Научная статья на тему 'Административно-правовые аспекты пресечения правонарушений, связанных с появлением в общественных местах лиц в состоянии опьянения'

Административно-правовые аспекты пресечения правонарушений, связанных с появлением в общественных местах лиц в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ / MEDICAL DETOX / СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / THE CREATION OF SPECIALIZED MEDICAL INSTITUTIONS / ПРОФИЛАКТИКА ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА / PREVENTION OF ALCOHOL ABUSE AND ALCOHOLISM / РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / LEGAL BASIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чебаков Вадим Александрович

В статье рассматриваются проблемы, возникшие после ликвидации медицинских вытрезвителей на территории России. Описаны меры по предупреждению и пресечению административных правонарушений в рамках становления общесоциальной системы антиалкогольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чебаков Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE SUPPRESSION OF OFFENSES RELATED TO THE APPEARANCE OF INTOXICATED PERSONS IN PUBLIC PLACES

The article deals with the analysis of problems encountered in the elimination of a medical sobering-up stations on the territory of Russia. Implementation of measures for the prevention and suppression of administrative offences in the framework of the formation of the General social system of anti-alcohol legislation

Текст научной работы на тему «Административно-правовые аспекты пресечения правонарушений, связанных с появлением в общественных местах лиц в состоянии опьянения»

УДК 342.92 : 351.74 ББК 67.301

© 2015 г. В. А. Чебаков

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЯВЛЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ЛИЦ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы, возникшие после ликвидации медицинских вытрезвителей на территории России. Описаны меры по предупреждению и пресечению административных правонарушений в рамках становления общесоциальной системы антиалкогольного законодательства.

Ключевые слова: медицинский вытрезвитель, создание специализированных медицинских учреждений, профилактика пьянства и алкоголизма, роль органов внутренних дел, правовая основа.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE SUPPRESSION OF OFFENSES

RELATED TO THE APPEARANCE OF INTOXICATED PERSONS IN PUBLIC PLACES

The article deals with the analysis ofproblems encountered in the elimination of a medical sober-ing-up stations on the territory of Russia. Implementation of measures for the prevention and suppression of administrative offences in the framework of the formation of the General social system of antialcohol legislation.

Keywords: medical detox, the creation of specialized medical institutions, prevention of alcohol abuse and alcoholism, the role of internal Affairs bodies, legal basis.

В современных условиях немаловажное значение приобретает проблема профилактики правонарушений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии опьянения. Меры по реформированию системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, направленные на освобождение ведомства от выполнения несвойственных ему функций, а также гуманизация отечественного законодательства с ориентацией на европейские стандарты привели к тому, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию МВД России» вытрезвители по всей стране упразднялись, а данная функция по вытрезвлению людей была возложена на Министерство здравоохранения [3].

Подобное решение известно в истории вытрезвителей. Так, 4 марта 1940 г. во исполнение постановления Совета народных комиссаров СССР «О передаче вытрезвителей из Наркомздрава в НКВД» народным комиссаром НКВД СССР Л. П. Берия был подписан приказ № 00298 «О приеме вытрезвителей из системы Наркомата здравоохранения в систему НКВД» [12]. В начале 90-х гг. XX в. на государственном уровне вновь стал подниматься вопрос о передаче медвытрезвителей из подчинения органов внутренних дел в ведение Министерства здравоохранения. Председателем Правительства РСФСР Е. Гайдаром 17 сентября 1992 г. было подписано постановле-

ние № 723 «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции"». В соответствии с п. 2 указанного постановления обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей были возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации. За органами Министерства внутренних дел Российской Федерации сохранены только обязанности по доставлению граждан в медицинские вытрезвители и обеспечению в них общественного порядка. В свою очередь, до последнего времени руководство Министерства здравоохранения считало данную законодательную норму устаревшей. Неоднократно высказывалось мнение о том, что Минздрав никогда не планировал брать на себя заботу о вытрезвителях, мотивируя это тем, что медицинская работа там минимальна [13].

Передача указанных полномочий медицинским работникам проблему не решила, а многократно обострила. Неслучайно министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев в марте 2014 г., выступая на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, с сожалением отметил: «Пока не находит оптимального решения такой острый вопрос, как профилактика алкоголизма. После ликвидации специализированных медицинских вытрезвителей, ранее входивших в систему органов внутренних дел, проблема значительно усугуби-

лась. В последние годы отмечается устойчивая тенденция роста преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии» [7]. Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, почти каждое третье преступление, зарегистрированное в России в январе-феврале 2015 г. (58 670), совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. В течение последних лет наблюдается динамика роста преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии: в 2012 г. - 314 775, 2013 г. - 341 034, 2014 г. - 351 828 [4].

Совершение преступлений со стороны работников правоохранительных органов в отношении лиц, доставляемых в медвытрезвители, негативно сказалось на имидже указанных специальных учреждений. В начале 2000-х гг. в российских средствах массовой информации проводились активные дискуссии о целесообразности работы медицинских вытрезвителей.

Председатель межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» кандидат юридических наук, доцент П. В. Чиков настаивал на упразднении медицинских вытрезвителей, не передавая их в ведение Министерства здравоохранения, мотивируя это тем, что отсутствие медицинских вытрезвителей при существующем правовом регулировании никак не влияет на обеспечение гражданам реализации права на охрану здоровья, а правоохранительным органам - производство по делу об административном правонарушении. Человеку, совершившему административное правонарушение (ст. 20.21 КоАП РФ) и находящемуся в состоянии опьянения, в первую очередь обеспечивается доступ в учреждение здравоохранения, а с учетом заключения медицинских работников решается вопрос об избрании меры обеспечения по делу (задержание) и содержании его в специальном учреждении в порядке, определяемом Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц (утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627) [14].

Ведущий сотрудник Научного центра Академии управления МВД России кандидат юридических наук полковник полиции А. В. Зимин указывает на три пути решения вопроса, не отдавая предпочтения ни одному из них. Первый - оставить решение проблем по вытрезвлению самим гражданам, без вмешательства государства, что в свою очередь приведет к повышению смертности и росту преступности. Данный путь, по нашему глубокому убеждению, категорически не приемлем в силу своей безнравственности и отсутствия возможности государства влиять на состояние преступности в целом. Второй - обязать по-

лицию заниматься доставкой граждан в состоянии опьянения в специальное медицинское учреждение («вытрезвитель»), как это было ранее. Третий - передать эти функции другому ведомству -Министерству здравоохранения [15]. Пути решения, указанные А. В. Зиминым, на наш взгляд, односторонние и бесперспективные, ни один из них не решит рассматриваемую проблему.

В конечном счете результатом этих дискуссий стало решение о ликвидации медвытрезвителей, которое, как нам представляется, было преждевременным и, скорее всего, ошибочным. Деятельность медицинских вытрезвителей нуждалась не в закрытии учреждений, а в глубоком реформировании.

По мнению правозащитников, помещение граждан против их воли в данные заведения как в места временного ограничения свободы передвижения не соответствовало концепции развития гражданского общества, требованиям российского законодательства, а также положениям Европейской конвенции по правам человека [10]. Основной закон страны допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина кроме как федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц [1]. И это не единственная организационно-правовая проблема действовавших ранее медицинских вытрезвителей. Так, согласно Основам законодательства Российской Федерации по охране здоровья гражданин вправе отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения [9]. Однако при доставление граждан в медицинские вытрезвители желанием оказания медицинской услуги у них никто не интересовался. Медицинская услуга - медосмотр, проведенный сотрудником медвытрезвителя - фельдшером, подразумевал наличие лицензии у учреждения на занятие медицинской деятельностью. Однако у медицинского вытрезвителя отсутствовал статус медицинского учреждения. Оплата услуг вытрезвления (доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в пьяном виде, санитарная обработка, размещение в помещениях до полного вытрезвления, пользование постельными принадлежностями) противоречила гражданскому законодательству Российской Федерации. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить их. Получение указанных услуг является не волеизъявлением лица, доставленного в вытрезвитель. Таким образом, договор оказания услуг вытрезвления имеет признаки навязанной сделки, что не влечет за собой никаких правовых последствий [2].

Несмотря на важность функции, которую выполняли медвытрезвители, они находились вне правового поля. Ни одним федеральным законом, в том числе действовавшим Законом «О милиции», не было юридического определения правового статуса медицинских вытрезвителей. Полагаем, что нельзя утверждать, что лица, ранее помещавшиеся в медицинские вытрезвители, лишались свободы. Фактически в отношении таких лиц применялись меры административно-правового характера, ограничивающие свободу их передвижения. На наш взгляд, следовало определять их правовой статус как лиц, подвергнутых административному задержанию, что инициировало бы внесение изменений и дополнений в КоАП РФ.

Как показало время, лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, на улицах меньше не стало. Зачастую они сами становятся объектом либо субъектом преступных действий, тем самым увеличивая рост правонарушений и преступлений. Ранее правонарушители, находившиеся в средней и тяжелой степени опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность или они утратили способность самостоятельно передвигаться, либо могли причинить вред окружающим или себе, доставлялись сотрудниками органов внутренних дел в медицинские вытрезвители с последующим составлением протоколов об административном правонарушении. Аналогичный порядок действовал и в Российской империи. Лиц, находившихся в публичных местах в состоянии явного опьянения, угрожающем безопасности, спокойствию или благочинию, полиция удаляла и могла задерживать временно, впредь до вытрезвления [15].

В соответствии с действующей на сегодняшний день инструкцией, согласованной с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «О порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» [8], сотрудники полиции вызывают бригады скорой медицинской помощи, которые доставляют пьяных в медицинские учреждения. При отсутствии показаний к госпитализации указанные лица после вытрезвления самовольно покидают помещения медицинских учреждений. Таким образом, нарушитель не привлекается к ответственности за административное правонарушение, появление в общественном месте в состоянии опьянения. Данные обстоятельства противоречат одному из основополагающих принципов юридической ответ-

ственности - неотвратимости наказания. Нахождение в общественном месте в пьяном виде -это административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность с правом полиции доставить правонарушителя в территориальный орган внутренних дел и привлечь к административной ответственности. В результате действия полиции могут соответствовать и противоречить законодательству одновременно.

На наш взгляд, следует согласиться с сотрудниками Министерства здравоохранения, которые видят масштабные недостатки в новой системе оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения. Их стали доставлять в приемные отделения больниц, где ими занимаются медицинские работники, зачастую не способные оказать эффективную медицинскую помощь, т. к. данные лица своим буйным и не всегда адекватным поведением представляют опасность не только для себя, но и для окружающих, в том числе для медицинского персонала. В большинстве случаев доставленным в медицинские учреждения пьяным гражданам и не требуется содействие медицинских работников, вследствие чего финансовые затраты на их вытрезвление признаются нецелевыми. Доставление пьяных граждан в медицинские организации, оформление рапортов и необходимых документов приводят к отвлечению сотрудников полиции от маршрутов патрулирования по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике правонарушений и предупреждению преступлений в общественных местах.

Проблема отсутствия альтернативной замены упраздненной системы медицинских вытрезвителей в системе МВД России, неэффективная организация в ряде субъектов Российской Федерации работы по оказанию помощи лицам в состоянии опьянения негативно сказываются на криминогенной обстановке. Рассматривая указанные проблемы, правительственная комиссии по профилактике правонарушений акцентировала внимание региональных властей на организации профилактических мероприятий, направленных на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом на территории соответствующих субъектов Российской Федерации с учетом специфики каждого конкретного региона [5].

Представляется заслуживающим внимания опыт отдельных регионов, которые, увидев серьезные проблемы современной системы оказания медицинской помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, стали восстанавливать вытрезвители. В Республике Башкортостан создан Центр со-

циального обслуживания, который занимается вытрезвлением лиц, находящихся в состоянии опьянения и не нуждающихся в оказании медицинской помощи. Однако возникли трудности на законодательном уровне в закреплении данной инициативы, определении правового статуса, источника финансирования указанного учреждения.

В 2013 г. правительством Ростовской области создана областная межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, одним из направлений деятельности которой является обеспечение реализации мер по безопасности граждан, снижения уровня преступности, воссоздания системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством и алкоголизмом. Нельзя оставить без внимания положительные действия руководства ГУ МВД России по Ростовской области по обращению с нормотворческой инициативой в октябре 2013 г. в Законодательное собрание и к губернатору Ростовской области с предложением о запрете реализации алкогольной продукции в определенные праздничные дни и установлении дополнительных требований для организаций, представляющих услуги общественного питания,

ям и преступлениям, а также нахождения указанных лиц в розыске.

Богатейший исторический опыт создания и поддержания деятельности системы вытрезвителей на различных этапах развития как Российской империи, так и Советского государства позволяет с уверенностью утверждать, что без возрождения системы специализированных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, современному гражданскому обществу не обойтись.

Считаем, что решение рассматриваемой проблемы в комплексе с мерами профилактического (повышение уровня нравственных устоев общества, морально-этических норм, здорового образа жизни) и принудительного характера (привлечение к административной ответственности, постановка на учет в органах внутренних дел, проведение индивидуально-профилактической работы) в контексте Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. позволит коренным образом изменить сложившуюся ситуацию по алкоголизации насе-

в части реализации алкогольной продукции. По ре- ления как угрозы физическому здоровью нации,

зультатам рассмотрения обращения 1 4 ноября 2013 г. Законодательным собранием Ростовской области принят закон № 27-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области"», запре-

уменьшив негативные последствия, связанные с появлением в общественных местах лиц в состоянии опьянения [11].

Литература

1. Конституция РФ. URL // http://www.

щающий реализацию алкогольной продукции в дни constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

проведения выпускных мероприятий в муниципальных общеобразовательных организациях (дни последнего звонка, вручения в общеобразовательных учреждениях аттестатов, знаний и Международный день защиты детей).

Полагаем, что руководству ГУ МВД России по Ростовской области необходимо выйти с законодательной инициативой в парламент Ростовской области о создании на территории Донского края специализированных учреждений (вытрезвителей), находящихся в ведении областного Министерства здравоохранения. Данные учреждения следует территориально разместить в непосредственной близости от больниц с целью оказания медицинских услуг в кратчайшее время врачами различных специальностей. Безопасность персонала и доставляемого контингента должны обеспечивать сотрудники полиции, несущие службу в указанном помещении. После вытрезвления в отношении правонарушителей уполномоченным сотрудником полиции будет составлять протокол об административном правонарушении, одновременно проводиться проверка на причастность к ранее совершенным правонарушени-

2. Гражданский кодекс РФ. URL // http:// base.garant.ru/10164072/40/#block_2039

3. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». URL // http://www.rg.ru/ 2010/02/19/reforma-dok.html

4. Ежемесячный сборник Генеральной прокуратуры РФ «Состояние преступности в России за январь-февраль 2015 г.». URL // http://profilaktika-pkpp.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_212432.pdf

5. Протокол Правительственной комиссии по профилактике правонарушений РФ. URL // http:// profilaktika-pkpp.tatarstan.ru/rus/file/pub_212432.pdf

6. Колокольцев В. А. Безусловный приоритет -обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов // Популярно-правовой альманах МВД России «ПРОФЕССИОНАЛ». 2014. № 2.

7. Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратив-

ших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» URL // http:// www.rg.ru/2012/02/29/pianstvo-dok.html

8. Основы законодательства РФ по охране здоровья, граждан. URL // http://www.rg.ru/1993/08/ 19/osnovy-zdorovya-dok.html

9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). URL // http:// base.garant.ru/2540800/

10. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. URL // http://www.rg.ru/2010/01/15/alko.html

11. Приказ НКВД СССР № 00298 «О приеме вытрезвителей из системы Наркомата здравоохранения в систему НКВД». URL // ttps:// 65.mvd.ru/news/item/559079/?print=1

12. Мерцалов А. П. Последняя капля. URL // http://www.odnako.org/almanac/material/posledn-yaya-kaplya/

13. Чиков П. В. Медицинские вытрезвители сегодня вне закона. URL // http://newsland.com/ news/detail/id/666061/

14. Медиапортал о безопасности «Хранитель». URL // http://www.psj.ru/blog/GRUPPA-P/2520.php

15. Свод законов Российской империи. СПб., 1890. Т. XIV.

УДК 343.37 ББК

© 2015 г. П. И. Левченко

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПОДКУПА В ЧАСТНОЙ И ПУБЛИЧНОЙ СФЕРАХ

В статье автор анализирует трансформацию легального определения предмета коммерческого подкупа и взяточничества в отечественном законодательстве, поднимает проблему унификации этого признака и делает вывод о том, что существующие законодательные формулировки казуистичны, пробельны и нуждаются в совершенствовании.

Ключевые слова: предмет, подкуп, частная сфера, публичная сфера.

DISPUTES DETERMINING THE SUBJECT OF BRIBERY IN THE PRIVATE

AND PUBLIC SPHERES

In article the author analyzes transformation of legal definition of a subject of commercial bribery and bribery in the domestic legislation. The problem of unification of this sign in structures of commercial bribery and bribery is lifted. The author drew a conclusion that the existing legislative formulations of a kazuistichna, probelna and need improvement.

Keywords: subject, bribery, private sphere, public sphere.

Предмет преступления как признак состава про- и 290 УК РФ. Сегодня к предмету указанных кор-являет себя в тех случаях, когда он определен не- рупционных преступлений относятся деньги, цен-посредственно уголовно-правовой нормой [1, с. 121]. ные бумаги, иное имущество, оказание услуг иму-

Ретроспективный анализ уголовного закона щественного характера, предоставление иных показывает, что предмет подкупа в частной и имущественных прав [3, с. 114]. публичной сферах изначально определялся по- Однако новое определение предмета подкупа разному. Так, в ст. 204 УК РФ в ред. от 13.06.1996 в частной и публичной сферах далеко от идеала. предметом коммерческого подкупа признавались В частности, буквальное толкование ст. 204 и 290 деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно УК РФ не позволяет привлечь к ответственно-незаконное пользование услугами имущественно- сти коррупционера, который за совершение закон-го характера. К предмету взяточничества (ст. 290, ных или незаконных действий освобождается от 291 УК РФ) относились деньги, ценные бумаги, каких-либо имущественных обязанностей. иное имущество или выгоды имущественного В этом смысле использовавшаяся ранее фор-характера [2, с. 115]. мулировка «выгоды имущественного характера»

Впоследствии законодатель принял решение была удачней, т. к. охватывала собой как случаи об унификации предмета преступления в ст. 204 получения имущественных прав, так и случаи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.