Научная статья на тему 'Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих'

Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8833
1121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПЕНСИЯ / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ / MILITARY PENSION / MILITARY-SOCIAL LEGISLATION / PENSION SYSTEM / PENSION PROVISION OF MILITARY SERVICE MEN / PENSION PROVISION OF FEDERAL STATE CIVIL SERVANTS / PENSION FOR LENGTH OF SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тютюнов Николай Валентинович

статья посвящена исследованию особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих. В статье особое внимание уделено анализу пенсий за выслугу лет, проведено сравнение таких пенсий, назначенных военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим. В заключении предложены меры дальнейшего повышения военных пенсий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFICITY OF PENSION INSURANCE OF RUSSIAN MILITARY SERVICE MEN

article is devoted the features of pension provision of military service men. The article focuses on the analysis of pension for length of service, comparison military pension and pension of federal state civil servants. In conclusion, proposed measures to further improve the military pension

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих»

11.8. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Тютюнов Николай Валентинович, соискатель НИИ труда и социального страхования.

ta2221@rambler.ru

Аннотация: статья посвящена исследованию

особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих. В статье особое внимание уделено анализу пенсий за выслугу лет, проведено сравнение таких пенсий, назначенных военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим. В заключении предложены меры дальнейшего повышения военных пенсий.

Ключевые слова: военная пенсия, военно-социальное законодательство, пенсионная система, пенсионное обеспечение военнослужащих, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих, пенсия за выслугу лет.

ESSENCE AND SPECIFICITY OF PENSION INSURANCE OF RUSSIAN MILITARY SERVICE MEN

Tyutyunov Nicolay Valentinovich, competitor Research Institute of Labour and Social Insurance.

ta2221@rambler.ru

Annotation: article is devoted the features of pension provision of military service men. The article focuses on the analysis of pension for length of service, comparison military pension and pension of federal state civil servants. In conclusion, proposed measures to further improve the military pension.

Keywords: military pension, military-social legislation, pension system, pension provision of military service men, pension provision of federal state civil servants, pension for length of service.

Среди актуальных социально-политических и экономических проблем, прямо и опосредованно связанных с обеспечением национальной безопасности России, особого внимания заслуживает проблематика пенсионного обеспечения

военнослужащих. Военнослужащие получают пенсии за выслугу лет, по инвалидности, а члены их семей -по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. При этом некоторые лица, в соответствии с действующим законодательством, вправе рассчитывать на назначение им нескольких пенсий, например, трудовой по старости и по государственному пенсионному обеспечению1.

Отличительной чертой пенсионного обеспечения военнослужащих является и то, что, в зависимости от оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту), их пенсионное обеспечение регулируется разной правовой базой. Вместе с тем основу правового регулирования военной деятельности составляют положения Конституции

1 См.: Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное страхование: теория и практика. - М., 2003; Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации /Составители: А.Р.Шафигуллин, Е.П.Полякова, А.С.Созинов, А.С.Груничев. - Ростов-на-Дону, 2007; Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. - М., 2007.

Российской Федерации2, и, в частности ее ст.59, в которой военная служба представлена как форма реализации конституционного долга по защите Отечества3 и как вид трудовой деятельности.

В связи с этим пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»4 (речь идет о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца)(Закон №166-ФЗ), а военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - Законом Российской

Федерации от 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу5.

Существующая нормативная правовая база не содержит четкого определения понятия военной пенсии. Сущностные признаки военной пенсии включены в общее определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Военная пенсия, согласно Закону №166-ФЗ, - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, которая предоставляется военнослужащему в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при достижении установленного законом возраста, а также в случае наступления инвалидности или потери кормильца. В целом такое определение военной пенсии можно взять за основу, несколько его скорректировав.

Действительно, пенсии всех категорий военнослужащих (неважно, служат они по контракту или по призыву) относятся к государственному пенсионному обеспечению, цель которого - защита лиц от рисков материальной необеспеченности в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и пенсионное обеспечение гражданских лиц, - это защита от перечисленных рисков. Сама же реализация социальных рисков здесь более вероятна в силу специфики военной службы.

По своей сути военная пенсия представляет собой, с одной стороны, компенсацию утраченного заработка (как и для гражданских лиц), а с другой, - компенсацию

2 См.: Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12.12.1993. Официальный текст. - М., 2008.

3 В свою очередь, военная служба по призыву определяется как одна из форм воинской обязанности. См.: п.1 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 02.04.1998; Консультант Плюс. -

01.06.2012.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской

Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в

органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» (действующая редакция) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №9. - Ст.328; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

военнослужащим (и членам их семей) всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска их гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, прямо закрепленных соответствующим законодательством6).

Важно учитывать, что военно-социальное законодательство неслучайно предусматривает

ранний возраст (то есть до достижения

общегражданского возраста), дающий

военнослужащим право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению: неудобства военной службы, преждевременная так называемая «изношенность организма», которая может наступить не только вследствие военной травмы, но и хронической стрессовой ситуации, психологической усталости и пр. По экспертным оценкам, средний возраст выхода военнослужащих-контрактников на пенсию по государственному

пенсионному обеспечению составляет 44,1 года, в том числе пенсию по инвалидности вследствие военной травмы - 42,4 года7.

Особенности военной деятельности отражаются и на членах семьи военнослужащего (служба в отдаленных гарнизонах, тяжелых климатических условиях, отсутствие необходимого числа рабочих мест и пр.).

Исходя из сказанного, размер военной пенсии не может быть ниже размера пенсий, например, государственных гражданских служащих. В противном случае получается, что вред, причиненный здоровью, и иные лишения военной службы оцениваются ниже, чем потерянный заработок, например, при увольнении с государственной гражданской службы. Поэтому считаем необходимым отразить этот момент в самом определении военной пенсии, которое могло быть закреплено, например, в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

Военная пенсия - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными соответствующим

законодательством, предоставляется

военнослужащему при достижении им необходимой выслуги лет или наступлении инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи в случае его гибели (если он был кормильцем), а также иных оснований, дающих право на получение такой пенсии, в целях компенсации утраченного заработка

военнослужащего, а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели военнослужащего, потери им здоровья, ограничений ряда его общепризнанных прав и свобод).

Сам же социальный риск, подлежащий компенсации в виде пенсионного обеспечения военнослужащего и

6 Так, Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая редакция //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №22. -Ст.2331; Консультант Плюс. - 01.06.2012) в отношении граждан, проходящих военную службу, установлен прямой запрет на осуществление предпринимательской деятельности, особый порядок реализации ими некоторых общепризнанных прав и свобод. Специфика военной службы предполагает компенсацию такого рода ограничений посредством одновременного закрепления дополнительных социальных гарантий военнослужащим (например, в реализации их права на жилище и пр.).

Малеева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад /Независимый институт социальной политики. - М., 2005. - С.36.

членов его семьи, можно определить как вероятность материальной необеспеченности военнослужащего вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, прекращения военно-служебных отношений. Соответственно, государственное пенсионное обеспечение военнослужащих - часть государственного пенсионного обеспечения, представляющая собой совокупность социальноэкономических отношений, возникающих в связи с исчислением, назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим, и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Риск утраты жизни и здоровья военнослужащего имеет место как на службе по контракту, так и по призыву. Вместе с тем военнослужащие по контракту имеют право на пенсии за выслугу лет и по инвалидности; по призыву - на пенсию по случаю инвалидности; члены семей всех категорий военнослужащих - на пенсию по случаю потери кормильца.

Само понятие «военнослужащий» по-разному трактуется в пенсионном и военно-социальном законодательстве. Так, согласно Закону №166-ФЗ, к военнослужащим отнесены, например, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовноисполнительной системы8, а в Федеральном законе Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» данные категории не названы в качестве военнослужащих9. Хотя в целом понятно стремление законодателя в сфере пенсионных отношений унифицировать правовую базу, касающуюся лиц, проходивших военную службу, как в Вооруженных Силах России, так и в иных федеральных органах исполнительной власти, где такая служба предусмотрена официально.

В связи с этим более широким представляется определение военной службы, сформулированное в ст.6 Федерального закона Российской Федерации от

27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»10: «военная служба -вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства».

Что касается отдельных должностей в Минобороны России, то они, в соответствии с Указом Президента

8 Ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

9 П.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

10 Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -31.05.2003; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

Российской Федерации от 31.12.2005 г. №157411, отнесены к должностям федеральной государственной гражданской службы, а, значит, пенсионное обеспечение лиц, занимающих данные должности, должно регулироваться федеральными законами Российской Федерации №166-ФЗ и от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе

Российской Федерации»12.

Рассмотрим более подробно пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.

Первое, что следует отметить, это - многократное изменение действующего законодательства. В

частности, Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, с момента его принятия и до настоящего времени менялся, по меньшей мере, 33 (!) раза. При этом содержание ряда статей данного Закона (в том числе ст.49) менялось, как правило, не в лучшую для военных пенсионеров сторону. Более того, в результате проведенных в 2000-2011 годах изменений военно-социального законодательства военные пенсионеры де-факто лишились многих социальных гарантий, установленных ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего СССР, а система их государственного пенсионного обеспечения, став основой для формирования аналогичной системы в отношении государственных гражданских служащих, оказалась деформированной и неспособной адекватно реагировать на инфляцию13.

Так, в действующей редакции ст.49 названного выше Закона, пенсии, назначенные бывшим военнослужащим, подлежат пересмотру при возникновении любого из ниже представленных оснований, в том числе возникших одновременно:

1)одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий

военнослужащих, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (согласно Федеральному закону Российской Федерации от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им

11 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г.

№1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 12.01.2006; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

12 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -31.07.2004; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

13 Хотя в соответствии с рядом международных договоров, заключенных в рамках СНГ, уровень пенсионного обеспечения

военнослужащих, устанавливаемый законодательством государств -участников СНГ, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего СССР. Подробнее см.: Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых

гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14.02.1992) //Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «Содружество». - 1992. - №2; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств -участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992) //Бюллетень международных договоров. - 1994. - №6.

отдельных выплат»14, размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются /индексируются/ с учетом уровня инфляции /потребительских цен/ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

2) с 01 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, предусмотренного п.2 ст.43 настоящего Закона.

Для сравнения: в соответствии с прежней редакцией ст.49 Закона (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28.11.1995 №186-ФЗ),

пенсии, назначенные бывшим военнослужащим,

подлежали пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда -в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия

военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий

военнослужащих одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера трудовой пенсии по старости.

Таким образом, из оснований пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим, уволенным в запас или отставку, исключены: повышение стоимости жизни и оплаты труда и повышение установленного федеральным законом минимального размера трудовой пенсии по старости.

Несложный расчет показывает, что индексация, проведенная по прежнему законодательству, давала возможность большего увеличения пенсии военным пенсионерам. Так, если исходить из роста заработной платы, то за 2000-2010 гг. ее увеличение происходило на 25,5% в год. Соответственно, в таких же темпах должна была меняться и военная пенсия. Однако такого не произошло постольку, поскольку данное законодательство на практике фактически не соблюдалось. Другое дело, что указанное законодательство нуждалось в детальной проработке. Так, повышение уровня оплаты труда в нормативных правовых актах обычно не фиксируется (исключение составляет только минимальный размер оплаты труда, определяемый федеральным законом, но в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, он не упоминался). Значит, требовалась разработка нормативного правового акта, в котором бы данный момент был законодательно урегулирован. Опять же, этого сделано не было.

Перерасчет военных пенсий проводился в последние годы лишь эпизодически, что являлось грубейшим нарушением действующего законодательства в этой области. Реальное влияние на размер пенсий для всех категорий пенсионеров из числа граждан, проходивших военную службу по контракту, оказывал лишь рост денежного довольствия военнослужащих.

14 Федеральный закон Российской Федерации от 07 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 09.11.2011; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

Что же касается повышения стоимости жизни и оплаты труда, то эти показатели практически не влияли на развитие пенсионных правоотношений в рассматриваемой сфере.

Второе, на что следует обратить внимание при раскрытии специфики пенсионного обеспечения военнослужащих, - это отсутствие единого подхода к пенсионному обеспечению федеральных

государственных служащих. Сложились разные системы пенсионного обеспечения применительно к разным категориям федеральных государственных служащих.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе

государственной службы Российской Федерации», указанная система включает в себя следующие виды госслужбы: государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу. Среди базисных принципов построения и функционирования этой системы: единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление целостного подхода к организации государственной службы. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается

федеральными законами о видах государственной службы. Этими федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Федеральным законом Российской Федерации от

27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст.14) установлено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших

государственную службу, и их семей. И это приводит к отличиям в пенсионном обеспечении гражданских и военных федеральных государственных служащих.

Само исчисление пенсий, их индексация происходят для федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих по-разному (интересно отметить, что, например, в период с 01.07.2002 по 01.09.2005 пенсии гражданских госслужащих были проиндексированы на 42%, а пенсии военным пенсионерам за этот же период - на 11 %)15.

Отсюда, и разные размеры пенсий, которые получают военные пенсионеры и пенсионеры из числа бывших федеральных государственных гражданских служащих. За 20 лет выслуги федеральные государственные гражданские служащие получают 60% от своего среднемесячного заработка, а военные пенсионеры - примерно 50%.

Причем в исчислении размеров пенсий за выслугу лет у военнослужащих учитываются оклады по воинскому званию и по должности плюс процентная надбавка за выслугу лет (это сейчас в среднем не

15 Отметим, что соответствующие нормативные правовые акты (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 №346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих» //Российская газета /федеральный выпуск/. - 03.06.2005; Консультант Плюс. - 01.06.2012), в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», предусматривают и индексацию пенсий военнослужащих.

больше 35% от всего денежного содержания военнослужащего), а у федеральных государственных гражданских служащих - среднемесячный заработок за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы. Если у данной категории госслужащих учитываются практически все надбавки, то у военнослужащих они не учитываются вовсе. Хотя если сравнить саму структуру денежного довольствия военнослужащего, то эти надбавки могут составлять у разных категорий военнослужащих довольно значительную часть.

При этом нельзя не отметить и большую дифференциацию денежного довольствия военнослужащих различных категорий, что, кстати, характерно и для жалования (заработной платы) различных категорий федеральных государственных гражданских служащих, средний размер которого в 2011 году увеличилось на 3,1% и составил 62,6 тыс. руб. в месяц16.

Заработок федеральных государственных гражданских служащих складывается из постоянной (оклада) и переменной (бонусов, надбавок, премий) частей. На оклад приходится 20% жалования. Важно подчеркнуть и то, что госслужащие, занимающие в разных федеральных государственных структурах одну и ту же должность, имеют схожие должностные оклады, но получают разные зарплаты. Это происходит потому, что переменная часть жалования сильно дифференцирована. Причем единых критериев назначения бонусов и премий не существует. Отмечается резкая дифференциация и в размерах пенсий17.

Публичные власти нашей страны стремились формировать денежное довольствие военнослужащих и жалование федеральных государственных гражданских служащих посредством соответствия (равенства) размеров их заработка18. Отсюда -повышение денежного довольствия военнослужащих, которое не могло официально устанавливаться ниже денежного вознаграждения соответствующих

16 По данным Росстата, в Аппарате Правительства Российской Федерации средняя зарплата в начале 2012 года достигла 103914 руб. в месяц. В Счетной палате Российской Федерации - 89072 руб. в месяц. В Администрации Президента Российской Федерации - 87167 руб. в месяц. В числе аутсайдеров - Федеральное архивное агентство -34952 руб. в месяц и Г осударственная фельдъегерская служба - 33027 руб. в месяц //Информационный ресурс: http: //www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/stg/d03/rab_god2011 .htm.

17 Пенсия бывшего мэра Москвы Ю.М.Лужкова, уволенного с должности указом Президента России Д.А.Медведева в связи с «утратой доверия», превышает общероссийскую в 32,5 раза и достигает 247 тыс. рублей в месяц /Дмитриенко Д., Мязина Е. Пенсия Лужкова может в 32,5 раза превышать общероссийскую //Ведомости. -30.09.2010. Госсобрание Республики Башкортостан приняло закон, гарантирующий бывшему главе Башкирии М.Г.Рахимову получение ежемесячных пенсионных выплат в размере 750 тыс. рублей //Родин И. Дорогой пенсионер Муртаза Рахимов. Уходящему президенту Башкирии установлены беспрецедентные пенсионные выплаты //Независимая газета. - 16.07.2010. Первый президент Татарстана М.Ш.Шаймиев при выходе в отставку получил ежемесячное пожизненное пенсионное содержание, эквивалентное 351,8 тыс. рублей //РИА-Новости - 16.07.2010 //http://news.mail.rU/inregions/volgaregion/2/4120659.

18 См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №41. - Ст.4017; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

категорий федеральных государственных служащих19. Оклады денежного содержания военнослужащих должны повышаться Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных гражданских служащих20. При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих одновременно в той же пропорции должны повышаться (индексироваться) и размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем на практике это не всегда соблюдалось21. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2011 №1745 соответствующие пункты Указа Президента Российской Федерации от

30.09.2004 №1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих», в которых устанавливалось такое соотношение, были отменены2 . Представляется, что причина, по которой было устранено установленное прежде соответствие в окладах федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих, только одна - оклады военнослужащих в силу особого характера их службы, связанного с повышенным риском для их жизни и здоровья, должны быть выше, чем у гражданских госслужащих. В противном случае такое изменение ничем не оправдано.

В связи с этим представляется целесообразным провести пересмотр и базы для исчисления пенсии за выслугу лет для военнослужащих, включив в него все надбавки и выплаты (как это сделано для федеральных государственных гражданских служащих). Важно пересмотреть и структуру самого денежного довольствия военнослужащих. Можно использовать накопленный опыт западных стран, когда большую часть в структуре такого довольствия занимает базовый оклад.

Сравним размер пенсии за выслугу лет, получаемой военнослужащими, уволенные в запас или отставку, с размерами трудовой пенсий по старости и за выслугу лет, получаемой федеральными государственными гражданскими служащими (таблица 1):

19 Подробнее см.: Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих //Стратегическая стабильность. - 2005. - №2(31). - С.39-44.

20 П.2 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №26. - Ст.2729; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

21 В 2002-2006 годах оклады военнослужащих повышались лишь четыре раза (01.07.2002, 01.01.2003, 01.10.2003 и 01.01.2006). Соответственно, четырежды увеличивались и военные пенсии. Несмотря на то, что в 2004 г. рост инфляции составил порядка 12%, в Минобороны России было произведено повышение денежного довольствия только военнослужащим Центрального аппарата (10300 человек).

22Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 г. №1745

«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов

Президента Российской Федерации» //Консультант Плюс. - 01.06.2012.

Таблица 1

Средний размер назначенных пенсий по выделенным видам пенсионного обеспечения

Вид пенсии 01.01.2000 01.01.2004 01.01.2008 01.01.2011 01.04.2011 01.01.2012

Трудовые пенсии по старости, руб. в месяц 894,0 2763, G 4909,8 7593,9 8255,5 8272,7

Военнослужа щих. ' получающих пенсию за выслугу лет, руб. в месяц 2664,0 4000,0 7000,0 8760,0 9270,0 16000,0

Федеральных государствен ных граяеданских служащих за выслугу лет, руб. в месяц 4389,4 7843,2 109Є8.Є

Как видно из представленной таблицы, разрыв между трудовой пенсией по старости и пенсией военнослужащих за выслугу лет в период 2004-2011 гг. неуклонно сокращался (в 2000 году вторая превышала первую в три раза, в 2010 году они почти сравнялись, в начале 2012 года вторая превысила первую в 1,65 раза, хотя средние размеры пенсий за выслугу лет рядового и сержантского состава /контрактников/ по-прежнему сопоставимы со средней трудовой пенсией по старости), в то время как пенсии федеральных государственных гражданских служащих на протяжении 2004-2011 гг. были выше и средних трудовых пенсий по старости, и средних пенсий военнослужащих за выслугу лет.

Строго говоря, сравнение трудовой пенсии по старости с военными пенсиями (прежде всего, с пенсией военнослужащих за выслугу лет) не совсем корректно, и, может быть, не стоило акцентировать внимание на этом, если бы в последние годы первые лица нашего государства постоянно не заявляли о том, что размер военной пенсии обязательно должен быть больше, как размера пенсии гражданских госслужащих, так и размера трудовой пенсии по старости. Вопрос, однако, в том, насколько больше?

С одной стороны, по мнению официальных представителей Министерства финансов Российской Федерации, размер средней пенсии военнослужащих за выслугу лет должен превышать размер средней трудовой пенсии по старости не более чем на 30-40%23. Почему выбран именно такой показатель превышения, не совсем понятно постольку, поскольку военные пенсии, в том числе пенсия военнослужащих за выслугу лет относятся к системе государственного пенсионного обеспечения, а не к системе обязательного пенсионного страхования, построение и функционирование которой строятся на

24 л

принципиально иных основаниях . С другой стороны,

23 Информационный ресурс: http: //www1.minfin.ru/ru/reforms/pension/analytics/.

24 Основания возникновения, механизм реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе на трудовые пенсии по старости, предусмотрены федеральными законами Российской Федерации: от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующая редакция //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52. - Ч.1. -Ст.4920; Консультант Плюс. - 01.06.2012); от 15.12. 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 - №51. - Ст.4832; Консультант Плюс. - 01.06.2012), в то время как военнослужащие имеют право на пенсию за выслугу лет на основании Закона №166-ФЗ, назначаемую в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

рядом депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации аргументирована позиция, что превышение размера средней пенсии военнослужащих за выслугу лет над размером средней трудовой пенсии по старости должно составлять не менее 80%25.

На наш взгляд, корректнее все-таки сопоставлять не размеры военной пенсии и трудовой пенсии по старости, а размеры пенсий, назначенных военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим за выслугу лет.

Процентное соотношение военной пенсии за выслугу лет и денежного довольствия военнослужащих остается в среднем на уровне 15-25% при выслуге от 20 лет и выше, в то время как у пенсионеров из числе федеральных государственных гражданских служащих с 2004 года соотношение пенсий и зарплат находится на уровне 45-75% при выслуге от 15 до 25 лет.

С конца декабря 2011 года - начала января 2012 года, когда по-новому были исчислены пенсии военнослужащих за выслугу лет, реальный доход военных пенсионеров начал в основном увеличиваться (тем не менее, учитывая индекс роста потребительских цен на товары и услуги, к примеру, прапорщик /командир взвода/ стал на 10% беднее, чем в 2000 году).

Если обратиться к размерам аналогичных пенсий разных категорий военнослужащих, то они увеличились в период с 01.01.2000 по 01.01.2012, соответственно: для командира дивизии (полковника) в 6,76 раз (с 3660 руб. до 24750 руб. в месяц), командира батальона (майора) - в 4,57 раза (с 2660 руб. до 12150 руб. в месяц), командира взвода (прапорщика) - в 2,91 раза (с 1660 руб. до 4830 руб. в месяц)26. Вместе с тем следует учесть, что инфляция за этот же период выросла в 3,24 раза. Поэтому военные пенсии больше всего увеличились, как в абсолютном, так и в относительном выражении, только у старших офицеров, уволенных в запас или отставку.

В заключение отметим, что основные параметры социального обеспечения и военнослужащих, и военных пенсионеров были в свое время определены Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 г.27, хотя, как показало

25 В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разъяснили новый порядок расчета пенсии военнослужащих //http: //www.newsland.ru/new3/detail/id/824378/.

26 http://www.timesru.eom/russia/2012/2/09/174700/1.

27 Указанная Стратегия предусматривает: 1) превышение размеров денежного довольствия военнослужащих на 25% по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны; 2) достижение 80-процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих; 3) обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней заработной платы работников отраслей экономики страны; 4) увеличение доли выплат денежного довольствия военнослужащим, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%; 5) увеличение доли выплат заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%; 6) увеличение доли выплат пенсий гражданам, уволенным с военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%; увеличение доли страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100% и т.п. //Красная звезда. - 27.05.2009.

изложенное выше, уже сейчас ясно, что не все они учтены при изменении действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Список литературы:

1. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разъяснили новый порядок расчета пенсии военнослужащих //http: //www.newsland.ru/news/detail/id/824378/.

2. Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих //Стратегическая стабильность. - 2005. - №2(31). -С.39-44.

3. Дмитриенко Д., Мязина Е. Пенсия Лужкова может в 32,5 раза превышать общероссийскую //Ведомости. - 30.09.2010.

4. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. -2012. - №2. - С.258-263.

5. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №9. - Ст.328; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

6. Информационный ресурс: http:

//www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/stg/d03/rab_god2011 .htm.

7. Информационный ресурс: http:

//www1.minfin.ru/ru/reforms/pension/analyties/.

8. Информационный ресурс: http:

//www.timesru.eom/russia/2012/2/09/174700/1.

9. Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное страхование: теория и практика. Учебник для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 268 с.

10. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. - М.: Издание Администрации Президента Российской Федерации, 2008. - 65 с.

11. Малеева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад /Независимый институт социальной политики. - М.: Поматур, 2005. -76 с.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая

2005 г. №346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих» (действующая редакция) //Российская газета

(федеральный выпуск). - 03.06.2005; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

13. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации

/Составители: А.Р.Шафигуллин, Е.П.Полякова, А.С.Созинов,

А.С.Груничев. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007. 320 с.

14. РИА-Новости - 16.07.2010 //http:

//news.mail.ru/inregions/volgaregion/2/4120659.

15. Родин И. Дорогой пенсионер Муртаза Рахимов. Уходящему президенту Башкирии установлены беспрецедентные пенсионные выплаты //Независимая газета. - 16.07.2010.

16. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. - М.: Издательство «МИК», 2007. - 480 с.

17. Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.) //Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «Содружество». - 1992. - №2.

18. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ (Ташкент, 15 мая 1992 г.) //Бюллетень международных договоров. - 1994. - №6.

19. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 г. //Красная звезда. - 27.05.2009.

20. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г.

№1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих»

(действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №41. - Ст.4017; Консультант +. - 01.06.2012.

21. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 12.01.2006; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

22. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 г. №1745 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» //Консультант + - 01.06.2012.

23. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 02.04.1998; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

24. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-

ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета

(федеральный выпуск). - 31.07.2004; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

25. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

26. Федеральный закон Российской Федерации от 07 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 09.11.2011; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

27. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. -2000. - №26. - Ст.2729; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

28. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск).

- 31.05.2003; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

29. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №22. - Ст.2331; Консультант Плюс. - 01.06.2012.

30. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52. - Ч.1. - Ст.4920; Консультант Плюс. -

01.06.2012.

31. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 - №51. - Ст.4832; Консультант Плюс.

- 01.06.2012.

32. Тютюнов Н. В. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих // Бизнес в законе №2, 2012, с. 207-212.

Reference list:

1. Agreement between states - participants of Commonwealth of Independent States on social and juridical guarantees of military service men, persons, diseharged from military serviee, and members of their families (Minsk, February 14, 1992) //Information bulletin of Council of heads of states and Council of heads of governments of Commonwealth of Independent States «Commonwealth». - 1992. - №2.

2. Agreement on order of pension provision of military service men and their families and state insurance military service men of states - participants of Commonwealth of Independent States (Tashkent, May 15, 1992) //Bulletin of international treaties. - 1994. - №6.

3. Constitution of Russian Federation. Adopted by popular vote (referendum) from December 12, 1993. Official text. - M.: Publication of Administration of President of Russian Federation, 2008. - 65 p.

4. Decree of President of Russian Federation from September 30, 2004 №1258 «Questions of allowance military service men» (current edition) //Collecting legislation of Russian Federation. - 2004. - №41. - St.4017; Consultant Plus. - 01.06.2012.

5. Decree of President of Russian Federation from December 31, 2011 №1745 «On amendments and repeal of certain acts of President of Russian Federation» //Collecting legislation of Russian Federation. - 2012. - №6. - St.642; Consultant Plus. - 01.06.2012.

6. Decree of President of Russian Federation from December 31, 2005 №1574 «On Register of posts of federal state civil service» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). 12.01.2006; Consultant + 01.06.2012.

7. Dmitrienko D., Myazina E. Luzhkov's pension may exceed 32.5 times the all-Russian //The newspaper «Vedomosti». - 2010. - On September 30.

8. Ermakov D.N., Khmelevskaya S.A. Improvement of the insurance arrangements of the Russian pension system //Business in law. - 2012. -№2. - P.258-263.

9. Federal law of Russian Federation from December 17, 2001 №173-FL «On labour pensions in Russian Federation» (current edition) //Collecting legislation of Russian Federation. - 2001. - №52. - Part 1. - St.4920; Consultant Plus. - 01.06.2012.

10. Federal law of Russian Federation from December 15, 2001 №167-FL «On mandatory pension insurance in Russian Federation» (current edition) //Collecting legislation of Russian Federation. - 2001 - №51. - St.4832; Consultant Plus. - 01.06.2012.

11. Federal law of Russian Federation from March 28, 1998 №53-FL «On military duty and military service» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 02.04.1998; Consultant Plus. - 01.06.2012.

12. Federal law of Russian Federation from June 19, 2000 №82-FL «On minimum wage» //Collecting legislation of Russian Federation. - 2000. -№26. - St.2729; Consultant Plus. - 01.06.2012.

13. Federal law of Russian Federation from November 07, 2011 №306-FL «On payroll of military service men and providing them with separate payments» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 09.11.2011; Consultant Plus. - 01.06.2012.

14. Federal law of Russian Federation from July 27, 2004 №79-FL «On state civil service in the Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 07.31.2004; Consultant Plus. - 01.06.2012.

15. Federal law of Russian Federation from December 15, 2001 №166-FL «On state pension provision in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 20.12.2001; Consultant Plus. -01.06.2012.

16. Federal law of Russian Federation from May 27, 1998 №76-FL «On status of military service men» (current edition) //Collecting legislation of Russian Federation. - 1998. - №22. - St.2331; Consultant Plus. - 01.06.2012.

17. Federal law of Russian Federation from May 27, 2003 №58-FL «On system of state service of Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.05.2003; Consultant Plus. -01.06.2012.

18. Gacko M.F. Socio-juridical problems of servicemen pensions //Strategic Stability. - 2005. - №2(31). - P.39-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. In State Duma of Federal Assembly of Russian Federation explained new procedure for calculating of pension of military service men //http: //www.newsland.ru/news/detail/id/824378/.

20. Information resource: http:

//www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/stg/d03/rab_god2011 .htm.

21. Information resource: http: //www1 .minfin.ru/ru/reforms/pension/analytics/.

22. Information resource: http: //www.timesru.com/russia/2012/2/09/174700/1.

23. Kaminski P.L., Pavlyuchenko V.G., Khmelevskaya SA. Social insurance: theory and practice. Textbook for high schools. - M.: PER SE, 2003. - 268 p.

24. Law of the Russian Federation from February 12, 1993 №4468-I «On pension provision persons, those perform military service, service in the internal affairs bodies, State fire service, bodies of monitoring traffic narcotic drugs and psychotropic substances, agencies and bodies of correctional system, and their families» (current edition) //Bulletin of Congress of people's deputies of Russian Federation and Supreme Soviet of Russian Federation. - 1993. - №9. - St.328; Consultant Plus. - 01.06.2012.

25. Maleeva T.M., Sinyavskaya O.V. Pension reform in Russia: history, results, prospects. Analytical report /Independent institute of social policy. - M.: Pomatur, 2005. - 76 p.

26. Resolution of Government of Russian Federation from May 31, 2005 №346 «On indexation of pensions of federal civil servants» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 06.03.2005; Consultant Plus. -

01.06.2012.

27. RIA-Novosti. - 16.07.2010

//http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/2/4120659.

28. Rodin I. Dear Murtaza Rakhimov has retired. Outgoing President of Bashkortostan is established unprecedented pension //Independent newspaper. - 16.07.2010.

29. Roik V.D. The pension system in Russia: history, problems and ways to improve. - M.: Publishing house «MIC», 2007. - 480 p.

30. Social development strategy of the Armed Forces of the Russian Federation to 2020 //The newspaper «Red Star». - 27.05.2009.

31. Juridical basis of pension system of Russian Federation /Compiled A.R.Shafigullin, E.P.Polyakova, A.S.Sozinov, A.S.Grunichev. - Rostov-on-Don: Publishing house «Phoenix», 2007. - 320 p.

РЕЦЕНЗИЯ

В рецензируемой статье Н. В. Тютюнов поднимает актуальные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих. В частности, ставится вопрос о специфике их пенсионного обеспечения, которое, по сути, должно исходить при своем построении из особенностей самой военной службы. По мнению автора статьи, и с ним следует согласиться, пенсия военнослужащего (речь идет о военнослужащих-контрактниках) должна складываться из двух частей: 1) компенсация утраченного заработка при определенной выслуге лет, инвалидности, гибели (членам его семьи); 2) компенсация тягот и лишений военной службы. На наш взгляд, это весьма продуктивный подход к трактовке военной пенсии, который согласуется и с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Интересно и сравнение пенсионного обеспечения военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих. В этой связи следует поддержать идею автора, что при построении системы государственной службы, в том числе и системы пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, необходимо исходить из общих принципов.

Статья написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны и она может быть рекомендована к публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Доктор политических наук,

кандидат экономических наук, профессор

Д. Н. Ермаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.