Научная статья на тему 'Использование инновационных форм преподавания экономических дисциплин'

Использование инновационных форм преподавания экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ВИДЫ ЛЕКЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БРИФИНГ / МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION / INTERACTIVE EDUCATION / STUDENTS / EDUCATION / KNOWLEDGE / SKILLS / COMPETENCES / TYPES OF LECTURES / COMPETENCE / BRIEFING / CASE-STUDY METHOD / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Гульнара Газисовна

В статье рассматриваются проблемы внедрения инновационной педагогики, в частности, при преподавании дисциплин экономического цикла. Показаны различные формы основных методов активных средств обучения студентов в целях повышения качества образования, значение личностной и профессиональной компетенций преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Гульнара Газисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных форм преподавания экономических дисциплин»

PEDAGOGICAL SCIENCES

The use of innovative forms of teaching economic disciplines Suleimanova G. (Republic of Kazakhstan) Использование инновационных форм преподавания экономических дисциплин Сулейманова Г. Г. (Республика Казахстан)

Сулейманова Гульнара Газисовна /Suleimanova Gul'nara - старший преподаватель, кафедра экономики и менеджмента, факультет экономики и бизнеса, Алматинский технологический университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы внедрения инновационной педагогики, в частности, при преподавании дисциплин экономического цикла. Показаны различные формы основных методов активных средств обучения студентов в целях повышения качества образования, значение личностной и профессиональной компетенций преподавателя.

Abstract: the article deals with the problem of implementation of innovative pedagogy, particularly teaching disciplines of the economic cycle. Presenting different forms of the basic methods of active means of teaching students in order to improve the quality of education, as well as the importance of personal and professional competence of the teacher.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, интерактивное обучение, студенты, образование, знания, умения, навыки, виды лекций, компетентность, брифинг, метод кейс-стади, деловая игра.

Keywords: innovative methods of education, interactive education, students, education, knowledge, skills, competences, types of lectures, competence, briefing, case-study method, business game.

Одним из приоритетных направлений деятельности Алматинского технологического университета (АТУ) принята модернизация образовательной деятельности в соответствии с национальными и международными требованиями [1].

В соответствии с Государственной Программой развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020 годы стратегической целью политики высшего образования стала подготовка будущего специалиста с инновационным, креативным типом мышления [2].

Для достижения этих целей преподаватели университета используют новые интерактивные технологии обучения, направленные, прежде всего, на личностно-ориентированное образование.

Современная педагогика перестраивает свою теорию, четко ориентируя ее на личность: личность студента, ученика, школьника [3, с. 11].

Процесс обучения двусторонний, включает в себя процесс учения и процесс преподавания Студент и преподаватель - два субъекта образовательного процесса с равными правами и комплементарными целями. Условия для достижения целей -«открыть дверь к знаниям» у преподавателя, овладеть профессиональными компетенциями у студента - создает инновационное образование.

Главной отличительной чертой интерактивных методов в образовании является то, что студенты проявляют инициативу в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера, помощника, координатора, наставника, коуча. Процесс и результат получения знаний приобретает личную значимость для каждого студента,

European science № 3(13) ■ 76

что позволяет развить способности самостоятельного решения овладения информацией по дисциплине [4].

Инновационная образовательная технология включает [5]:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационные методы обучения позволяют решить такие задачи, как:-лучшее усвоение и понимание учебного материала, осознание и развитие мотивации к познанию, коммуникативность, развитие навыков публичного выступления; умений аргументировать свою позицию, развитие аналитических способностей, творческого мышления, умение работать в команде и другие.

Приобретение таких навыков и умений в значительной степени зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов.

Образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин предоставляют возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Основная функция обучения для будущих экономистов, менеджеров, финансистов - передача предельно большого объема научных знаний по современной экономике. Для полного освоения содержания требуется поиск интенсивных методов со стороны преподавателя и значительная самостоятельная работа студентов.

В литературе предлагается множество инновационных методов обучения на занятиях. В практической педагогической деятельности активно применяются более 30 инновационных методов [3, с. 138].

Я полагаю, в выборе тех или иных методов обучения имеют значение опыт преподавателя, подготовленность студентов к восприятию учебного материала и цель экономического курса. Указанная цель определяется либо типовой программой для дисциплины обязательного компонента, либо для дисциплины «по выбору» рабочей программой, разработанной преподавателем на основе государственного стандарта образования.

Казахстанское высшее образование с подписанием Болонской декларации перешло на кредитную систему обучения. Преподавательский состав АТУ принял европейскую модель образования позитивно и своевременно перестроил свою деятельность. А каковы реалии со вторым субъектом образовательного процесса?

Специалисты отмечают разницу в менталитетах нашего студента и зарубежного студента. Основное отличие - в отношении к обучению. Из бесед со студентами установлено, что они ориентируются на ближние цели - получение необходимого оценочного рейтинга. Не присутствует ясное понимание того факта, что успешная учеба - это дальнейшая успешная карьера. Возникает еще одна роль преподавателя - контролера.

Преподавание экономических дисциплин имеет свои особенности по причинам:

- экономика как наука динамично развивается - объем экономической информации нарастает, обновляется содержание знаний, с развитием рыночной экономики возникают новые категории, понятия и методические положения;

- для очень большого объема знаний по современной экономике планируется недостаточное количество аудиторных часов, хотя и в соответствии с количеством кредитов;

- важным является установление межпредметных связей, усвоение студентами дисциплин-пререквизитов.

Например, для будущих технологов изучение курса «Экономика пищевых производств» будет эффективным при усвоении знаний по основам экономической теории. Для будущих специалистов экономического профиля невозможно изучение таких предметов, как «Оценка бизнеса», «Экономическая оценка инвестиций», «Анализ проектов» без знания основ экономики. Чтобы хорошо усвоить материал, студенты должны владеть некоторыми теоретическими знаниями по теме очередного занятия или хотя бы иметь о ней какое-то представление.

Система менеджмента качества образования в АТУ одним из первостепенных критериев оценки качества проведения учебного занятия определяет использование преподавателем инновационных методов.

По моему мнению, не следует формально подходить к оценке по этому показателю. Так, требование контролирующих органов проводить лекционное занятие по инновационным вариантам - «лекция-диспут», «проблемная лекция», «лекция-провокация» или «дискуссия» не всегда оправданна. Здесь надо обратить внимание на тематику занятия. Методы инновационного обучения, на мой взгляд, могут использоваться тогда, когда студенты уже владеют основами необходимых знаний. Так, например, вводные лекции по всем экономическим дисциплинам возможно проводить как беседу-дискуссию. В ходе такой беседы можно выяснить так называемые «остаточные знания», объяснить содержание курса в целом и этим побудить студента оценить роль и значение изучения данного курса в системе его подготовки. Некоторые знания у студентов имеются по вопросам бизнес -планирования, определения прибыли. Поэтому лекции по данным темам проводится в формате «лекция проблемная», когда студенты, работая в подгруппах, готовят презентации своих проектов. Однако в основном темы экономических дисциплин, по восприятию студентов, сложны для их самостоятельного изучения. Сравним с точки зрения возможности такого освоения, к примеру, такие темы, как «Себестоимость продукции», «Динамические методы оценки инвестиций». «Фактор времени в анализе проектов» с темами в курсе «Индустрия развлечений», либо «Народные обычаи и традиции» (дисциплины учебного плана для менеджеров индустрии гостеприимства). Понятно, в каком случае можно провести лекцию в формате «лекция-конференция».

Поэтому при наличии трудностей в понимании вопросов темы целесообразно, на мой взгляд, использовать традиционный способ - объяснительно-иллюстративный метод с добавлением частично-поискового метода. Проблемная лекция может быть применена, если студенты уже имеют минимум знаний, необходимых для активного участия в обсуждении темы лекции.

В составе учебно-методического комплекса дисциплины в АТУ обязательно наличие презентаций по всем темам дисциплины.

Помимо степени сложности изучаемой темы на возможность использования инноваций влияет также подготовленность самого студента к восприятию новой информации, к активной работе во время учебного занятия.

В связи с этим приходится вносить коррективы в изучение того или иного модуля дисциплины. По моему опыту, даже в рамках одной специальности наблюдаются группы с сильным составом студентов и ярко выраженным лидером и напротив, группы с невысокой успеваемостью. Поэтому меняется метод проведения практических занятий. По одной и той же теме, в зависимости от подготовленности студентов, я провожу или семинар, или брифинг. Кроме того, разработка заданий для самостоятельной работы студента предусматривает вариант более сложных заданий для студентов с высокой профессиональной мотивацией.

Еигореап Баепсе № 3(13) ■ 78

В наибольшей степени инновационные формы реализуются на практических занятиях.

Для проведения занятий со студентами первого курса экономического факультета при изучении курса «Микроэкономика» используются следующие методы активного обучения: занятия в форме соревнований и игр; написание эссе; работа в подгруппах с использованием методик «Анкета 5 из 25», «Верно ли утверждение»; моделирование ситуаций «Спрос и предложение», «Я - потребитель», «Связанные рынки», «Конкурентные рынки» и другие. При изучении дисциплин «Оценка инвестиций», «Анализ проектов». «Оценка бизнеса» задаются индивидуальные ситуационные проекты, лабораторные работы в обучающей программе «Проект эксперт». Для курса «Экономика отрасли, предприятия» разработаны кейс «Создай свое предприятие», сквозной кейс «Технико -экономическое обоснование проекта предприятия». Студенты с огромным энтузиазмом участвуют в деловых играх. Ведь игра — это культурно-историческая универсалия, из которой родились различные формы нашей действительности: право и порядок, общение и ремесло, искусство и наука [6].

Для студентов-экономистов также результативным оказался метод кейс-стади.

Однако, например, использование метода «мозгового штурма» не удается ввиду недостаточности знаний, необходимо наличие хотя бы минимального экономического мышления. Получается, скорее, «Мозговая прогулка». Но и это считаю положительным результатом.

Практика показывает, что студенты в основной массе не умеют ясно и четко излагать свои мысли. По их признаниям, в средней школе они были нацелены на заучивание тестов, опыта устных выступлений не имеют. В связи с этим на семинарских занятиях, а при их недостаточности и во внеурочное время, провожу беседу с каждым студентом по заданиям самостоятельной работы. Считаю, что в экономических дисциплинах есть понятия и категории, которые следует запоминать. Студенты имеют Рабочие тетради. В них они ведут вручную записи ответов, заданий, решение задач. Написание рефератов я не практикую, так как студенты компилируют их из сети «Интернет». Умение вести беседу, грамотно излагать свои мысли и суждения, культурная речь необходимы для успешной карьеры будущих специалистов.

Выводы:

Основой качественного образования должны стать такие методы преподавания, которые развивают у студентов критическое мышление и способность к саморазвитию.

К выбору таких методов надо подходить дифференцированно.

Инновационные методы работы со студентами разрабатывает и применяет преподаватель, поэтому преподаватель должен обладать необходимой методологической и личностной (индивидуальной) компетенциями [7, с. 6].

Факторы, способные ускорить внедрение инноваций в обучение:

1. Необходимо системное обучение преподавателей. Успех применения любого инновационного метода зависит от содержательной, методологической и организационной подготовки занятия. Преподаватели самостоятельно изучают технические средства и программы обучения.

2. Материальная мотивация. Применение инноваций увеличивает нагрузку преподавателя. По учебному плану на подготовку одного часа занятия планируется один час подготовки к нему. Между тем, разработка, например, качественной видеолекции занимает 2-3 часа. Поскольку каждый год происходят изменения в рабочих планах специальности, то постоянно нужно разрабатывать новые учебные материалы.

3. Техническое оснащение средствами обучения учебных аудиторий.

Для преподавателя важно повышать свою квалификацию, любить свою работу, тогда и будет обратная связь от студента.

Литература

1. Миссия Алматинского технологического университета. Утверждена на заседании Ученого Совета АТУ 29.03. 2014. Протокол № 7.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года / Газета «Казахстанская правда» от 14 декабря 2010 года.

3. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы, 2010, - 344 с.

4. Трофименко А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс]: Журнал «Sci-article.ru» № 13, 2014 г. (дата обращения: 25.02.2016).

5. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании. Журнал «РОНО». Выпуск 16. Сентябрь 2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sites.google.eom/a/shko.la/ejrono_1/ (дата обращения: 26.02.2016).

6. Пушкарева В. В. Игра и ее роль в образовательном процессе // International Scientific Review № 2 (12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Seienee and Education: IX International Seienee Conference (USA, Boston, 07-08 February, 2016). p. Педагогические науки. [Электронный ресурс], (дата обращения: 29.02.2016).

7. Клаус Дитер Гофман Мотивация в бизнесе. Серия «Бизнес-технология». - Ростов н/Д: Феникс. 2004 - 87 с.

Personality-oriented teaching of students as a significant factor in

training highly qualified specialists in the field of "Mathematics"

1 2 Fargieva Zu. , Ausheva M. ,

Daurbekova A.3 (Russian Federation)

Личностно-ориентированное обучение студентов как

существенный фактор подготовки высококвалифицированных

специалистов по направлению «Математика»

12 Фаргиева З. С. , Аушева М. А. ,

Даурбекова А. М. (Российская Федерация)

1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya - преподаватель; 2Аушева Мадина Ахмедовна / Аusheva Madina - старший преподаватель; 3Даурбекова Ася Мухтаровна /Daurbekova Asya - старший преподаватель, кафедра математики и ИВТ, факультет физико-математический, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о личностно-ориентированном подходе в обучении студентов специальности «Математика», вопрос о положительной учебной мотивации студентов.

Abstract: the article deals with the issue of personality-oriented approach in training students of the specialty "Mathematics", the question of a positive learning motivation of students.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, учебная мотивация, профессиональная мотивация, математика, студент.

Keywords: personality-oriented approach, learning motivation, professional motivation, math, student.

European science № 3(13) ■ 80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.