Научная статья на тему 'Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России'

Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗМ / ALCOHOLISM / АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ АНТИАЛКОГОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ANTI-ALCOHOL LEGISLATION / НАХОДЯЩИЕСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-ALCOHOL POLICY CONDUCTED BY THE STATE / PREVENTION AND SUPPRESSION OF ANTI-ALCOHOL LAW OFFENCES / ЛИЦА / DRUNK PERSONS IN PUBLIC PLACES / ДОСТАВЛЕНИЕ В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОСТАВЛЕНИЕ В СЛУЖЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ / DELIVERING TO A SPECIAL ROOM IN A TERRITORIAL AGENCY OR POLICE DIVISION / DELIVERING TO MEDICAL CENTRES / MEDICAL DEPARTMENTS OF SOBRIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дизер Олег Александрович

Статья посвящена рассмотрению направлений современной государственной антиалкогольной политики и роли полиции в ее осуществлении. Особое внимание уделяется вопросам предупреждения и пресечения полицией правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства, доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дизер Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Enforcing Police Power to Deliver Drunk People to Medical Centresand Russia’s MIA Territorial Agencies

The article deals with the tendencies of modern anti-alcohol policy carried out by the state and the police role in its implementation. Emphasis is given to prevention and suppression of anti-alcohol legislation offences and delivering drunk persons from public places either to medical centres or a special room in a territorial agency or police division.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России»

2 По жалобе граждан С. В. Бородина, В. Н. Буробина, А. В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор : учебник. М., 2007. С. 243-243 ; Артамонов А. Н. Прокуратура и прокурорский надзор в Российской Федерации : учебное пособие. Омск, 2010. С. 52-58 ; и др.

4 Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул, 2005. С. 173.

5 Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности : учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007. С. 300.

6 См., напр.: Оперативно-розыскная деятельность : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [И. А. Климов и др.] ; под ред. И. А. Климова. М., 2014. С. 267 ; и др.

7 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998. С. 1459 ; и др.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33, ст. 3349. С. 6132-6145 ; 2013. № 26, ст. 3207. С. 65636600.

9 Бессарабов В. Г. Указ. соч. С. 244.

10 Луговик В. Ф. Методические рекомендации о порядке предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора и реагирования на протесты, представления и указания прокурора // Законодательство и практика. 2004. № 1 (12). С. 17.

УДК 342.9 © О. А. Дизер, 2014

Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения,

в медицинские организации и территориальные органы МВД России

О. А. Дизер

Статья посвящена рассмотрению направлений современной государственной антиалкогольной политики и роли полиции в ее осуществлении. Особое внимание уделяется вопросам предупреждения и пресечения полицией правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства, доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции.

Ключевые слова: алкоголизм; антиалкогольное законодательство; государственная антиалкогольная политика;

предупреждение и пресечение правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства; доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах, в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции.

Проблема алкоголизма в России — одна из самых актуальных проблем современности, что связано со все возрастающим количеством лиц, злоупотребляющих алкоголем, а также ростом правонарушений в сфере действия антиалкогольного законодательства, что превращает данную проблему в источник реальной угрозы национальной безопасности государства.

Так, выступая на совещании о мерах по снижению потребления алкоголя в России 12 августа 2009 г., Д. А. Медведев выразил серьезную озабочен-

ность тем, что алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия.

Складывающаяся в государстве обстановка позволяет говорить об увеличении количества правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Например, в Омской области в структуре выявленных за 2013 г. преступлений наибольшее количество составили совершенные в состоянии алкогольного опьянения — 5170 случаев, или 27,3% от общего числа оконченных расследованием преступлений.

Пресечено: 1749 (+30,8%; +412 по сравнению с 2012 г.) административных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции; 1046 фактов незаконной реализации крепких спиртных напитков. Выявлено 230 преступлений, связанных с производством и оборотом фальсифицированной спиртосодержащей продукции. В учреждения здравоохранения доставлено 7630 граждан, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, 579 прошли стационарное лечение 1.

Как показывает правоприменительная и судебная практика, административно-правовые средства, применяемые для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства, часто являются неэффективными. Современную государственную антиалкогольную политику в России целесообразно вести с учетом оценки опыта прошлого, основная задача должна сводиться к постепенному искоренению причин массового пьянства, минимизации его негативных последствий. Именно поэтому антиалкогольная политика выступает неотъемлемой частью общей социальной политики государства, направленной на защиту жизни и здоровья людей, их прав на достойное существование и развитие от воздействия потребления алкоголя.

Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. 2, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет. Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению спиртным.

Кроме того, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 3, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм — одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Вышеназванные нормативные акты послужили основанием для разработки и принятия Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. 4 (далее — Концепция), определившей основные цели, задачи и механизмы реализации данной политики.

Основными целями являются: значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;

повышение эффективности системы профилактики злоупотребления спиртным; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Меры по реализации государственной политики: организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки стратегий борьбы со злоупотреблениями алкогольной продукцией; ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание; осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта; снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени; усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний; разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

Можно констатировать, что на современном этапе развития российского общества борьба с пьянством и алкоголизмом проводится на основе концепции антиалкогольной политики, направленной на защиту жизни и здоровья граждан государства, их прав на достойное существование и развитие от воздействия алкоголя, а также иных нормативно-правовых актов органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями здравоохранения, науки и образования, культуры и искусства, общественных и религиозных организаций, в том числе путем их взаимодействия для достижения поставленных целей и задач.

Немаловажная роль в их реализации отводится органам внутренних дел (полиции), осуществляющим борьбу с пьянством и алкоголизмом путем предупреждения и пресечения нарушения норм действующего антиалкогольного законодательства. В сложившейся ситуации, когда злоупотребление алкоголем достигло колоссальных масштабов и практически становится национальным бедствием, органы внутренних дел (полиция) выступают ключевым субъектом в борьбе с пьянством и алкоголизмом, так как, будучи специальным субъектом управления, именно полиция осуществляет защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность в государстве.

Руководствуясь нормами действующего законодательства, определяющими цели и задачи антиалкогольной политики, органы внутренних дел должны принять все возможные меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в государстве, предотвратить дальнейшее распространение пьянства, особенно в среде несовершеннолетних, обеспечить безопасность дорожного движения, способствовать законному развитию предпринимательской деятельности.

Основные права и обязанности полиции в борьбе с пьянством и алкоголизмом отражены в нормах Федерального закона «О полиции». В соответствии со ст. 12 полиция обязана обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; оказывать первую помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует; регулировать дорожное движение 5.

Для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства полиции предоставлены следующие права: доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации 6.

Право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации или дежурные части содержалось ранее в двух самостоятельных пунктах Закона о милиции (п. 11 и п. 19 ст. 11). Однако данные нормы предполагали нахождение

таких лиц в медицинских вытрезвителях до полного вытрезвления, что не закреплено в нормах действующего законодательства. В государстве существовали специализированные органы, основным направлением деятельности которых было предотвращение нарушений общественного порядка лицами, находящимися в состоянии опьянения, — медицинские вытрезвители. Они осуществляли свою деятельность на основании Положения о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел, утвержденного приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 7, в соответствии с которым они являлись специализированными учреждениями милиции, выполняющими функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства и, в частности, появления в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, или если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе, и оказания им неотложной медицинской помощи. Данные лица доставлялись в вытрезвитель сотрудниками органов внутренних дел, где по прибытии осматривались фельдшерами. При признании их находящимися в состоянии алкогольного опьянения средней степени, требующим вытрезвления, производилось их задержание до момента вытрезвления. Лиц, находящихся в состоянии тяжелого алкогольного опьянения, алкогольной коме, доставляли в медицинские учреждения.

В настоящее время завершена работа по упразднению всех ранее существовавших медицинских вытрезвителей на территории Российской Федерации, а иного органа, взявшего на себя обязанности, раннее им принадлежавшие, не создано. Приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» 8 определен порядок доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах, в медицинские учреждения.

В соответствии с вышеуказанным приказом в медицинские учреждения помещаются только те лица, которые нуждаются в оказании им специализированной медицинской помощи. При отсутствии показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России. Не нашли законодательного разрешения проблемы дальнейше-

го пребывания доставленных в дежурные части из общественных мест граждан в состоянии опьянения. Главным образом это касается вопросов о месте нахождения лица в состоянии алкогольного опьянения до его вытрезвления и сроках его пребывания в дежурной части.

История развития службы медицинских вытрезвителей в России показывает, что в 1940 г. во исполнение постановления Совнаркома СССР вытрезвители из Наркомата здравоохранения были переданы в подчинение Народного комиссариата внутренних дел СССР, а попытка вновь вернуть их в сферу здравоохранения, предпринимавшаяся в 1992 г. во исполнение постановления Правительства РСФСР № 723 «Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР „О милиции"», так и не была реализована в силу экономических причин 9.

Существование медицинских вытрезвителей многие годы позволяло спасти от смерти в результате употребления некачественного алкоголя, обморожений много людей. При все своей про-блемности нормы, предусматривавшие возможность доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские вытрезвители, были направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 20 ноября 2003 г. № 416-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подаря Павла Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктами 11 и 15 статьи 11 Закона Российской Федерации „О милиции", Положением о медицинском вытрезвителе при горрай-органе внутренних дел и Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» сделал вывод, что отмеченные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан 10.

Анализ зарубежного опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом позволяет говорить о наличии медицинских вытрезвителей в структуре государственных органов таких стран, как Беларусь, Казахстан, Чехия и Польша. Существуют и аналоги вытрезвителей. Так, в Канаде действует служба «Красный нос», которая доставляет выпивших людей до места их проживания, если же клиент находится в стадии глубокого опьянения, его привозят в медицинское учреждение. Подобная служба действует и в Швеции.

В странах Западной Европы пьяных задерживают лишь при нарушении порядка, однако имеются благотворительные службы, которые на добровольной основе могут доставить человека домой. Их активность особенно проявляется в холодное время года п.

Сегодня, учитывая актуальность вопросов предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, в субъектах Российской Федерации пытаются ввиду пробельности федерального законодательства создать специализированные учреждения, основной задачей которых являлось бы доставление и нахождение в них лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах.

В Новосибирске собираются открыть десять (по одной на каждый район города) консультативно-диагностических палат, которые будут располагаться рядом с приемным покоем в медучреждении. Отличие от классических вытрезвителей — не только в относительном комфорте, но и в полной добровольности пребывания. На Вологодчине полицейские расширяют помещения дежурных частей, увеличивают количество камер предварительного заключения, в которые помещают людей в состоянии тяжелого опьянения, в то время как вменяемых отвозят в больницы. В Томской области за счет бюджета открывают спецучреждения — аналог вытрезвителей. В Ленинградской области депутаты Законодательного собрания хотят возродить вытрезвители на базе наркодиспансеров, так как в обычных больницах нет палат для оказания неотложной наркологической помощи 12. Управление МВД России по Омской области обратилось в Правительство Омской области с инициативой открытия реабилитационных учреждений для лиц, находящихся в состоянии опьянения 13.

Особого внимания при рассмотрении вопроса о создании подобных учреждений заслуживает опыт Томской области, где впервые после ликвидации медицинских вытрезвителей был создан пункт медицинской помощи. В связи с ростом преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, УВД по Томской области обратилось к губернатору с предложением о создании на территории областного центра медицинского учреждения по оказанию медицинской помощи лицам, находящимся в общественных местах и на улицах в состоянии алкогольного опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей среде.

В соответствии с распоряжением губернатора Томской области от 20 августа 2010 г. № 719-ра на территории г. Томска с 3 декабря 2010 г. начал свою деятельность пункт медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Под помещения медицинского пункта было выделе-

но отдельно стоящее кирпичное здание. Структура медицинского пункта предусматривает наличие:

— комнаты предварительного осмотра;

— кабинета медицинского освидетельствования;

— процедурного кабинета;

— лаборатории предварительной диагностики на содержание в крови наркотических веществ;

— 4-х наблюдательных палат на 14 мест (2 — пятиместные, 1 — четырехместная, 1 — одноместная);

— кабинета медперсонала;

— кабинета заведующего медицинским пунктом;

— поста полиции.

Все помещения медицинского пункта оборудованы видеонаблюдением. Численность медперсонала составляет 37 человек. Деятельность медицинского пункта финансируется из областного бюджета.

В целях поддержания правопорядка на территории указанного медицинского учреждения и организации работы сотрудников милиции (полиции) по выявлению и размещению в пункте медицинской помощи лиц, доставленных с признаками алкогольного опьянения, разработан и подписан совместный приказ УВД по Томской области и Департамента здравоохранения Томской области от 15 ноября 2010 г. № 367/485, утверждающий Инструкцию по организации деятельности сотрудников полиции и медицинских работников в вышеуказанном медицинском учреждении. В соответствии с этим нормативным документом сотрудниками отдельного батальона ППСП УМВД России по Томской области обеспечивается правопорядок на прилегающей к медицинскому учреждению территории, а также оказывается содействие медицинскому персоналу в пресечении правонарушений, совершаемых лицами, доставленными в пункт медицинской помощи. Данная профилактическая мера существенно повлияла на снижение числа преступлений, совершаемых на территории г. Томска в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, на данном этапе реализации государственной антиалкогольной политики решение

об упразднении медицинских вытрезвителей в России является преждевременным, поскольку их фактическое отсутствие не отвечает требованиям о защите прав и свобод граждан.

1 Доклад начальника Управления МВД России по Омской области о деятельности полиции за 2013 г. к заседанию Законодательного Собрания Омской области. Официальный сайт УМВД России по Омской области. URL: http://55.mvd.ru (дата обращения: 04.02.2014).

2 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 42, ст. 5009. С. 10382-10391.

3 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Там же. 2009. № 20, ст. 2444. С. 6414-6435.

4 Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Там же. 2010. № 2, ст. 264. С. 776-784.

5 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ст. 12) // Там же. 2011. № 7, ст. 900. С. 2140-2186.

6 Там же (ст. 13).

7 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

8 Рос. газета. 2012. 29 февр.

9 Егоров И. МВД закрывает вытрезвители и переводит деньги вневедомственной охраны в бюджет // Рос. газета. 2011. 28 сент.

10 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. № 2. С. 85.

11 Бабанян Э. А., Пятов М. Д. Профилактика алкоголизма. М., 2005. С. 112.

12 «Красный нос» за умеренную плату // Мурманский вестник. 2012. 27 окт.

13 Доклад начальника Управления МВД России по Омской области о деятельности полиции за 2013 г. к заседанию Законодательного Собрания Омской области. Официальный сайт УМВД России по Омской области. URL: http://55.mvd.ru (дата обращения: 04.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.