Научная статья на тему 'Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения'

Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6617
781
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВУЗ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / INNOVATION / INNOVATIVE TEACHING / TECHNOLOGY / METHODS OF TRAINING / ECONOMIC DISCIPLINES / UNIVERSITY / INTERACTIVE METHODS / PEDAGOGICAL INNOVATION / EDUCATION / TEACHER / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Елена Геннадьевна, Плеханова Елена Александровна, Кильдюшкина Ирина Геннадьевна

Актуальность и цели. В условиях проводимого в России курса на повышение качества образования важным аспектом оценки профессионализма преподавателя становится его знание инновационных технологий, готовность и умение применять на практике инновационные методы обучения. На фоне трансформации образовательной парадигмы актуализируются творческая активность педагога и использование инновационных методов и технологий в преподавании. Цель работы обосновать необходимость инновационного подхода и проанализировать инновационные технологии и методы обучения, применяемые в преподавании экономических дисциплин в вузе. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа современных публикаций, материалов международных научно-практических конференций по аспектам инновационных подходов в образовании, преподавании в вузе, инновационной педагогике с учетом содержания Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации 29 декабря 2012 г., Федерального закона № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон “О науке и государственной научно-технической политике”» от 21 июля 2011 г., Положения об интерактивном обучении в Рос­сийском университете кооперации, утвержденного Приказом РУК № 304-од от 8 июня 2011 г. Особое место в рамках исследования имеют положения И. И. Абылгазиева, М. М. Бахтина, Э. Ф. Зеера, И. В. Ильина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, А. С. Макаренко, О. Н. Шахматовой, Т. Н. Рапацевича, А. Я. Савельева, А. Тоффлера, а также работы А. В. Петровского, И. П. Подласого, С. Д. Смирнова, В. Ф. Шаталова и др. Методологический потенциал включает: общенаучные методы сбора фактов, эксперимента, моделирования, научных абстракций, анализа и синтеза, системного подхода, индукции и дедукции, исторический и логический, графический (сравнительного анализа), классификаций; традиционные методы педагогических исследований наблюдения, изучения опыта, первоисточников, беседы, анализа методической документации. В совокупности они позволили систематизировать, сопоставить по содержанию и значению, выявить наиболее эффективные технологии и методы обучения с целью повышения эффективности преподавания экономических дисциплин в вузе. Результаты. Проанализированы теоретические положения инновационного подхода в преподавании, современные технологии и методы обучения с выделением наиболее эффективных с точки зрения инновационного подхода, обоснована целесообразность и необходимость их применения в преподавании экономических дисциплин в вузе. Собственная позиция авторов в данной области исследования сложилась на основе практики преподавания экономических дисциплин на кафедре экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Выводы. Применение в преподавании экономических дисциплин в вузе инновационных технологий и методов обучения вызвано необходимостью совершенствования качества образования посредством повышения эффективности процесса обучения. Современные инновационные технологии и методы могут применяться как с использованием педагогических инновационных технологий, так и без них. Наиболее эффективные из них включают интерактивные технологии и методы в сочетании с новым, инновационным взаимодействием в системе «преподаватель студент» на основе инновационного подхода, который по своей сути является синергетическим. Наибольший эффект для студентов достигается при их комплексном и систематическом применении в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Елена Геннадьевна, Плеханова Елена Александровна, Кильдюшкина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN TEACHING OF ECONOMIC DISCIPLINES IN UNIVERSITIES: TECHNOLOGY AND METHODS OF TRAINING

Background. In the context of the policy for improvement of the quality of education in Russia the knowledge of innovative technologies, the willingness and ability to put innovative teaching methods into practice become an important factor in evaluation of teachers’ professionalism. On the background of the educational paradigm transformation, creative activity of a teacher and the use of innovative methods and technologies in teaching are actualized. The purpose of the paper is to substantiate the necessity of the innovative approach and to analyze innovative technologies and methods of training used in teaching of economic disciplines at universities. Materials and methods. The research tasks were solved on the basis of the analysis of contemporary publications, proceedings of international scientific conferences on the aspects of innovative approaches in education, teaching at universities and innovative pedagogy, taking into account the provisions of the Federal Law “On Education in the Russian Federation” № 273-FZ, adopted by the State Duma of the Russian Federation on December 29, 2012, the Federal Law “On amendments to the Federal Law “On Science and the State Science and Technology Policy” from July 21, 2011 № 254-FZ, the Regulation on Interactive Learning at the RUC, approved by the Order of the RUC on June 8, 2011 № 304-od. The ideas of I. I. Abylgaziev, M. M. Bakhtin, E. F. Zeer, I. V. Ilyin, G. V. Lavrentiev, N. B. Lavrentiev, A. S. Makarenko, O. N. Shakhmatova, T. N. Rapatsevich, A. Ya. Saveliev, A. Toffler, as well as the works by A. V. Petrovsky, I. P. Podlas, S. D. Smirnov, V. F. Shatalov and others take a special place in the context of this study. Methodological potential includes following general scientific methods: collection of facts, experiment, simulation, scientific abstraction, analysis and synthesis, system approach, induction and deduction, historical and logical methods, graphical (comparative analysis) method, classification, as well as traditional methods of educational studies: observation, consideration of experience, primary sources, interviews, analysis of methodical documentation. In total they allowed to systematize, compare the content and significance, and to identify the most efficient technologies and methods of training in order to improve effectiveness of teaching of economic disciplines at universities. Results. Theoretical principles of the innovative approach to teaching, modern technologies and methods of training are analyzed in order to distinguish the most effective of them in terms of the innovative approach, as well as the expediency and necessity of their use for teaching of economic disciplines at universities are sub­stantiated. The authors’ own opinion in this field of research is based on the practice of teaching of economic disciplines at the sub-department of Economics of Cooperation and Business of the Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Conclusions. The use of innovative technologies and methods of training for teaching of economic disciplines at universities is caused by the necessity to improve the quality of education through increasing the effectiveness of the learning process. Modern innovative technologies and methods can be used with pedagogical innovative technologies or without them. The most effective ones include interactive technologies and techniques in combination with new, innovative interaction in the system of “teacher student” on the basis of the innovative approach which is synergistic in nature. The greatest effect for students is achieved when they are put into the educational process comprehensively and systematically.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения»

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

УДК 37.016:33:005.591.6

Е. Г. Воробьёва, Е. А. Плеханова, И. Г. Кильдюшкина

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ: ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. В условиях проводимого в России курса на повышение качества образования важным аспектом оценки профессионализма преподавателя становится его знание инновационных технологий, готовность и умение применять на практике инновационные методы обучения. На фоне трансформации образовательной парадигмы актуализируются творческая активность педагога и использование инновационных методов и технологий в преподавании. Цель работы - обосновать необходимость инновационного подхода и проанализировать инновационные технологии и методы обучения, применяемые в преподавании экономических дисциплин в вузе.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа современных публикаций, материалов международных научно-практических конференций по аспектам инновационных подходов в образовании, преподавании в вузе, инновационной педагогике с учетом содержания Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации 29 декабря 2012 г., Федерального закона № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон “О науке и государственной научно-технической политике”» от 21 июля 2011 г., Положения об интерактивном обучении в Российском университете кооперации, утвержденного Приказом РУК № 304-од от 8 июня 2011 г. Особое место в рамках исследования имеют положения И. И. Абылгазиева, М. М. Бахтина, Э. Ф. Зеера, И. В. Ильина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, А. С. Макаренко, О. Н. Шахматовой, Т. Н. Рапацевича,

А. Я. Савельева, А. Тоффлера, а также работы А. В. Петровского, И. П. Подла-сого, С. Д. Смирнова, В. Ф. Шаталова и др. Методологический потенциал включает: общенаучные методы - сбора фактов, эксперимента, моделирования, научных абстракций, анализа и синтеза, системного подхода, индукции и дедукции, исторический и логический, графический (сравнительного анализа), классификаций; традиционные методы педагогических исследований -наблюдения, изучения опыта, первоисточников, беседы, анализа методической документации. В совокупности они позволили систематизировать, сопоставить по содержанию и значению, выявить наиболее эффективные технологии и методы обучения с целью повышения эффективности преподавания экономических дисциплин в вузе.

Результаты. Проанализированы теоретические положения инновационного подхода в преподавании, современные технологии и методы обучения с выделением наиболее эффективных с точки зрения инновационного подхода, обоснована целесообразность и необходимость их применения в преподавании экономических дисциплин в вузе. Собственная позиция авторов в данной области исследования сложилась на основе практики преподавания экономических дисциплин на кафедре экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Выводы. Применение в преподавании экономических дисциплин в вузе инновационных технологий и методов обучения вызвано необходимостью совершенствования качества образования посредством повышения эффективно-

Humanities. Pedagogy

219

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

сти процесса обучения. Современные инновационные технологии и методы могут применяться как с использованием педагогических инновационных технологий, так и без них. Наиболее эффективные из них включают интерактивные технологии и методы в сочетании с новым, инновационным взаимодействием в системе «преподаватель - студент» на основе инновационного подхода, который по своей сути является синергетическим. Наибольший эффект для студентов достигается при их комплексном и систематическом применении в образовательном процессе.

Ключевые слова: инновации, инновационное обучение, технологии, методы обучения, экономические дисциплины, вуз, интерактивные методы, педагогическая инновация, образование, преподаватель, студент.

E. G. Vorobyeva, E. A. Plekhanova, I. G. Kildyushkina

INNOVATIVE APPROACH IN TEACHING OF ECONOMIC DISCIPLINES IN UNIVERSITIES: TECHNOLOGY AND METHODS OF TRAINING

Abstract.

Background. In the context of the policy for improvement of the quality of education in Russia the knowledge of innovative technologies, the willingness and ability to put innovative teaching methods into practice become an important factor in evaluation of teachers’ professionalism. On the background of the educational paradigm transformation, creative activity of a teacher and the use of innovative methods and technologies in teaching are actualized. The purpose of the paper is to substantiate the necessity of the innovative approach and to analyze innovative technologies and methods of training used in teaching of economic disciplines at universities.

Materials and methods. The research tasks were solved on the basis of the analysis of contemporary publications, proceedings of international scientific conferences on the aspects of innovative approaches in education, teaching at universities and innovative pedagogy, taking into account the provisions of the Federal Law “On Education in the Russian Federation” № 273-FZ, adopted by the State Duma of the Russian Federation on December 29, 2012, the Federal Law “On amendments to the Federal Law “On Science and the State Science and Technology Policy” from July 21, 2011 № 254-FZ, the Regulation on Interactive Learning at the RUC, approved by the Order of the RUC on June 8, 2011 № 304-od. The ideas of I. I. Abyl-gaziev, M. M. Bakhtin, E. F. Zeer, I. V. Ilyin, G. V. Lavrentiev, N. B. Lavrentiev,

A. S. Makarenko, O. N. Shakhmatova, T. N. Rapatsevich, A. Ya. Saveliev, A. Toff-ler, as well as the works by A. V. Petrovsky, I. P. Podlas, S. D. Smirnov, V. F. Sha-talov and others take a special place in the context of this study. Methodological potential includes following general scientific methods: collection of facts, experiment, simulation, scientific abstraction, analysis and synthesis, system approach, induction and deduction, historical and logical methods, graphical (comparative analysis) method, classification, as well as traditional methods of educational studies: observation, consideration of experience, primary sources, interviews, analysis of methodical documentation. In total they allowed to systematize, compare the content and significance, and to identify the most efficient technologies and methods of training in order to improve effectiveness of teaching of economic disciplines at universities.

Results. Theoretical principles of the innovative approach to teaching, modern technologies and methods of training are analyzed in order to distinguish the most effective of them in terms of the innovative approach, as well as the expediency and necessity of their use for teaching of economic disciplines at universities are sub-

220

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

stantiated. The authors’ own opinion in this field of research is based on the practice of teaching of economic disciplines at the sub-department of Economics of Cooperation and Business of the Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.

Conclusions. The use of innovative technologies and methods of training for teaching of economic disciplines at universities is caused by the necessity to improve the quality of education through increasing the effectiveness of the learning process. Modern innovative technologies and methods can be used with pedagogical innovative technologies or without them. The most effective ones include interactive technologies and techniques in combination with new, innovative interaction in the system of “teacher - student” on the basis of the innovative approach which is synergistic in nature. The greatest effect for students is achieved when they are put into the educational process comprehensively and systematically.

Key words: innovation, innovative teaching, technology, methods of training, economic disciplines, university, interactive methods, pedagogical innovation, education, teacher, student.

В условиях проводимого в России курса на повышение качества образования важным аспектом оценки профессионализма становится не столько знание преподавателем инновационных технологий, сколько его готовность и умение применять на практике инновационные методы обучения. На фоне трансформации образовательной парадигмы, при использовании терминологии А. Мориты, актуализируется творческая активность [1], проявляется и становится необходимым инструментом инновационный подход в преподавании. Попытаемся это доказать.

В современном информатизированном обществе, обеспечивающем возможность доступа каждому обучающемуся в глобальную сеть Интернетпаутины, роль преподавателя из простого «транслятора знаний» преобразуется в «толкователя опыта» и «транслятора смыслов» [2]. Как понимающий наставник, он должен развивать инициативу, творческий поиск и самостоятельность студента в принятии решений с установкой на сотрудничество и диалог. Сегодня суть проблемы заключается в том, что не всегда преподаватели могут применять в учебном процессе инновационные методы обучения. Это обусловлено в основном нежеланием тратить дополнительное время на их подготовку и внедрение в учебный процесс, до конца не осознавая пользу от этого и эффективность, что может быть связано с низким уровнем квалификации, недооценкой инновационных преимуществ (при их умелом приложении к образовательным модулям) и с творческой пассивностью отдельных педагогов. Причины вышесказанного, как это часто бывает, также кроются в морально-психологическом климате организации, показателями которого являются: степень сплоченности сотрудников, текучесть кадров, общественная оценка труда и др. В частности, В. И. Добрынина и Т. Н. Кухтевич отмечают, что внедрению нововведений в вузе в значительной степени препятствует высокая конфликтность по линиям «преподаватель - студент» и «преподаватель - преподаватель» [3]. И как результат - «преподавательский корпус умеет “давать знания”, а инспектора - проверять успешность усвоения, но пока “понимающие” педагогические технологии остаются достоянием немногих энтузиастов» [3, с. 9]. Поэтому очень важно развивать в вузе интерес профессорско-преподавательского состава к инновационным технологиям

Humanities. Pedagogy

221

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

и методам обучения, обеспечивать административные условия и материальное стимулирование для их использования.

Инновационный подход в образовании означает смену всей образовательной парадигмы. Если в середине ХХ в. наука и знания воспринимались как абсолютные ценности и стремление к истине было одним из моральных ориентиров, то сегодня наибольшее распространение получает концепция «полезного знания» (usefUlknowledge), т.е. знания ограниченного, сконцентрированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду [3, с. 5]. Ставший приоритетным в обучении процесс формирования нравственных ценностей и индивидуальных нравственных установок, выработанных на профессиональной этике, критическом мышлении и умении представлять и отстаивать собственное мнение [4], не является сиюминутным. Мировая педагогика уже с прошлого столетия работает в направлении применения инновационных методов обучения на всех ступенях, как ее называют сегодня, многоступенчатой системы образования.

Впервые термин «инновация», «нововведение» (от англ. - innovation) появился в научных исследованиях XIX в., в экономике - благодаря Й. Шумпетеру [5, 6]; характеризуется как внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком [7]; приращение потенциала НТП, воплощающееся в новых продуктах и технологиях [8, с. 238], используется самостоятельно и для обозначения родственных ему понятий: «инновационная сфера», «инновационная деятельность», «инновационный прогресс», «инновационные решения» и т.п.; является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Причем инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, а также преодолевает затратный барьер, т.е. привлекает инвестиционные ресурсы, без чего невозможно его внедрение как процесса на практике.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» № 254-ФЗ от 21 июля 2011 г. инновации - «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [9].

Под «инновациями в образовании» понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения [10]. Понятие «педагогическая инновация» трактуется Е. С. Рапаце-вичем как нововведение в педагогической деятельности, изменяющее содержание и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [11, с. 198]. Г. В. Лаврентьев и Н. Б. Лаврентьева в данном случае подразумевают теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на макроуровне (приводит к изменению парадигмы системы образования), мезоуровне (изменяет образовательную среду региона, конкретного учебного заведения, обуславливает создание новых учебных заведений на основе новейших концептуальных подходов) и микроуровне (направлено на создание нового содержа-

222

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

ния - или отдельного курса, или блока курсов (например, экономических или гуманитарных), или на отработку новых способов структурирования образовательного процесса, или на разработку новых технологий, форм и методов обучения) [12, с. 6].

Термин «инновационное образование» в научно-методической литературе рассматривается неоднозначно: у одних авторов инновации позиционируются с философско-теоретической точки зрения, у других - через рационализацию учебного процесса за счет использования каких-либо факторов (например, интерактивных методов или технических средств обучения) [12, с. 6, 12]. Общий смысл такого образования заключается в прикладном характере - они развивают у выпускников вуза способность мыслить инновационно, предлагают новый взгляд на «человеческий капитал». Следовательно, статус разработчика механизмов и технологий формирования инновационного мышления должен быть закреплен только за профессиональной школой.

Под «инновационным высшим образованием» понимается образование, основанное на новых знаниях и инновационной динамике. По мнению А. Я. Савельева, «инновационная динамика» - это логическая последовательность технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную реальность, превращение научных знаний в товар или услугу. Антропоцентризм, самоуправление и профессионализм видятся ему характерными свойствами инновационного образования [13].

Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных [12, с. 20]. Если традиционный учебный процесс, по убеждению А. Тоффлера, несет на себе «следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства», то «инновационные практики предлагают вступать в активный диалог не только с учителем, но и с познаваемым миром, занимая при этом не столько активную, сколько инициативную позицию» [12, с. 20]. На практике инициатива нововведения распространяется снизу - от педагогов-новаторов, что в конечном счете приводит к изменению требований к самому преподавателю. Высокое качество образования может обеспечить тот, кто сам владеет соответствующим уровнем педагогической компетентности. Это означает, что современному обществу нужен преподаватель с другой типологической структурой личности. Такой субъект должен, согласно А. Тоффле-ру, быть способным к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося и «открытого социальному заказу образования», понимать свое профессиональное предназначение, принимать педагогическую работу в качестве важного приоритета, быть готовым к постоянному переобучению и обновлению [12, с. 34].

В связи с этим Э. Ф. Зеер [14] и О. Н. Шахматова [15] полагают, что в состав ключевых квалификаций педагога высшей школы, нацеленного на личностно ориентированное обучение, должны входить следующие: действенный педагогический гуманизм, поливалентная профессионально-технологическая и социально-коммуникативная компетентность, социальный интеллект, сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, социально-психологическая толерантность, педагогическая рефлексия, организованность, социальная ответственность и сенсомоторные способности.

Принцип уважения и позитивного принятия обучаемого как личности, способной к саморазвитию, построен на гипотезе А. С. Макаренко о потенци-

Humanities. Pedagogy

223

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

альных возможностях подопечного, в соответствии с которой проявление педагогического такта основывается на доверии без попустительства, простоте общения без фамильярности, воздействии без подавления самостоятельности, юморе без насмешки [16]. Необходимо создание ситуаций успеха, авансирование похвалы, обращение к обучаемому по имени, прием «зеркало отношений», оптимистические прогнозы о возможностях и способностях обучаемых - в применении этих методов ничего невозможного нет.

Не надо забывать также и о том, что образованность - это прежде всего общая культура, понимание сути протекающих глобальных процессов, глубокие знания, выходящие за узкопрофессиональные рамки, и высшее образование - ее транслятор, направленный на преумножение «человеческого капитала». Не случайно в Положении об интерактивном обучении в Российском университете кооперации, утвержденном Приказом РУК № 304-од от 8 июня 2011 г., констатируется: преподаватель должен уметь организовать процесс исследования проблемы таким образом, чтобы студенты восприняли это как собственную инициативу; создать учебную ситуацию, побуждающую к интеграции совместных усилий, с обеспечением в аудитории дозированной помощи обучающимся; при сохранении собственного научного авторитета педагог должен помочь студентам не попасть под свое влияние во избежание скованности их мыслительной деятельности, поощряя самостоятельность интеллектуального поведения.

Цель образования - воспроизводство и развитие социальной системы государства [2, с. 6], для реализации которой могут использоваться различные инструменты (или методы обучения), подразделяемые при традиционном подходе к обучению на три группы: 1) методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.); 2) методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.); 3) методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.) [17].

Для характеристики инновационного подхода в преподавании любых, в том числе экономических, дисциплин необходимо выявить взаимосвязь понятий «методы» и «технологии» обучения. Первые представляют собой упорядоченные способы организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента или группы студентов), сосредоточенные на усвоении содержания образования, общем и профессиональном развитии личности будущего специалиста и самого преподавателя [18]; используются в той или иной образовательной технологии обучения. Вторые - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, как система форм, методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели [19, с. 21], как звено между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, тот канал, по которому транслируются профессиональные знания в систему обучения [19]. Все обучающие технологии, без исключения, являются открытыми системами обучения и включают в себя инновации, элементы из других технологий и систем (табл. 1). Так, модульное обучение оптимально сочетается с методом мозговых атак, сократовскими диалогами, проблемными дискуссиями, методами наглядных опор и структурно-логических схем.

224

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

Таблица 1

Дифференциация основных групп технологий в системе среднего и высшего профессионального образования*

Наименование технологии обучения Состав технологической группы обучения

1. Технология развивающего обучения Проблемное, дискуссионное обучение, научноисследовательская работа учащихся, работа по системе Л. В. Занкова, работа по системе Д. Б. Эльконина и др.

2. Информационнопедагогические технологии Программированное, алгоритмическое, компьютерное обучение, медиатехнологии

3. Технологии, основанные на индивидуально- дифференцированном подходе Технология полного усвоения, модульное, дифференцированное, концентрированное обучение, технология адаптивных систем обучения и др.

4. Технология сотрудничества Игровые формы обучения, коллективное взаимообучение А. Г. Ривина, парацентрическая группа обучения, группа коллективной мыследеятельности К. Я. Вазиной и др.

5. Технологии нетрадиционных систем организации учебного процесса Пилотные формы обучения, кооперированное обучение, обучение по проблемам межпредметных связей и др.

6. Технология укрупнения дидактических единиц Блочно-модульное, цельноблочное обучение, технология интегративного обучения Н. П. Гузика, интегральная технология В. В. Гузеева и др.

7. Инновационные (интерактивные, проектного обучения, компьютерные) технологии (по Г. В. Лаврентьеву и Н. Б. Лаврентьевой) Группы обучения: • по В. Г. Горбачевой - портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment), проблемное изложение, проекты, проблемно-поисковые методы усвоения знаний, выработка умений и навыков, научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс, проблемное обучение, практико-ориентированные и творческие проекты, лекция-визуализация; • по Л. В. Пивоваровой - имитационные и ролевые игры, дискуссии, проектная работа, тренинги, графическое моделирование биологических и биосоциальных процессов, групповая форма учебной деятельности; • по О. И. Шушляпину - метод проектов, кейс-метод, деловая игра, учеба в сотрудничестве, методы «мозгового штурма» и «внутренней игры», взаимообучение в группах и др.

Примечание. * Составлено по [10, 12, 20, 21].

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Таким образом, в современном преподавании можно выделить инновационные технологии (и методы) как с применением технических средств, так и без них. Действительно, в условиях всеобщей информатизации и выбранного курса на построение «информационного общества», когда информация обновляется в максимально короткие сроки и объем ее превышает фи-

Humanities. Pedagogy

225

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

зиологические возможности потребления (усвоения), обойтись без технической составляющей процесса обучения просто невозможно. Однако более экономичными для вуза, эргономичными (в силу их влияния на организм при несоблюдении режима труда и отдыха) для отдельных пользователей (студентов и преподавателей) по сравнению с техническими средствами являются инновационные технологии, основанные на педагогических и психологических новшествах, без применения технических средств. Безусловно, на начальном этапе развития инновационного подхода, при низкой готовности экономики к созданию информационного общества, они, по сути, должны иметь приоритет.

При выборе обучающих инновационных технологий, методов и определении их целесообразности нужно ориентироваться на цели и идеи обучения, способы их постановки через содержание, структуру и учебную деятельность, на средства управления, материально-техническое и методическое обеспечение процесса обучения, на критерии его рациональности, интенсивности и эффективности, специфику преподавания учебных (в частности, экономических) дисциплин. Большое значение имеют активные методы обучения, при инновационном подходе стимулирующие инициативность студентов в учебном процессе, в противоположность традиционному, где их роль пассивна. Эволюция этого термина проявляется по таким близким по своей сути понятиям, как «активное социально-психологическое обучение» [22], «интенсивные методы обучения» [23], «интерактивные методы обучения» [12, с. 6], «инновационное обучение» и др.

Инновационные методы обучения основаны на использовании последних достижений науки и информационных технологий в образовании и педагогических новшествах, способствующих повысить качество образования путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. К ним можно отнести методы: проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию и развитие имеющегося потенциала. Они могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения [10], способствуют подготовке к пониманию, творческому исследованию, самостоятельности мышления [2, с. 8], максимально приближая процесс обучения к практике, сохраняя при этом учебную обстановку, научный подход в рамках нагрузки и компетенций, предусмотренных учебным планом специальности и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Сегодня многие исследователи пишут на тему инноваций в образовании (В. Г. Горбачева, Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Л. В. Пивоварова и др.). Доказано, что наиболее эффективными из известных современных инновационных методов остаются так называемые интерактивные методы обучения, которые предполагают обучение на основе сотрудничества с использованием современных или диалоговых информационных технологий (в том числе компьютерных). При совместном взаимодействии, моделируя ситуации, участники образовательного процесса решают проблемы, приближенные не только к реальной, но и к оптимальной атмосфере сотрудничества, для выработки навыков и качеств, необходимых будущему специалисту.

В соответствии с упомянутым Положением об интерактивном обучении в Российском университете кооперации интерактивные формы и методы

226

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

обучения могут использоваться на лекциях и практических (семинарских) занятиях при обучении на любом уровне подготовки, при повышении квалификации. Обязательным требованием для использования в учебном процессе является выполнение определенного количества интерактивных занятий для каждой дисциплины, указываемой в Учебном плане согласно ФГОС и преподавателем - в рабочей программе учебной дисциплины (модуля). Интерактивное обучение может проходить в формате индивидуальной, парной или групповой работы, защиты проектов, деловой игры, занятий с информацией из различных источников, моделирования ситуации, дискуссии и т. п.

Инновационный тип обучения предусматривает в первую очередь открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения. Основа диалогизма в общении проявляется в умении терпеливо и с пониманием относиться к альтернативным взглядам, уважать чужую точку зрения, приобщаться к конструктивному общению, иметь установку на признание рационального момента в иной позиции [12, с. 43].

Важной характеристикой диалогического контакта выступает равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Поэтому ситуация двустороннего, взаимного воздействия, по мнению М. М. Бахтина [24], служит основой для сотворчества, так как истина рождается не в голове отдельного человека, а в процессе диалогового общения людей, совместно открывающих истину. Это освобождает педагога от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывает ему выход к способам метадисциплинарного мышления (например, синергетике), помогает преодолеть ригидность мышления.

Особый интерес представляет Концепция инновационного обучения, сформулированная Г. В. Лаврентьевым и Н. Б. Лаврентьевой [12, с. 44], основные положения которой заключаются, во-первых, в сознательном анализе профессиональной деятельности обоими субъектами (студентом и преподавателем) на основе мотивов и диспозиций; во-вторых, в проблематизации и конфликтизации действительности - в видении в ней непосредственно ненаблюдаемых коллизий и противоречий; в-третьих, в критическом отношении к нормативам и стандартам; в-четвертых, в рефлексии и построении системы смыслов (личностный смысл субъект может обрести лишь сам на основе самостоятельного исследования ситуации, связав ее со своими потребностями); в-пятых, в открытости культуры, среды и профессиональных новшеств; в-шестых, в творчески преобразующем отношении к миру, выходу за пределы нормативной заданности, сверхнормативной активности; в-седьмых, в стремлении к самореализации обоих субъектов, к воплощению ими в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни; в-восьмых, в наделении элементов содержания обучения личностным смыслом, т.е. в их субъективировании.

К наиболее рекомендуемым РУК (по Положению) интерактивным методам обучения причислены следующие: обсуждение в группах, творческое задание, публичная презентация проекта, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), интерактивная лекция, разработка проекта, просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинг, круглый стол, коллоквиум, «дерево решений» и «мозговой штурм». Они успешно применяются

Humanities. Pedagogy

227

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

преподавателями кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации в преподавании экономических дисциплин. На кафедре ведется работа в форме регулярного обновления и использования электронных учебно-методических комплексов, применения сетевых образовательных ресурсов (дидактических, программных, технических комплексов, предназначенных для обучения с преимущественным использованием интернет-среды независимо от места расположения студентов), формирования видеотеки с курсами лекций и бизнес-кейсами, проведения вебинаров-лекций и семинаров в режиме реального времени с помощью интернет-технологий (когда студенты и преподаватели имеют возможность слушать лекции и участвовать в дискуссиях на различные темы, обмениваться документами и т.д.), планирования создания и применения в учебном процессе виртуальной учебной фирмы (корпорации), организации и функционирования виртуальных рабочих кабинетов преподавателей, студентов и кураторов.

Более того, при проведении учебных занятий по экономическим дисциплинам используются современные мультимедийные средства. Разработанный названной кафедрой «Состав учебно-методического комплекса дисциплины» содержит ситуационные задачи (кейсы), сценарии проведения занятий в интерактивном формате, программы (сценарии) проведения деловых игр. Все преподаватели кафедры ведут работу по совершенствованию преподавания своих дисциплин. Например, с целью обеспечения инновационной составляющей учебного процесса, осуществляемого кафедрой в рамках курируемых ею дисциплин, они используют в плане инновационные технологии и методы обучения [25]. Преподавателями экономических дисциплин могут также применяться уже известные методики и разрабатываться новые, в зависимости от специфики учебной дисциплины, целей и задач учебного занятия. На наш взгляд, они должны своевременно внедряться в учебный процесс.

В настоящее время оценка предлагаемых вузом услуг происходит с позиций привлекательности его для потребителя - абитуриента, его родителей, потенциальных работодателей. Курс на повышение качества образования предполагает переход к личностно ориентированной педагогике в России. Современный вуз, система образования в целом как авангард социального и экономического развития общества предопределяют проникновение инновационных процессов в образование. Их умелое сочетание в современном вузе является продолжением, начиная с дошкольного образования, единой образовательной цепочки подготовки специалистов на всех образовательных ступенях, способной гибко, своевременно, нестандартно реагировать на изменения, происходящие в глобализирующемся мире.

Другими словами, творческий подход в преподавании всегда имел место, его ростки «пробивали» и будут «пробивать толщу» всего застарелого, рутинного, неактуального в педагогической науке и практике. Не одно десятилетие продолжается творческий поиск, выражаемый в изобретении, разработке, внедрении на практике новых, все более эффективных, «инновационных», как принято их сейчас называть, методов и технологий обучения. Сначала это были активные, затем интерактивные, а в настоящее время - инновационные методы и технологии обучения, которые постоянно совершенствуются; обновляется и их техническая составляющая.

228

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, современный этап развития образования, применительно к которому используется понятие «инновационный подход», можно охарактеризовать как «синергетический подход», так как в его основе лежит ориентация на интенсивное развитие, от него ожидается синергетический (дополнительный) эффект, превышающий простую сумму слагаемых. На этом основана теория инновационной экономики, остро испытывающей противоречия основных экономических закономерностей - проблемы ограниченности ресурсов и постоянно возрастающих потребностей «человека экономического».

Прогресс, развитие общества в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятым Государственной Думой Российской Федерации 29 декабря 2012 г., обеспечиваются инновационным подходом в образовательной деятельности, а федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий должны создавать условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику. Это требует опережающего профессионального образования, переноса акцента с подготовки узкопрофильных специалистов на многостороннее личностно ориентированное обучение на основе инновационного подхода, который по сути своей является синергетическим. Большая роль при этом отводится повышению качества образования через использование инновационных методов и технологий обучения. Наибольший эффект для студентов достигается при их комплексном и систематическом применении в образовательном процессе.

Список литературы

1. Лаврентьева, Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ-ААЭП, 1998. -URL: http://www2.asu.rU/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1 .html (дата обращения: 28.07.2013).

2. Инновационные технологии в образовании / под ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина ; сост. Д. И. Земцов. - М. : МАКС Пресс, 2011. - Вып. № 2. -С. 10-11. - URL: http://ciot.msu.ru/method (дата обращения: 28.07.2013).

3. Добрынина, В. И. Социальные конфликты в высшей школе / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич. - М., 1993. - (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО ; вып. 3).

4. Дерябина, Н. П. Инновационные методы обучения - новые пути развития школьного и вузовского образования / Н. П. Дерябина. - URL: http://fb.ru/article/4376/ innovatsionnyie-metodyi-obucheniy-anovyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-ob razovaniya (дата обращения: 28.07.2013).

5. Базилевич, В. Д. Неортодоксальная теория Й. А. Шумпетера. История экономических учений / В. Д. Базилевич. - URL: http://www.referent.ru/1/67513; http://banauka.ru/76.html (дата обращения: 28.07.2013).

6. История экономических учений : учеб. пособие / В. Д. Базилевич, Н. И. Гражевсь-ка, Т. В. Гайдай, П. М. Леоненко, А. П. Нестеренко. - Киев : Знание, 2004.

7. Инновация // Википедия: свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Инновация (дата обращения: 28.07.2013).

8. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М. : Книжный мир, 2008. - 860 с.

Humanities. Pedagogy

229

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» № 254-ФЗ от 21 июля 2011 г. -URL: http://www.referent.ru/1/67513 (дата обращения: 28.07.2013).

10. Горбачева, В. Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности / В. Г. Горбачева. - URL: http://www.ibl.ru/konf/070411/17.html (дата обращения: 28.07.2013).

11. Рапацевич, Е. С. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е. С. Ра-пацевич. - Минск : Современное слово, 2005.

12. Лаврентьев, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002.

13. Савельев, А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С. 15-18.

14. Зеер, Э. Ф. Становление личностно-ориентированного образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 1999. - № 1 (1). - С. 112-121.

15. Шахматова, О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шахматова О. Н. - Екатеринбург, 2000.

16. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М. : Политиздат, 1988. -256 с.

17. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. - М. : Академия, 2001. - 304 с. - URL: http://www.kosstu.kz/static/uploads/ library/gumanitar/pedagogika/g-p-10.txt (дата обращения: 28.07.2013).

18. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования :

моногр. / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 288 с. - URL:

http://oot-kaf.ru/files/oot/Verbitskiy_Iliazova.pdf (дата обращения: 28.07.2013).

19. Савельев, А. Я. Инновационное образование и научные школы / А. Я. Савельев // Вестник высшей школы. - 2000. - № 3. - С. 15-21.

20. Пивоварова, Л. В. Исследование эффективности образовательного процесса на основе инновационных образовательных технологий. Опыт обучения учащихся / Л. В. Пивоварова // Инновационные технологии в образовании. - М. : Макс-Пресс, 2011. - Ч. 2. - С. 79-94. - URL: http://ciot.msu.ru/files/innovat-edu-tech.pdf (дата обращения: 28.07.2013).

21. Шушляпин, О. И. Личностно-ориентированный и групповой подход при самостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и инновационных методов обучения / О. И. Шушляпин. - URL: http://www.mif-ua.com/archive/ article/21693 (дата обращения: 28.07.2013).

22. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.

23. Основы педагогики и психологии высшей школы : учеб. пособие / под ред. А. В. Петровского. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - URL: http://www.twirpx.com/ file/290731/ (дата обращения: 28.07.2013).

24. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

25. Воробьева, Е. Г. Использование инновационных методов в преподавании дисциплины «Экономика отрасли» : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Воробьева. -Саранск : Принт-Издат, 2013. - 68 с.

References

1. Lavrent'eva N. B. Pedagogicheskie osnovy razrabotki modul’noy tekhnologii obuche-niya [Pedagogical basis of modular educational technology development]. Barnaul: Izd-vo AltGTU-AAEP, 1998. Available at: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb. files/innov/Part1/chapter1/1.html (accessed 28 July 2013).

230

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

2. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Innovative technologies in education]. Eds. I. I. Abylgaziev, I. V. Il'in. Moscow: MAKS Press, 2011, iss. 2, pp. 10-11. Available at: http://ciot.msu.ru/method (accessed 28 July 2013).

3. Dobrynina V. I., Kukhtevich T. N. Sotsial'nye konflikty v vysshey shkole [Social conflicts at universities]. Moscow, 1993. (Fostering system at universities: survey / NIIVO. Issue 3).

4. Deryabina N. P. Innovatsionnye metody obucheniya - novye puti razvitiya shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya [Innovative methods of education - new ways of school and university education development]. Available at: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniy-anovyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya (accessed 28 July 2013).

5. Bazilevich V. D. Neortodoksal'naya teoriya Y. A. Shumpetera. Istoriya ekonomi-cheskikh ucheniy [Unorthodox theory of Y.A. Shumpeter. History of economic doctrines]. Available at: http://www.referent.ru/1/67513; http://banauka.ru/76.html (accessed 28 July 2013).

6. Bazilevich V. D., Grazhevs'ka N. I., Gayday T. V., Leonenko P. M., Nesterenko A. P.

Istoriya ekonomicheskikh ucheniy: ucheb. posobie [History of economic doctrines: tutorial]. Kiev: Znanie, 2004.

7. Vikipediya: svobodnaya entsiklopediya. [Wikipedia: free encyclopedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/Innovatsiya (accessed 28 July 2013).

8. Borisov A. B. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [Great economic dictionary]. Moscow: Knizhnyy mir, 2008, 860 p.

9. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon “O nauke i gosu-darstvennoy nauchno-tekhnicheskoypolitike”» № 254-FZ ot 21 iyulya 2011 g. [Federal law “On amendments to the Federal law “On science and the state scientific and technological policy” № 254-FZ from July 21, 2011]. Available at: http://www.referent.ru/ 1/67513 (accessed 28 July 2013).

10. Gorbacheva V. G. Osnovy innovatsionnykh protsessov v obrazovatel'noy deyatel'nosti [Basic innovative processes in education]. Available at: http://www.ibl.ru/konf/070411/ 17.html (accessed 28 July 2013).

11. Rapatsevich E. S. Pedagogika: bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: great contemporary encyclopedia]. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005.

12. Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B. Innovatsionnye obuchayushchie tekhnologii v pro-fessional'noy podgotovke spetsialistov [Innovative educational technologies in professional training of specialists]. Barnaul: Izd-vo AltGU, 2002.

13. Savel'ev A. Ya. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. 1994, no. 2, pp. 15-18.

14. Zeer E. F. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 1999, no. 1 (1), pp. 112-121.

15. Shakhmatova O. N. Lichnostno-orientirovannye tekhnologii professional'nogo razvitiya pedagogov professional'noy shkoly: avtoref dis. kand. ped. nauk [Individual-oriented technologies of professional development of university teachers: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Ekaterinburg, 2000.

16. Makarenko A. S. O vospitanii [On education]. Moscow: Politizdat, 1988, 256 p.

17. Smirnov S. D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy and psychology of higher education: from activity to an individual: tutorial for students of pedagogical universities]. Moscow: Akademiya, 2001, 304 p. Available at: http://www. kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/pedagogika/g-p-10.txt (accessed 28 July 2013).

18. Verbitskiy A. A., Il'yazova M. D. Invarianty professionalizma: problemy formirova-niya: monogr. [Invariants of professionalism: problems of formation: monograph]. Moscow: Logos, 2011, 288 p. Available at: http://oot-kaf.ru/files/oot/Verbitskiy_ Iliazova.pdf (accessed 28 July 2013).

Humanities. Pedagogy

231

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

19. Savel'ev A. Ya. Vestnik vysshey shkoly [Higher school bulletin]. 2000, no. 3, pp. 15-21.

20. Pivovarova L. V. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Innovative technologies in education]. Moscow: Maks-Press, 2011, part 2, pp. 79-94. Available at: http://ciot. msu.ru/files/innovat-edu-tech.pdf (accessed 28 July 2013).

21. Shushlyapin O. I. Lichnostno-orientirovannyy i gruppovoy podkhod pri samostoya-tel’noy rabote v vuzakh: obosnovanie nekotorykh aktivnykh i innovatsionnykh metodov obucheniya [Individual-oriented and group-oriented approach at unsupervised learning at universities: substantiation of some active and innovative training methods]. Available at: http://www.mif-ua.com/archive/article/21693 (accessed 28 July 2013).

22. Emel'yanov Yu. N. Aktivnoe sotsial’no-psikhologicheskoe obuchenie [Active social-psychological training]. Leningrad: Izd-vo LGU, 1985, 168 p.

23. Osnovy pedagogiki i psikhologii vysshey shkoly: ucheb. posobie [Basic pedagogy and psychology at higher school: tutorial]. Ed. A. V. Petrovsky. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1986. Available at: http://www.twirpx.com/file/290731/ (accessed 28 July 2013).

24. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Esthetics of verbal art]. Moscow: Iskusstvo, 1979, 424 p.

25. Vorob'eva E. G. Ispol’zovanie innovatsionnykh metodov v prepodavanii distsipliny «Ekonomika otrasli»: ucheb.-metod. posobie [Application of innovative methods in teaching the subject of “Branch economy”: methodological tutorial]. Saransk: Print-Izdat, 2013, 68 p.

Воробьёва Елена Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики кооперации и предпринимательства, Саранский кооперативный институт (филиал), Российский университет кооперации (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, 17)

E-mail: [email protected]

Плеханова Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики кооперации и предпринимательства, Саранский кооперативный институт (филиал), Российский университет кооперации

(Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, 17) E-mail: [email protected]

Кильдюшкина Ирина Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом региональных исследований и программ, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3)

E-mail: irakil1967@ mail.ru

Vorobyeva Elena Gennad'evna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics of cooperation and business, Saransk Cooperative Institute (branch), Russian University of Cooperation (17 Transportnaya street, Saransk, Russia)

Plekhanova Elena Aleksandrovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of sub-department of economics of cooperation and business, Saransk Cooperative Institute (branch), Russian University of Cooperation (17 Transportnaya street, Saransk, Russia)

Kildyushkina Irina Gennad'evna Candidate of historical sciences, associate professor, head of department of regional studies and programs, Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia (3 L. Tolstogo street, Saransk, Russia)

232

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Гуманитарные науки. Педагогика

УДК 37.016:33:005.591.6 Воробьёва, Е. Г.

Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения / Е. Г. Воробьёва, Е. А. Плеханова, И. Г. Кильдюшкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 219-233.

Humanities. Pedagogy

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.