Научная статья на тему 'Государственная поддержка инвалидов военной службы и членов их семей: состояние и проблемы'

Государственная поддержка инвалидов военной службы и членов их семей: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2272
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ТРАВМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВАЛИДЫ / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арабидзе Ираклий Теймуразович, Саблуков Александр Валентинович

В современной военно-социальной политике Российской Федерации важное место занимают вопросы государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей. В статье приводятся правовые акты, регулирующие эту сферу, и анализируются тенденции в изменении ситуации с государственной поддержкой указанных категорий граждан в последние годы. Определены основные проблемы в законодательном регулировании их государственной поддержки, сформулирован ряд предложений по устранению имеющихся пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арабидзе Ираклий Теймуразович, Саблуков Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current military-social policy of the Russian Federation pays a lot of attention to the state support for the persons who are disabled as a result of war injuries and diseases obtained during the military service, and their families. The article presents the legal acts regulating this sphere, analyzes the trends of state support for these categories of citizens in the recent years. The authors reveal the major problems in the legislative regulation of state support for military service-disabled people and their families. A number of proposals to fill the legislative gaps are offered.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инвалидов военной службы и членов их семей: состояние и проблемы»

АРАБИДЗЕ И. Т., САБЛУКОВ А. В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В современной военно-социальной политике Российской Федерации важное место занимают вопросы государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей. В статье приводятся правовые акты, регулирующие эту сферу, и анализируются тенденции в изменении ситуации с государственной поддержкой указанных категорий граждан в последние годы. Определены основные проблемы в законодательном регулировании их государственной поддержки, сформулирован ряд предложений по устранению имеющихся пробелов.

Ключевые слова: военная служба, государственная поддержка, инвалиды, военная травма.

ARABIDZE I. T., SABLUKOV A. V.

GOVERNMENT SUPPORT FOR MILITARY SEVICE-DISABLED PERSONS AND THEIR FAMILIES: STATUS AND CURRENT ISSUES

Abstract. The current military-social policy of the Russian Federation pays a lot of attention to the state support for the persons who are disabled as a result of war injuries and diseases obtained during the military service, and their families. The article presents the legal acts regulating this sphere, analyzes the trends of state support for these categories of citizens in the recent years. The authors reveal the major problems in the legislative regulation of state support for military service-disabled people and their families. A number of proposals to fill the legislative gaps are offered.

Keywords: military service, government support, disabled persons, military trauma.

Специфика военной службы такова, что вероятность получить травму весьма высока. Такой вред здоровью в отношении военнослужащих именуется «военная травма». Определяется это состояние военно-врачебными экспертами, которые руководствуются Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.07.13 года № 565. Пункт 94 этого документа описывает военную травму как телесное повреждение, полученное при исполнении военных служебных обязанностей [3]. Таким образом, инвалиды в результате военной травмы - это военные, утратившие здоровье из-за телесных повреждений, полученных при исполнении воинских обязанностей, которым специальной комиссией присвоена инвалидность той или иной степени.

В настоящее время обязательства государства по обеспечению социально-правовой защищенности инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, наступают в отношении военнослужащих, увольняющихся с военной службы в связи с получением военной травмы или по болезни, после признания за ними инвалидности, а также, если инвалидность наступила сразу после увольнения с военной службы (в течение 5 лет после ее окончания).

Необходимость социально-правовой защиты инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, обусловливается важнейшими социальными правами и гарантиями, закрепленными в законодательных актах государства и субъектов Российской Федерации, направленных на удовлетворение необходимых материальных и духовных потребностей людей с ограниченными возможностями и на предоставление им возможно максимальной компенсации за ущерб, причиненный здоровью вследствие выполнения обязанностей военной службы.

Меры государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы регулируются целым рядом законодательных актов, основными из которых являются:

- Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»;

- Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

- Федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике»;

- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном

пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 20 декабря 2006 г. № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях»;

- Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № ЗОб-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Помимо перечисленных законов, которые изданы специально для регулирования тех или иных областей военно-социальных отношений, в сфере военно-социальной политики действуют также другие законы, содержащие правовые нормы, учитывающие специфику их применения в отношении инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы и их семей. К ним относятся:

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.11.2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в редакции от 10.02.2016г. № 92) ежемесячная денежная компенсация назначается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, и военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей.

3

Перечень льгот, предусмотренных для инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, достаточно обширен. Различные министерства и ведомства и субъекты РФ проводят работу по совершенствованию механизма реализации принятых законодательных актов. Медико-социальная защита инвалидов входит в число приоритетных национальных проектов и находится под постоянным контролем федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Основными направлениями государственной политики в отношении инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, являются:

- реализация мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами для инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, и членов их семей;

- выделение из бюджетов различных уровней средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки.

За гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы и ставшими инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы законодательно закреплено: бесплатное медицинское обслуживание, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов); бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам выданным врачом, изделиями медицинского назначения в ведомственных медицинских организациях; лечение в санаторно-курортных учреждениях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки; медицинское обслуживание в лечебных учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

В настоящее время меры социальной поддержки по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года №5 -ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный Закон «О ветеранах»), указанной категории граждан сохранены независимо от получения пенсий по ведомственной принадлежности (за исключением льгот по оплате за телефон).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны, к которым относятся инвалиды боевых действий, предоставляется льгота: оплата в размере 50

4

процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

С 1 января 2005 года некоторые меры социальной поддержки лиц, относящихся к федеральным льготникам, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», заменены ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ), которые, независимо от ведомственной принадлежности по пенсионному обеспечению, устанавливаются и выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, они имеют право на получение набора социальных услуг (социального пакета), который включает в себя:

- дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей, предоставление бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Решение вопросов обеспечения необходимыми лекарственными средствами возложено на медико-санитарную помощь по месту жительства.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 2 декабря 2004 года № 296 [2].

В случае недостаточности лекарственной терапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Инвалидам боевых действий разрешается использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на

5

необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом.

Дети сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу по контракту в МВД Чеченской Республики и погибших при исполнении служебных обязанностей, или сотрудников органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу по контракту в МВД Чеченской Республики и получивших травму, увечье, заболевание, препятствующие дальнейшему прохождению службы, принимаются без вступительных испытаний в образовательные учреждения МВД России при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора и приема в указанные образовательные учреждения.

При равенстве общего количества баллов преимущественное право на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и бесплатного обучения в них получают дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы при условии, если образование данного уровня они получают впервые.

Инвалиды боевых действий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» принимаются вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям. Предусмотрена выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Кроме того, инвалиды вследствие военной травмы или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением обязанностей военной службы, повлекшего стойкую утрату трудоспособности, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в редакции от

10.02.2016 г. № 92) ежемесячная денежная компенсация назначается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, и военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы [4].

Установленный с 1 января 2010 г. порядок выплаты пенсий инвалидам в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности позволил увеличить размер пенсии тем гражданам, у которых группа инвалидности выше, чем степень ограничения трудоспособности, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.

1 мая 2016 г. подписана новая редакция Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г., которая определяет, что инвалиды вследствие военной травмы должны получать компенсации в зависимости от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой пенсии. Законом установлено, что при установлении инвалидности вследствие военной травмы, исключившей возможность гражданину дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация, с последующим взысканием суммы компенсации с виновных лиц. Размер такой компенсации рассчитывается исходя их размера месячного оклада (содержания) и размера ежемесячной надбавки за стаж, с применением следующих коэффициентов: для инвалидов 1 группы - 1; для инвалидов 2 группы - 0,5; для инвалидов 3 группы - 0,3 [7].

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», гарантирующий военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, при установлении инвалидности вследствие военной травмы, выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности [5]. Таким образом, с 2012 г. инвалиды вследствие военной травмы дополнительно к пенсии стали получать ежемесячную денежную компенсацию.

С 1 февраля 2016 года произошло увеличение на 7% ежемесячных денежных выплат с учетом прогнозного уровня инфляции на текущий год. Это увеличение коснулось 16,5 млн. человек. Размер увеличения для каждой категории федеральных льготников индивидуален.

Изменения в размере ЕДВ для основных категорий федеральных льготников представлены в таблице.

Таблица

Изменения в размере ЕДВ для бывших военнослужащих, относящихся к льготным категориям с 1 февраля 2016 г.

Категория льготника Размер ЕДВ до 01.02.2016 г. Размер ЕДВ с 01.02.2016 г.

Инвалиды войны и участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами 4481,47 руб. 4795,17 руб.

Военнослужащие ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) 4481,47 руб. 4795,17 руб.

Участники Великой Отечественной войны 3361,09 руб. 3596,37 руб.

Ветераны боевых действий 2465,67 руб. 2638,27 руб.

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы 2240,74 руб. 2397,59 руб.

Военнослужащие, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, ставшие инвалидами 2240,74 руб. 2397,59 руб.

Военнослужащие, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения 1793,74 руб. 1919,30 руб.

Граждане из подразделений особого риска, имеющие и не имеющие инвалидность 2240,74 руб. 2397,59 руб.

При желании получатель пенсии может за счет ежемесячной денежной доплаты получить набор социальных услуг (НСУ). Размер набора социальных услуг с 1 февраля 2016 года - 995 руб. 23 коп. в месяц:, который предоставляется всем получателям ЕДВ и включает в себя: лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов; путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 апреля 2016 г. государственные, в том числе социальные пенсии, увеличены на 4%. Увеличение пенсий получили более 45 тыс. пенсионеров, являющихся получателями государственных пенсий (в т. ч. в качестве второй пенсии - 2314 чел.) и социальных пенсий. В среднем социальные пенсии увеличились на 300 руб. и их средний размер составил 8553 руб. (на 1 марта было 8251,22 руб.). Данные изменения коснулись военнослужащих, получающих пенсию по инвалидности и ставшими инвалидами в период прохождения военной службы по призыву, и членов их семей, членов семей, получающих пенсии по

случаю гибели военнослужащих, а также ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Ранее, с 1 сентября 2005 г. указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» было установлено дополнительное ежемесячное обеспечение в размере 1000 руб. в месяц для инвалидов вследствие военной травмы [1]. Причем, не имеет значения, в период какой военной и приравненной к ней службы гражданин стал инвалидом вследствие военной травмы и связана ли указанная причина инвалидности с прохождением военной и приравненной службы в «горячих» точках либо исполнением других служебных обязанностей. Главное, чтобы в действующем документе учреждения медико-социальной экспертизы была указана причина инвалидности - «военная травма». Также не имеет значения, в какие годы получена эта инвалидность.

Увеличились размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии. Данные категории являются получателями двух пенсий: страховой и государственной. Страховые пенсии были проиндексированы с 1 февраля на 4%. Государственная пенсия увеличилась с 1 апреля 2016 г. также на 4% и с 1 февраля проиндексировано ЕДВ на 7%.

В итоге, средний размер пенсии по инвалидности участников Великой Отечественной войны составил 32 748 руб. в месяц; пенсии инвалидов вследствие военной травмы составил 30 546 руб. в месяц. Средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, увеличился на 440 рублей и составил 12 165 руб. в месяц.

По данным Пенсионного Фонда России, после индексации с 1 апреля 2016 г. средний размер гражданской пенсии по инвалидности составляет 8 553 руб. в месяц, средний размер пенсии вследствие военной травмы (могут получать две пенсии: государственную пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и трудовую пенсию по старости) - 30 546 руб в месяц. Таким образом, в октябре 2016 г. средний размер пенсии по инвалидности вследствие военной травмы превышает среднюю гражданскую пенсию по инвалидности в 3,57 раза и среднюю трудовую пенсию по России (12 440 руб. в месяц) в 2,46 раза.

Проведенный анализ состояния государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей, позволяет сделать ряд выводов:

1. Проблемы поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей постоянно находятся в центре

9

внимания органов государственной власти и управления и находят отражение в проводимой военно-социальной политике.

2. Существует ряд проблем в законодательном регулировании социальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, участников боевых действий и членов их семей. Это, во-первых, множественность нормативно-правовых актов. Во-вторых, значительная часть правовых норм, содержащихся в указанных выше законах, не являются нормами прямого действия, а рассчитаны на совокупность подзаконных нормативных правовых актов. В-третьих, нестабильность законодательства, подверженность законов в данной сфере частым изменениям и, наконец, наличие значительного числа правовых пробелов и противоречий в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере военно-социальной политики Российской Федерации.

3. Исходя из сложившейся социально-правовой практике в Российской Федерации было бы целесообразно разработать и принять ряд специальных законов, регулирующих меры социальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей. В частности, речь могла бы идти о таких законах, как «Об инвалидах военной службы» и «О льготах для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях», в которых бы были закреплены статус и государственные гарантии для уволенных в запас инвалидов военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, льготы и возможности по реабилитации, а также приложен уточненный Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, повлекших за собой гибель или непосредственную угрозу жизни лицам, находившимся на военной службе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/182576/#ixzz4ZbiCAgWZ.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 декабря 2004 г. N 321 "О внесении изменений и дополнений в приказ Минздравсоцразвития

России от 2 декабря 2004 года N 296"). - Режим доступа: http://base.garant.ru/12138301/#ixzz4ZcxjREvU.

3. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (с изменениями и дополнениями). -Режим доступа: http://base.garant.ru/70411156/#ixzz4ZbgrWagm.

4. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/70144112/#ixzz4ZcvzTynA.

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/178405/#ixzz4ZbrSAEJi.

6. Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/178405/#ixzz4ZbrSAEJi.

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://base.garant.ru/12112505/#ixzz4ZczEq36V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.