение навыков творческого и инновационного мышления, навыков самообразования.
1Согласно действующему законодательству, при наличии у военнослужащего результатов ЕГЭ по отдельным дисциплинам они могут быть пролонгированы при условии успешной сдачи итоговой аттестации по дисциплине.
Структура курса:
• базовые элементы учебного процесса;
• обзор современных образовательных технологий;
• информационные технологии в образовании;
• активные методы освоения материала: игровые технологии, кейс-стади, дебаты и др.;
• формирование критического мышления через чтение и письмо;
• проектные методы обучения;
• работа с банками тестовых заданий;
• виды промежуточных и итоговых аттестаций и технология подготовки к ним.
2. Курс «Электронная информационная и образовательная среда».
Цели курса — освоение и получение навыков работы в информационной среде, в т. ч. в электронной; подготовка к обучению с использованием дистанционных технологий, в т. ч. on-line.
Структура курса:
• структура информационной образовательной среды;
• учебно-методическое обеспечение, работа с его элементами;
• библиотечные ресурсы: структура, работа с каталогом, работа с библиографией;
• справочно-информационные системы (СИС), навыки поиска информации в них;
• интернет-среда: структура, возможности, навигация;
• поисковые системы, навыки поиска в Интернете;
• работа с официальными информационными ресурсами;
• почтовые серверы, работа с электронной почтой;
• электронные библиотеки;
• работа с общедоступными банками тестовых заданий,
• личные информационные ресурсы;
• коммуникативные возможности Интернета.
3. Курс «Коммуникационная адаптация в образовательной среде».
Цель курса — освоение базовых элементов социально-психологической самоадаптации в общественных группах и навыков самопрезентации.
Структура курса:
• психологические типы индивидуумов;
• типы общественных групп, модели группового поведения;
• типы вербальных коммуникаций, коммуникативные практики;
•самопрезентация в общественной группе и в учебном процессе.
Все курсы учебного плана должны быть обеспечены полным комплектом методического обеспечения (согласно перечню, закрепленному в Положении о подготовительных отделениях при вузах РФ). Кроме традиционных элементов (рабочая программа, методические указания по изучению курса, методические указания по самостоятельной работе, в т. ч. выполнению контрольных работ, контрольные вопросы, тестовые задания) в учебно-методический комплекс целесообразно включение таких элементов, как краткий курс лекций, глоссарий, сборник практических заданий и т. п. УМК может быть представлен как на печатном, так и на электронном носителе. При использовании в образовательном процессе дистанционных технологий методическое обеспечение должно иметь интерактивные элементы.
Примерные учебные планы подготовки слушателей должны быть разработаны в соответствии с направлениями подготовки и (или) группами специальностей с учетом профилирующих вступительных испытаний. На базе таких примерных учебных планов должны быть сформированы учебные планы по профилям вузов. Планы очно-заочной и заочной форм обучения должны быть скорректированы согласно общим требованиям к расчету аудиторной нагрузки по различным формам обучения.
Третье направление научно-методической деятельности по обеспечению создания и функционирования подготовительных отделений для военнослужащих связано с потребностью в обосновании объемов их бюджетного финансирования. Основой для оценки объемов финансового обеспечения функционирования подготовительных отделений в вузах является норматив стоимости обучения одного слушателя. Норматив стоимости формируется на основе расчета прямых и косвенных затрат на организацию и реализацию учебного процесса, в т. ч. заработную плату сотрудников и преподавательского состава подготовительного отделения, разработку, тиражирование и почтовую рассылку (по необходимости) учебно-методического обеспечения и раздаточных материалов, материально-техническое и информационное обеспечение, в т. ч. комплектование библиотечного фонда, закупку оборудования, оплату интернет-трафика и т. п., на хозяйственные расходы общевузовского характера, а также из затрат социального характера, не свя-
занных напрямую с учебным процессом, в т. ч. на обеспечение проживания в общежитии и т. п.
Укрупненно структура затрат по статьям расходов включает в себя затраты на оплату труда профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала, прочие выплаты, начисления на оплату труда, приобретение услуг, в т. ч. услуг связи, транспортных услуг, жилищных услуг, коммунальных услуг, услуг по предоставлению имущества в аренду и (или) услуг по содержанию имущества, прочих услуг (тиражирование рекламных и методических материалов и т. п.), прочие расходы, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов. Наибольший удельный вес в затратах на обучение слушателя по очной форме обучения составят затраты на оплату труда и начисления на оплату труда, поскольку эти затраты относятся к категории прямых и непосредственно связаны с объемом аудиторной нагрузки. К прямым затратам также необходимо отнести затраты на обеспечение слушателей учебно-методическими материалами (каждого слушателя необходимо обеспечить полным комплектом необходимой литературы). Для слушателей заочной (дистанционной) формы обучения эти затраты занимают больший удельный вес, чем для слушателей очной и очно-заочной формы обучения. Затраты, осуществляемые непосредственно в отношении одного слушателя, рассчитываются исходя из объема выполняемых работ (оказываемых услуг). Например, при расчете стоимости комплекта учебно-методических материалов необходимо учесть закупочную стоимость бумаги (полистажно), стоимость услуг по тиражированию либо стоимость расходных материалов (тонер, пленки и т. п.), оплату труда с начислениями соответствующих сотрудников и амортизацию копировального оборудования согласно нормативам, стоимость иных расходных материалов. Кроме того, в стоимость комплекта методического обеспечения должны быть внесены затраты на разработку каждого его элемента. Затраты на разработку методического обеспечения рассчитываются согласно почасовым нормативам на один печатный лист и стоимости одного часа работы «второй половины дня» преподавателя соответствующей категории. При этом необходимо учитывать нормативный срок использования каждого элемента методического обеспечения без переработки (например, рабо-
чая программа по курсу — 3 года). В этом случае в стоимость комплекта методического обеспечения для одного слушателя будет включена У3 часть стоимости разработки рабочей программы по курсу, соотнесенная к плану набора слушателей на конкретный год обучения.
Включение в норматив стоимости обучения затрат на обеспечение библиотечным фондом производится исходя из норматива обеспеченности литературой (1:1 на каждого слушателя очной формы обучения приведенного контингента), нормативного срока использования литературы и среднегодовой численности слушателей подготовительного отделения по формам обучения.
При включении в норматив стоимости обучения одного слушателя затрат, производимых из расчета «на группу» или «на поток», необходимо учитывать соответствующую долю этих затрат в зависимости от планируемой численности слушателей подготовительного отделения и среднего размера одной группы (аналогично примеру с расчетом стоимости разработки методического обеспечения). К таким затратам в первую очередь относятся затраты на оплату труда и начисления на оплату труда профессорско-преподавательского состава, затраты на организацию и проведение профориентационных и агитационных мероприятий и т. п.
Затраты накладного характера, а именно на содержание имущества (аудиторного фонда, рекреационных помещений, компьютерной техники, лабораторного оборудования и т. п.), оплата труда и начисления на оплату труда учебно-вспомогательного, административного и младшего обслуживающего персонала и т. п., должны рассчитываться исходя из их удельного веса на одного студента (слушателя) высшего учебного заведения.
Расчет стоимости затрат на проживание в общежитии должен производиться для слушателей очной формы обучения из расчета стоимости оказанных жилищно-коммунальных услуг в месяц согласно установленным тарифам, а также с учетом затрат на оплату труда технического персонала, охраны, коменданта общежития, преподавателя-воспитателя и т. д. Затраты на оплату труда должны также учитываться в долевом соотношении по числу мест в общежитии. Для слушателей подготовительного отделения заочной формы обучения расчет затрат на проживание в общежитии необходимо осуществлять из расчета среднедневной стоимости оказанных услуг.
В отсутствие официально утвержденной методики чрезвычайно важной задачей является ее разработка, а также оценка среднего уровня затрат на обучение одного слушателя подготовительного отделения, дифференцированного по формам обучения и регионам РФ. Дифференциация средней стоимости обучения по регионам объясняется различной стоимостью энергоносителей, размером коммунальных платежей, стоимостью услуг связи и т. п. Также дифференцироваться может и стоимость дистанционного обучения одного слушателя, так как при реализации учебного процесса могут использоваться различные технологии: on-line, off-line, а также почтовая пересылка.
Еще одним направлением научнометодической деятельности в области разработки организационных основ реализации прав военнослужащих на обеспечение доступности профессионального образования является определение механизмов взаимодействия вузов и силовых структур по набору на подготовительные отделения. Здесь, на наш взгляд, необходим анализ возможных видов, форм и способов проведения агитации и профессиональной ориентации военнослужащих, проходящих (закончивших) службу по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Таковым может быть осуществление в допускаемых законодательством формах и законными методами деятельности граждан РФ, образовательных учреждений, общественных объединений, имеющей целью побудить или побуждающей военнослужащих к получению высшего образования.
Анализ источников по рассматриваемой проблеме показал, что агитация, кроме иных, вербальных способов, может проводиться через средства массовой информации в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, рекламы, показа телеочерков, видеофильмов об образовательном учреждении и реализуемых в нем образовательных программах и в иных, не запрещенных законодательством РФ формах. При этом образовательное учреждение вправе самостоятельно избрать формы агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
Необходимо определить функции всех участников процесса профориентации и агитации военнослужащих, проходящих и закончивших службу по контракту, а именно Министерства
образования и науки Российской Федерации, Министерства обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных сил РФ, Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ, Пограничной службы ФСБ России, штабов военных округов (флота), Федерального агентства по образованию, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) органов управления образованием, военных комиссариатов районов, начальников военных гарнизонов, командиров воинских частей, руководителей образовательных учреждений, сотрудников и преподавателей вузов, в части взаимодействия вузов и силовых структур.
Следует определить порядок проведения указанной выше агитации с учетом особенностей ее проведения на различных этапах военной службы и с различными категориями военнослужащих:
•с гражданами, призванными на военную службу на сборных пунктах субъектов Российской Федерации;
•в пути следования граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы;
•с гражданами, призванными на военную службу на пунктах приема молодого пополнения (на флотах — на заседаниях приемно-технических комиссий);
•с военнослужащими из числа молодого пополнения в периоды совершенствования начальной военной подготовки и общевойсковой подготовки;
• с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в период подготовки по специальностям и в ходе дальнейшего прохождения ими военной службы;
•с гражданами, поступающими на военную службу по контракту и прибывшими в воинскую часть для заключения контракта, и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и изъявившими желание поступить на военную службу по контракту;
•с лицами из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту, при отборе кандидатов для поступления в военно-учебные заведения;
•с военнослужащими, закончившими службу по контракту.
Должны быть разработаны следующие методические документы:
•научное обоснование разработки методик и критериев оценки эффективности профессиональной ориентации военнослужащих и граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, для их дальнейшего обучения в вузах;
•методика проведения профессиографи-ческих исследований в целях обеспечения информационными материалами мероприятий по профессиональной ориентации граждан и военнослужащих;
•методика разработки технических заданий на создание и совершенствование технических средств профессиональной ориентации;
•методика разработки учебных и методических документов, информационно-справочных материалов по вопросам профессиональной ориентации;
•методика проведения анализа результатов и оценки эффективности мероприятий по профессиональной ориентации.
Предлагаемые решения должны найти свою реализацию в разработке проекта инструкции о порядке взаимодействия вузов и силовых структур по набору на подготовительные отделения, состоящей из следующих разделов.
1. Общие положения (нормативно-законодательная основа взаимодействия вузов с силовыми структурами в части привлечения военнослужащих на подготовительные отделения).
2. Формы, виды и способы взаимодействия вузов и силовых структур в части привлечения военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
3. Перечень и функции органов военного управления в области взаимодействия с вузами по вопросам привлечения военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
4. Перечень и функции органов управления образованием в области взаимодействия силовых структур и вузов по вопросам привлечения военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
5. Перечень и функции высших учебных заведений в области взаимодействия с силовыми структурами по вопросам привлечения военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
6. Организация и порядок проведения мероприятий по привлечению военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
7. Научно-методическое обеспечение мероприятий по привлечению военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
8. Материально-техническое обеспечение мероприятий по привлечению военнослужащих на подготовительные отделения вузов.
Проект указанной инструкции должен быть разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства, в т. ч. постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 года №78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования», и носить типовой характер.
Таким образом, задачи научно-методического обеспечения решения проблем социальной поддержки военнослужащих в части обеспечения доступности высшего образования включают в себя широкий и разносторонний спектр вопросов — от организации до нормативного обеспечения деятельности подготовительных отделений.
Литература
1. Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266—1 «Об образовании».
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
3. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
4. Письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2000 года № 14—55—132 ин/15 «О направлении рекомендаций по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)».
5. Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2001 года № 203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
6. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования».
7. Приказ Минобороны РФ от 28 апреля 2006 года № 176 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 78».
8. Приказ Федеральной службы охраны РФ от 8 ноября 2006 г. № 495 «О мерах по реализации в федеральных органах государственной охраны Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года № 78».
9. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 года № 302 «Об утверждении Порядка отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б»—«г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета».
10. Приказ от 11 декабря 2007 года № 342 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 года № 302...».
11. www.mirrabot.com.
УДК 811.111
ИННОВАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Б. В. Пеньков,
кандидат филологических наук, доцент, [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Educational discourse analysis supports the change brought by the most recent laws (for example, the Law on Standards of Education), which form the legal basis for the education system in Russia. The analysis of innovative partnerships in the educational service and educational tourism reflects the debate in the professional community about financial responsibility and the new status of educational institutions, the changing standards of education in Russia and the world.
Научное осмысление международного образовательного дискурса активизирует потенциал последней серии законов (в частности, Закона о стандартах образования), которые формируют законодательную основу системы образования в РФ. Актуальность анализа инновационного партнерства в образовательном сервисе и туризме связана с дискуссией в российском профессиональном сообществе о финансовой ответственности и новом статусе образовательных учреждений, изменившихся стандартов образования.
Key words:financial responsibility, innovative partnership, educational services, standards in education, international education, educational discourse
Ключевые слова: финансовая ответственность, инновационное партнерство, образовательные услуги, стандарты образования, международное образование, образовательный дискурс.
The common school is the greatest discovery ever made by man. Other social organizations are curative and remedial. This is preventive and an antidote. Horace Mann, Educator (Общедоступная школа — самое великое открытие за все время существования человека. Другие социальные организации являются исправительными. Школа предупреждает и выступает в роли противоядия. Хорэс Манн, американский педагог-теоретик)
Инновационное партнерство создается для заведениям и институтам, предлагающим допол-
передачи инноваций от вузов средним учебным нительное образование, образовательные услуги