Моисеева ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ
С.Ф.
8.7. ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ, В ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Моисеева Светлана Федоровна, соискатель Волгоградской академии государственной службы
Аннотация. В предлагаемой статье автором рассматриваются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации посредством выплаты пенсии, исследуются проблемы в данной правовой области на примере правоприменительной практики. В работе рассматривается один из случаев, когда инвалиды восстанавливаются на военной службе, а закон не дает прямого указания, какой нормой пенсионного законодательства необходимо руководствоваться в подобных ситуациях. Автор указывает на отсутствие гармонизации права как на одну из причин юридических конфликтов, что влечет за собой нарушение принципа равенства всех перед законом. В статье рассматриваются случаи, когда прямое указание в законе, например, в части установления размеров пенсий по инвалидности, связанной с исполнением идентичных обязанностей военной службы, также нарушает принцип равенства граждан перед законом. Ранние исследования вышеназванных проблем показывают, что они не изучены должным образом. Цель данного исследования - указать законодателю на противоречия и пробелы, которые он обязан устранить. Данные исследования актуальны, их результаты могут быть использованы в комментарии к закону и помочь правоприменителям защищать права военнослужащих.
Ключевые слова: инвалидность, социальная пенсия, трудовая пенсия, вред, страховой стаж, военнослужащий, военная служба по призыву, военная служба по контракту
PROBLEMS OF COMPENSATION OF THE HARM CAUSED TO HEALTH OF MILITARY MEN OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION, AS PROVISION OF PENSIONS
Moiseeva Svetlana Fedorovna, the seeker of the Academy government service of the Volgograd
Annotation: In offered article the author considers questions of compensation of the harm caused to health of military men of Armed forces of the Russian Federation by means of payment of pension, problems in the given legal area on an example правоприменительной experts are investigated. The law does not give the direct instructions, it is necessary to be guided by what norm of the pension legislation, if the invalid is restored on military service. The
author specifies in absence of harmonisation of the right as on one of the reasons of legal conflicts that involves infringement of a principle of equality of all before the law. In the given work cases when the direct instructions in the law, for example, regarding an establishment of the sizes of the disability pensions, connected by execution of identical duties of military service, also break a principle of equality of citizens before the law are considered. Early researches of the above-named problems show that they are not studied properly. Objective of this research - to specify to the legislator in contradictions and blanks which he is obliged to eliminate. The given researches are actual, their results can be used in the comment to the law and help правоприменителям to protect the rights of military men.
Keywords: physical inability, social pension, labour pension, harm, the insurance experience, the military man, a military call-up liability, military service under the contract
Предусмотренная для граждан, уволенных с военной службы, пенсия по инвалидности - это один из видов возмещения вреда, причиненного их здоровью при исполнении воинского долга. В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их се-мей»1 пенсии по инвалидности назначаются военными комиссариатами гражданам, проходившим военную службу по контракту, если инвалидность наступила в период прохождения этой службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»2 пенсия по инвалидности назначается Управлением Пенсионного фонда военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения данной службы. Согласно п. 1 ст. 11 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в случае, если инвалиды не имеют права на пенсию по инвалидности по ст. 8 настоящего Закона и на трудовую пенсию по инвалидности по ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (если не имеют страхового стажа), им назначается Управлением Пенсионного фонда социальная пенсия по инвалидности. В текстах указанных Законов допущена некорректность в определении статуса получателей пенсии. В связи с полученной травмой врач войсковой части представляет военнослужащего на Военно-врачебную комиссию (ВВК). В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы3 и ФЗ РФ от
28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности военной службе» (ст. 51)4, командир войсковой части на
1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 9. - Ст. 328.
2 Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 51. - Ст. 4831.
3 См.: п.п. 1,3,5,15 ст. 34 Указа Президента РФ от
16.09.1999 rN 1237 // Российская газета.1999. - 28 сентября.
4 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1475.
основании заключения ВВК «Не годен к прохождению военной службы» в отношении всех военнослужащих и «Ограниченно годен к прохождению военной службы» в отношении военнослужащих в званиях от рядового до прапорщика обязан незамедлительно представить граждан к увольнению. После приказа вышестоящего командования об увольнении, но не позднее 1 месяца со дня получения Заключения ВВК, своим приказом исключает военнослужащего из списков личного состава части. И лишь после исключения из списков личного состава лечащий врач представляет гражданина на Медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления инвалидности. Отсюда следует, что военнослужащему не может быть установлена инвалидность до тех пор, пока его не исключат из списков личного состава. Мы считаем, что необходимо изменить в законах о пенсиях слово «военнослужащие» на «лица, уволенные с военной службы».
Однако, несмотря на указанное замечание, существуют исключения из правила, когда в связи с определенными обстоятельствами уволенные с военной службы инвалиды восстанавливаются на службе, вследствие чего приобретают два статуса: инвалида и военнослужащего. Как должно осуществляться пенсионное обеспечение указанных лиц? Рассмотрим на примере. В период с 1998 по 2000 годы гражданин П. проходил военную службу по призыву, а с 2000 года -по контракту. На основании Заключения ВВК от 2006 года «Общее заболевание, полученное в 2000 году (в период службы по контракту). Не годен к прохождению военной службы» командир части исключил П. из списков её личного состава. В этом же году Бюро МСЭ установило данному гражданину 2 группу инвалидности по общему заболеванию. Спустя месяц после увольнения П. восстановлен в списках личного состава части, т.к. гарнизонный военный суд признал5, что командир нарушил закон, запрещающий исключать военнослужащего из списков личного состава в период его нахождения на стационарном лечении.6 Вновь приобретя статус военнослужащего, данный гражданин не потерял статуса инвалида. На момент повторного исключения из списков личного состава П. был задержан правоохранительными органами по подозрению в совершении преступления. Процедура увольнения вновь была приостановлена, т.к. военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава в момент его нахождения под стражей в качестве подозреваемого7. П. не имел права на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», так как не являлся пенсионером Минобороны и получал денежное довольствие военнослужащего. Он также не имел права на получение пенсии по ст. 8 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», т.к. заболевание не связано со службой по призыву. Считая, что у него имеется страховой стаж, и поэтому ему не назначат социальную пенсию по ст. 11 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», он обратился за трудовой пенсией по инвалидности. Закон «О трудовых пенсиях в РФ»8 не запрещает выплату этой пенсии при наличии како-
5 См.: Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 01.09.2006 г. Архив суда.
6 См.: п. 11 ст. 38 ФЗ РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1475.
- Там же.
8 Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52. - Ст. 4920.
го-либо дохода. Управление ПФР отказало в её назначении, полагая, что военнослужащему обязан выплачивать военный комиссариат в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц...», а также по причине отсутствия страхового стажа в период до службы в армии.
Под какую же норму подпадали правоотношения с участием с П. при вышеперечисленных обстоятельствах? Как правильно указало Управление ПФР, согласно п. 1 ст. 10, п.п. 1 и 2 ст. 11 ФЗ РФ от 17.01.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», период прохождения военной службы по контракту включается в страховой стаж при условии, что этому периоду предшествовали периоды работы или иной деятельности, если даже за эти периоды не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ9. Однако, поскольку П. с 1998 по 2000 годы, проходил службу по призыву, а указанное в ст. 11 условие об обязательном наличии периода работы касается лишь службы по контракту, считаем, что наличие трудовой деятельности до 1998 года для данного инвалида необязательно. Кроме этого, Закон не запрещает включать в страховой стаж без вышеуказанных условий и саму службу по призыву. И так как она предшествовала службе по контракту, то и последняя также должна быть включена в трудовой стаж. Итак, у П. в 2006 году на момент назначения пенсии страховой стаж имелся. Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Застрахованными лицами в числе других также являются граждане, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в связи с наступлением страхового случая: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца 0 В целях обязательного пенсионного страхования предусматривается
обязательное страховое обеспечение, каковым является трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, П. в момент установления инвалидности стал застрахованным лицом и подлежал обязательному пенсионному страхованию. Закон приравнивает военную службу П. по призыву 1998 - 2000 годов к трудовой деятельности и не предусматривает для наличия страхового стажа обязательное наличие трудовой деятельности до службы по призыву. Если в ФЗ «О трудовых пенсиях» и имеется условие об обязательном наличии трудового стажа до периода службы по контракту с целью включения её в общий трудовой стаж, то ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» такое условие не предусматривает. Согласно ст. 10 ФЗ РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»11, право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж. Вправе ли пенсионный орган требовать наличия трудового стажа до периода службы по призыву? Каким из двух названных Законов ему следует руководствоваться в вышеописанном случае: «О трудовых пенсиях в РФ» или «О статусе военнослужащих»?
9 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П // Российская газета. 2007. - 13 июля
10 См.: ст. ст. 7, 8, 9 ФЗ от 15.12.2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 51. - Ст. 4832.
— Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 22. - Ст. 2331.
Моисеева ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ
С.Ф.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» ответа на указанный вопрос не дал. В законах также отсутствует прямое указание (т.е. без анализа норм в их совокупности) на порядок определения наличия страхового стажа гражданина, уволенного с военной службы.
Вышеизложенный анализ применим к лицам, проходившим военную службу по призыву после 2001 года (вступление ФЗ «О трудовых пенсиях» в силу). Поскольку П. проходил службу по призыву в 1998 году, следовательно, для определения трудового стажа необходимо применить действовавший в 1998 году Закон РФ от 20.11.1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (утратил силу).12 Согласно ст. 90 Закона, служба в составе Вооруженных Сил РФ, включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. В данной норме отсутствует условие об обязательном наличии трудового стажа до периода прохождения военной службы для цели включения её в трудовой стаж. Органами, осуществляющими пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, являются военные комиссариаты и Пенсионный фонд РФ. Если в связи с отсутствием у П. статуса пенсионера Минобороны он не был обеспечен военным комиссариатом, то это не означает, что гарантированная инвалиду Конституцией РФ социальная гарантия должна остаться нереализованной. Таким образом, Управление ПФР должно было выплатить данному гражданину пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако в признании права на указанную пенсию суд отказал.13 Социальная пенсия по инвалидности по ст. 11 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» также не была назначена в связи пропуском срока обращения.
Подобных споров могло бы не быть, если в законах «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.» для проходивших службу по контракту и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» для проходивших службу по призыву предусматривалась бы выплата пенсии наряду с выплатой денежного довольствия, поскольку зачастую восстановление инвалида на службе происходит не по его воле. Законодатель часто не обеспечивает необходимую гармонизацию права, и возникают споры, подобные вышеизложенному. Должны быть единые правила по разрешению юридических конфликтов. Эти правила могли бы определять, какой из двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу. Мы привели один из примеров, когда принцип равенства всех перед законом нарушается вследствие юридических конфликтов.
Однако и прямое указание в законе также нарушает данное равенство. Инвалидам ВОВ и боевых действий предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.14 Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», указанным гражданам предоставляется право
12 Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - N 27. - Ст. 351.
— См.: Решение Дзержинского райсуда Волгограда от
05.07.2010 г. // Архив суда. Дело № 2-2262/10.
— См.: п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 12.01.1995г^ 5-ФЗ «О ветеранах» //Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 3. -Ст. 168.
на одновременное получение двух пенсий: 1) пенсия по инвалидности по ст. 15 настоящего закона и 2) трудовая пенсия по старости. Как мы уже знаем, по указанному закону выплачивается пенсия по инвалидности, связанной с военной службой по призыву. Если инвалидность связана со службой по контракту, то таким гражданам предусмотрено получение одновременно двух пенсий: 1) по Закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» и 2) страховой части трудовой пенсии по старости по Закону «О трудовых пенсиях в РФ» при наличии условий для назначения им пенсии по последнему закону15. Как видим, для инвалида, получившего заболевание в период службы по контракту, указанная льгота предусмотрена лишь при наличии определенных условий. Считаем, что данные нормы также нарушают принцип равенства прав граждан, в равной степени пострадавших при защите отечества и впоследствии оказавшихся в одинаково сложном социальном положении.
Также согласно ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц...», пенсии по инвалидности ветеранам боевых действий повышаются на 32 % расчетного размера пенсии, т.е. социальной пенсии по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Но указанная надбавка назначается, как мы понимаем, только для проходивших службу по контракту. Следовательно, для инвалидов, получивших травму в боевых действиях в период службы по призыву, и получающих пенсию по инвалидности по иному закону, указанная надбавка не полагается. В данной ситуации также отсутствует справедливое распределение благ между участниками одних и тех же правоотношений. Данную надбавку необходимо предусмотреть во всех «пенсионных» законах.
Гражданам, проходившим военную службу по призыву в звании рядового, при наступлении инвалидности вследствие военной травмы при ограничении способности к трудовой деятельности III, II и I степени назначается пенсия по инвалидности соответственно: 300, 250 и 175 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»16. Базовая часть трудовой пенсии по старости по состоянию на март 2010 года составляла 2564 рублей. Следовательно, пенсия назначалась: 7 692, 6 410 и 4 487 рублей. Денежное довольствие военнослужащего по контракту в звании рядового составляет: 1 537 (оклад по воинскому званию) + 2 085 (оклад по воинской должности)) + 5 % (надбавка за выслугу в 1 год)17 = 3 803 руб.1 Для гражданина, проходящего службу также в звании рядового, но по контракту, размер пенсии по инвалидности за 1, 2, 3 группы вследствие военной травмы в 2010 году составлял: 85%, 85 % и 50 % денежного довольствия, то есть 3 232, 3 232 и 1 541 рубль.19 Как видим, за одну и ту же группу инвалидности вследствие военной травмы при сроке службы в 1 год гражданин, служивший рядовым по призыву, получает пенсию в размере, превышаю-
— См.: п. 6. ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обес-
печении в РФ».
— См.: п.п. 1 п. 2 ст. 15 Закона «О государственном пенсионном
обеспечении в РФ».
17 См.: п. 6 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих».
18 См.: Приказ Минобороны РФ от 30.06.2006 г. № 200 (в ред. 24.07.2009 г.) // Российская газета. 2006. - 27 сентября.
19 См.: ст. 22 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.».
щем в 2 и более раза размер той пенсии, которую получает гражданин, проходивший службу в том же звании, но по контракту. Пенсия полковника в должности командира полка при выслуге 20 лет, получившего военную травму и 3 группу инвалидности, в 2010 г. составлял 5 983 рубля. Данный размер пенсии ненамного выше размера пенсии проходящего службу по призыву. Размер пенсии по инвалидности вследствие травмы, полученной не при исполнении обязанностей, но в период прохождения службы, ещё ниже: за I и II группы - 75 %, за III группу - 30 % денежного довольствия.20 При этом пенсия по инвалидности вследствие военной травмы при I, 2 и 3 группах не может быть ниже соответственно 300, 250 и 175 процентов расчетного размера пенсии, то есть размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Размер социальной пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в 2010 году составлял 5 124, 2 562 и 2 177,7 рублей соответственно при 1, 2 и 3 группах инвалидности. При соблюдении данных указаний инвалиду 1 группы вследствие военной травмы, проходившему службу по контракту в течение 1 года, должны выплачивать пенсию в размере не ниже: 5 124 руб. х 300 % = 15 372 руб. Но ему выплачивают, как мы указали выше, 3 232 рубля. Таким образом, пенсии по инвалидности вследствие военной травмы гораздо ниже, чем 300, 250 и 175 % размера социальной пенсии, а значит требование статей 23 и 46 Закона «О пенсионном обеспечении лиц.» самим же законодателем не соблюдается.
Исследование в данной статье вопросов возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, продиктовано не необходимостью поиска наиболее приемлемых способов обеспечения имущественных интересов военнослужащих (с учетом материальных возможностей РФ имеющиеся способы достаточно приемлемы). Цель данного исследования - указать законодателю на противоречия и пробелы, которые он обязан устранить.
Список литературы:
1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1990. - N 27. - Ст. 351; 1993. - N 9. - Ст. 328.
2. Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 3. - Ст. 168; 1998. - N 13. - Ст. 2331. Ст. 1475; 2001. - N 51. - Ст. 4831, Ст. 4832; 2001. - N 52. - Ст. 4920;
3. Российская газета. 1999. - 28 сентября; 2006. - 27 сентября; 2007. - 13 июля.
References:
1. Vedomosty of Supreme Court. - 1990. - N 27. - Ст. 351; 1993. - N 9. - Ст. 328.
2. Collected of legislation of RF. - 1995. - N 3. - Ст. 168; 1998.
- N 13. - Ст. 2331. Ст. 1475; 2001. - N 51. - Ст. 4831, Ст. 4832; 2001. - N 52. - Ст. 4920.
3. Russian newspaper. 1999. - 28 September; 2006. - 27 September; 2007. - 13 July.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Моисеевой С.Ф. «Проблемы возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих Воо-
руженных Сил РФ, в порядке пенсионного обеспечения»
В предлагаемой статье автором рассматриваются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации посредством выплаты пенсии, исследуются проблемы в данной правовой области на примере правоприменительной практики.
В работе рассматривается один из случаев, когда инвалид восстанавливается на военной службе, а закон не дает прямого указания, какой нормой пенсионного законодательства необходимо руководствоваться при подобных ситуациях.
Автор указывает на отсутствие гармонизации права как на одну из причин юридических конфликтов, что влечет за собой нарушение принципа равенства всех перед законом. Исследователь также рассматривает случаи, когда прямое указание в законе, например, в части установления размеров пенсий по инвалидности, связанной с исполнением идентичных обязанностей военной службы, также нарушает принцип равенства граждан перед законом. Автор статьи успешно аргументирует свою собственную точку зрения.
Всё содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено ссылками на законы. Данную работу отличает хорошие знания порядка прохождения военной службы. Исследование актуально и может быть востребовано на практике.
Статья рекомендуется к опубликованию.
Волгоградская академия государственной службы,
кафедра гражданско-правовых дисциплин,
профессор,
д.юн. А.Я. Рыженков
— См.: ст. 22 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.».