Научная статья на тему 'Инновационные процессы в сфере высшего образования России: к постановке проблемы'

Инновационные процессы в сфере высшего образования России: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INNOVATIONS / MODERNIZATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATION LEVELS / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гошуляк Любовь Даниловна, Мещерякова Ольга Викторовна

Актуальность и цели. Изменения в образовательной сфере России обусловливают необходимость осмысления педагогического опыта и нововведений в условиях демократизации общественных отношений и расширения возможностей получения качественного образования для каждой личности. Цель работы проанализировать основные направления развития инновационных процессов в сфере высшего образования. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигалась на основе изучения практики введения педагогических инноваций и государственных нормативно-правовых документов в сфере образования. Методологический потенциал включает исторический, цивилизационный, сравнительно-правовой, аналитический методы исследования. Результаты. Проанализирована сущность понятия «педагогическая инновация», рассмотрены изменения в нормативно-правовой базе, охарактеризованы предпосылки и направления развития инноваций в сфере образования. Выводы. Изучение педагогических инноваций позволяет осмыслить содержание позитивных тенденций в развитии отечественного образования, учесть требования государства и общества к качеству подготовки специалистов и определить направления дальнейшего изучения научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гошуляк Любовь Даниловна, Мещерякова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES IN THE SPHERE OF THE HIGHER EDUCATION OF RUSSIA: ON STATEMENT OF THE PROBLEM

Background. Changes in the educational sphere of Russia cause a need to inter­pret pedagogical experience and innovations in conditions of democratization of the public relations and expansion of opportunities of receiving quality education for every person. The work purpose is to analyze the main directions of development of innovative processes in the sphere of higher education. Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the basis of studying the practice of introduction of pedagogical innovations and the state standard and legal documents in education. The methodological potential included historical, civilization, comparative and legal, analytical methods of research. Results. The authors analyzed the essence of the concept “pedagogical innovation”, changes in the standard and legal base, characterized prerequisites and directions of development of innovations in education. Conclusions. Studying of pedagogical innovations allows to comprehend the maintenance of positive tendencies in development of domestic education, to consider requirements of the state and society to quality of specialist training and to define the directions in further studying of the scientific problem.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в сфере высшего образования России: к постановке проблемы»

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

УДК 378

Л. Д. Гошуляк, О. В. Мещерякова

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация.

Актуальность и цели. Изменения в образовательной сфере России обусловливают необходимость осмысления педагогического опыта и нововведений в условиях демократизации общественных отношений и расширения возможностей получения качественного образования для каждой личности. Цель работы - проанализировать основные направления развития инновационных процессов в сфере высшего образования.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигалась на основе изучения практики введения педагогических инноваций и государственных нормативно-правовых документов в сфере образования. Методологический потенциал включает исторический, цивилизационный, сравнительноправовой, аналитический методы исследования.

Результаты. Проанализирована сущность понятия «педагогическая инновация», рассмотрены изменения в нормативно-правовой базе, охарактеризованы предпосылки и направления развития инноваций в сфере образования.

Выводы. Изучение педагогических инноваций позволяет осмыслить содержание позитивных тенденций в развитии отечественного образования, учесть требования государства и общества к качеству подготовки специалистов и определить направления дальнейшего изучения научной проблемы.

Ключевые слова: инновации, модернизация, высшее образование, уровни образования, образовательное пространство.

L. D. Goshulyak, O. V. Meshcheryakova

INNOVATIVE PROCESSES IN THE SPHERE OF THE HIGHER EDUCATION OF RUSSIA: ON STATEMENT OF THE PROBLEM

Abstract.

Background. Changes in the educational sphere of Russia cause a need to interpret pedagogical experience and innovations in conditions of democratization of the public relations and expansion of opportunities of receiving quality education for every person. The work purpose is to analyze the main directions of development of innovative processes in the sphere of higher education.

Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the basis of studying the practice of introduction of pedagogical innovations and the state standard and legal documents in education. The methodological potential included historical, civilization, comparative and legal, analytical methods of research.

Results. The authors analyzed the essence of the concept “pedagogical innovation”, changes in the standard and legal base, characterized prerequisites and directions of development of innovations in education.

Conclusions. Studying of pedagogical innovations allows to comprehend the maintenance of positive tendencies in development of domestic education, to consider requirements of the state and society to quality of specialist training and to define the directions in further studying of the scientific problem.

Key words: innovations, modernization, higher education, education levels, educational space.

204

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Демократизация общественных отношений в России не только предоставила возможность свободы выбора жизненного пути каждой личности, но и актуализировала проблемы дальнейшего развития образования как необходимого условия развития и личности, и самого общества в целом. Современная система образования призвана адекватно реагировать на все социокультурные изменения в стране и создавать условия для воспитания человека нового времени, способного воспользоваться предоставленной свободой во благо общества и себя лично. Поэтому изменения общественных отношений в стране обусловили развитие инновационных процессов в образовательной сфере.

Анализируя сущность категории «инновация», представленной в современном научном знании, можно выделить три группы трактовок этого понятия:

1) инновации как нововведение, новшество;

2) инновации как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики, управления производством;

3) инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога [1, с. 1102].

Применительно к сфере образования под инновациями следовало бы понимать такие нововведения и новшества во всей системе образования и воспитания, которые являются абсолютно новыми, не имеющими аналогов в прошлом. Но, с другой стороны, при учете того, что система образования развивается по эволюционному пути, педагогическая инновация должна традиции уже известного педагогического опыта прошлых лет проектировать на потребности будущего образования. Следовательно, педагогическая инновация - это не только новшество, но и образовательный опыт и традиции, адаптированные к современным реалиям и обращенные в будущее.

Можно считать, что начало инновационным процессам в отечественном образовании было положено во второй половине прошлого столетия представителями «педагогики сотрудничества», которые осознали необходимость перехода от целевого к личностно-ориентированному подходу в образовании, от авторитаризма к сотрудничеству, от монологичных форм преподавания к диалогичным [2, с. 18]. Учителя-новаторы (В. Ф. Шаталов,

С. И. Лысенкова, И. В. Волков, Е. Н. Ильин и другие), продолжая традиции антрополого-гуманистического подхода к развитию личности, предложили свои оптимальные пути совершенствования образовательного процесса, направленного на стимулирование у детей интереса к учению и воспитание самостоятельной, активной и творческой личности учащихся [3, с. 72]. В дальнейшем эти инновации в общеобразовательной школе создали базу для совершенствования методов преподавания в системе профессионального образования в нашей стране.

Новые возможности развития инноваций в образовании вообще и в высшем профессиональном образовании в частности были заложены в статьях Закона РФ «Об образовании» 1992 г. [4]. Согласно этому закону, государственные вузы получили возможность свободы выбора и открытия новых профилей подготовки специалистов, проведения дополнительного набора студентов на наиболее востребованные специальности на хоздоговорной основе оплаты обучения.

Humanities. Pedagogy

205

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

В этот период высшее профессиональное образование приобрело массовый характер, открыло новые пути удовлетворения потребностей личности в самоопределении и получении профессионального образования определенной направленности. Инновационная практика в высшем профессиональном образовании обозначила переход от исполнения государственного заказа на подготовку специалистов определенного профиля и уровня к осмысленным поискам новых образовательных парадигм, отвечающим требованиям личности, общества и времени [5, с. 7]. Возникшая в связи с этим проблема адекватности уровня подготовки специалистов требованиям производства и проблема качественных отличий уровня подготовки специалистов в государственных и коммерческих вузах частично решались путем лицензирования, аккредитации и введения системы государственного контроля в сфере профессионального образования.

Создание европейского пространства для высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса выдвинуло новые требования общества к российскому высшему профессиональному образованию. Главная задача этого периода - быть эффективным и конкурентоспособным в современном мире [6, с. 82]. Процессы интернационализации и интеграции высшего профессионального образования обусловили постановку задач нового этапа модернизации российского образования с учетом отечественного педагогического опыта и сохранения фундаментальных ценностей, традиций и достижений.

Реформирование и модернизация российского образования в рамках компетентностного подхода обозначили новый этап инноваций [7, с. 75]. В связи с этим изменилась и концепция высшего образования. Переход образования на компетентностную основу обусловил изменения в целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах системы отечественного образования [8, с. 82]. Целевой компонент этой системы базируется на новых ФГОС, определяющих задачи развития общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых личности для ее развития и самоопределения, формирования умений решать бытовые и профессиональные задачи. Не менее важной задачей является создание условий для подготовки профессионалов, мотивированных к обучению и самосовершенствованию в течение всей жизни.

Структура содержания высшего профессионального образования также строится с учетом задач формирования общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен владеть будущий специалист.

В содержании профессионального образования увеличивается доля практико-ориентированных задач и задач, связанных с переработкой информации, формирующих основы критического мышления будущих специалистов. Практическая ориентированность профессиональной подготовки усиливается за счет привлечения в образовательный процесс квалифицированных специалистов-практиков. Это позволяет проводить своевременную коррекцию содержания профессиональной подготовки с учетом требований современной практики, что в конечном итоге повышает качество этой подготовки.

Деятельностный компонент системы высшего образования предполагает широкое применение интерактивных и компьютерных технологий, технологий проектного обучения, обеспечивающих академическую мобильность

206

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

студентов, возможность выбора общеобразовательных и профессиональных программ и позволяющих увеличить долю самостоятельной работы в подготовке специалистов [9, с. 17]. Проведение лекций, семинарских и практических занятий с использованием электронных образовательных ресурсов создает условия для наглядного изложения учебной информации, для включения студентов в активный процесс создания и демонстрации моделей изучаемых процессов, для выполнения имитационных упражнений на практических занятиях, для проведения деловых игр и т.д.

Основные направления дальнейшего развития отечественного образования определяются также согласно новым национальным образовательным проектам «Наша новая школа», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года» и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.

Необходимость в принятии нового основополагающего нормативного правового акта, регулирующего сферу образования, была продиктована требованиями государства в условиях демократизации общественных отношений в стране. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечалось, что в последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. В частности, стали очевидны пробелы и правовая неопределенность законодательства в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказания платных образовательных услуг, избыточных административных ограничений, связанных с типологией образовательных учреждений, и др.

Федеральный закон об образовании более четко устанавливает требования к новым образовательным программам и стандартам и не только регулирует управленческие и финансово-экономические отношения в образовательной сфере, но и более подробно регламентирует права и обязанности участников образовательного процесса.

Указанный федеральный закон содержит более четкие трактовки таких часто употребляемых терминов и понятий, как: «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика», «направленность (профиль) образования» и т.д. Замена в тексте этого закона термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация» дала возможность упростить и ускорить разрешение вопросов правового регулирования в отношениях автономных некоммерческих организаций, имеющих разрешение на ведение образовательной деятельности. Таким образом, эти изменения внесли определенную ясность в трактовку сущности научных понятий и правовых отношений в сфере образования.

Федеральный закон об образовании внес изменения и в систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает четыре уровня:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование - бакалавриат;

Humanities. Pedagogy

207

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Таким образом, высшее образование России перешло на уровневую

систему подготовки специалистов.

При обучении студентов на уровне бакалавриата закладываются основы для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а обучение в магистратуре способствует углублению подготовки специалистов, способных не только воспроизводить культуру прошлого, но и творчески мыслить, самостоятельно ставить и решать сложные исследовательские задачи в профессиональной деятельности [10, с. 75].

Также следует отметить, что термин «высшее образование» заменил в тексте нового закона термин «высшее профессиональное образование».

Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением некоторых федеральных вузов (в их числе МГУ, СПбГУ), где абитуриенты должны будут сдать дополнительные экзамены.

Сокращаются льготы для поступления в вуз, а вместо этого отдельным категориям льготников предоставляется возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах. Получают право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (только один раз) дети-инвалиды, не попавшие в квоту, а также сироты, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя - инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других силовых ведомств.

При поступлении «на бюджет» вне конкурса для детей-инвалидов установлена квота - 10 % от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специальности) при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний.

Льготникам также предоставляются в первоочередном порядке жилые помещения в студенческом общежитии, и они освобождаются от платы за проживание. В отношении остальных студентов образовательная организация сама вправе принять решение об установлении платы за проживание.

В военные вузы преимущественное право поступления, при прочих равных условиях, предоставляется «детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более».

Кроме этого, согласно новому закону, студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет.

В статьях закона также установлены виды государственных стипендий и порядок их назначения обучающимся в целях стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Таким образом, значительная часть выпускников общеобразовательных школ имеют не только право, но и возможность обучаться в вузах.

Государство путем введения целевых грантов на проведение перспективных исследований оказывает поддержку тем вузам, которые вносят значимый вклад в развитие экономики страны и способствуют повышению ее конкурентоспособности. Поэтому инновационные процессы в системе высшего образования направлены на создание образовательной среды вузов, обеспечивающей доступность качественного образования и поддержку активной и талантливой молодежи.

208

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Статья 28 федерального закона об образовании обязывает образовательные организации осуществлять мониторинг качества образования. Следует отметить, что проблемы эффективности мониторинга качества образования и ранее были предметом исследований в отечественной науке [11, с. 168].

В настоящее время важным стимулом в развитии инновационных процессов в системе высшего профессионального образования имеет привлечение общественности и работодателей к проведению контроля качества профессионального образования [12, с. 71].

В российской системе оценки качества образования существует два вида аккредитации: государственная и общественная. Первая проводится по плану Министерства образования и науки РФ под руководством Рособрнад-зора с привлечением работодателей и представителей других вузов. В этой аккредитации основное внимание уделяется учебным и рабочим программам, кадровому составу, организации и проведению практик и т.п. Другими словами, предметом государственной аккредитации являются академические ресурсы вуза. При этом проверке подлежат не все образовательные программы образовательного учреждения.

Федеральный закон об образовании регламентирует деятельность и независимых институтов оценки качества образования. В общественной аккредитации основным предметом является конкретная образовательная программа. В ходе ее проведения основное внимание уделяется оценке профессиональной подготовки будущих специалистов [13, с. 22]. Этот вид аккредитации является добровольным для вуза и проводится аккредитационными агентствами и профессиональными общественными организациями.

Следует отметить, что в Российской Федерации общественная аккредитация осуществляется, как правило, общественными организациями, в то время как во многих странах мира созданы для этого специальные независимые аккредитационные агентства [14, с. 51].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность, совершенствование законодательства в сфере образования, обобщение инновационного педагогического опыта, использование компьютерных образовательных технологий и формирование системы государственного и общественного контроля над деятельностью образовательных организаций являются основными условиями дальнейшего развития высшей профессиональной школы России.

Список литературы

1. Башарина, А. В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация / А. В. Башарина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. -Т. 11.

2. Зинякова, Н. В. Проблемы формирования инновационных аспектов в мышлении студентов вузов / Н. В. Зинякова, Т. А. Соколова // Педагогика и современность. - 2014. - № 1.

3. Саранцев, Г. И. Анатомия подготовки педагогических кадров в вузах / Г. И. Саранцев // Педагогика. - 2014. - № 10.

4. Об образовании : Закон Российской Федерации. - М., 1992.

5. Даренский, В. Ю. Социальная избыточность высшего образования: «проблема» или цивилизационный ресурс? / В. Ю. Даренский // Педагогика. - 2014. -№ 10.

6. Павлов, С. Н. Формирование имиджа современного вуза / С. Н. Павлов // Педагогика. - 2014. - № 3.

Humanities. Pedagogy

209

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

7. Букалова, Г. В. О профессиональной компетенции выпускника вуза / Г. В. Букалова // Педагогика. - 2014. - № 10.

8. Шантукова, И. В. Формирование новых профессиональных компетенций у преподавателя в свете введения ФГОС / И. В. Шантукова // Педагогика. - 2014. -№ 6.

9. Глухова, О. Ю. Активные методы в обучении студентов / О. Ю. Глухова // Педагогика высшей школы и профессионального образования. - 2012. - № 1.

10. Захожая, Т. М. Система зачетных единиц в образовательном процессе вуза / Т. М. Захожая // Педагогика. - 2012. - № 7.

11. Санкин, Л. А. Эффективный мониторинг качества образования (из опыта Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов) / Л. А. Санкин,

С. В. Викторенкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1.

12. Блинов, А. О. Модернизация образования как условие развития образования / А. О. Блинов, О. С. Рудакова // Образование и право. - 2014. - № 3-4.

13. Долженко, О. В. Университет и образование: между прошлым и будущим / О. В. Долженко // Педагогика и просвещение. - 2013. - № 1.

14. Похолков, Ю. П. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Кому и зачем она нужна? / Ю. П. Похолков // Инженерное образование. - 2010. - № 6.

References

1. Basharina A. V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [Proceedings of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2009, vol. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zinyakova N. V., Sokolova T. A. Pedagogika i sovremennost’ [Pedagogy and modern times]. 2014, no. 1.

3. Sarantsev G. I. Pedagogika [Pedagogy]. 2014, no. 10.

4. Ob obrazovanii: Zakon Rossiyskoy Federatsii [The law of the Russian Federation on education]. Moscow, 1992.

5. Darenskiy V. Yu. Pedagogika [Pedagogy]. 2014, no. 10.

6. Pavlov S. N. Pedagogika [Pedagogy]. 2014, no. 3.

7. Bukalova G. V. Pedagogika [Pedagogy]. 2014, no. 10.

8. Shantukova I. V. Pedagogika [Pedagogy]. 2014, no. 6.

9. Glukhova O. Yu. Pedagogika vysshey shkoly i professional’nogo obrazovaniya [Pedagogy of higher school and vocational training]. 2012, no. 1.

10. Zakhozhaya T. M. Pedagogika [Pedagogy]. 2012, no. 7.

11. Sankin L. A., Viktorenkova S. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2010, no. 1.

12. Blinov A. O., Rudakova O. S. Obrazovanie ipravo [Education and law]. 2014, no. 3-4.

13. Dolzhenko O. V. Pedagogika iprosveshchenie [Pedagogy and education]. 2013, no. 1.

14. Pokholkov Yu. P. Inzhenernoe obrazovanie [Engineering education]. 2010, no. 6.

Гошуляк Любовь Даниловна

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Goshulyak Lyubov' Danilovna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: vvgoshulyak@rambler.ru, pippo@pnzgu.ru

210

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Мещерякова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, начальник Управления международного сотрудничества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: imsgu@bk.ru

Meshcheryakova Ol'ga Viktorovna Candidate of pedagogical sciences, head of the Office of International Cooperation, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 378 Гошуляк, Л. Д.

Инновационные процессы в сфере высшего образования России: к постановке проблемы / Л. Д. Гошуляк, О. В. Мещерякова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2015. - № 1 (33). - С. 204-211.

Humanities. Pedagogy

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.