Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
УДК 347,188-055,2 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10009
Особенности конституционно-правового статуса военнослужащих-женщин
Features of the Constitutional Legal Status of Female Military Personnel
Николай Иосифович АРЗАМАСЦЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного областного университета
E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель данной статьи — тщательное рассмотрение особенностей правового положения женщин-военнослужащих на современном этапе. Основное содержание исследования составляет анализ нормативно-правовой базы, касающейся статуса отдельной категории женщин, решивших связать свою судьбу с военной службой. По итогам исследования сделан вывод, что в настоящее время для женщин военная служба престижна по причине стабильности и социальных гарантий, установленных государством. Сформулирован ряд предложений, реализа-циия которых улучшила бы правовое положение военнослужащих-женщин.
Ключевые слова: военнослужащие; военнослужащие-женщины; военная служба; воинская обязанность; воинская должность; контракт о прохождении военной службы
Abstract. The purpose of this article is a more thorough examination of the specifics of the legal status of women military personnel at the present stage. The main content of the study is an analysis of the regulatory framework regarding the status of a particular category of women who have decided to link their fate with military service. The study concluded that for women, military service is currently prestigious due to stability and social guarantees established by the state. The article concludes with a number of proposals, the implementation of which would only improve the legal status of women military personnel.
Keywords: military personnel; female military personnel; military service; military duty; military position; military service contract
Практически до начала прошлого века в России женщины не только не допускались до участия в боевых действиях и не могли иметь офицерских чинов, но и вообще не имели официального права быть военнослужащими. Их роль в основном заключалась в уходе за больными и ранеными в военных госпиталях. Однако с началом Первой мировой войны массовый характер военного конфликта вызвал значительный рост числа женщин в армиях воюющих государств, в том числе и в России. Можно сказать, что именно в этот
период началось формирование современной модели порядка прохождения женщинами военной службы.
Военная служба по своей сути — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации и в ряде силовых структур. Соответственно, «особенности военной службы, выделяющие в особый вид федеральной государственной службы, определяют и особенности правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права» [13].
A.B. Кудашкин дает определение военной службе как «исполнение военнослужащими специфических функций в целях решения государственными органами и организациями задач, закрепленных за ними в нормативном порядке» [14].
«По своей структуре правовой статус военнослужащего является сложной конструкцией, так как, став военнослужащим, гражданин наделяется специальными, общими и должностными обязанностями» [8]. При этом все военнослужащие независимо от должностей и званий равны перед законом и могут привлекаться к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности [10].
B России в отличие от мужчин отношение женщин к военной службе носит необязательный характер, что более конкретно изложено в следующей редакции: «Граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат, однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу» [6].
Чем же прельщает женщин воинская служба? Служба в армии — это гарантированная стабильность. Здесь не может быть никаких проблем с выплатой заработной платы, полностью соблюдаются нормы Трудового кодекса РФ, есть возможность для карьерного роста. Другой важный момент — это социальная защищенность, заключающаяся в предоставлении полного социального пакета: лечение за счет государства, серьезные льготы на проезд, жилищное обеспечение и т.д.
B настоящее время в современной российской армии женщины в качестве военнослужащих проходят службу по более чем 150 специальностям во всех видах и родах войск. Преимущественное количество воинских должностей женщины занимают в военно-учебных заведениях, подразделениях связи, медицинской, вещевой и продовольственной службах Вооруженных Сил РФ. Непосредственно военную службу в России проходят около 44 тыс. 500 женщин с присвоенными воинскими званиями. Среди них около 4 тыс. — офицеры, 7,5 тыс. — прапорщики и мичманы. Отдельно выделяются почти полторы тысячи девушек-курсантов, 93% которых готовятся пополнить офицерский корпус [11]. Показательно, что эти цифры с каждым годом только увеличиваются: военная служба становится все более привлекательной.
Значительный приток женщин в вооруженные силы — объективный процесс, который затронул почти все страны мира. Так, по данным Министерства обороны Германии, за последние
годы из общего числа желающих заключить контракт о прохождении военной службы около 75% составили женщины. В вооруженных силах Франции численность женщин составило около 25 тыс. человек [16].
По мнению ряда отечественных военных ученых, современный этап социально-исторического развития России имеет во многом схожие с некоторыми западными странами черты, поэтому можно прогнозировать, что феминизация Российской армии будет продолжаться.
По мнению З.П. Батуриной, «суть планирования и организации современной военной службы женщин заключается в том, что, не допуская дискриминации по половому признаку и в то же время избегая нивелировки военнослужащих-женщин с мужчинами в погонах, не только не допускать снижения уровня боеспособности Вооруженных Сил, но и обеспечить решение их комплектования, повысить качественные показатели деятельности частей и соединений» [9].
Содержание военной службы составляет совокупность нескольких юридических фактов. Они включают в себя факты, определяющие: само поступление на службу; должность, на которую будет назначена женщина; вопросы воинского звания, присваиваемого женщине, а также его лишения; исполнение женщинами обязанностей военной службы; увольнение со службы и др. Причем женщины «приобретают статус военнослужащих с начала военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы» [15].
Процесс поступления женщины на военную службу начинается с воинского учета. Ему подлежат годные по состоянию здоровья и имеющие соответствующую требованиям специальность женщины. В случае если женщина уже является военнослужащей или же отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы, а также не имеет специальности, воинскому учету она не подлежит.
Если женщина, взвесив для себя все плюсы и минусы, возможности и ограничения военной службы, решит связать себя с армией, то она должна будет подать заявление в военный комиссариат, если она состоит в нем на учете, или же по месту жительства (или в интересующую военную часть), если на учете не состоит. Данные, указываемые в заявлении, являются стандартными для большинства ведомств. Это фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения женщины, место ее жительства, указание органа, с которым женщина желает заключить контракт, а также предполагаемый срок, на который контракт будет заключен.
Кроме самого заявления женщина должна предоставить также документ, удостоверяющий личность и гражданство, анкету и автобиографию, копию трудовой книжки, копии документов об образовании, а также иные документы, установленные министром обороны или руководителями соответствующих органов. Получив указанный перечень документов и заявление от женщины, военный комиссариат рассматривает их и выносит решение о проведении в отношении нее профессионального психологического отбора, медицинского освидетельствования, проверки уровня образования, а также физической и профессиональной подготовки. Последним этапом является рассмотрение на основании предыдущих мероприятий кандидатуры комиссией военного комиссариата.
На военные комиссариаты возлагается организация проведения военно-врачебной экспертизы, которая проводится на основании Положения о военно-врачебной экспертизе. Данное Положение регламентирует подготовку, проведение и оформление результатов медицинского освидетельствования женщины-кандидата. Военно-врачебная экспертиза направлена на всестороннее изучение и оценку общего состояния здоровья и физического развития женщины для определения ее годности для несения военной службы [2]. До ее проведения женщины, по направлению военного комиссариата, проходят обязательные диагностические исследования в порядке и объеме, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. После получения военным комиссариатом всех необходимых медицинских документов проводится обследование военно-врачебной комиссией. Женщина-кандидат может быть направлена на амбулаторное или стационарное обследование в учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения для уточнения диагноза имевшегося или имеющегося заболевания. После окончания обследования проводится повторное освидетельствование. По результатам медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией выносится заключение о годности кандидата к военной службе. Следует отметить важную особенность, относящуюся исключительно к женщинам-кандидатам, — при беременности на любом сроке женщина признается временно негодной к военной службе и контракт с ней не заключается.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся соответствующими специалистами. Как показывает практика,
«женщины являются не только более выносливыми, чем мужчины, но и более устойчивыми к стрессу. Это показали проведенные в Военной медицинской академии исследования» [12]. Профессиональная пригодность женщины-кандидата определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой она претендует. Также она должна соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки. В необходимых случаях также проводится процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
На комиссии военных комиссариатов возлагается определение соответствия кандидатов установленным требованиям. Женщина-кандидат, признанная комиссией соответствующей требованиям, получает от военного комиссариата предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта. Контракт о прохождении военной службы заключается в письменном виде между женщиной-кандидатом и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. С женщиной, достигшей предельного возраста, может быть заключен новый контракт с учетом ее деловых качеств и состояния здоровья. Введение контрактной формы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации дало возможность многим женщинам воспользоваться данным правом. На сегодняшний день женщины от 18 до 40 лет могут заключить первый контакт на прохождение военной службы при условии, что они не состоят в запасе и имеются свободные должности, на которые они могут претендовать [4]. После заключения контракта женщина-военнослужащая назначается на воинскую должность. Во время службы женщина может быть назначена на равную, а также низшую и высшую должность.
Женщина-военнослужащая может быть переведена к новому месту военной службы в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований и органов) и из Вооруженных Сил Российской Федерации в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот. Если при переводе женщины меняется место жительства ее семьи, а ее супруг также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о ее переводе решается вопрос о переводе в данную местность ее супруга. При невозможности назначения супругов на воинские должности в
пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них, перевод к новому месту службы не осуществляется.
Завершающим этапом военной службы женщины можно считать ее увольнение с военной службы. Можно выделить несколько оснований для этого: женщины сами вольны решать, продолжать им службу или нет; их увольнение связано с решением вышестоящих должностных лиц; дальнейшее прохождение ими военной службы невозможно и они должны быть уволены. Увольнение производится или в запас, когда женщина к моменту увольнения не достигла предельного возраста и годна к несению военной службы или в отставку, когда достигнут предельный возраст или она не годна к военной службе. Увольнение производится также по истечению срока контракта или по состоянию здоровья. Причем предельный возраст пребывания на военной службе женщины-военнослужащей установлен в 45 лет вне зависимости от чина, до которого она дослужилась. Устанавлено также дополнительное основание для досрочного увольнения — смена места жительства в связи с переводом мужа-военнослужащего при отсутствии вакантных должностей по его новому месту службы.
Совокупность имеющихся у военнослужащих-женщин прав, свобод, а также обязанностей и ответственности образуют особый их правовой статус. В принципе, права и свободы военных смежны с таковыми у обычных граждан, но имеются установленные законами ограничения. Они представляют собой как общие для всех категорий военнослужащих, так и более конкретизированные, например вытекающие из допуска к государственной тайне. Основные права и свободы военнослужащих-женщин обозначены в гл. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» и включают в себя: право на свободу передвижения и выбора места жительства; право на свободу слова, совести и вероисповедания; право на отдых, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь и др. [5]. Однако в ч. 1 ст. 7, регламентирующей вопрос свободы слова, сразу же говорится о недопустимости разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, а также обсуждения или критики приказов командира при реализации данного права. Статья 6, определяющая право на свободу передвижения, сразу указывает на то, что право на свободу передвижения должно быть реализовано с учетом необходимости поддержания боевой готовности частей и своевременного прибытия вместу несения службы [5].
Стоит указать на тот факт, что хотя рассмотренная выше глава и называется «Права и свободы», по своей структуре и содержанию она далеко не однозначна. Например, по такому важному вопросу, как денежное довольствие, делается отсыл к другим нормативным актам, при этом возникают два момента: следовало указать в статье хотя бы базовые вопросы обеспечения военнослужащих денежным довольствием или же не включать данную статью вообще. Указанные в главе права можно с таким же успехом отнести и к общим правам граждан, и к правам работников, к правам гражданских служащих. В то время как права, относящиеся исключительно к военнослужащим, законом конкретно не перечисляются. Проанализировав положения действующего законодательства, можно составить примерный перечень таких прав:
■ на получение информации и документов, необходимых для осуществления своих обязанностей;
■ хранение и применение оружия;
■ ознакомление со сведениями, определяющими должностное положение военнослужащего;
■ продвижение по службе;
■ материальное и пенсионное обеспечение.
За последние годы многое было сделано для
того, чтобы перевести многие варианты материального обеспечения и льгот в денежную форму в виде различных надбавок и выплат. Были отменены такие льготы, как бесплатный проезд военнослужащих на всех видах общественного транспорта, право на получение продуктового пайка и замена положенного вещевого довольствия на денежную выплату. При этом стоит отметить существенное повышение уровня денежного довольствия военнослужащих, хотя в разных силовых ведомствах цифры разнятся до сих пор. Но замена безденежного обеспечения на денежные выплаты в данном случае не всегда является благом ввиду того, что не все они могут в полном объеме восполнить утраченные льготы и формы обеспечения.
Особенностью правового статуса женщин в данном вопросе является то, что, помимо общих для всех военнослужащих социальных гарантий, они пользуются также гарантиями, устанавливаемыми для женщин законодательством об охране семьи, материнства и детства. Основной упор делается на беременных или уже имеющих детей женщин-военнослужащих. Закон запрещает направлять беременных женщин-военнослужащих в служебные командировки, а также привлекать к работе в ночное время,
выходные и праздничные дни, а также к сверхурочной работе. Женщины, имеющие ребенка до трех лет, должны дать свое письменное согласие и быть ознакомлены со своим право отказаться от этого.
Уволить беременную военнослужащую, а также военнослужащую, имеющую ребенка до трех лет или ребенка инвалида до 18 лет, допускается только по собственному желанию, достижению предельного возраста, лишению воинского звания и вступившего в силу приговора суда о лишении свободы. На беременных и имеющих детей женщин-военнослужащих распространяются те же положения о пособиях и выплатах, что и на лиц гражданских. Запрещается назначение женщин-военнослужащих на работы по переноске и передвижению тяжестей, при превышении ими предельных норм [2].
Матерям-одиночкам, поступающим на военную службу или же ее проходящим, предусмотрены дополнительные гарантии. Так, им не может быть отказано в заключении контракта о прохождении военной службы по причине наличия у них ребенка. На них распространяются вышеназванные условия, запрещающие их безосновательное увольнение. Согласно п. «д» ч. 13 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, матери-одиночки, воспитывающие ребенка возрастом до 14 лет, имеют право на предоставление им основного отпуска в удобное для нее время [4].
Не стоит забывать, что сегодня многие, в том числе и женщины, выбирают военную службу по причине большей стабильности и социальных гарантий. Немаловажной из них является пенсионное обеспечение. Оно регламентируется отдельным законом Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу [7]. В соотвествии с Законом пенсии военнослужащим выплачиваются по выслуге лет и по инвалидности, если инвалидами они стали при условиях, указанных в Законе. Также их семьи имеют право на пенсию по потере кормильца в случае гибели или смерти военнослужащих и военных пенсионеров. В ситуации, когда муж и жена являются военнослужащими, один из них имеет право на замену своей пенсии пенсией супруга при его смерти. Право на пенсию по инвалидности имеют женщины, признанные инвалидами по результатам медико-социальной экспертизы и при условии, что инвалидность наступила во время несения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее, но была
получена в результате ранения, контузии, заболевания в период прохождения службы.
Следует обратить внимание, что, помимо указанных социальных гарантий, в остальном правовой статус женщины-военнослужащего не отличается от статуса мужчины. Они равны в вопросах материального и медицинского обеспечения, права на жилое помещение, образование, равны в вопросах исполнения своих обязанностей и привлечения их к ответственности.
По результатам анализа особенностей конституционно-правового статуса женщин-военнослужащих возникли отдельные вопросы, на которые хотелось бы обратить особое внимание, сделать выводы и предложить возможные пути решения имеющихся проблем.
Так, в научной среде периодически поднимается вопрос о создании единого кодифицированного акта, затрагивающего все вопросы военной службы, в том числе вопросы прохождения военной службы женщинами. Считаем это излишним, так как, на наш взгляд, имеющаяся на сегодняшний день нормативная база по данному вопросу довольно полно регламентирует все нюансы порядка прохождения женщинами военной службы.
Кроме этого, в целом нелогично установление различных значений предельного возраста нахождения на службе для мужчин и для женщин. Если для военнослужащего-мужчины в звании вплоть до подполковника включительно предельный возраст пребывания на военной службе установлен в 50 лет и в дальнейшем после возможного заключения контракта — в 55 лет, то для военнослужащих-женщин предельный возраст пребывания на военной службе установлен в 45 лет независимо от чина. С одной стороны, для женщин это хорошо: рано уйти на пенсию и заняться решением бытовых проблем. Однако, с другой стороны, могут возникнуть проблемы с последующим трудоустройством в гражданских организациях и т.д.
Следует также отметить, что государственная служба любых видов выглядит крайне привлекательным вариантом для трудоустройства, поэтому было бы разумным также проработать вопрос об обязательном прохождении женщинами военной подготовки по специально разработанной для них программе в случае, если они планируют поступление на государственную гражданскую службу. Мужчин это касается в меньшей мере, так как одно из требований к кандидату, поступающему на государственную гражданскую службу, — наличие прохождения
срочной военной службы в рядах Российских вооруженных сил.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от
5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (ред. от 16 марта 2019 г.) // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3831.
3. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. I). Ст. 5749.
4. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.
5. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от
6 марта 2019 г.) // Российская газета. 1998. 2 июня.
6. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 18 марта 2019 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
7. Федеральный закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии
Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
8. Бардадым Н.О. Конституционно-правовой статус военнослужащего // Актуальные проблемы юридических наук в современных условиях: материалы конф. СПб.: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. С. 10—13.
9. Батурина З.П. Исторический опыт привлечения женщин на военную службу в отечественные вооруженные силы в XX веке: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
10. Бибарсова Г.Ш., Арсентьева A.B. Особенности правового регулирования юридической ответственности военнослужащих женского пола // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире: материалы конф. СПб, 2016. С. 345—349.
11. Женщины в Вооруженных Силах России: очаровательная армия // URL: https://ria.ru/ 20180308/1515997849.html
12. Зайцева A.A., Исаев М.Е. Особенности воспитания военнослужащих-женщин // Теория и практика образования в современном мире: материалы 8-й Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб: Свое издательство, 2015. С. 182—183.
13. Корчемкин М.Э. Особености гражданско-правового статуса военнослужащих // Вестник военного права. 2016. № 1. С. 115—118.
14. Кудашкин A.B. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно правовое регулирование: монография. М.: Военный университет, 2001.
15. Куценко А.Л. Административно правовой статус военнослужащего // Молодой ученый. 2018. № 48. С. 171 — 172.
16. Стренина ЕА Юридический справочник военнослужащих женского пола. М.: Изд-во Общественного движения «За права военнослужащих», 2007.