Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как системная инновация'

Инклюзивное образование как системная инновация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3720
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СИСТЕМНАЯ ИННОВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION / SYSTEM INNOVATION / CLASSIFICATION OF INNOVATIONS / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / SYSTEM APPROACH / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION / QUALITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряписова Алевтина Геннадьевна

Проблема и цель. В статье анализируются признаки системной инновации на примере введения инклюзивной практики в современных условиях модернизации российского образования. Цель статьи на основе анализа и обобщения научно-теоретических источников, а также инновационной практики обосновать черты системной инновации в инклюзивном образовании. Методологию исследования составляет анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, справочных и учебных изданий, публицистических материалов, а также научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом, а известность достигнута высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования. Результаты. На основе рассмотрения понятийного аппарата с позиций философии, экономики и педагогики определены сущностные и специфические особенности инноваций. Охарактеризованы признаки системной инновации. Изучение эволюции инноваций, а также разнообразие их видов и типов позволило представить классификацию системных инноваций по силе влияния и по масштабу воздействия на всю систему образования. По данному основанию выделены точечные (локальные), линейные (горизонтальные, плоскостные); структурные (сферические, пространственные, архитектурные); фундаментальные (базовые); кардинальные (собственно системные); многомерные (разносторонние, глобальные) и надсистемные инновации. Методом дедукции обоснован тезис о том, что введение инклюзивного образования в массовое образовательное пространство требует системного развития с учетом конкретных социально-культурных условий и образовательной политики. В тексте статьи отмечаются наиболее важные направления инновационной деятельности образовательных организаций: создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики. В заключение подчеркивается, что решения задач в области инклюзии вносят существенные преобразования во все элементы системы образования и решительным образом оптимизируют, совершенствуют, активизируют образовательное пространство на региональном и отраслевом уровне, как и подобает подлинной системной инновации. Обоснован вывод о том, что введение инклюзивного образования в массовую образовательную практику в качестве фундаментальной, структурной, кардинальной, многомерной системной инновации обладает достаточными ресурсами, чтобы улучшить качество и повысить эффективность образования молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряписова Алевтина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education as a systemic innovation

Abstract Introduction. The article examines the signs of systemic innovation on the example of the introduction of inclusive practices in modern conditions of Russian education modernization. The purpose of this article is based on the study of scientific-theoretical sources and the analysis and synthesis of innovative practices to substantiate the traits of a systemic innovation in inclusive education. Materials and Methods. The methodology of the article are legal documents in the field of education, reference and textbooks, nonfiction materials, as well as the work of foreign and domestic scientists, the credibility and scientific reputation which are recognized by the scientific community, and the achieved in prominence high level research inclusive education. Results. Economics and pedagogy are determined on the basis of consideration of the conceptual apparatus from the standpoint of philosophy, as well as the essential and specific characteristics of innovation. The study of the evolution of innovation and the diversity of their types and types make it possible to present the classification system of innovation influence, the strength and scale of impact on the entire education system. There were outlined the allocated spot (local), linear (horizontal plane); structure (spherical, spatial, architectural); the fundamental (base); radical (actually the system); multidimensional (versatile, global) and nadcisnienie some innovation. By deduction the thesis that the introduction of inclusive education in mainstream educational space requires a system of development tailored to the specific socio-cultural conditions and educational policy is substantiated. In the text highlights of the most important directions of innovative activity of educational institutions (the creation of an inclusive culture, develop inclusive policies and the implementation of inclusive practices) is given. Conclusions. In conclusion it is emphasized that solving problems in the field of inclusion makes a significant transformation in all elements of the education system and the determined image optimize, improve and stimulate the educational environment at the regional and sectoral level, as befits a true system innovation. The conclusion is justified that the introduction of inclusive education in mainstream educational practice as a fundamental, structural, radical, multi-dimensional innovation system has sufficient resources to improve the quality and increase the efficiency of education.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как системная инновация»

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© А. Г. Ряписова DOI: 10.15293/2226-3365.1701.01

УДК 376 + 37.0

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМНАЯ ИННОВАЦИЯ

А. Г. Ряписова (Новосибирск, Россия)

Проблема и цель. В статье анализируются признаки системной инновации на примере введения инклюзивной практики в современных условиях модернизации российского образования. Цель статьи - на основе анализа и обобщения научно-теоретических источников, а также инновационной практики обосновать черты системной инновации в инклюзивном образовании.

Методологию исследования составляет анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, справочных и учебных изданий, публицистических материалов, а также научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом, а известность достигнута высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.

Результаты. На основе рассмотрения понятийного аппарата с позиций философии, экономики и педагогики определены сущностные и специфические особенности инноваций. Охарактеризованы признаки системной инновации. Изучение эволюции инноваций, а также разнообразие их видов и типов позволило представить классификацию системных инноваций по силе влияния и по масштабу воздействия на всю систему образования. По данному основанию выделены точечные (локальные), линейные (горизонтальные, плоскостные); структурные (сферические, пространственные, архитектурные); фундаментальные (базовые); кардинальные (собственно системные); многомерные (разносторонние, глобальные) и надсистемные инновации. Методом дедукции обоснован тезис о том, что введение инклюзивного образования в массовое образовательное пространство требует системного развития с учетом конкретных социально-культурных условий и образовательной политики. В тексте статьи отмечаются наиболее важные направления инновационной деятельности образовательных организаций: создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики. В заключение подчеркивается, что решения задач в области инклюзии вносят существенные преобразования во все элементы системы образования и решительным образом оптимизируют, совершенствуют, активизируют образовательное пространство на региональном и отраслевом уровне, как и подобает подлинной системной инновации. Обоснован вывод о том, что введение инклюзивного образования в массовую образовательную практику в качестве фундаментальной, структурной, кардинальной, многомерной системной инновации обладает достаточ-нымиресурсами, чтобы улучшить качество и повысить эффективность образования молодежи.

Ключевые слова: инновация, системная инновация, классификация инноваций, инклюзивное образование, система образования, системный подход, Концепции развития инклюзивного образования, качество образования.

Ряписова Алевтина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: algen_60@mail.ru

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Постановка проблемы. В настоящей статье рассмотрим признаки системной инновации на примере введения инклюзивной практики в современных условиях модернизации российского образования. Цель статьи - на основе анализа и обобщения научно-теоретических источников, а также инновационной практики обосновать черты системной инновации в инклюзивном образовании.

Как известно, термин «инновация» происходит от латинского novatio, что означает «обновление, изменение» и приставки in, которая переводится с латинского как «в направление». В дословном переводе innovatio - «в направлении изменений». В английском языке innovation употребляется в значении «нововведение, новшество»1. Обобщенно можно сказать, что инновации - это внедрение любых улучшений в любую работу, процесс, технологию, продукт, сервис, систему, модель, которое позволяет увеличить эффективность, улучшить качество, решить проблему, что-то усовершенствовать, достичь большего, создать что-то лучшее и т. д.2 Принципиальное улучшение того или иного технологического или управленческого процесса при его внедрении является общепризнанным критерием ин-

3

новационности .

Новейший философский словарь4 конкретизирует это определение в социальном аспекте: явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); зафиксированные в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Инновационная деятельность и инновационный процесс (процесс сопряженных изменений в среде) - комплексный процесс создания, распространения и использования новшества для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов. Конечная цель этих процессов и деятельности - превращение инноваций в норму, традицию [6; 14].

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы, формы и средства обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося для достижения стабильных и более эффективных результатов образования5. В теории обосновано, что инновация является не простым и линейным феноменом, а скорее комплексным многоэтапным процессом, включа-

1 Словарь иностранных слов современного русского языка / сост. Т. В. Егорова. - М.: Аделант, 2014. -800 с. - С. 257

2 Slovar.cc [Электронный ресурс]. - URL:

https://slovar.cc/poisk-find.html?searchword=%D0%B 8%D0%BD%D0%BD%-D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D1%86%D0%B8%D1%8F&ordering=&searchphrase =all (дата обращения 03.11.2016); Инновация: мате-

риал из Википедии - свободной энциклопедии [Элек-

тронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 03.11.2016); Гpибoв В., Гpyзинoв В. Понятие иннова-

ций // сайт Центра Креативных Технологий [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://www.inventech.ru/lib/ predpr/predpr0052/ (дата обращения 03.11.2016)

3 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике"» № 254-ФЗ от 21 июля 2011 г.

4 Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

5 Сластёнин В. А. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000. - С. 492; Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). -СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 1-2.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

8

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2017, том 7, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

ющим в себя циклы как прямой, так и обратной связи [16]. Инновационный процесс, как правило, начинается с создания и апробации новшества, затем следует анализ результатов и, если требуется, корректировка, и только после этого происходит его внедрение в педагогический процесс и распространение6.

Существует большое количество видов и типов инноваций. В практике используются различные возможности внедрения новшеств, ведущих к увеличению эффективности, улучшению качества, оптимизации образовательных процессов. Исследование эволюции инно-

" 7

ваций позволяет заключить, что есть такие инновационные решения, которые, внедряясь точечно, ведут к намного более значительным положительным эффектам во всей системе. Системные инновации - наиболее эффективные решения в развитии процессов, организаций, отраслей, регионов, микро- и макроси-

о

стемо.

Инновации отличаются по степени воздействия на развитие всей системы, в которой они внедряются. В различных теоретических источниках9 авторы классифицируют инновации по силе своего влияния и по масштабу воздействия на всю систему, определяя их схожими названиями:

- точечные (локальные) инновации;

- линейные (горизонтальные, плоскостные) инновации;

6 Инновации // Центра управления финансами [Электронный ресурс]. - URL: http://center-yf.ru/datay stat/innovaciya.php#1 (дата обращения 03.11.2016)

7 Жалевич А. Что такое системные инновации? // Новые знания: образовательный журнал для взрослых [Электронный ресурс]. - URL: http://novznania.ru/ 2011/04/ %D1%87%D1%82%D0%BE-%D 1%82%D 0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%

B8%D1%81%D1%-82%D0%B5%D0%BC%D0%BD %D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D0%BD %D0%BE%D0%B2%D0%-B0%D1%86%D0%B8%

D0%B8/ (дата обращения 03.11.2016)

- структурные (сферические, пространственные, архитектурные) инновации;

- фундаментальные (базовые) инновации;

- кардинальные (собственно системные) инновации;

- многомерные (разносторонние, глобальные) инновации;

- надсистемные инновации.

XXI век - эпоха системных инноваций, в том числе, в сфере образования. Мы обладаем обобщенным опытом практики применения системного подхода к инновациям. Введение и развитие инклюзивного образования можно справедливо отнести к числу ярких примеров эффективной системной инновации. Нормативно-правовое требование введения инклюзивного образования в массовое образовательное пространство поставило перед нами много вопросов и задач, ответы на которые и решение которых требуют системного развития, использования новых подходов, рождения новых концепций и парадигм.

Методологию исследования составляет анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, справочных и учебных изданий, публицистических материалов, а также научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, авторитет и научная репутация которых признаны

8 Инновационная система // Словари и энциклопедии. Официальная терминология. Толкование [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 03.11.2016)

9 Кузнецов А. Системные инновации [Электронный ресурс]. - URL: http://futureaccess.ru/Medaicenter/biznes-stati/systemsinnvovations/ (дата обращения 03.11.2016); Рябицкая Н. Классификация инноваций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.syl.ru/article/175002/ new_innovatsiya-eto-klassifikatsiya-innovatsiy (дата обращения 03.11.2016); Что такое инновации? Примеры, виды инноваций // FB.ru. Экономика [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/ 249294/ chto-takoe-innovatsii-primeryi-vidyi-innovatsiy (дата обращения 03.11.2016)_

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

9

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2017, том 7, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

научным сообществом, а известность достигнута высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.

Изучение истории становления и развития инклюзии в образовании свидетельствует о том, что инклюзивное образование, как любая другая инновация, изначально создавалось и внедрялось точечно и линейно. В конце 1960-х гг. в городе Гамильтоне, канадской провинции Онтарио, по инициативе родителей и педагогов состоялся один из первых опытов применения инклюзии в школе. Позднее, в результате объединения педагогов, родителей и представителей власти инклюзивные практики стали появляться в провинции Нью-Брансуик и на северных территориях Юкона, северо-западных территориях и Нуна-вуте. Так, отдельные классы или школы стали удачными примерами инклюзивной практики и таким образом был проложен путь к серьезным изменениям в системе образования Канады 10.

В это же время в США также велись поиски возможной реализации идей совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормативно развивающимися сверстниками. В значительной степени этому способствовали научные исследования М. Рейнольдс (1962 г.) и И. Дено (1970 г.). В Великобритании благодаря исследованиям М. Уорнок (1978 г.) и ее коллегам-единомышленникам (Р. Кролл, Д. Мосис и С. Данлоп) принцип включения детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы был зафиксирован в «Законе об образовании» в 1981 г. В Италии, Швеции и других европейских станах с 1970-80-х гг. продвижение идей

совместного обучения детей проходило успешно благодаря поддержке законодательных актов.

Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, прошедшая в 1994 г. в Испании (г. Саламанка), стала ярким событием для мирового педагогического сообщества. В научный лексикон был введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сала-манкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями является одним из основополагающих международных документов. Таким образом, развитие инклюзивного образования стало системной инновацией на макроуровне.

На современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы образования во всем мировом сообществе [21; 24-25]. Инклюзивное образование - это долгосрочная стратегия, требующая систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. Поэтому данную инновацию правомерно назвать фундаментальной, когда «инновации - в основе изменений», «инновации - на основе» современных достижений науки и использования передового опыта, они составляют фундамент методологии, на идеях которой разрабатываются и внедряются инновационные стратегии. Инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает, прежде всего, изменение философии образования, и как следствие этого - организационные, содержательные и технические изменения11.

10 Банч Г. Инклюзия в действии: размышления и решения: методическое пособие / пер. с англ. Н. Грозной, М. Шихиревой, Я. Кирсанова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - 117 с.

11 Зинченко О. В. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/ korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/10/25/filosofskie-osnovaniya-inklyuzii-i-printsipy (дата обращения 03.11.2016 )

Все права защищены

© 2011-2017 Вестник НГПУ

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Этика инклюзии декларирует необходимость изменения общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению любого другого человека: другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья и т. д. [2]. Причем предполагается такое изменение всей системы образования и социальных институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизнедеятельности, включая инвалидов [22-23; 26].

Результаты исследования. Процесс инклюзивного образования в разных странах мира происходит по-разному, с учетом конкретных социально-культурных условий и политической воли руководства. Президент РФ в 2012 г. подписал закон об образовании в РФ, где во второй статье среди основных понятий определено инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, а в статье 79 регламентирована организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здо-ровья12

Развитие инклюзивного образования объявлено министром образования РФ одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки РФ. «Для многих детей с особыми образовательными потребностями включение в инклюзию может

стать лучшим началом большого жизненного пути, по этой причине мы обязаны предоставить им такую возможность. Это направление будет продолжено и станет доброй традицией до тех пор, покуда инклюзия не будет нормой и обычным явлением в нашей любой Российской школе». Причем, по мнению министра, «это общее обучение нужно в первую очередь здоровым детям, а потом - инвалидам», потому что «главное - научить всех детей и их родителей милосердию и доброте»13.

Решения в области развития инклюзивного образования вносят существенные обновления в структуру образования и меняют образовательное пространство на региональном и отраслевом уровне, отражаясь на структуре инвестиций, реструктуризации организаций, структуре портфеля предложений по развитию инклюзивного образовательного процесса и соответствующих психолого-педагогических технологиях.

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование):

- общее образование (дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование);

- профессиональное образование (среднее, высшее (бакалавриат; специалитет, магистратура), подготовка кадров высшей квалификации);

12 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012: статьи 2 и 79[Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 02.11.2016)

13 Савельева З. Новый министр обозначила приоритеты // Утро.ги [Электронный ресурс]. - URL: https:// utro.ru/articles/2016/08/24/1294994.shtml (дата обращения 02.11.2016); Трефилов В. Васильева рассказала об инклюзивном обучении в России // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. - URL:

https://ria.ru/society/20161130/1482496298.html (дата обращения 02.11.2016); Ивойлова И., Медведев Ю. Звонок на перемены // Российская газета. Федеральный выпуск № 7054 (186) [Электронный ресурс]. -URL: https://rg.ru/2016/08/21/novyj-ministr-

obrazovaniia-rasskazala-o-svoem-otnoshenii-k-ege.html (дата обращения 02.11.2016); Девять программных тезисов нового министра образования [Электронный ресурс]. - URL: http://mel.fm/2016/08/ 24/vasilieva_ theses (дата обращения 02.11.2016)

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

11

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- дополнительное образование и профессиональное обучение14

Инклюзия - инновационный путь развития образования на всех уровнях. Данная инновация касается и структур управления, сфера деятельности которых распространяется на работу с педагогами и другими сотрудниками, обучающимися, родителями, осуществление связи с окружающей средой, контролем, анализом, регулировкой и информационным обеспечением инновационной деятельности.

Системный подход в развитии инклюзивного образования реализуется уже много лет и на уровне государственной политики в сфере образования, и на уровне регионов [9; 12]. Так, в 2011 году в качестве компонента комплекса мер модернизации региональной системы образования Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области стартовал один из пяти инновационных региональных проектов «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», региональным оператором проекта стал ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования».15

Реализация инклюзивного образования как системной инновации связана с кардинальными (от латинского саМта^ - основной, главный) существенными преобразованиями,

которые, на наш взгляд, решительным образом улучшают работу всех подсистем образования. В аспекте рассматриваемой проблемы это сопряжено с разработкой новых концепций образования [5], проведением научно-теоретических исследований [15; 20], выполнением учебно-методических разработок [19], кадровым обеспечением, финансированием, организацией непрерывного образовательного процесса, обоснованием и внедрением новых технологий, осуществлением менеджмента, маркетинга и т. д.

По емкому определению С. В. Алехиной, проректора по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «МГППУ», инклюзия - это то, что меняет школу и как здание, и как коллектив, и как уклад жизни [1]. Подтверждением кардинальных изменений в системе образования служат факты утверждения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ) и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2014), одобрения адаптированных основных общеобразовательных программ согласно ФГОС ОВЗ (2015), ведущими специалистами ФГБОУ ВО «МГППУ» и РГПУ им. А. И. Герцена разработаны методические материалы и рекомендации по специальной адаптации содержания образования (2015), реформируется деятельность психолого-медико-педагогических комиссий. С 2011 г. в нашей

14 Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики [Электронный ресурс]. - URL: http://vse-temu.org/new-sistema-obrazovaniya-v-rossii-osobennosti-ponyatie-struktura-i-xarakteristiki.html (дата обращения 02.11.2016 )

15 Чепель Т. Л. Инклюзивное образование как социокультурный проект и системная образовательная инновация // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования: материалы

Всероссийской научной школы с международным участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - С. 55-65; Ряписов Н. А., Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Направления деятельности по введению инклюзивного образования в Новосибирской области // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научной школы; г. Новосибирск, 10-12 октября 2012 г. / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - С. 92-99.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2017, том 7, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

стране реализуется государственная программа «Доступная среда», которая продлена до 2020 г. Под эту программу государством выделены значительные финансовые средства.

В последние годы выстроена система инклюзивного образования, которая представлена на всех уровнях [3], в том числе на уровне подготовки профессиональных кадров [4; 8; 13]. Во многих педагогических вузах реализуются программы бакалавриата и магистратуры, выполняются качественные и количественные научные исследования [7; 10; 17; 18], уже защищены кандидатские диссертации по проблемам инклюзивного образования16. На уровне дополнительного профессионального образования осуществляется обучение по различным программам повышения квалификации педагогических работников, многие вузы поддерживают данное направление проведением конференций, научных школ, семинаров, вебинаров и других форм профессионального взаимодействия и повышения компетентности.

В Новосибирском государственном педагогическом университете накоплен ценный опыт организации ежегодных Всероссийских с международным участием научных школ по проблемам развития инклюзивного образова-ния17. Непосредственное общение с ведущими отечественными и зарубежными учеными, интеракции опытных специалистов и студентов способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию обучающихся, задают мощный импульс становлению и приращению профессиональной компетентности педагогов и психологов, оказывает научно-теоретическую и методическую поддержку всем участникам [11]. Инклюзивное образование как системная инновация стало предметом научных дискуссий в рамках научной школы 2016 г.18

В период перехода от проектного решения задач инклюзивного образования к массовой практике инклюзии в 2016 г. на заседании Правительства Новосибирской области была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на

16 Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. ... канд. пед. наук. - Томск, 2010; Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. ... канд. пед. наук. - Омск, 2015; Мёдова Н. А. Модель инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы: автореф. ... канд. пед. наук. -Томск, 2013; Олтаржевская Л. Е. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении: автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2012; Сигал Н. Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: автореф. ... канд. пед. наук. - Казань, 2016; Чи-грина А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореф. ... канд. со-циол. наук. - Н. Новгород, 2011; Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2011.

17 Теория и практика социально-гуманитарного обеспе-

чения инклюзивного образования: Всероссийская

научная школа с международным участием. Новосибирск, 10-12 октября 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://incledu.nspu.ru/node/180 (дата обращения 02.11.2016); Эффективные технологии инклюзивного образования: II Всероссийская научная школа с международным участием. Новосибирск, 22-25 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://incledu.nspu.ru/node/234 (дата обращения 02.11.2016); Специальные образовательные условия как гарантия качества инклюзивного образования: III Всероссийская научная школа. Новосибирск, 13-15 октября, 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://incledu.nspu.ru/node/271 (дата обращения 02.11.2016); Мониторинг эффективности инклюзивной практики: IV Международная научная школа по проблемам инклюзивного образования. Новосибирск, 5-6 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://incledu.nspu.ru/node/304 (дата обращения 02.11.2016 )

18 Инклюзивное образование как системная инновация: V Всероссийская научная школа с международным участием. Новосибирск, 8-9 ноября 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://incledu.nspu.ru/ node/335 (дата обращения 02.11.2016)_

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

13

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

2016-2020 гг.19 Она разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся, выработки единой методологической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования, распространения доступных практик инклюзивного образования. Документом определены основные понятия, предпосылки развития инклюзивного образования в Новосибирской области, принципы и стратегические направления его развития. «Необходимо создать все условия для социализации детей с особенностями здоровья, отвоевать каждую судьбу, предоставить детям максимум возможностей для самореализации. Важно в этом направлении работать совместными усилиями как педагогам и родителям, так и властям», - резюмировал губернатор В. Ф. Городецкий20. Региональным министерством разработана «дорожная карта» по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 20162020 гг. Приятно отметить, что лучшей инклюзивной школой России в 2016 г. по итогам Всероссийского конкурса признана средняя общеобразовательная школа № 34 г. Новосибирска.

Инклюзивное образование как многомерная инновация включает решения, связанные с формированием среды, инфраструктуры и силового поля, созданием ценностей и благоприятного климата для развития, внедрения и реализации инновации. Очевидно, что она

связана не только с материальной составляющей системы образования, но и с тонкими идеологическими составляющими: эмоционально-ценностными, смысловыми основами нововведения.

В методологии инклюзии в образовании обосновано единство трех взаимосвязанных аспектов, отражающих наиболее важные направления улучшения ситуации в образовательных организациях: создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики21.

Школьная культура является основой инновации, именно она изменяет политику и практику образования и обучения. Культура инклюзивной школы - это общие для всего школьного сообщества ценности, убеждения, взгляды, принципы, нормы поведения. Инклюзивная культура меняет структуру школы, делая ее лучшим местом для всех: нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями, педагогов и родителей. Инклюзивная политика проявляется в наличии нормативных документов, указывающих на выбор школой инклюзивного курса; команды поддержки инклюзивного процесса (психолог, дефектолог, логопед, тьюторы и другие сотрудники специализированного персонала школы). Инклюзивная практика создается и реализуется через адекватные формы организации образовательного процесса, тех-

19 Концепция развития инклюзивного образования в

Новосибирской области на 2016-2020 годы. [Элек-

тронный ресурс]. - URL: http://www.edu54.ru/upload/ files/2016/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D 0%B5%D0%BF%D1%-86%D0%B8%D1%8F-%D0% B8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7 %D0%B8%D0%B2%D0%BD%-D0%BE%D0%B3 %D0%BE-%D0%BE%D0%B 1%D1%80%D0% B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%-BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D0%B F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D 0%-BD%D0%B8%D1%8F-%D0%9C%D0%B8%D0%

BD%D 1%8E%D 1%81%D 1%82-%D0%9D%D0% A1%D0%9E.pdf (дата обращения 02.11.2016)

20 Правительство Новосибирской области утвердило концепцию развития инклюзивного образования // Правительство Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nso.ru/news/20161 (дата обращения 02.11.2016)

21 Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеева; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Перспектива», 2007.

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

14

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

нологии, методы, приемы работы учителя, деятельность специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, применение специальных дидактических средств и оборудования.

Сам объект профессиональной деятельности педагога-психолога инклюзивного образования многомерен и в соответствии со стандартами высшего образования по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образова-ние22 включает обучение, воспитание, социализацию, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.

Многомерность развития инклюзивного образования проявляется в активном отношении к проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья общественных организаций, родительских сообществ и профессиональных объединений.

Кроме того, философы указывают еще на иной аспект многомерности инноваций23. В нашем традиционном трехмерном пространстве время представляет собой четвертое измерение. Именно время проецируется в трехмерное пространство как движение, рост и развитие. От зарождения идеи до внедрения инновации в образовательный процесс непременно существует задержка во времени. Процесс создания новшества, его апробация и реальное воплощение, бесспорно, требуют времени. Поэтому чтобы предупредить возможные риски введения инновации важно избежать поспешной, приказной, формальной и

повальной инклюзии. Инклюзия как системная инновация представляет собой долгосрочную перспективу.

Влияния введения инклюзивного образования, безусловно, выходят за рамки сферы образования и отражаются на межведомственном уровне - функционировании систем здравоохранения, культуры, социального развития. Внедрение инклюзивного образования в массовую практику требует исследований и разработок в различных областях знания: философии, истории, социологии, психологии, педагогики, медицины, экономике, инженерно-технической деятельности и др. Поэтому данную инновацию по праву можно считать надсистемной.

Заключение. Таким образом, инклюзивное образование как системная инновация ориентировано на повышение качества образования и обеспечение успешной социализации всех детей:

- принимает и ценит разнообразие и обеспечивает доступность к образованию для всех обучающихся с использованием индивидуального подхода (для всех, в том числе - к ребенку с ограниченными возможностями здоровья);

- обеспечивает процесс личностного развития, наряду с обучением и воспитанием всех (лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью нужна специальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь);

- создает психологический комфорт всем: поддержку, а не давление, взаимопомощь, а не конкуренцию всех (дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке еще больше, чем их сверстники);

22 ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Пси-

холого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). Режим доступа: http://fgosvo.rU/news/3/ 1642 (дата обращения 02.11.2016)._

23 Рейчел Сэл Четвертое измерение: Время // Личный рост и духовное развитие. Часть 1. Модели реальности. Режим доступа: http://www.edgarcaysi.mrod. ru/zhnp_10_4.html (дата обращения 02.11.2016)._

© 2011-2017 Вестник НГПУ

Все права защищены

15

2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

- предоставляет психологическую безопасность: защищает всех детей от угроз их достоинству и самооценке, от психологического насилия и разочарования (ребенок с ограниченными возможностями здоровья максимально уязвим);

- максимально использует способы укрепления и сохранения здоровья всех детей (возможности здоровья детей с ОВЗ ограничены и их необходимо усиливать)24.

Кроме того, реализация инклюзивной практики стимулирует учителей к пересмотру педагогической позиции, поиску новых методов преподавания. В инклюзивной школе выстраивается новая система ценностей, реализуются новые образовательные технологии, закупается новое оборудование. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе оказывает значительную

помощь и поддержку его семье. Развитие инклюзивного образования адекватно социокультурному уровню современного общества, провозглашающего гражданские свободы, равные права, ценность человеческого достоинства и индивидуальности. Анализ теоретических источников и бенчмаркинг подтверждают, что внедрение инклюзивного образования как системной инновации - фундаментальной, структурной, кардинальной, многомерной - вносит существенные преобразования во все элементы системы образования и решительным образом оптимизирует, совершенствует, активизирует образовательное пространство на региональном и отраслевом уровне и обладает достаточными ресурсами, чтобы улучшить качество и повысить эффективность образования молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Пси-

хологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.

2. Богданова Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной

культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2015. - № 3, Т. 21. - С. 158-160

3. Гладкая В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями

психофизического развития в учреждении общего среднего образования // Образование и воспитание. - 2016.- № 10. - С. 71-78.

4. Калинина А. А. Проблема формирования готовности студентов к инклюзивному образованию

в школе // Образование и общество. - 2016. - № 3. - С. 57-59.

5. Козырева О. А. Теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного

образования // Alma mater. - 2015. - № 8. - С. 2-15.

6. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. - М.: Университетская книга; Логос, 2012. - 328 с.

7. Принципы инклюзивной культуры в работе с молодежью: сравнительный анализ молодежной

политики Российской Федерации и Республики Беларусь: коллективная монография / научн. ред. В. Н. Ярская, ред. А. В. Ручин. - Саратов: Изд. СГТУ, 2016. - 132 с.

8. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Выс-

шее образование в России. - 2016. - № 10. - С. 119-123.

24 Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Теория и практика ин- образования: инновационный региональный проект: клюзивного образования: учебно-методическое по- база данных, объем 5 400 КБ. - № гос. регистрации собие: в 3 ч. Ч. 2. Теория и практика инклюзивного_(Роспатент) 2013621010. - Новосибирск: НГПУ, 2013.

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

16

2017, том 7, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

9. Ряписов Н. А., Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Здоровье разное, права - равные: развитие системы инклюзив-

ного образования на региональном уровне // Аккредитация в образовании. - 2012. - N° 55. - С. 28-30

10. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях

инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 226-232.

11. Ряписова А. Г. Научная школа как эффективная форма организации образовательного про-

цесса в университете // Вестник педагогических инноваций. - 2013. - № 1 (31). - С. 47-57.

12. Ряписова А. Г., Самсонова Е., Яковлева Г. Подготовка кадров для инклюзивного образова-

ния: опыт г. Москвы, Новосибирской и Челябинской областей // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2013. - № 10. - С. 42-48.

13. Самарцева Е. Г. Проблема профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзив-

ному образованию детей // Образование и общество. - 2016. - № 2. - С. 57-59.

14. Семина Л. А. Концептуальные подходы к трактовке категории «Инновация» // Вестник Ал-

тайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 2 (88). - С. 131-133

15. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию

и формированию // Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 31-35.

16. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

17. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность образовательного процесса

в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, № 1. - С. 33-41.

18. Aubakirova S., Chepel T., Kulevtsova T. The Study of Teachers' Attitudes towards Inclusive Edu-

cation Practice : The Case of Russia // The New Educational Review - 2016. - Vol. 45, № 3. - P. 235-249. DOI: http://dx.doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.19.

19. Barres D. G., Carrion Z. C., Delgado R. L.-C. Technologies for Inclusive Education: Beyond Tra-

ditional Integration Approaches. - USA: Information Sciences Reference, 2012. - P. 393. DOI: http://dx.doi.org/10.4018/978-1-4666-2530-3

20. Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. Includes bibliographical

references. - Toronto, Couto Printing & Publishing, Inclusion Press, 2015.

21. Escobedo P., Sales M., Traver J. From Traditional Practices to Inclusive Teaching Practices // Pro-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. - P. 3327-3331. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.757.

22. Herrera M. E. Social innovation for bridging societal divides: Process or leader? A qualitative com-

parative analysis // Journal of Business Research. - 2016. - Vol 69, Issue 11. - P. 5241-5247 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjbusres.2016.04.119

23. Marimuthu S., Cheong L. S. Inclusive Education for Social Transformation // Procedia - Social and

Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 172. - P. 317-322. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.01.370

24. Poon-McBrayera K. F., Wong P. Inclusive education services for children and youth with disabili-

ties: Values, roles and challenges of school leaders // Children and Youth Services Review. - 2013. -Vol. 35, Issue 9. - P. 1520-1525. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2013.06.009

25. Spratt J., Florian L. Inclusive pedagogy: From learning to action. Supporting each individual in the

context of 'everybody' // Teaching and Teacher Education. - 2015. - Vol. 49. - P. 89-96. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j .tate .2015.03.006

26. Tiwari A., Das A., Sharma M. Inclusive education a «rhetoric» or «reality»? Teachers' perspectives

and beliefs // Teaching and Teacher Education. - 2015. - Vol. 52. - P. 128-136. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j .tate .2015.09.002

© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены

17

2017, Vol. 7, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1701.01

Alevtina Gennadievna Ryapisova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogics, Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3730-8706 E-mail: algen_69@mail.ru

Introduction. The article examines the signs of systemic innovation on the example of the introduction of inclusive practices in modern conditions of Russian education modernization. The purpose of this article is based on the study of scientific-theoretical sources and the analysis and synthesis of innovative practices to substantiate the traits of a systemic innovation in inclusive education.

Materials and Methods. The methodology of the article are legal documents in the field of education, reference and textbooks, nonfiction materials, as well as the work of foreign and domestic scientists, the credibility and scientific reputation which are recognized by the scientific community, and the achieved in prominence high level research inclusive education.

Results. Economics and pedagogy are determined on the basis of consideration of the conceptual apparatus from the standpoint of philosophy, as well as the essential and specific characteristics of innovation. The study of the evolution of innovation and the diversity of their types and types make it possible to present the classification system of innovation influence, the strength and scale of impact on the entire education system. There were outlined the allocated spot (local), linear (horizontal plane); structure (spherical, spatial, architectural); the fundamental (base); radical (actually the system); multidimensional (versatile, global) and nadcisnienie some innovation. By deduction the thesis that the introduction of inclusive education in mainstream educational space requires a system of development tailored to the specific socio-cultural conditions and educational policy is substantiated. In the text highlights of the most important directions of innovative activity of educational institutions (the creation of an inclusive culture, develop inclusive policies and the implementation of inclusive practices) is given.

Conclusions. In conclusion it is emphasized that solving problems in the field of inclusion makes a significant transformation in all elements of the education system and the determined image optimize, improve and stimulate the educational environment at the regional and sectoral level, as befits a true system innovation. The conclusion is justified that the introduction of inclusive education in mainstream educational practice as a fundamental, structural, radical, multi-dimensional innovation system has sufficient resources to improve the quality and increase the efficiency of education.

Innovation; system innovation; classification of innovations; inclusive education; education system; system approach; concept of development of inclusive education; quality education.

1. Alekhina S. V. Principles of inclusion in the context of changes in education practice. Psychological science and education. 2014, no. 1, pp. 5-16. (In Russian)

INCLUSIVE EDUCATION AS A SYSTEMIC INNOVATION

Abstract

Keywords

REFERENCES

© 2011-2017 Bulletin NSPU

All rights reserved

18

2017, Vol. 7, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

2. Bogdanova E. V. The Ethics of communication with people with disabilities as part of inclusive cul-

ture. Vestnik of N. A. Nekrasov Kostroma state University. 2015, no. 3, vol. 21, pp. 158-160 (In Russian)

3. Gladkaja V. V. Model of psychological and pedagogical support of pupils with special needs in the

institution of secondary education. Education and training. 2016, no. 10, pp. 71-78. (In Russian)

4. Kalinina A. A. The Problem of formation of readiness of students to inclusive education at school.

Education and society. 2016, no. 3, pp. 57-59. (In Russian)

5. Kozyreva O. A. Theoretical and methodological approaches to the development of the concept of

inclusive education. Alma mater. 2015, no. 8, pp. 2-15. (In Russian)

6. Lapin N. I. Theory and practice of innovation. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., Logos Publ.,

2012, 328 p. (In Russian)

7. The principles of inclusive culture in work with young people: a comparative analysis of youth policy

of the Russian Federation and the Republic of Belarus. Eds. V. N. Yarskaya, A. B. Ruchin. Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov Publ., 2016, 132 p. (In Russian)

8. Ryabova N. V., Karpunina O. I. Training of teachers for inclusive education. Higher education in

Russia. 2016, no. 10, pp. 119-123. (In Russian)

9. Ryapisov N. A., Ryapisova A. G., Chepel T. L. Health, the different, law - Rav-ing: the development

of an inclusive education system at the regional level. Accreditation in education. 2012, no. 55, pp. 28-30. (In Russian)

10. Ryapisova A. G., Chepel T. L. A study of the effectiveness of the educational process in the condi-

tions of inclusive practice. Siberian pedagogical journal. 2013, no. 2, pp. 226-232. (In Russian)

11. Ryapisova A. G. Scientific school as an effective form of training in the field of inclusive education.

Journal of pedagogical innovations. 2013, no. 1, pp. 47-57. (In Russian)

12. Ryapisova A. G., Samsonova E., Yakovleva G. Training for inclusive education: the experience of

Moscow, Novosibirsk and Chelyabinsk regions. Reference of the head of the preschool. 2013, no. 10, pp. 42-48. (In Russian)

13. Samartseva E. G. Problem of professional readiness of future teachers for inclusive education of children. Education and society. 2016, no. 2, pp. 57-59. (In Russian)

14. Semina L. A. Conceptual approaches to treating the category of "Innovation". Bulletin of Altai state

agrarian University. 2012, no. 2, pp. 131-133 (In Russian)

15. Starovoit N. V. The Inclusive culture of the educational organization: approaches to the understand-

ing and formation. Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2016, vol. 8, pp. 31-35. (In Russian)

16. Khutorskoy A. V. Pedagogical innovations: methodology, theory, practice Scientific publication.

Moscow, UNC DO Publ., 2005, 222 p. (In Russian)

17. Chepel T. L., Abakirova T. P., Samuylenko S. V. the efficiency of the educational process in the

conditions of inclusive practice: results of monitoring studies. Psychological science and education. 2014, vol. 19, no. 1, pp. 33-41. (In Russian)

18. Aubakirova S., Chepel T., Kulevtsova T. The Study of Teachers' Attitudes towards Inclusive Education Practice : The Case of Russia. New Educational Review. 2016, vol. 45, no. 3, pp. 235-249. DOI: http://dx.doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.19.

19. Barres D. G., Carrion Z. C., Delgado R. L.-C. Technologies for Inclusive Ed-ucation: Beyond Tra-

ditional Integration Approaches. USA, Information Sciences Reference Publ., 2012, p. 393. DOI: http://dx.doi.org/10.4018/978-1-4666-2530-3

20. Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. Includes bibliographical

references. Toronto, Couto Printing & Publishing, Inclusion Press, 2015.

© 2011-2017 Bulletin NSPU All rights reserved

2017, Vol. 7, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

21. Escobedo P., Sales M., Traver J. From Traditional Practices to Inclusive Teaching Practices. Proce-

dia - Social and Behavioral Sciences. 2014, vol. 116, pp. 3327-3331. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.757.

22. Herrera M. E. Social innovation for bridging societal divides: Process or leader? A qualitative com-

parative analysis. Journal of Business Research. 2016, vol. 69, issue 11, pp. 5241-5247. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjbusres.2016.04.119

23. Marimuthu S., Cheong L. S. Inclusive Education for Social Transformation. Procedia - Social and

Behavioral Sciences. 2015, vol. 172, pp. 317-322. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.01.370

24. Poon-McBrayera K. F., Wong P. Inclusive education services for children and youth with disabili-

ties: Values, roles and challenges of school leaders. Children and Youth Services Review. 2013, vol. 35, issue 9, pp. 1520-1525. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.childyouth.2013.06.009

25. Spratt J., Florian L. Inclusive pedagogy: From learning to action. Supporting each individual in the

context of 'everybody'. Teaching and Teacher Education. 2015, vol. 49, pp. 89-96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.03.006

26. Tiwari A., Das A., Sharma M. Inclusive education a «rhetoric» or «reality»? Teachers' perspectives

and beliefs. Teaching and Teacher Education. 2015, vol. 52, pp. 128-136. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.09.002

®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2017 Bulletin NSPU

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.