Научная статья на тему 'Конституционно-правовые аспекты реализации права на образование военнослужащими'

Конституционно-правовые аспекты реализации права на образование военнослужащими Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерликова Ольга Борисовна

Рассмотрены право военнослужащих на образование, возможности его реализации в военных и гражданских учреждениях профессионального образования; наличие ограничений в виде запрета на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для отдельных категорий военнослужащих. Выводы, полученные в ходе исследования доказали необходимость соответствующего уровня подготовки лиц, осуществляющих обязанности военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and Legal Aspects of Realization of the Educational Right of the Militaries

The article deals with military personnel right for education, the possibility of its realization in military and civic professional education institutions. The author pays attention to the fact that certain categories of military personnel are prohibited to enter some civic institutions of higher and secondary professional education. Results of the research proved the necessity of proper training level of those who do military service.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые аспекты реализации права на образование военнослужащими»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

О.Б. Стерликова,

преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

^В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Россией признаны общепринятые нормы международного права в области осуществления прав и свобод человека, и они стали частью общероссийской правовой системы.

Право на образование закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека [1, с. 17]. Являясь одним из естественных прав человека, оно имеет целью удовлетворить потребности людей в знаниях, приобретении культурных, профессиональных навыков.

Статья 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 14 декабря 1960 г., запрещает проявление любой дискриминации в области образования, в частности:

- закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

- ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

- создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;

- создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группы лиц по общему правилу;

- создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группы лиц, стремящихся к получению образования [2, с. 6].

В Российской Федерации каждый имеет право на образование - так гласит правовая норма, закрепленная ст. 43 Конституции РФ. Сфера образования в нашей стране рассматривается в качестве приоритетной. Принципы государственной политики в области образования определены Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании». К таким принципам относятся следующие: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития подготовки обучающихся; светский характер образования; государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений [3].

Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, возраста, расы, национальности, социального, имущественного и служебного положения. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом государственной службы [4, с. 56]. Следовательно, права военнослужащих на образование вытекают из сущности военной службы как службы государственной. Права и свободы военнослужащих - важный критерий, который неразрывно связан с социальной структурой общества, развитием демократии, состоянием законности, уровнем государственного управления. Реализация военнослужащими, как полноправными гражданами России, права на образование производится как в военных, так и в гражданских учреждениях профессионального образования.

Военным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, является государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее в соответствии с лицензией военные образовательные программы высшего профессионального образования. Существуют следующие виды высших военно-учебных заведений: военная академия, военный университет, военный институт.

Военная академия:

- реализует военные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации офицеров (младших, старших и высших), научно-педагогических и научных кадров для определенной области военно-профессиональной, научной и научно-педагогической деятельности;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в области военных наук;

- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Военный университет:

- реализует военные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации офицеров (младших и старших), научно-педагогических и научных кадров;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Военный институт:

- реализует военные образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации офицеров для определенной области военно-профессиональной деятельности;

- ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Кроме этого, в военно-медицинские институты для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших 4 курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», а по специальностям «фармация» и «стоматология» - 3 курса фармацевтических и стоматологических университетов, институтов (факультетов), в возрасте не старше 27 лет. В Военно-ветеринарный институт для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших 4 курса ветеринарных университетов, институтов (факультетов), в возрасте не старше 27 лет.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается. Данное ограничение права на образование на указанный период связано со спецификой и особенностями прохождения ими военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 5 лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или по состоянию здоровья имеют право пройти

профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются федеральными органами исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, продолжительностью до трех месяцев, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - до шести месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

В целях выполнения Программы первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты военнослужащих Российской Федерации, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в условиях военной реформы, утвержденных распоряжением Президента РФ от 27 марта 1993 г. № 203-рп. Министерству образования РФ, Министерству обороны России было поручено создать необходимые условия для обучения военнослужащих, проходящих службу по контракту, без освобождения от исполнения служебных обязанностей, граждан, проходивших военную службу по контракту и уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в том числе уже имеющих образование соответствующего уровня, в государственных образовательных учреждениях профессионального образования с выделением определенного количества мест для целевого приема указанных лиц [5].

Военнослужащие и члены их семей имеют право на обучение только по одной гражданской специальности и только в одном из учебных заведений. Военнослужащие, изъявившие желание поступить на очное обучение в учебные заведения, направляются на учебу только после их увольнения с военной службы, причем подготовка и переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих и членов их семей осуществляется, как правило, в учебных заведениях, расположенных в населенных пунктах по месту службы военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы, - по месту жительства, избранного после увольнения). Но это не лишает права указанной категории граждан на обучение в учебных заведениях, расположенных в других регионах страны. В этих случаях расходы, связанные с проездом к месту обучения и обратно, возлагаются на военнослужащих.

Подготовка и переподготовка военнослужащих по гражданским специальностям по вечерней форме обучения осуществляется только по месту их службы.

В целом законодательная база Российской Федерации, регламентирующая рассматриваемые вопросы, в полной мере отвечает международным стандартам в сфере образования.

Специфика военной службы и характер военно-служебных отношений требуют соответствующего уровня подготовки лиц, осуществляющих обязанности военной службы. Вооруженные Силы и воинские формирования страны в сложных современных условиях выполняют важную роль в обеспечении надлежащих условий для проведения процесса реформ, осуществляемых нашей страной. Их боеготовность и боеспособность как гарант внутренней и внешней

стабильности государства обеспечиваются посредством ряда факторов, в частности, за счет качественного образовательного уровня военнослужащих.

Поступательное развитие гражданского общества требует эффективной системы управления, в том числе и от органов военного управления страны. Чтобы управлять, необходимо обладать соответствующим уровнем знаний и подготовки, который должен постоянно повышаться. Аппарат управления должен в совершенстве овладеть навыками работы, в связи с чем на всех уровнях возрастает роль специалистов, умеющих эффективно управлять, соотносить текущую деятельность с дальнейшими перспективами.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека [Текст]. - М., 2001.

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [Текст]. - М., 2001.

3. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 25 июля 2002 г.) «Об образовании» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1797; СЗ РФ. - 1996. - № 3. -Ст. 150; 2002. - № 12. - Ст. 1093.

4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 12 февраля 2001 г.) «О воинской обязанности и военной службе» [Текст] // Сборник законов о статусе военнослужащих. -Ростов н/Д, 2001.

5. Распоряжение Президента РФ от 27 марта 1993 г. № 203-рп [Текст] // САПП РФ. - 1993. -№ 13. - Ст. 1109.

В.В. Стрельников,

соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМА НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

едеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 2 марта 2007 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» [1] определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Статья 40 Закона устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, полученное в вузе, имеющем государственную аккредитацию.

Оптимальной для прокурорской и следовательской работы в прокуратуре РФ считается подготовка по юридической специальности в Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ, в институтах прокуратуры в составе Московской правовой академии, а также в Уральской государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.