Зарубежный опыт
УДК 60.561.51 РАЗОВ Павел Викторович -
к.соц.н., докторант кафедры социологии Военного университета МО РФ.
123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14 [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ FOREIGN EXPERIENCE IN SOLUTION OF PROBLEMS OF RETRAINING AND EMPLOYMENT OF RETIRED MILITARY PERSONNEL
В статье автор рассматривает опыт зарубежных стран в области социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас. Анализ материалов, посвященных данной проблематике как в России, так и за рубежом, дает основания полагать, что важным направлением в деятельности органов государственной власти является разработка законопроектов по определению прав, льгот и гарантий их реализации при увольнении с военной службы, что обеспечивает правовую основу использования адаптационных механизмов личности. Подчеркивается значимость рассмотрения мирового опыта решения указанных проблем, учет которого позволит существенно усовершенствовать российскую практику социального обеспечения данной категории граждан через изучение практики обеспечения права данной категории граждан на переобучение по гражданским специальностям и достойное трудоустройство в условиях современного рынка.
Ключевые слова: социальная адаптация, социальная защита, уволенные в запас военнослужащие, переквалификация, гражданские специальности, трудоустройство, рынок труда, зарубежные страны
In this article the author considers experience of foreign countries in social protection and social adaptation of retired military personnel. Analyss of materials devoted to this issue, both in Russia and abroad, gives reason to believe that the important direction in the activities of public authorities is to develop legislation on the definition of the rights, privileges and guarantees of their realization at discharge from military service, which provides the legal basis of using adaptive mechanisms of personality. The importance of considering the world experience in solution of these problems is emphasized. Account of this experience will significantly improve the Russian practice of social security for this category of citizens through learning the practice of maintaining the rights and guarantees of this category of people to retrain to civilian specialties and to get decent employment in today's market.
Keywords: social adaptation, social protection, retired military personnel, retraining, civil specialties, employment, labor market, foreign countries
Социальная защита и социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, представляют собой динамично развивающийся комплекс мер с целью удовлетворения разнообразных потребностей данной категории лиц, возникающих в ходе приспособления к новым для них сре-довым условиям. В любом современном обществе существует определенный набор социальных благ, который государство гарантирует конкретной категории лиц, однако их перечень может
разниться в зависимости от социальноэкономического развития той или иной страны. Именно поэтому в условиях перехода России на новую модель социально-экономического развития следует обратить внимание на опыт некоторых зарубежных стран в решении проблем данной категории граждан.
Анализ материалов, посвященных данной проблематике как в России, так и за рубежом, дает основания полагать, что важным направлением в деятельности органов государственной власти
является разработка законопроектов по определению прав, льгот и гарантий их реализации при увольнении с военной службы, что обеспечивает правовую основу использования адаптационных механизмов личности. Однако можно утверждать, что их практическая реализация по ряду направлений весьма затруднена, особенно в части профессиональной переквалификации и трудоустройства данной категории лиц.
Обратим внимание, что профессиональная реабилитация, помощь в получении образования и помощь в трудоустройстве являются приоритетными направлениями социальной защиты и социальной адаптации в США. В частности, еще в 1985 г. конгрессом США был принят закон «Об организации помощи военнослужащим в получении образования», который предполагает выплату денежного содержания, необходимого для оплаты очного или эквивалентного ему заочного обучения в университете, колледже либо на школьных курсах или по направлениям профессиональнотехнической подготовки. Следует заметить, что финансирование данной программы осуществляется на добровольной основе из денежного довольствия военнослужащих в течение одного года несения ими военной службы в размере 100 долларов. При этом право военнослужащих, уволенных в запас, на помощь в получении образования может быть реализовано в течение 10 лет с момента увольнения из армии.
Данное положение является одной из характерных особенностей американского механизма социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, которая предполагает обеспечение социальноэкономических гарантий, свобод и прав данной категории лиц через специально разработанные программы. В этом плане вполне типичен подход к разрешению проблемы трудоустройства военнослужащих после увольнения, равно как и членов их семей. Так, например, в конце 90-х гг. ХХ в. Пентагон и многочисленные военные организации и ассоциации армии создали специальную службу по вопросам трудоустройства лиц, покинувших ряды вооруженных сил, оказывающую существенную помощь в поиске работы
и трудоустройстве лицам, ушедшим с военной службы [Трусцов, Шатров 2002: 26-34].
Следует заметить, что законодательство Великобритании с целью гибкой интеграции военнослужащих после увольнения с военной службы в мирную гражданскую жизнь открывает данной категории граждан широкий доступ к образованию. В частности, им разрешается получать образование в гражданских вечерних или заочных средних и высших учебных заведениях, а также армейских центрах переподготовки, на разнообразных курсах, специально созданных для этой цели. После увольнения в запас из вооруженных сил Великобритании военнослужащий и члены его семьи также могут осуществить переподготовку в учебных центрах Королевского британского легиона.
В свою очередь, можно отметить следующие особенности социальной политики Великобритании по решению проблем защиты и адаптации увольняемых в запас военнослужащих:
—все мероприятия по данному направлению осуществляются за счет средств государственного бюджета;
— Министерство обороны оказывает социальную защиту и помощь в адаптации к новым условиям гражданской жизни военнослужащим, уволенным в запас, не более чем за 3 года до увольнения и в течение 1 года после него;
—правом на переподготовку обладают военнослужащие после прохождения не менее 5 лет военной службы, но при этом для рядовых подготовка перед увольнением в запас является обязательной, тогда как для офицеров она осуществляется на добровольной основе;
— военнослужащие обладают правом на получение гранта по оплате курсов переквалификации вне разработанной Министерством обороны системы;
— возмещение расходов по проезду и проживанию военнослужащих в ходе переподготовки осуществляется за счет государства.
Социальная защита и социальная адаптация британских военнослужащих, уволенных в запас, в обязательном порядке включает в себя консультационные мероприятия, проводимые специальной группой экспертов по вопросам переквалификации, трудо-
устройства и социального обеспечения. Непосредственно перед процедурой увольнения военнослужащие проходят месячную подготовку в центре по переселению, где получают специальность в избранной ими области, а непосредственно после увольнения помощь в поисках работы оказывают имеющиеся в большинстве частей филиалы бюро по трудоустройству.
Следует отметить, что модернизация армии, связанная с сокращением вооруженных сил Великобритании, породила социальную напряженность в сухопутных войсках, в связи с чем Министерством обороны была разработана специальная программа, в которой особое значение придавалось процедуре увольнения из рядов вооруженных сил. Социальная работа с военнослужащими, подлежащими увольнению, начинается за 2 года до их ухода на пенсию, при этом обязательным мероприятием по подготовке к новым условиям гражданской жизни становится собеседование, проводимое за 6 месяцев до увольнения с целью определения желаемого вида трудовой деятельности после увольнения. В рамках данного собеседования определяется необходимость переподготовки военнослужащего, а также решаются вопросы с возможным изменением постоянного места жительства отставника.
Опыт учета специфических особенностей социальной защиты и социальной адаптации в Федеративной Республике Германия позволяет сделать заключение, что в ФРГ создана и функционирует особая федеральная служба, в центре внимания которой находятся вопросы профессиональной подготовки военнослужащих. Сотрудники данной федеральной службы начинают работу с военнослужащими еще до их призыва в вооруженные силы, ведут ее в течение всего срока службы и слагают свои полномочия только после устройства военнослужащего, уволенного в запас, на новое рабочее место. В перечень услуг, оказываемых федеральной службой, принято включать:
— оказание помощи военнослужащим, уволенным в запас, в поисках и получении работы;
— возмещение возможных расходов по переезду на новое место жительства
в связи с получением новой должности;
— выплату компенсаций работодателю на новом месте работы в случае, если уволенный в запас военнослужащий при трудоустройстве не сразу достигает необходимого уровня производительности труда;
— выдачу некоторым категориям увольняющихся допусков и направлений на государственную службу согласно специально резервируемым местам [Микрюков 1999: 16-20].
В ФРГ военнослужащий за период несения военной службы имеет возможность на бесплатной основе пройти различные виды гражданской профессиональной подготовки, которые по завершении срока службы становятся средством его интеграции в гражданскую жизнь. Кроме того, в вооруженных силах ФРГ работают языковые и компьютерные курсы, а в случае необходимости Министерство обороны оплачивает обучение военнослужащих из расчета 664 евро на человека за пределами части по избранной ими гражданской специальности. Если военнослужащий занят в сфере, схожей с его гражданской профессией, то военная служба может быть засчитана ему в качестве практического направления по выбранной гражданской специальности.
Федеральный закон «Об обеспечении военнослужащих» в целях успешной социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих бундесвера, уволенных в запас, определяет порядок получения ими образования, переквалификации на гражданские профессии или повышения квалификации в избранной области. Данным законом предусматриваются следующие варианты действий в области профессиональной ориентации военнослужащих, уволенных в запас:
— переподготовка на новую профессию в условиях гражданской жизни;
— завершение незаконченного профессионального образования;
— получение свидетельства, дающего право на обучение в средних или высших учебных заведениях страны.
Обратим внимание, что указанные положения федерального закона распространяются только на военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, тогда как при призыве
новобранца на действительную военную службу в ФРГ, согласно законодательству, за ним бронируется его прежнее рабочее место. Следует заметить, что военнослужащие срочной службы по окончании курса начальной подготовки, длящегося 3 месяца, обладают правом на обучение в школах бундес -вера по видам ВС, а также на получение заочного образования во внеслужебное время в гражданских вузах страны. При этом военнослужащие могут получить любую выбранную военную специальность в учебных заведениях бундесвера или закончить гражданский вуз на свой выбор. Уволенным в запас из рядов вооруженных сил и до призыва не работавшим военнослужащим при наличии гражданской специальности бундесвер оказывает помощь в поиске работы. Освоение военнослужащим, уволенным в запас, на бесплатной основе значительной части существующих профессий, в т.ч. и уникальных специальностей, производится в специализированных школах бундесвера, находящихся во всех округах. Их выпускники получают дипломы и свидетельства общегосударственного образца. Следует отметить, что для них еще во время несения военной службы предусмотрено право на обучение в очной или заочной форме в гражданских высших учебных заведениях, особенно если данное образование способствует повышению их военной квалификации.
Интересен тот факт, что в целях подготовки квалифицированных специалистов, в т.ч. при социальной адаптации и социальной защите военнослужащих, уволенных в запас, в конце 70-х гг. прошлого века начали активно создаваться университеты бундесвера. В данных учреждениях готовят специалистов в области общей и социальной педагогики, экономики и организации производства, авиационной и космической техники, электротехники и машиностроения и по некоторым другим направлениям с выплатой стипендии, соответствующей общей социально-экономической ситуации в ФРГ. Обратим внимание на отсутствие в программе университетов бундесвера военных дисциплин, изучение которых проводится на специальных курсах, читаемых только в период каникул.
Студентам таких университетов выплачивается стипендия.
Законодательством Франции определено право военнослужащего на труд и свободный выбор профессии, при этом правовыми основами военной службы установлено, что военнослужащему, уволившемуся в запас, должен быть предоставлен резерв должностей для устройства на работу. Обратим внимание, что возрастной предел для бывших военнослужащих при поступлении в общественные учреждения и на предприятия увеличивается пропорционально сроку прохождения действительной военной службы. Можно утверждать, что с целью организации переквалификации и трудоустройства увольняющихся военнослужащих во Франции сформирована разветвленная структура государственных и общественных организаций, в состав которой входят:
— отдел «Миссия профессиональной мобильности» Министерства обороны, задачи которого заключаются в финансировании, планировании и организации профессиональной и образовательной подготовки. При этом в сферу деятельности отдела входят не только сами военнослужащие, уволенные в запас, но и члены их семей;
— структурные подразделения, созданные в каждом виде вооруженных сил: в ВВС — отдел помощи конверсии военнослужащих ВВС, в сухопутных войсках
— отдел профессиональной переориентации и конверсии военнослужащих, в ВМС — служба перераспределения персонала ВМС.
Военнослужащие, уволенные в запас, также обладают рядом льгот, в т.ч. и для поступления в высшее учебное заведение. Так, накануне своего увольнения военнослужащий может осуществить профессиональную переподготовку:
— на организуемых Ассоциацией социальной адаптации увольняемых военнослужащих 4-дневных курсах, дающих общую ориентировку в выбранной специальности;
— 3- или 5-месячных курсах переподготовки для офицеров, заканчивающих службу;
— специальных курсах, организован -ных в последние 6 месяцев службы, по профессиональной переподготовке
унтер-офицеров в качестве гражданских специалистов;
— во время производственной практики, проходящей непосредственно на том предприятии, где в последующем военнослужащий будет работать.
Финансирование данных курсов и полное денежное содержание обучаемых осуществляется Министерством обороны. При этом военнослужащий обладает правом на 2-месячный отпуск для обучения по гражданской специальности. В связи с реформами вооруженных сил, направленными на их сокращение, во Франции в целях стимулирования увольнения военнослужащих был принят закон о предоставлении военнослужащим, ушедшим в отставку, кредита для организации собственного дела.
Обращаясь к рассмотрению содержания социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, в Японии, отметим, что вопросы правового и финансово-экономическо-
го обеспечения данной категории граждан определены в законе «О силах самообороны». Так, согласно законодательству в целях успешной интеграции военнослужащих в гражданскую жизнь при увольнении из вооруженных сил командованием Японии гарантируется получение каждым военнослужащим гражданской специальности, соответствующей его желаниям и интересам, в специально созданных для этого структурах штабов и служб. Важен тот факт, что обучение военнослужащих граждан -ским специальностям осуществляется еще в период их действительной службы [Мосякин 2000: 20-26].
Подводя итоги анализа зарубежного опыта решения проблем переквалификации и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас, отметим значимость рассмотрения мирового опыта их решения, учет которого позволит существенно усовершенствовать российскую практику социального обеспечения данной категории граждан.
Литература
Микрюков А. 1999. Правовое и финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих ФРГ. — Зарубежное военное обозрение, № 11. С. 16-20.
Мосякин А. 2000. Правовое и финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих Японии. — Зарубежное военное обозрение, № 2. С. 20-26.
Трусцов А., Шатров С. 2002. Финансово-экономическое обеспечение и социальная защита американских военнослужащих. — Зарубежное военное обозрение, № 12. С. 26-34.