Руденко Анастасия Николаевна
преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (е-таП: [email protected])
Власенко Елена Евгеньевна
преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Соблюдение прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами в состоянии опьянения
В статье раскрыты трудности, с которыми сталкивается сотрудник полиции при решении проблем в производстве по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами в состоянии опьянения. Затронуты права человека при производстве по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами в состоянии опьянения. Подчеркнута актуальность вопроса о восстановлении деятельности медицинских вытрезвителей.
Ключевые слова: сотрудник полиции, административное правонарушение, доставление и задержание, опьянение, права человека, медицинский вытрезвитель.
A.N. Rudenko, Lecturer of the Chair of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
E.E. Vlasenko, Lecturer of the Chair of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Observance of human rights in the proceedings on cases about administrative offences committed by persons in a state of intoxication
The article presents the difficulties and problems faced by the police officer in the proceedings on cases about administrative offences committed by persons in a state of intoxication. Human rights in the proceedings on cases about administrative offences committed by persons in a state of intoxication are considered. Emphasized the relevance of the question of the restoration of the medical sobering-up stations.
Key words: police officer, administrative offence, conveyance and detention, intoxication, human rights, medical detox.
Принцип приоритета прав человека и гражданина в законодательстве, а особенно в административной практике, является наиболее актуальным среди других принципов. Для правового государства должно быть характерно, что права личности являются высшей ценностью, а все государственные органы, в первую очередь органы исполнительной власти, несут ответственность за несоблюдение этих прав. Права человека и гражданина должны быть реально и надежно защищены от любого злоупотребления со стороны органов государственной власти либо должностных лиц [1, с. 20].
Анализ состояния преступности свидетельствует, что одним из серьезных обстоятельств, негативно влияющих на криминогенную об-
становку, является высокий уровень алкоголизации населения и дальнейшее разрастание пьянства.
Как показывает статистика, на территории города Краснодара за 12 месяцев 2014 г. в состоянии опьянения совершено 926 преступных деяний, из которых 871 (+107 с АППГ) совершено в алкогольном опьянении [2].
В 2014 г. за появление в общественных местах города Краснодара в состоянии опьянения к административной ответственности было привлечено более 7 тысяч (7116); за распитие алкогольной продукции - более 3 тысяч человек (3703; +1587) [3].
В решении задач сокращения преступности полиция сталкивается с серьезными проблемами, одна из которых - отсутствие необходи-
300
мых рычагов воздействия на лиц, страдающих алкогольной зависимостью, которыми в состоянии алкогольного опьянения, как правило, и совершаются преступления, в том числе относящиеся к категории тяжких.
Следует отметить, что в советский период истории нашего государства наиболее эффективной структурой, способной в полной мере осуществлять профилактику пьянства и алкоголизма, являлись медицинские вытрезвители, которые выполняли функции специализированных учреждений по пресечению нарушений антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и в других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и по оказанию лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи, по изоляции нетрезвых граждан на несколько часов до момента естественного их вытрезвления.
Помещение указанной категории граждан в специальные учреждения с одновременной их изоляцией из общественных мест позволяло предотвратить совершение правонарушений и преступлений более тяжких составов лицами, находящимися в состоянии опьянения, а также в отношении их.
Недостатки существовавшей системы вытрезвления были предметом широкой критики и обсуждения в средствах массовой информации, что способствовало принятию государственного решения о передаче этих функций учреждениям здравоохранения [4, с. 404].
В октябре 2011 г. был закрыт последний медвытрезвитель в стране. При этом вопрос о передаче помещений и создании специализированной службы даже не рассматривался. Работа по доставлению лиц в состоянии опьянения легла на службу скорой медицинской помощи. На муниципальных уровнях определены медицинские учреждения для доставления лиц указанной категории. Как правило, это городские больницы.
В настоящее время сотрудники полиции по-прежнему выполняют обязанности по пресечению административных правонарушений, в том числе и по выявлению фактов появления в общественных местах в состоянии опьянения. Однако доставление и оформление этой категории граждан в медицинские учреждения занимает значительный период времени. В результате сотрудники полиции, несущие службу на улицах и в других общественных местах, отсутствуют на маршруте патрулирования длительное время. Кроме того, граждане в силь-
ной степени опьянения могут доставляться в приемный покой медицинских учреждений, в то время как там находятся несовершеннолетние.
Хотелось бы отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время созданы центры медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Финансирование деятельности центров осуществляется из средств региональных бюджетов.
В связи с упразднением медицинских вытрезвителей сотрудники полиции столкнулись с весьма серьезными трудностями при обеспечении правопорядка, поскольку некуда стало доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, которое исключает помещение в медицинские организации.
Сотрудник полиции, выполняя служебные обязанности, сталкивается с ситуациями, в которых необходимо применить такую меру административного принуждения, как доставление правонарушителя в отдел полиции. При этом сотруднику полиции необходимо определить состояние правонарушителя (степень опьянения), возможность и необходимость оказания ему медицинской помощи.
Обязательным условием при задержании является разъяснение гражданину прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ. Доказательством того, что права разъяснили, является соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Однако, если гражданин находится в состоянии опьянения, это не всегда возможно. Здесь четко прослеживается нарушение конституционных прав человека.
Сегодня приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 регламентирован порядок доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские учреждения.
Инструкция, утвержденная этим приказом, согласована с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В ней, в частности, предусмотрено, что сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями де-
301
журного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.
В соответствии с данным приказом в медицинские учреждения помещаются только те лица, которые нуждаются в оказании им медицинской помощи. При отсутствии показаний для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России [5].
Возникает проблема определения места и времени вытрезвления.
Исчисление срока административного задержания начинается с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, -со времени его вытрезвления. При этом необходимо отметить, что в КоАП РФ максимальный срок вытрезвления, а также тот, кто определяет момент вытрезвления, не установлены. КоАП РФ отдает установление момента вытрезвления на усмотрение должностных лиц, осуществляющих задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения.
Следует отметить, что врачебная практика связывает момент вытрезвления с истечением определенного периода времени. Например, вытрезвление состояния опьянения, вызванного употреблением алкоголя, происходит в среднем в течение 6-8 часов (если состояние опьянения не поддерживать новыми дозами алкоголя). Здесь по объективным причинам сложно определить момент вытрезвления: алкоголь, наркотические вещества и другие инициаторы опьянения действуют на людей по-разному [6, с. 192].
Такая нечеткая формулировка скрывает в себе ничем не ограниченные дискреционные полномочия сотрудников полиции по определению такого периода. Тем самым создаются не только условия для злоупотреблений при определении момента вытрезвления, но и усложняется деятельность полиции по выявлению административных правонарушений. Во избежание необоснованного увеличения сроков административного задержания необходимо предложить законодательное закрепление врачебного удостоверения момента вытрезвления доставленных лиц, в отношении которых применено административное задержание [7, с. 20].
Поэтому было бы неплохо, если бы законодатели учредили норму, в соответствии с которой момент вытрезвления определял бы врач, осуществляющий освидетельствование состояния опьянения.
Анализ нормативных положений ст. 27.327.5 КоАП РФ, регламентирующих порядок применения административного задержания, показывает, что законодателем не установлен максимальный срок помещения на вытрезвление лица, находящегося в состоянии опьянения, как и не установлено, кто должен определять момент вытрезвления.
В целях устранения субъективного определения момента вытрезвления и недопущения злоупотреблений со стороны должностных лиц, применяющих данную меру административного принуждения, а также соблюдения прав граждан на личную свободу необходимо в ст. 27.5 КоАП РФ законодательно закрепить срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения, определение момента вытрезвления.
Проведение медицинского освидетельствования показывает, что до настоящего времени не определен единый порядок направления на медицинское освидетельствование, проведения и оформления его результатов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, правом проведения освидетельствования на состояние опьянения с помощью технических средств не наделены ни участковые уполномоченные полиции, ни должностные лица дежурных частей органов внутренних дел, ни сотрудники патрульно-постовой службы полиции.
Наибольшие затруднения у сотрудников полиции вызывает применение такой меры пресечения, как помещение на вытрезвление лиц, находящихся в состоянии опьянения. Это связано с тем, что процедура помещения лица, совершившего административное правонарушение в состоянии опьянения, не детализирована, как и не определены места содержания данных лиц до вытрезвления.
В связи с этим в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, устранения опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих, а также эффективного обеспечения полицией охраны правопорядка в общественных местах необходимо восстановить медицинские вытрезвители и оставить их в системе МВД России. Такая мера административного принуждения, как помещение на вытрезвление, должна получить закрепление в КоАП РФ и одновременно в нормативных правовых актах МВД России.
Актуальность вопроса о восстановлении деятельности медицинских вытрезвителей также обусловливает рост в последние годы
302
количества зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, скверах, парках, а также совершенных в состоянии опьянения. Причем статистические данные о количестве административных правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, были бы еще более удручающими, если бы учитывались данные о состоянии потерпевшего в момент совершения в отношении его преступления.
Сама мера административного принуждения - помещение на вытрезвление - должна получить закрепление в КоАП РФ в качестве меры административно-процессуального обеспечения с одновременным установлением ее правового механизма в нормативных правовых актах МВД России. При этом в КоАП РФ должны быть определены порядок, основания, цели ее применения и меры воздействия (физическая сила, специальные средства), которые могут быть применены к лицу, помещаемому на вытрезвление.
В связи с этим нам видится, что на нынешнем этапе развития общества возможным
1. Четвериков В. С. Административное право Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2012.
2. Аналитические данные // Сведения ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
3. Справка о состоянии работы по линии административного законодательства // Сведения Управления МВД России по городу Краснодару.
4. Мирошниченко Л.Д. Организация медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения: региональный аспект // Вопросы наркологии. 2013. № 5.
5. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: приказ МВД России от 23 дек. 2011 г. № 1298 // Рос. газ. 2012. 29 февр.
6. Резепов И.Ш. Пособие для истца: судебный процесс от подачи иска до исполнения решения. Ростов н/Д, 2008.
7. Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
вариантом решения вопроса реорганизации медицинских вытрезвителей может стать создание в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ медицинских отделений при учреждениях здравоохранения, в функции которых входило бы оказание первой медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, доставленным с улиц и иных общественных мест, выведение данных лиц из состояния алкогольной интоксикации с осуществлением курса их дальнейшей реабилитации. При этом органы внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации будут осуществлять доставление указанных лиц в эти учреждения и обеспечивать охрану общественного порядка.
Авторы убеждены, что принятие положительного решения по затронутому вопросу восстановления института медицинских вытрезвителей послужит серьезным фактором оздоровления криминогенной обстановки, а также наиболее эффективной формой борьбы с алкоголизацией населения.
1. Chetverikov V.C. Administrative law of the Russian Federation: study aid. Moscow, 2012.
2. Analytical data // Information of Information Center of Main Directorate of the Ministry of the Interior of Russia across Krasnodar region.
3. The reference on the work of the administrative law // Control Information of the MIA of Russia in the city of Krasnodar.
4. Miroshnichenko L.D. Organization of medical assistance to persons in a state of alcoholic intoxication: a regional perspective // Addiction issues. 2013. № 5.
5. On approval of the Instruction about the order of delivery of persons in public places in a state of alcoholic, narcotic or other toxic substances, and lost the ability to move independently or to navigate in the environment, in health care organizations: order of the Ministry of the Interior of Russia of Dec. 23, 2011 № 1298 // Rus. newsp. 2012. Febr. 29.
6. Rezepov I.Sh. Manual for plaintiff: the court process from filing a lawsuit to enforce the judgment. Rostov-on-Don, 2008.
7. Pomogalova Yu.V. Administrative detention, delivery, and drive in the system of administrative coercive measures: auth. abstr. ... Master of Law. Saratov, 2005.
303