12.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УВОЛЬНЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ПРИ ОБЪЯВЛЕНИИ МОБИЛИЗАЦИИ
Радецкий Сергей Александрович. Должность: юрист. Email: radetzky_s@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются основные правовые аспекты увольнения военнослужащих, проходящий военную службу по контракту при объявлении мобилизации и пути решения имеющихся теоретических и практических проблем связанных с увольнением военнослужащих с военной службы в период проведения мобилизации.
Ключевые слова: право, военная служба, увольнение военнослужащих, мобилизация.
THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF MILITARY DISCHARGE, MILITARY SERVICE UNDER THE CONTRACT, WHEN DECLARING THE MOBILIZATION
Radetzky Sergey Alexandrovich. Position: lawyer. E-mail: radetzky_s@mail.ru
Annotation: This paper examines the main legal aspects of layoffs undergoing military service under the contract in the declaration of mobilization and solutions to existing theoretical and practical problems associated with the dismissal of soldiers from military service during the period of mobilization.
Keywords: law, military service, the dismissal of military mobilization.
В современной научной литературе, материалах периодической печати широкое отражение находят вопросы увольнения военнослужащих. Однако, при этом недостаточно внимания уделено имеющейся несогласованности норм законодательства РФ, регулирующего правоотношения по поводу увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащих по контракту), при объявлении мобилизации. Эта проблема особенно актуальна в связи с введением в действие с 1 января 2012 года [10] новых редакций федеральных законов «О статусе военнослужащих» [7] и «О воинской обязанности и военной службе» [6].
Обратимся к самому существу упомянутой несогласованности норм. Так, в пункте 5 статьи 17 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [5] содержится следующее положение: «Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих женского пола имеющих детей в возрасте до 16 лет». Данная норма содержит два предписания в отношении военнослужащих по контракту: первое устанавливает запрет какого-либо увольнения военнослужащих, в том числе и при истечении срока контракта, второе требует произвести увольнение определенной категории женщин, а именно - имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет. Однако как Федеральный закон «О статусе военнослужащих», так и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной служ-
бе» не содержат каких-либо правовых норм, регулирующих указанные выше правоотношения.
В связи с этим представляется крайне важным включение в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» правовых предписаний, предусматривающих при объявлении мобилизации производить увольнение женщин-военнослужащих, имеющих ребенка (детей) в возрасте до 16 лет, запрещающих (приостанавливающих) увольнение военнослужащих-мужчин, а также нормы, предписывающей соответствующим командирам, начальникам производить отмену нереализованных приказов об увольнении военнослужащих.
Кроме того, следует дополнить Положение о порядке прохождения военной службы [3] нормами о прохождении военной службы военнослужащими по контракту, имеющими на день объявления мобилизации основания для увольнения (например, истечение срока контракта, семейные обстоятельства, собственное желание и др.), а также включить в упомянутое Положение порядок отмены нереализованных приказов об их увольнении.
Необходимо также обратить внимание на следующий аспект рассматриваемой нами проблемы: в соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Можно сделать вывод о том, что при объявлении мобилизации военнослужащие, проходившие военную службу по контракту на день ее объявления, имеют такое же правовое положение в отношении обязательности прохождения военной службы, как и граждане, призванные по мобилизации. Следовательно, на них, как и на граждан, пребывающих в запасе, при наличии на то оснований, содержащихся в Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», должны распространяться аналогичные ограничения по призыву на военную службу (в виде ограничения на прохождение военной службы с последующим обязательным увольнением) и право на отсрочку от призыва (в виде субъективного права на досрочное увольнение со службы).
В частности, очевидно, что действие правовой нормы содержащейся в п. 5 ст. 17 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в отношении обязательного прохождения военной службы не подлежит распространению на граждан, пребывающих на военной службе и признанных негодными к ней по состоянию здоровья[1].
При объявлении мобилизации на военной службе могут находиться следующие условные категории военнослужащих по контракту:
уволенные, но не исключенные из списков личного состава войсковой части;
имеющие, основания, перечисленные в ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», дающие гражданам, пребывающим в запасе право на отсрочку от призыва на военную службу;
женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до 16 лет.
Поочередно рассмотрим приведенные выше категории. Уволенные с военной службы военнослужащие до исключения из списков личного состава части сдают дела и должность, производят расчет с частью. Поэтому очевидно, что при объявлении мобилизации, для обеспечения дальнейшего прохождения ими военной службы, необходимо производить отмену прика-
зов об увольнении военнослужащих, не исключенных из списков личного состава на день объявления мобилизации. Примечательно, что норма предписывающая отмену приказов об увольнении при объявлении мобилизации содержалась в ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом вооруженных сил СССР утвержденное постановлением Правительства СССР от 18 марта 1985 г. № 240.
Закономерно предположить, что отмена приказов об увольнении не будет распространяться на следующие категории военнослужащих:
1) уволенные по состоянию здоровья - в связи с негодностью их к военной службе, т.к. данная категория не имеет практической возможности исполнять обязанности военной службы;
2) уволенные в связи с осуждением к наказанию в виде лишения свободы, лишенные судом на определенный срок права занимать воинские должности, т.к. в соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» данные граждане не подлежат призыву на военную службу;
3) военнослужащие, проходившие службу на должностях офицеров, прапорщиков, уволенные в связи с прекращением гражданства Российской Федерации, либо в связи с приобретением гражданства (подданства) иностранного государства, т.к. в соответствии с правовыми нормами Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [8] проходить военную службу на должностях офицеров и прапорщиков могут только граждане Российской Федерации.
Что касается военнослужащих, уволенных досрочно по семейным обстоятельствам:
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медикосоциальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 16 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, то они должны иметь право выбора продолжить военную службу, либо уволиться, т.к. в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» гражданам, имеющим данные объективные обстоятельства, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
На военнослужащих, уволенных в запас, по основаниям:
п.п. д. 1), д. 2) п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении;
п.п. е. 1) п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1
Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
п.п. е. 2) п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны - в соответствии с законодательством, не распространяются как ограничения на призыв, так и право на отсрочку от призыва. Однако, очевидно, что данные военнослужащие не могут продолжать военную службу на прежних должностях в силу тяжести совершенных ими проступков по отношению к государственной службе, в соответствии со ст. 51.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. №309-ФЗ) данные основания увольнений являются взысканиями за коррупционные правонарушения.
При данных обстоятельствах командование одновременно с отменой приказов об увольнении, несомненно, должно привлекать данных военнослужащих к дисциплинарной ответственности в виде назначения на низшую воинскую должность в порядке, определенном п.п. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
В связи с тем, что на военнослужащих, уволенных в запас, по основаниям:
п.п. г) п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
п.п. е) п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как не выдержавшим испытание - не распространяются, как ограничения на призыв, так и право на отсрочку от призыва, данные военнослужащие не имеют возможности продолжать военную службу на прежних должностях. Поэтому командование, одновременно с отменой приказов об увольнении, должно рассматривать вопрос о назначении данных военнослужащих на другие воинские должности, в том числе и на низшие, на которых военнослужащие по своим деловым качествам будут способны продолжать службу (без привлечения их к дисциплинарной ответственности, т.к. основания для увольнения по данным статьям не являются дисциплинарными проступками).
Военнослужащие, имеющие объективные обстоятельства для отсрочки от призыва на военную службу при объявлении мобилизации, содержащиеся в ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», также должны иметь право выбора продолжить военную службу, либо досрочно уволиться. При подаче ими рапортов об увольнении в связи с проведением мобилизации они должны увольняться в кратчайшие сроки.
Женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до 16 лет целенаправленно выделены нами в отдельную категорию. Основания увольнения военнослужащих по контракту приведены в статье 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», причем, данный перечень считается исчерпывающим. Однако положение об увольнения с военной службы женщин, имеющих несовершеннолетних детей (ребенка) в возрасте до 16 лет в законе не содержится. В связи с этим, при тренировках выполнения мобилизационных мероприятий (в ходе проведения учений) не только органы военного управления, но и кадровые, а также финансовые работники сталкиваются с проблемой:
какой статьей руководствоваться при увольнении рассматриваемой категории женщин-военнослужащих в условиях мобилизации? Тем временем, от оснований увольнения, определяемых той или иной статьёй закона, напрямую зависит наличие и размер выходного пособия, а также право на получение ряда прав и льгот (например, размер выходного пособия, обеспечение жильем по избранному месту жительства). В настоящий момент в качестве основания увольнения в данной ситуации предлагается применять норму об увольнении по семейным обстоятельствам (либо по собственному желанию). Другая позиция на этот счет связана с увольнением в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Представляется, что обе эти позиции не укладываются в рамки действующего законодательства. Так, увольнение по семейным обстоятельствам предусматривает волеизъявление военнослужащего об увольнении и наличие ряда оснований для увольнения по этой статье, прямо оговоренных в законе. Увольнение по собственному желанию предусматривает волеизъявление военнослужащего об увольнении и наличие заключения аттестационной комиссии войсковой части о признании причин приведенных военнослужащим, уважительными для увольнения (в данном же случае увольнение предписано законом).
Что касается такого основания, как проведение организационно - штатных мероприятий, то оно подразумевает под собой в первую очередь сокращение воинской должности, которую занимает военнослужащий, а увольнение по этой статье должно производиться по решению полномочного на то командира и только в случае невозможности размещения военнослужащего на иной должности.
Исходя из этого, мы считаем, что при объявлении мобилизации упомянутая категория женщин-военнослужащих, должна быть досрочно уволена, причём увольнение должно производиться по обстоятельству, независящему от воли сторон. Это абсолютно обосновано в связи с содержащимся в Федеральном законе запретом на прохождение военной службы женщинами, имеющими несовершеннолетних детей (ребенка) в возрасте до 16 лет при объявлении мобилизации (думается, такой запрет обоснован и необходим).
В связи с тем, что мобилизация может проходить и в мирное время (до объявления состояния войны или объявления режима военного положения), мы считаем необходимым произвести дополнение в перечень категорий военнослужащих, подлежащих увольнению, который содержится в п. 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и включить в него категорию женщин-военнослужащих, имеющих ребенка (детей) в возрасте до 16 лет, на день объявления мобилизации.
Поскольку увольнение по данному основанию не связано с волеизъявлением самих военнослужащих, а также не связано с их служебным несоответствием, то военнослужащие, увольняемые по данному основанию, должны иметь такие же права и льготы, как и военнослужащие, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, либо по состоянию здоровья или в связи с организационно -штатными мероприятиями. К тому же, увольнение женщин в данном случае, явно имеет общественно и социально-полезную направленность.
На основании изложенного выше, считаем необходимым внести следующие дополнения в законодательные акты Российской Федерации: статью 23 «Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство» ФЗ «О статусе военнослужащих» дополнить пунктом 8: «При объявлении мобилизации:
увольнение военнослужащих прекращается, за исключением оснований указанных в п.п. в), г), д), е), з), л), м), н) пункта 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;
военнослужащие, уволенные с военной службы по семейным обстоятельствам п.п. в) п.3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи: с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 16 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан - могут продолжить военную службу только с их письменного согласия.
Приказы об увольнении военнослужащих, не исключенных из списков личного состава воинских частей, на день объявления мобилизации не имеющих оснований, перечисленных в ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации », дающих гражданам, пребывающим в запасе право на отсрочку от призыва на военную службу, отменяются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
При отмене приказов об увольнении: по п.п. д.1), д.2) п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие за совершенные ими коррупционные правонарушения назначаются на низшие воинские должности в порядке определенном п.п. д) п. 17 ст. 11 Положения
о порядке прохождения военной службы;
п.п. г) п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие назначаются на воинские должности (в том числе низшие), с учетом их моральных, деловых качеств и уровня образования.
Пункт 1 «Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы» статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дополнить подпунктом н): «в связи объявлением мобилизации -военнослужащие женщины, имеющие детей (ребенка) в возрасте до 16 лет».
Пункт 3 «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы» той же статьи дополнить подпунктом е): «в связи с наличием обстоятельств, содержащихся в ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», дающих гражданину право на отсрочку от призыва на военную службу - при объявлении мобилизации».
Пункт 3.1. «На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным
подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию» - изложить в следующей редакции: «На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "н " пункта
1 настоящей статьи, подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию».
Список литературы:
1. "Конституция российской федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
2. Корнишин С.В. Правовое положение граждан, пребывающих на военной службе после истечения ее срока // Журнал российского права. - 2003. - № 12. -С. 13.
3. Указ президента РФ от 16.09.1999 № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "положением о порядке прохождения военной службы")
4. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996 г.)
5. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 23.12.2003) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 22. - Ст. 2078.
6. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998 г. )
7. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (принят ГД РФ 06.03.1998 г.)
8. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
9. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004 г.)
10. Федеральный закон от 8.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 46. - Ст. 640.7
Literature list:
1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted on 12.12.1993, the popular vote)
2. Kornishin S. The legal status of citizens who reside on military service after it expires / / Journal of Russian law. -2003. - № 12. - S. 13.
3. Presidential Decree of 16.09.1999 № 1237
"Questions of military service" (along with the "Regulations for military service")
4. Federal Law of 31.05.1996 № 61-FZ "On Defense" (adopted by State Duma 24.04.1996, the)
5. Federal Law of 26.02.1997 № 31-FZ "On Mobilization Preparation and Mobilization in the Russian Federation" (ed. of 23.12.2003) / / Collected Legislation of the Russian Federation. - 2004. - № 22. - Art. 2078.
6. Federal Law of 28.03.1998, № 53-FZ "On Military Duty and Military Service" (adopted by State Duma 06.03.1998, the)
7. Federal Law of 27.05.1998 № 76-FZ "On the Status of Servicemen" (adopted by the State Duma, the 06.03.1998)
8. Federal Law of 27.05.2003 № 58-FZ "On the Public Service of the Russian Federation" (as amended on 28.12.2010) / / Collected Legislation of the Russian Federation. - 2003. - № 22. - Art. 2063.
9. Federal Law of 27.07.2004 № 79-FZ "On the State Civil Service of the Russian Federation" (adopted by the State Duma, the 07/07/2004)
10. Federal Law of 8.11.2011 № 309-FZ "On
Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation, and Repeal of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law" On the payroll of the troops and providing them with separate payments "and the Federal Law" On Social Guarantees for employees of the Interior of the Russian Federation and Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation "/ / Collected Legislation of the Russian Federation. - 2011. -N 46. - Art. 640.7
РЕЦЕНЗИЯ на статью Радецкого Сергея Александровича
«Теоретические и практические проблемы увольнения военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, при объявлении мобилизации»
Содержание статьи в полной мере соответствует заявленной в названии теме. Статья содержит элементы научной новизны, соответствует современным достижениям научно-теоретической мысли. Наблюдения, оценки и выводы автора обоснованы. Статья имеет научную и практическую значимость, так как в ней рассмотрены как теоретические, так и практические проблемы увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также пути их решения.
С точки зрения языка, стиля, расположения материала статья доступна не только широкому кругу читателей, но также и специалистам узкого профиля. В современной научной литературе, материалах периодической печати широкое отражение находят вопросы увольнения военнослужащих. Однако при этом недостаточно внимания уделено имеющейся несогласованности норм
законодательства РФ, регулирующего правоотношения по поводу увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при объявлении мобилизации. В связи с этим публикация статьи уместна и целесообразна.
Существенных недостатков в статье не обнаружено.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.
Рецензент к.ю.н., заместитель директора ООО «Уралтехэкспорт»
Налетов Константин Александрович