Научная статья на тему 'Проблемы доставления полицией граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться, в медицинские организации'

Проблемы доставления полицией граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться, в медицинские организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5611
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТАВЛЕНИЕ ЛИЦ / НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ / В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИБО В СЛУЖЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ВЫТРЕЗВИТЕЛИ / TRANSPORTING THE PERSONS BEING INTOXICATED IN PUBLIC PLACES / MEDICAL SOBERING-UP STATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дизер О. А.

Федеральным законом «О полиции» сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Эта мера, не являющаяся основным направлением деятельности и нацеленная на противодействие росту пьянства и алкоголизма среди населения, реализуется следующими подразделениями: патрульно-постовой службой полиции, службой участковых уполномоченных полиции, подразделениями по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной службой ГИБДД. С момента упразднения медицинских вытрезвителей в Российской Федерации прекратила функционировать служба, основной задачей которой являлось противодействие пьянству и алкоголизму. В настоящее время в медицинские учреждения помещаются только те лица, которые нуждаются в оказании им специализированной медицинской помощи. В свою очередь, при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России. В этих условиях возникают проблемы, касающиеся дальнейшего пребывания доставленных в дежурные части из общественных мест граждан, находящихся в состоянии опьянения. На сегодняшний день, учитывая актуальность вопросов предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства и ввиду наличия пробелов в федеральном законодательстве, в субъектах Российской Федерации пытаются создать специализированные учреждения, основной задачей которых является доставление и размещение в них лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дизер О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of transporting the persons being drunk in public places and having lost the ability to move independently to medical organizations by police

Federal law "On police” provides the right of law enforcement officers to transport the persons being under the influence of alcohol, narcotics and/or other drugs in public and unable to move independently and/or navigate in the environment to medical organizations. This measure is not the primary activity of the police. It is aimed at countering the increase of alcohol abuse and alcoholism among the population and implemented by the following police units: patrol police, divisional inspectors, juvenile inspection, road patrol service of the State Inspection for Road Traffic Safety. Since the abolition of medical sobering-up stations in the Russian Federation, the service whose main task was to counter alcohol abuse and alcoholism has stopped its functioning. Currently, only those persons who need specialized medical care can be placed in a medical institution. If there are no medical indications for providing medical assistance in a hospital, offenders under the influence of alcohol are transported by police officers to the dispatch centers (police control centers) of the territorial bodies of the MIA of Russia. In these circumstances the problems concerning the further stay of the transported persons arise. Today, taking into account the urgency of the issues concerning the prevention and suppression of violations of anti-alcohol legislation and gaps in federal legislation, there are some attempts to create the specialized institutions whose main task is to transport and accommodate the persons being drunk in public places in some of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы доставления полицией граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться, в медицинские организации»

ДИЗЕР O.A.,

кандидат юридических наук, доцент,

[email protected] Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, просп. Комарова, 7

DIZER O.A.,

Candidate of Legal Sciences,

associate professor,

[email protected]

Chair of Administrative Law

and Administrative Activities;

Omsk Academy of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

komarova Ave. 7, Omsk, 644092,

Russian Federation

ПРОБЛЕМЫ ДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ И УТРАТИВШИХ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ, В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Реферат. Федеральным законом «О полиции» сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Эта мера, не являющаяся основным направлением деятельности и нацеленная на противодействие росту пьянства и алкоголизма среди населения, реализуется следующими подразделениями: патрульно-постовой службой полиции, службой участковых уполномоченных полиции, подразделениями по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной службой ГИБДД. С момента упразднения медицинских вытрезвителей в Российской Федерации прекратила функционировать служба, основной задачей которой являлось противодействие пьянству и алкоголизму. В настоящее время в медицинские учреждения помещаются только те лица, которые нуждаются в оказании им специализированной медицинской помощи. В свою очередь, при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России. В этих условиях возникают проблемы, касающиеся дальнейшего пребывания доставленных в дежурные части из общественных мест граждан, находящихся в состоянии опьянения. На сегодняшний день, учитывая актуальность вопросов предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства и ввиду наличия пробелов в федеральном законодательстве, в субъектах Российской Федерации пытаются создать специализированные учреждения, основной задачей которых является доставление и размещение в них лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах.

Ключевые слова: доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах, в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, медицинские вытрезвители.

THE PROBLEMS OF TRANSPORTING THE PERSONS BEING DRUNK IN PUBLIC PLACES AND HAVING LOST THE ABILITY TO MOVE INDEPENDENTLY TO MEDICAL ORGANIZATIONS BY POLICE

Abstract. Federal law "On police" provides the right of law enforcement officers to transport the persons being under the influence of alcohol, narcotics and/or other drugs in public and unable to move independently and/or navigate in the environment to medical organizations. This measure is not the primary activity of the police. It is aimed at countering the increase of alcohol abuse and alcoholism among the population and implemented by the following police units: patrol police, divisional inspectors, juvenile inspection, road patrol service of the State Inspection for Road Traffic Safety. Since the abolition of medical sobering-up stations in the Russian Federation, the service whose main task was to counter alcohol abuse and alcoholism has stopped its functioning. Currently, only those persons who need specialized medical care can be placed in a medical institution. If there are no medical indications for providing medical assistance in a hospital, offenders under the influence of alcohol are transported by police officers to the dispatch centers (police control centers) of the territorial bodies of the MIA of Russia. In these circumstances the problems concerning the further stay of the transported persons

© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).

arise. Today, taking into account the urgency of the issues concerning the prevention and suppression of violations of anti-alcohol legislation and gaps in federal legislation, there are some attempts to create the specialized institutions whose main task is to transport and accommodate the persons being drunk in public places in some of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: transporting the persons being intoxicated in public places to medical organizations or police stations, medical sobering-up stations.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»* сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Кроме того, указанный пункт закрепляет право полиции доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу.

Данное полномочие полиции полностью соответствует принятой в 2009 г. концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года**, определившей основные цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Основными целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

** Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. N 2128-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 2. Ст. 264. С. 776-784.

продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России являются: значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Реализация данной политики осуществляется с помощью таких способов, как: организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки стратегий борьбы со злоупотреблениями алкогольной продукцией; ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание; осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта; снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени; усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний; разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

Руководствуясь в своей деятельности нормами действующего законодательства, определяющего цели и задачи государственной антиалкогольной политики, органы внутренних дел должны принять все возможные меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в государстве, предотвратить дальнейший рост потребления алкоголя гражданами страны, особенно теми, кто еще не достиг совершеннолетия, обеспечить безопас-

ность дорожного движения, способствовать законному развитию предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день противодействие росту пьянства и алкоголизма среди населения осуществляется следующими подразделениями и службами органов внутренних дел: патрульно-постовой службой полиции, службой участковых уполномоченных полиции, подразделениями по делам несовершеннолетних, дорожно-пат-рульной службой ГИБДД.

Так, в частности, сотрудники патрульно-постовой службы полиции осуществляют свою деятельность в соответствии с приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»*. Данный нормативный правовой акт определяет порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

Одной из главных задач в деятельности патрульно-постовой службы полиции является пресечение административных правонарушений и задержание правонарушителей, их совершивших. Строевые подразделения патрульно-постовой службы оказывают помощь гражданам, находящимся в беспомощном состоянии, опасном для жизни или здоровья; участвуют в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, а также наделены правом задержания лиц, совершивших правонарушения, доставления в случае возникновения необходимости лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации.

Деятельность участковых уполномоченных полиции регламентирована приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности учас-

* Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. N 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.

тковых уполномоченных полиции»**. Участковые уполномоченные полиции выполняют возложенные на них задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности на закрепленной за ними в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Участковые уполномоченные полиции в полной мере решают задачи, стоящие перед органами внутренних дел (полицией), в рамках реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации и являются при этом основным субъектом применения административно-правовых норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, связанные с пьянством.

В соответствии с данным приказом участковые уполномоченные полиции обязаны участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации. Вместе с тем отметим, что лица, злоупотребляющие спиртными напитками, достаточно часто совершают правонарушения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, а значит, они должны являться объектом повышенного внимания со стороны участкового уполномоченного полиции как сотрудника, наиболее часто контактирующего с населением административного участка.

При несении службы по охране общественного порядка и обеспечении обще-

** Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 дек. 2012 г. N 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта.

ственной безопасности участковый уполномоченный полиции должен обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка, в том числе во взаимодействии с сотрудниками патрульно-постовой службы, а также оказывать в пределах своей компетенции помощь и содействие подразделениям по исполнению административного законодательства территориального органа внутренних дел.

Одним из основных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке является обеспечение безопасности дорожного движения. В связи с этим полагаем, что участковый уполномоченный полиции должен проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения.

Полномочия и порядок осуществления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних утверждены приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»*. К числу основных обязанностей подразделений по делам несовершеннолетних относится осуществление профилактики пьянства среди несовершеннолетних, предупреждение общественно опасных деяний со стороны несовершеннолетних, участие в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних, и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков. Кроме того, данные подразделения обязаны устанавливать с помощью сотрудников других подразделений и служб обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними спиртных напитков; информировать

* Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. N 845 / / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.

органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков.

Федеральным законом «О полиции» определено право сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, временно ограничивать или запрещать дорожное движение, если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.

Кроме того, в соответствии с приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»** сотрудники дорожно-патрульной службы гИБДД во исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения вправе осуществлять следующие административные процедуры: остановку транспортного средства; отстранение водителя от управления транспортным средством; освидетельствование водителя на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что реализация указанных полномочий не является основным направлением деятельности всех названных служб и подразделений полиции.

С момента упразднения медицинских вытрезвителей в Российской Федерации прекратила функционировать служба,

** Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 // Рос. газ. 2009. 7 июля.

основной задачей которой являлось противодействие пьянству и алкоголизму.

Разработанная и утвержденная концепция государства, а также принятые нормативные правовые акты в области профилактики и противодействия росту пьянства и алкоголизма среди населения позволяют говорить об активной многоплановой деятельности органов исполнительной власти, иных государственных структур в целях противодействия этим антисоциальным явлениям.

Однако ряд правовых и организационных вопросов не нашел своего практического разрешения, что вызывает необходимость дальнейшей работы в сфере противодействия пьянству и алкоголизму в России.

На современном этапе реформирования системы органов внутренних дел и в свете противодействия пьянству и алкоголизму в стране своеобразной модернизации подверглась такая мера административного пресечения, как доставление правонарушителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские вытрезвители.

Медицинские вытрезвители осуществляли свою деятельность на основании приказа МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106, утвердившего Положение о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел (текст приказа официально опубликован не был, утратил силу), в соответствии с которым они являлись специализированными учреждениями милиции, выполняющими функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, в частности, появления в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться, либо могли причинить вред окружающим или себе, и оказания им неотложной медицинской помощи.

Лица по подозрению на нахождение в состоянии подобного алкогольного опьянения доставлялись в вытрезвитель сотрудниками органов внутренних дел, где по прибытии осматривались фельдшерами. При признании лиц находящимися в состоянии алкогольного опьянения средней степени, требующем вытрезвления, производилось их задержание до момента вытрезвления. Лиц, находящихся в состоя-

нии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, а также находящихся в алкогольной коме, доставляли в медицинские учреждения.

В настоящее время завершена работа по упразднению всех ранее существовавших медицинских вытрезвителей на территории Российской Федерации, а иного органа, взявшего на себя обязанности, принадлежавшие медицинским вытрезвителям, не создано.

Анализ истории развития службы медицинских вытрезвителей в России показывает, что в 1940 году во исполнение Постановления Совнаркома СССР вытрезвители из Наркомата здравоохранения были переданы в подчинение Народного комиссариата внутренних дел СССР, а попытка вновь вернуть их в сферу здравоохранения, предпринимавшаяся в 1992 году, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723 «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие закона РСФСР "О милиции"»*, так и не была реализована в силу экономических причин [1].

Существование медицинских вытрезвителей на протяжении ряда лет позволяло спасать от смерти в результате передозировки алкоголя, обморожений в холодное время года многие человеческие жизни [2]. При всей своей проблемности нормы Закона РФ «О милиции», предусматривавшие возможность доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские вытрезвители, были направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 20 ноября 2003 г. N 416-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подаря Павла Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федера-

* Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

ции об административных правонарушениях, пунктами 11 и 15 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции", Положением о медицинском вытрезвителе при гор-райоргане внутренних дел и Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» сделал вывод, что отмеченные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан*.

Анализ зарубежного опыта противодействия пьянству и алкоголизму позволяет говорить о наличии и поныне в структуре государственных органов медицинских вытрезвителей так, например, в Белоруссии в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. N 307 «О вопросах совершенствования деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь» при территориальных отделах органов внутренних дел медицинские вытрезвители преобразованы в специализированные изоляторы**. В данные изоляторы в соответствии с указанным нормативным правовым актом помещаются лица, в отношении которых применено административное задержание за появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, а также за совершение в состоянии алкогольного опьянения административных правонарушений, влекущих наказание в виде административного ареста, до их вытрезвления.

Существуют и несколько другие подходы к решению проблемы нахождения людей на улице в состоянии опьянения. Так, в Канаде действует волонтерская служба «красный нос», которая доставляет нетрезвых граждан, не способных управлять собственным автомобилем, до места их проживания; если же клиент находится в стадии глубокого опьянения, его доставляют в медицинское учреждение [3].

В странах Западной Европы пьяных задерживают лишь в случае нарушения общественного порядка, однако существуют благотворительные службы, которые на добровольной основе могут доставить человека домой, их активность особенно проявляется в холодное время года [4, с. 112].

* Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. 2004. N 2.

** URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx

?rgn=63462

В соответствии с приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. N 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»*** в медицинские учреждения помещаются только те лица, которые нуждаются в оказании им специализированной медицинской помощи. В свою очередь, при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России. В этих условиях возникают проблемы, касающиеся дальнейшего пребывания доставленных в дежурные части из общественных мест граждан, находящихся в состоянии опьянения. Главным образом это касается вопросов о месте нахождения лица в состоянии алкогольного опьянения до его вытрезвления и сроках его пребывания в дежурной части [5, с. 43].

Так, например, срок административного задержания исчисляется с момента доставления лица, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - с момента его вытрезвления. Формулировку «с момента вытрезвления» некоторые авторы называют «резиновой» [6, с. 42], поскольку вопрос об определении вытрезвления должен решаться уполномоченными на то лицами или учреждениями.

Некоторые авторы отмечают, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих административное задержание. Такая формулировка, по мнению исследователей, создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления [7, с. 769; 8, с. 21]. отсутствие документально зафиксированного решения специалиста-медика о вытрезвлении не позволяет объективно установить начало течения срока административного задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения.

*** Рос. газ. 2012. 29 февр.

Помимо этого, в большинстве медицинских организаций отсутствуют специализированные помещения для приема лиц, находящихся в состоянии опьянения, поэтому оказание им помощи может осуществляться в порядке очереди вместе с другими посетителями. Данные граждане, ожидая оказания им помощи, как правило, находясь в состоянии сильной степени опьянения, могут доставлять неудобство, а иногда и представлять опасность для других лиц, обратившихся за медицинской помощью. Более того, следует напомнить о том, что в период функционирования вытрезвителей оказываемая услуга являлась платной, а в настоящее время вопрос о возмещении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, и их содержанием, в законодательстве четко не урегулирован.

Следует признать, что на данном этапе развития государственной антиалкогольной политики решение вопроса об упразднении медицинских вытрезвителей в России нельзя считать положительным.

Как показывает практика, на региональном уровне необходимость воссоздания учреждений, подобных медицинским вытрезвителям, возникла практически сразу же после их закрытия [9].

На сегодняшний день, учитывая актуальность вопросов предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, в субъектах Российской Федерации пытаются, ввиду наличия пробелов в федеральном законодательстве, создать специализированные учреждения, основной задачей которых являлось бы доставление и размещение в них лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах.

Интересным является опыт различных субъектов Российской Федерации по созданию специализированных учреждений, выполняющих функции медицинских вытрезвителей. На территории г. Томска с конца 2010 года функционирует пункт медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, который создан на базе областного наркологического диспансера, финансирование деятельности медицинского пункта осуществляется из областного бюджета [10, с. 3]. Республика Татарстан планирует открытие «Домов трезвости», учитывая опыт работы автономного учреждения «Медицинский

центр детоксикации "Визит"», функционирующего в городе Альметьевске [11]. По общему правилу, такие учреждения находятся в ведении органов здравоохранения, роль полиции сводится к подбору пьяных, доставлению их в данные учреждения и поддержанию порядка в них и на прилегающей территории [2]. Данные обязанности могут закрепляться за сотрудниками полиции и медицинскими работниками совместными приказами МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и департаментов здравоохранения на региональном уровне*.

В Новосибирске вместо ликвидированных 16 медицинских вытрезвителей в структуре Областного наркологического диспансера создано специальное отделение для оказания помощи пьяным с их письменного согласия, однако такая услуга, естественно, не пользуется спросом [12]. Аналогичная практика складывается в кемеровской области, например в г. Бе-резовске, с той лишь разницей, что лиц в состоянии алкогольного опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться и нуждающихся в медицинской помощи, доставляют в санпропускник центральной городской больницы. При возникновении конфликтных ситуаций со стороны доставленных граждан они разрешаются с помощью мужчин-вахтеров и медицинского персонала**. Аналогичная практика сформировалась на территории Свердловской области***.

* См., например: О порядке взаимодействия управления внутренних дел по томской области и департамента здравоохранения томской области по обеспечению правопорядка в пункте медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения: приказ УВД России Томской области и Департамента здравоохранения Томской области от 15 нояб. 2010 г. N 367/485. Документ официально опубликован не был.

** По материалам, предоставленным ГУ МВД России по Кемеровской области.

*** Об организации оказания скорой медицинской помощи гражданам городского округа Первоуральск в условиях реформирования службы медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел Свердловской области: постановление Администрации городского округа Первоуральск от 9 февр. 2011 г. N 196 // Вечерний Первоуральск. 2011. 22 февр.

Управление МВД России по Омской области обратилось с инициативой открытия реабилитационных учреждений для лиц, находящихся в состоянии опьянения, в Правительство Омской области [13].

В Ленинградской области депутаты Законодательного собрания хотят возродить вытрезвители на базе наркологических диспансеров, так как в обычных больницах нет палат для оказания неотложной наркологической помощи*. В некоторых регионах, например в Хабаровском крае, только ставится вопрос о создании на территории муниципального района медицинского вытрезвителя**.

Особого внимания при рассмотрении вопроса о создании подобных учреждений заслуживает опыт Томской области, где впервые после ликвидации медицинских вытрезвителей был создан пункт медицинской помощи.

В связи с ростом преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, УВД по Томской области обратилось к губернатору Томской области с предложением о создании на территории областного центра медицинского учреждения по оказанию медицинской помощи лицам, находящимся в общественных местах и на улицах в состоянии алкогольного опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей среде.

В соответствии с распоряжением губернатора Томской области от 20 августа 2010 г. N 719-ра на территории г. Томска с 3 декабря 2010 г. начал свою деятельность

* Об обращении депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину, министру внутренних дел Российской Федерации ВА. Колокольцеву и министру здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой: постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 30 мая 2012 г. N 466. Документ официально опубликован не был.

** Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2014-

2016 годы: постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 12 дек. 2013 г. N 2004 // Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района. 2014. N 12 (ч. 1).

пункт медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения***.

Под помещения медицинского пункта было выделено отдельно стоящее кирпичное здание. Структура медицинского пункта предусматривает наличие: комнаты предварительного осмотра; кабинета медицинского освидетельствования; процедурного кабинета; лаборатории предварительной диагностики на содержание в крови наркотических веществ; четырех наблюдательных палат на 14 мест (2 - пятиместные, 1 - четырехместная, 1 - одноместная); кабинет медперсонала; кабинет заведующего медицинским пунктом; пост полиции.

Все помещения медицинского пункта оборудованы системой видеонаблюдения. Численность медперсонала медицинского пункта составляет 37 человек. Финансирование деятельности медицинского пункта осуществляется из областного бюджета.

В целях поддержания правопорядка на территории указанного медицинского учреждения и организации деятельности сотрудников полиции по выявлению и размещению в пункте медицинской помощи лиц, доставленных с признаками алкогольного опьянения, разработан и подписан совместный приказ УВД по Томской области и Департамента здравоохранения Томской области, называвшийся ранее. В соответствии с вышеуказанным нормативным документом сотрудниками полиции (отдельного батальона ППСП УМВД России по Томской области) обеспечивается правопорядок на прилегающей к медицинскому учреждению территории, а также оказывается содействие медицинскому персоналу в пресечении правонарушений, совершаемых лицами, доставленными в пункт медицинской помощи.

Отмечается, что данная профилактическая мера позволила существенно повлиять на снижение числа совершаемых на территории г. Томска преступлений в со-

*** О пункте медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения» (вместе с «Временным положением о пункте медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения»): распоряжение Администрации Томской области от 20 авг. 2010 г. N 719-ра. Документ официально опубликован не был.

стоянии алкогольного опьянения, которое составило примерно 10 %*.

Таким образом, на данном этапе развития государственной антиалкогольной политики решение об упразднении медицинских вытрезвителей в России является несколько преждевременным, поскольку их фактическое отсутствие не вполне отвечает требованиям о защите прав и свобод граждан.

Существующая в настоящее время практика доставления граждан в медицинские организации делает очевидными пробелы в законодательстве, связанные с необходимостью существования специ-

* По данным УМВД России по Томской области.

ализированных организаций. Учитывая актуальность рассматриваемых проблем, в некоторых регионах делаются попытки воссоздания и регламентирования деятельности подобных организаций, однако эти попытки носят фрагментарный и бессистемный характер. В целях усиления обеспечения прав и свобод граждан существует необходимость принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне, которые регламентировали бы административно-правовой статус подобных организаций, полномочия, объем оказываемых услуг, порядок содержания доставляемых лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Егоров И. МВД закрывает вытрезвители и переводит деньги вневедомственной охраны в бюджет // Рос. газ. 2011. 28 сент.

2. Елков И. Холодный прием. Вытрезвители возвращаются // Рос. газ. 2013. 7 нояб.

3. URL: http://operationnezrouge.com/en (дата обращения: 29 сент. 2014 г.).

4. Егоров И. На трезвую голову // Рос. газ. 2011. 13 окт.

5. Дизер О.А. Проблемы реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник. 2014. N 3. С. 40-44.

6. Колоколов Н.А. КоАП РФ: опять судебная практика впереди законодателя // Российский судья. 2003. N 1. С. 39-42.

7. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Д.С. Велиева [и др.]; под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 912 с.

8. Косарева Н.В. Сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Российская юстиция. 2012. N 5. С. 19-23.

9. Ларионов А.П. Медицинские вытрезвители необходимы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Главного управления МВД России по Ростовской области. URL: http://61.mvd.ru/gumvd/Blog/item/2046496 (дата обращения: 29 сент. 2014 г.).

10. Томский опыт добровольного оказания медицинской помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения оказался успешным // Медицина и фармация Томской области. 2011. N 10.

11. Батенева Т. В регионах возрождают медвытрезвители [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2013/02/12/vitrezvitely-site.html (дата обращения: 29 сент. 2014 г.)

12. Кормильцева М. Вытрезвитель при наркодиспансере Новосибирска остался невостребованным [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20121114/910708933.html (дата обращения: 29 сент. 2014 г.)

13. Доклад начальника Управления МВД России по Омской области о деятельности полиции за 2013 г. к заседанию Законодательного Собрания Омской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт УМВД России по Омской области. URL: http://55.mvd.ru/Dejatelnost/Otcheti_dolzhnostnih_lic/Otchet_nachalnika_ UMVD_Rossii_po_Omskoj (дата обращения: 29 сент. 2014 г.).

References

1. Egorov I. MVDzakryvaet vytrezviteli iperevodit den'gi vnevedomstvennoy okhrany vbyudzhet [MIA closes the sobering-up stations and transfers the money to the private security budget]. Rossiyskaya Gazeta - The Russian newspaper, 2011, 28 September.

2. Elkov I. Kholodnyypriem. Vytrezviteli vozvrashchayutsya [The cold shoulder. Detox return]. Rossiyskaya Gazeta - The Russian newspaper, 2013, 7 November.

3. Available at: http://operationnezrouge.com/en (Accessed 29 September 2014).

4. Egorov I. Na trezvuyu golovu [Sober]. Rossiyskaya Gazeta - The Russian newspaper, 2011, 13 October.

5. Dizer O.A. Problemy realizatsii prava politsii dostavlyat' lits, nakhodyashchikhsya v sostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya v meditsinskie organizatsii i territorial'nye organy MVD Rossii [Problems of realization of the right of police to

deliver persons intoxicated in medical organizations and territorial bodies of the Russian Interior Ministry]. Nauchnyy vestnik - Scientific Bulletin, 2014, no. 3, pp. 40-44.

6. Kolokolov N.A. KoAPRF:opyat'sudebnayapraktika vperedizakonodatelya [The Administrative Code: Litigation again ahead of the legislator]. Rossiyskiy sud'ya - Russian judge, 2003, no. 1, pp. 39-42.

7. Velieva D.S. [i dr.]. Postateynyy kommentariy k Kodeksu RF ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Commentaries to the Code of Administrative Offences]. Moscow, GrossMedia, ROSBUH Publ., 2008. 912 p.

8. Kosareva N.V. Sroki primeneniya mer obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Terms of application of provisional measures proceedings on administrative violations]. Rossiyskaya yustitsiya - Russian justice, 2012, no. 5, pp. 19-23.

9. Larionov A.P. Meditsinskie vytrezviteli neobkhodimy [Medical sobering-up stations are needed]. Ofitsial'nyy sayt Glavnogo upravleniya MVD Rossii po Rostovskoy oblasti [Official site of the Main Directorate of the MOI of Russia in the Rostov region] Available at: http://61.mvd.ru/gumvd/Blog/item/2046496 (Accessed 29 September 2014).

10. Tomskiy opyt dobrovol'nogo okazaniya meditsinskoy pomoshchi litsam vsostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya okazalsya uspeshnym [Tomsk experience of voluntary medical assistance to persons in a state of intoxication was successful]. Meditsina i farmatsiya Tomskoy oblasti - Medicine and Pharmacy of the Tomsk region, 2011, no. 10.

11. Bateneva T. Vregionakh vozrozhdayut medvytrezviteli [In regions revive sobering-up station]. Available at: http://www.rg.ru/2013/02/12/vitrezvitely-site.html (Accessed 29 September 2014).

12. Kormil'tseva M. Vytrezvitel' pri narkodispansere Novosibirska ostalsya nevostrebovannym [Detoxification center at Novosibirsk narkodispansere unclaimed]. Available at: http://ria.ru/society/20121114/910708933.html (Accessed 29 September 2014).

13. Doklad nachal'nika Upravleniya MVD Rossii po Omskoy oblasti o deyatel'nosti politsii za 2013 g. k zasedaniyu Zakonodatel'nogo Sobraniya Omskoy oblasti [Report of the Chief of the Russian Interior Ministry in the Omsk region on the activities of the police in 2013 for the meeting of the Legislative Assembly of Omsk Region. Official site of Ministry of Internal Affairs of Russia in Omsk region]. Ofitsial'nyy sayt UMVD Rossii po Omskoy oblasti [Official site of Ministry of Internal Affairs of Russia in the Omsk region]. Available at: http://55.mvd.ru/Dejatelnost/Otcheti_ dolzhnostnih_lic/Otchet_nachalnika_UMVD_Rossii_po_Omskoj (Accessed 29 September 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.