УДК 342.951
Алексеенко Александр Петрович
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток
Высшее образование в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Рассматривается правовое регулирование сферы высшего образования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Проводится сравнение положений данного нормативно-правового акта с законами Российской Федерации, действовавшими в указанной сфере ранее. Автором обозначены ключевые изменения, которые произошли в российской высшей школе.
Ключевые слова и словосочетания: высшее образование, правовое регулирование образования, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Сфера высшего образования в России с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (далее - новый закон) подверглась некоторым преобразованиям. Если до 1 сентября 2013 г. высшее образование регулировалось отдельным законом - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», то начиная с этой даты исключительно указанному вопросу посвящены всего четыре статьи гл. 8 ФЗ № 273. Положения, касающиеся обучающихся, педагогических сотрудников и организаций высшего образования, рассредоточены по всему новому закону, в главах, посвященных названным вопросам в целом, т.е. охватывают как высшее образование, так и иные его уровни.
Если анализировать нововведения, касающиеся исключительно высшего образования, то Федеральный закон № 273, прежде всего, по-новому определяет цели высшего образования. Так, в ч. 1 ст. 69 закреплено, что высшее образование имеет целью обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворить потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубить и расширить образование, научно-педагогическую квалификацию [2]. В законе «Об образовании» 1992 г. цели высшего образования определялись иначе. Согласно ч. 1 ст. 24 указанного закона целями высшего профессионального образования являются подготовка
17
Алексеенко А.П. Высшее образование в Федеральном законе...
и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [3]. Если сопоставить эти формулировки, то видно, что теперь законодатель отдаёт приоритет подготовке кадров для удовлетворения потребностей общества и государства. Постановка данной цели и её закрепление в законе в полной мере подкрепляют действия Министерства образования по выявлению неэффективных вузов, которые, по его мнению, не могут обеспечить подготовку кадров, необходимых для развития государства, а также намерения данного министерства сократить бюджетные места по тем специальностям, в которых государство не испытывает большой потребности.
Другим, достаточно своеобразным, новшеством ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является отнесение аспирантуры, которая ранее являлась послевузовским образованием [1], к высшему образованию, о чём прямо говорится в ч. 4 ст. 69 и в п. 4 ч. 5 ст. 10. Теперь, исходя из смысла формулировок закона, аспирантура представляет собой «высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации». При этом законодатель не даёт понятия, что такое «высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации». Однако ч. 9 ст. 60 закрепляет, что лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.
В приведенной формулировке нет ограничительной направленности, что только указанные лица могут претендовать на получение степени кандидата наук. В то же время в новом ФЗ нет понятия «соискательство». Из этого вытекает вопрос: является ли освоение программы обучения в аспирантуре обязательным условием для защиты диссертации на соискание учёной степени кандидата наук? Кроме того, в закон не попала докторантура, что подталкивает к мысли об аспирантуре, как последней ступени образования. К сожалению, законодатель недостаточно чётко прописал указанные вопросы, оставив пробел в правовом регулировании этой сферы, который, вероятнее всего, восполнят различные ведомственные акты.
Положения о приёме на обучение, в том числе о возможности получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование впервые [2. Ч. 3 ст. 5], по сравнению с предыдущим законодательством в новом ФЗ остались неизменными. Необходимым условием для получения высшего образования является сдача единого государственного экзамена, который будет действи-
18
телен 4 года [2. Ч. 2 ст. 70], а не 2 как в принятых ранее нормативно-правовых актах. Также было сохранено такое направление подготовки кадров как специалитет, что, видимо, обусловлено невозможностью переориентировать в ближайшее время некоторые направления обучения под Болонскую систему бакалавр - магистр. При приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета преимущественные права зачисления на обучение при условии успешного прохождения вступительных испытаний при прочих равных условиях предоставляются достаточно широкому спектру льготников, среди которых имеются: дети-сироты и дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, а также дети, находившиеся на их иждивении; дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью; а также военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и др.
Таким образом, список льготников по сравнению с предыдущим законодательством [2. Ч. 8 ст. 71] значительно расширен, причём за счет детей погибших представителей силового блока и военнослужащих. В то же время приём на обучение вне конкурса ограничен установленной квотой в 10% от общего числа бюджетных мест, под которую согласно ч. 5 ст. 71 нового ФЗ попадают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы. При этом список лиц, которые могут воспользоваться обозначенной возможностью, сократился, из него исчезли дети-сироты и некоторые другие категории граждан.
Новый ФЗ существенным образом меняет положение студентов заочной формы обучения. Так, п. 27 ч. 1 ст. 34 гарантирует совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной
19
Алексеенко А.П. Высшее образование в Федеральном законе.
программы, выполнения индивидуального учебного плана, никак не раскрывая, в чём и как эта гарантия выполняется. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит, в свою очередь, детально прописанные условия предоставления оплачиваемого отпуска для сдачи экзаменов, зачётов и защиты дипломного проекта, его продолжительность. К сожалению, в скором времени эти нормы утратят свою силу. Указанная в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантия, исходя из её смысла, не означает, что работодатель обязан предоставлять работающему у него студенту-заочнику оплачиваемый отпуск. Кроме того, добиваться неоплачиваемого отпуска таким студентам, скорее всего, придётся через суд или государственную инспекцию по труду, поскольку содержащаяся в новом ФЗ гарантия напрямую не вменяет в обязанность предоставить отпуск работнику.
Некоторые положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о высшем образовании практически дословно повторяют нормы предшествующих нормативно-правовых актов. Так, например, незначительные изменения коснулись форм интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Статья 72 нового ФЗ полностью вобрала в себя положения ст. 2.1 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за исключением п. 4 ч. 2 указанной статьи. Ввиду того, что новый ФЗ не содержит понятия «послевузовское образование», реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, естественно, осуществляться не может. Образовательные программы дополнительного профессионального образования не были включены в ст. 72, видимо, потому, что они возможны не только в высшем образовании.
Итак, с вступлением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к высшему образованию будет отнесена аспирантура, изменятся цели высшего образования, теперь оно ориентировано, прежде всего, на удовлетворение потребностей государства. Будет расширен список лиц, которые имеют преимущество при поступлении в вуз с одновременным уменьшением льготников, обладающих правом быть зачисленными вне конкурса.
Между тем новый ФЗ содержит немало пробелов. Так, не дано определение, что такое аспирантура (подготовка кадров высшей квалификации). Весьма актуальным остается вопрос: будет ли она последней ступенью образования и актуально ли теперь такое понятие, как докторантура? Достаточно негативным представляется невключение в новый ФЗ детализированных гарантий для студентов заочной формы обучения.
Таким образом, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практически сразу же после вступления в силу может породить неопределенность
20
в ряде вопросов высшего образования и потребует уточнений подзаконными актами либо поправками.
1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012). Доступно из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.-
3. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012). Доступно из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».