Водяная М. Ю. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения...
Таблица 8. Воспитательная работа респондентов: виды методов и эффективность применения
Метод Характер воспитательного воздействия
ср. знач ст. отклон. низкие оценки, % высокие оценки, %
Убеждение 12,40 18,57 78,1 8,3
Пример 9,43 13,78 84,4 2,1
Соревнование 3,65 7,13 97,9 0,0
Упражнение 1,82 4,36 100,0 0,0
Поощрение 5,21 11,10 95,8 3,1
Принуждение 5,78 9,77 93,8 0,0
Критика действий и поступков 4,48 7,52 97,9 0,0
Организация соревнования между коллективами, как правило, не является компетенцией сотрудников младшего и среднего начальствующего состава.
5. Критика действий и поступков, поощрение и принуждение как методы воспитательного воздействия достигают положительного результата, если применяются сбалансированно, объективно и справедливо. Постоянное использование принуждения и критики снижает результативность данных методов. Применение метода «поощрение» иногда зависит
от внутренней политики, проводимой государственными структурами.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать проведение специального занятия с сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава в рамках служебной подготовки, на котором были бы актуализированы особенности применения методов убеждения, примера, упражнения, поощрения и принуждения.
1 Злоказов К. В. Особенности деструктивности личности в связи с различными формами служебных злоупотреблений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3(50). С. 47-52.
2 Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Там же. 2014. № 1(56). С. 100-105.
3 Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел : учеб. пособие / под общ. ред. д-ра педагог. наук, д-ра юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. М., 2008. С. 52.
4 О морально-психологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. п. 27 гл. III.
5 Методические рекомендации по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России. М., 2000. С. 3-4.
УДК 342.9
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЬЯНСТВОМ
М. Ю. Водяная
В статье анализируется отечественный опыт борьбы с пьянством, необходимость возобновления деятельности учреждений, выполняющих функции медицинских вытрезвителей, законодательного закрепления права органов исполнительной власти на оказание принудительной медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Ключевые слова: борьба с пьянством, алкоголизм, оказание медицинской помощи, полиция, доставление, медицинский вытрезвитель.
Преодоление таких пагубных явлений, как пьянство и алкоголизм, — одна из глобальных задач, стоящих перед человечеством. Борьба с пьянством началась практически с изобретением человечеством алкоголя. Более 2000 лет до Р. Х. в Китае пьянство наказывалось смертью, как впоследствии и в Японии. В Древнем Риме запрещалось пить мужчинам, не достигшим 30 лет, а женщинам — всю жизнь. Римские цезари имели право пьяного сенатора лишить долж-
ности и конфисковать его имущество. В средневековой Европе «горьких пьяниц» (алкоголиков) отправляли на костер («в них вселялся бес»). В царской России с началом Первой мировой войны (1914 г.) был объявлен «сухой закон» '.
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности. Причем если первые две причины — сердечные болезни и онкозаболевания — люди не властны отменить, то алкоголизм — «рукотворное» заболевание. Он же является причиной травм, инвалидизации населения. В 1998-2008 гг. непрямые потери в виде смертей от злоупотребления алкоголем составили более 550 тыс. 1 2
Потребление алкоголя (в литрах чистого эта-нола-этилового спирта) на душу населения (в возрасте от 15 лет и старше) за 2011 г. зафиксировано максимально в Молдавии — 18,12 литра, в России — 13,5, Великобритании — 13,37, Финляндии — 12,52, США — 9,44 литра. При этом превышение уровня употребления алкоголя 8 литров в год является крайне опасным для здоровья нации. Традиционно низкий уровень потребления алкоголя в мусульманских странах: Саудовская Аравия — 0,25; Афганистан — 0,02; Пакистан — 0,06 и т. п. 3 4 5 Анализируя указанные выше цифры, следует констатировать, что Россия за-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
71
Водяная М. Ю. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения...
нимает лидирующие позиции в этом непочетном рейтинге.
Криминологи справедливо отмечают, что пьянство способствует формированию мотива и умысла на совершение преступлений 4. Лицами в состоянии алкогольного опьянения совершается значительная доля преступлений и административных правонарушений. Так, в Омской области в структуре выявленных за 2013 г. преступлений наибольшее количество составили правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. Лицами, находящимися в состоянии опьянения, совершено 5170 преступлений. Удельный вес деяний данной категории составил 27,3% от общего числа оконченных расследованием 5. Нередко пьяные сами становятся жертвами. Неизмерима вина алкоголя в различных социальных бедах — суициды, разрушенные семьи, осиротевшие дети и т. п. Как справедливо считают некоторые ученые, борьба с алкоголизмом является не просто одним из приоритетных направлений социальной политики современной России. Безудержная алкоголизация населения приводит к росту насилия и преступности, асоциальному поведению, безработице коренного населения и замещению его мигрантами, среди которых встречаются непьющие, но нередко преступные элементы 6.
Борьба с пьянством и алкоголизмом дает результаты только на основе системного применения экономических, социальных, правовых, воспитательных, психолого-педагогических, социологических, медицинских мер, совместной работы государственных органов 7. В системе органов исполнительной власти, ведущих борьбу с пьянством и его негативными последствиями, ключевым органом были и остаются органы внутренних дел (полиция), так как, будучи специальным субъектом управления, именно полиция осуществляет защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность в государстве 8.
Традиционно органы внутренних дел выполняли обязанности по задержанию и доставлению лиц в состоянии алкогольного опьянения в медицинские организации или дежурные части. Существовали специализированные органы, основным направлением деятельности которых являлось предотвращение нарушений общественного порядка лицами, находящимися в состоянии опьянения. Такими органами до недавнего времени и выступали медицинские вытрезвители 9.
Первый вытрезвитель в России назывался «Приют для опьяневших». Он был открыт 7 ноября 1902 г. в Туле по инициативе врача Ф. С. Архангельского. Содержался он за счет городской казны и состоял из двух отделений: амбулатории для алкоголиков и приюта для детей пьющих родителей. В штате состояли фельдшер и кучер. Последний ездил по городу и подбирал пьяных, затем доставляя их в «Приют». Через несколько лет в России почти в каждом губерн-
ском городе имелись подобные учреждения. В 1911 г. Ф. С. Архангельский был удостоен за свою инициативу золотой и серебряной медали на гигиенической выставке в Санкт-Петербурге 10.
В СССР первый вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 г. в Ленинграде и находился в ведении Наркомата здравоохранения. Приказом наркома внутренних дел Л. П. Берия № 00298 от 4 марта 1940 г. медицинские вытрезвители были переданы в подчинение НКВД.
Правовой основой организации деятельности вытрезвителей в 80-х гг. и впоследствии являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» 11.
Медицинские вытрезвители осуществляли свою деятельность на основании Положения о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел, утвержденного приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 12. В соответствии с приказом они являлись специализированными учреждениями милиции, выполняющими функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, и, в частности, появления в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе, и оказания им неотложной медицинской помощи. Удаление пьяных с улиц и иных общественных мест производилось нарядами милиции на специально оборудованном автомобиле с надписью «Спецмед-служба».
Медицинский осмотр и оказание помощи осуществлял фельдшер. Дежурным по вытрезвителю по результатам осмотра составлялся протокол. Затем вытрезвляемых по половому признаку помещали в палаты.
Пребывание в медицинском вытрезвителе было возмездным. Расчет за содержание осуществлялся на месте или путем оплаты квитанции.
Сотрудниками вытрезвителей, помимо прочего, проводилась профилактическая работа по борьбе с пьянством (в том числе проведение лекций), которая не ограничивалась только пределами медвытрезвителей, а распространялась на предприятия, учебные заведения и т. п.
На сегодняшний день медицинские вытрезвители в России ликвидированы, а приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г., на основании которого осуществлялось функционирование этих учреждений, признан недействующим с 1 января 2010 г.
В соответствии с указом Президента от 18 августа 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» 13 Правительству РФ предлагалось разработать предложения о передаче вытрезвителей в ведение органов здравоохранения. Однако по ряду причин этот пункт Указа не был выполнен, и в 2011 г. в России закрыт последний вытрезвитель.
72
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Водяная М. Ю. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения...
Решение о передаче функций вытрезвителей в ведение органов здравоохранения, т. е. фактически их закрытие, практическими работниками как органов внутренних дел, так и здравоохранения было принято неоднозначно. У многих оно вызвало большие сомнения в его целесообразности.
В соответствии с приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» 14 в медицинские учреждения помещаются только те лица, которые нуждаются в оказании им специализированной медицинской помощи. В свою очередь, при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России. В этих условиях возникают проблемы, касающиеся дальнейшего пребывания доставленных в дежурные части из общественных мест граждан, находящихся в состоянии опьянения. Главным образом речь идет о месте нахождения лица в состоянии алкогольного опьянения до его вытрезвления и сроках его пребывания в дежурной части 15.
Например, срок административного задержания исчисляется с момента доставления лица, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — с момента его вытрезвления. Формулировку «с момента вытрезвления» некоторые авторы называют «резиновой» 16, поскольку вопрос об определении момента вытрезвления должен решаться уполномоченными на то лицами.
Принимая во внимание то, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка, по мнению исследователей 17, создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Отсутствие документально зафиксированного решения специалиста-медика о вытрезвлении не позволяет объективно установить начало течения срока административного задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения.
Помимо этого, в большинстве медицинских организаций отсутствуют специализированные помещения для приема лиц, находящихся в состоянии опьянения, в связи с чем другие пациенты вынуждены ожидать оказания медицинской помощи в некомфортных, а порой и опасных для жизни и здоровья условиях. Более того, следует напомнить о том, что в период функционирования вытрезвителей оказываемая услуга являлась платной. В настоящее время вопрос о возмещении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи лицам, находящимся в состоя-
нии опьянения и их содержанием, в законодательстве четко не урегулирован.
Анализируя предпосылки принятия решения о передаче функций вытрезвителей в ведение органов здравоохранения, можно выделить две группы причин — социальные и правовые.
В постперестроечные годы (1991-2010 гг.) у населения сформировалось крайне негативное отношение к деятельности медицинских вытрезвителей. Они были полностью дискредитированы, следует признать, в результате массовых нарушений со стороны работников милиции. Значительную роль в этой кампании по дискредитации сыграли средства массовой информации. Регулярно в СМИ появлялись заметки, статьи, сообщения о множественных нарушениях прав граждан в вытрезвителях: «Отогрели — обобрали», «Пьяный бизнес: сотрудники российских вытрезвителей опустошают карманы» и т. п. 18
Более того, Уполномоченный по правам человека в РФ В. П. Лукин обратился в своем докладе за 2011 г. к Президенту РФ и другие высшие инстанции в связи с жалобой С. по факту смерти ее мужа в медицинском вытрезвителе г. Перми. Данный случай приводился как пример наиболее вопиющих нарушений конституционных прав и свобод граждан в России 19. Тот же факт, что нахождение в вытрезвителе не позволило многим тысячам граждан совершить противоправные действия либо стать их объектом, избавило от возможных травм, интоксикаций, обморожений, в СМИ по непонятным причинам умалчивался.
Несмотря на то что решение по вытрезвителям принято, обсуждение данной проблемы как в обществе, так и законодателями, не прекратилось. Многие отмечают, что вытрезвители были вполне приспособлены для вывода граждан из состояния алкогольного опьянения и благодаря этим учреждениям удавалось сохранить тысячи жизней в год. Решалась очень большая проблема, связанная с тем, что пьяный человек, как правило, сам находится в опасности и представляет опасность для окружающих. Теперь же из-за отсутствия вытрезвителей возрастает число правонарушений, увеличиваются также показатели смертности и инвалидизации населения 20.
После закрытия вытрезвителей возросло количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Так, на территории Омской области количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, за 2010 г. составило 2842 зарегистрированных преступлений, в 2011 г. — 5515 (+ 48,47%), в 2012 г. — 5823 (+ 5,3%). Количество административных правонарушений, связанных с употреблением алкоголя (совершение правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.10, 20.20-20.22 КоАП РФ), за 2013 г. составило 66 281, т. е. 61,6% от общего числа правонарушений (107 652). Более того, за 2014 г. из общего количества зарегистрированных административных правонарушений (109 507) 62 329 связаны с употреблением алкоголя (56,9%) 21.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
73
Водяная М. Ю. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения...
Вторую группу причин, обусловливающих как закрытие вытрезвителей, так и препятствия по их воссозданию, являются правовые причины. К числу проблем, затрудняющих функционирование вытрезвителей, можно отнести отсутствие законодательно закрепленной процедуры принудительного помещения в медицинский вытрезвитель и принудительного освидетельствования лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Факт помещения гражданина в вытрезвитель означает ограничение свободы без достаточных на то оснований, в то время как в Конституции Российской Федерации закреплено, что содержание под стражей возможно лишь по судебному решению. Помимо этого процесс вытрезвления (даже под контролем медицинского работника) является принудительным оказанием медицинской помощи. А Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в свою очередь, закрепляет право гражданина на отказ от медицинского вмешательства. Более того, дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства 22.
Правовые аспекты принудительного оказания медицинской помощи достаточно широко исследованы 23. Однако правовой статус принудительного оказания медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, нигде не прописан. Соответствующее дополнение к действующему законодательству могло бы явиться правовой основой деятельности вытрезвителей.
Весьма своевременным в данных условиях выглядит проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) 24. Он внесен на рассмотрение Воронежской областной думой, с предложением добавить в ч. 9 ст. 20 упомянутого выше закона, устанавливающую случаи, когда информированного добровольного согласия не требуется, пункт, касающийся лиц в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утративших способность самостоятельно передвигаться либо ориентироваться в окружающем пространстве, в целях их выведения из указанного состояния. В этом же проекте предлагается создать специализированные отделения в медицинских организациях для оказания медицинской помощи таким лицам. Обосновывается также требование добавить в КоАП РФ такую меру обеспечения по делам об административных правонарушениях, как помещение в специализированное отделение медицинской организации лица, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения.
Несомненно, совершенствование законодательства в этом направлении будет способствовать оздоровлению обстановки в рассматриваемой сфере.
Кроме того, спорным является вопрос определения момента вытрезвления. В случае законодательного закрепления такое решение будет приниматься соответствующим специалистом-медиком, что исключит предпосылки для злоупотреблений сотрудниками полиции при определении данного факта. Однако следует отметить, что даже в случае принятия данного проекта нерешенными остаются вопросы по обеспечению порядка и безопасности в таких отделениях.
В настоящий момент полиция при доставлении граждан в медицинские учреждения руководствуется положениями ст. 13 Федерального закона «О полиции» и приказа МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298, согласно которым сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Полномочия же по поддержанию правопорядка в таких учреждениях и на прилегающей территории, а также оказание содействия медицинскому персоналу на полицию законодательно не возложены.
На региональном уровне необходимость воссоздания учреждений, подобных медицинским вытрезвителям, возникла практически сразу же после их закрытия. Интересным является опыт разных субъектов РФ по созданию специализированных учреждений, выполняющих функции медицинских вытрезвителей. Так, в Ижевске создан «Центр для временного содержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения». На территории Томска с конца 2010 г. функционирует пункт медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Финансирование деятельности медицинского пункта осуществляется из областного бюджета. Республика Татарстан планирует открытие «Домов трезвости», подобные учреждения создаются в Хабаровске, Орле, Туле и других регионах. Они находятся в ведении органов здравоохранения, роль полиции сводится к подбору пьяных, доставлении их в данные учреждения и поддержанию порядка в них и на прилегающей территории 25. Данные обязанности закрепляются за сотрудниками полиции и медицинскими работниками совместными приказами УМВД и департаментов здравоохранения на региональном уровне.
Очевидно, требуется внесение дополнений в Закон «О полиции», в частности, в ст. 12 «Обязанности полиции» необходимо включить положение, обязывающее полицию осуществлять не только подбор, доставление в специализированные отделения медицинских учреждений лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, но и обеспечение порядка в них и на прилегающей территории.
Исследование проблем, связанных с деятельностью органов государственной власти по борьбе с пьянством и алкоголизмом, позволяет выделить
74
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Водяная М. Ю. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения...
наиболее вероятные направления их совершенствования.
Учитывая отечественный опыт деятельности уполномоченных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с пьянством, считаем своевременным и целесообразным рассмотрение вопроса о законодательном закреплении оказания принудительной медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Данная мера в полной степени соответствует международно-правовым стандартам охраны прав личности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Существующая в настоящее время практика доставления граждан в медицинские организации делает очевидным пробелы в законодательстве, связанные с необходимостью существования специализированных учреждений. Учитывая актуальность рассматриваемых проблем, в некоторых регионах делаются попытки регламентировать деятельность указанных учреждений, однако эти попытки носят фрагментарный и бессистемный характер. В целях усиления обеспечения прав и свобод граждан существует необходимость принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне, которые установили бы административно-правовой статус подобных учреждений, полномочия, объем оказываемых услуг, порядок содержания доставляемых лиц. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 По материалам сайта «Трезвая Русь» URL: http://alkin-fo.ru/istoriya-alkogolizma/ (дата обращения: 05.05.2014).
2 Сафронов С. В Женеве опубликован солидный доклад о влиянии спиртного на здоровье [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2011. 14 марта. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2011/0459/gazeta019.php (дата обращения: 03.05.2014).
3 Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия [Электронный ресурс] : доклад Общественной палаты Российской Федерации от 13 мая 2009 г. URL: http:www. newurengoy.ru/uploads/files/28_02_doklad%200p.20rt/pdf (дата обращения: 29.04.2014).
4 Вдовина Т. В. Криминологическая характеристика и профилактика социально-негативного поведения, взаимосвязанного с преступностью : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.
5 Доклад начальника Управления МВД России по Омской области о деятельности полиции за 2013 г. к заседанию Законодательного Собрания Омской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт УМВД России по Омской области. URL: http://55.mvd.ru/ (дата обращения: 04.04.2014).
6 Облачинский А. Самый страшный враг // ЭЖ-Юрист. 2013. № 27. С. 14.
7 Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 2, ст. 264. С. 776-784.
8 Дизер О. А. Правовые и организационные проблемы противодействия правонарушениям в области общественной нравственности // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 36-40.
9 Дизер О. А. Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьяне-
ния, в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 3(54). С. 40-44.
10 Парамонова И. Первый в России вытрезвитель. URL: btula.ru/fullbrend_267.html. (дата обращения: 04.05.2014).
11 Об усилении борьбы с пьянством : указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. // ВВС РСФСР. 1985. № 21, ст. 738.
12 Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители [Электронный ресурс] : приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 : в ред. Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
14 Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации : приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 // Рос. газета. 2012. 29 февр.
15 Дизер О. А. Правовые и организационные проблемы противодействия правонарушениям в области общественной нравственности. С. 36-40.
16 Колоколов Н. А. КоАП РФ: опять судебная практика впереди законодателя // Рос. судья. 2003. № 1. С. 42.
17 Косарева Н. В. Сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Рос. юстиция. 2012. № 5. С. 19-23.
18 Бурцев А. А. Медицинские вытрезвители (по материалам СМИ) [Электронный ресурс] // Вопросы наркологии. 2012. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
19 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. URL: http://ombudsmanrf.org/ 2009-11-05-14-09-33/10537--2011-.html (дата обращения: 27.04.2014).
20 Готова ли Россия к закрытию вытрезвителей. — Мнения парламентариев. URL: http://www/trezvpol/ru/2_4106.html (дата обращения: 27.04.2014).
21 По данным ИЦ УМВД России по Омской области (по сост. на 1 апреля 2014 г.).
22 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [Электронный ресурс] : в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ (ст. ст. 19, 20). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23 См., напр.: Батанов А. Н. Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера. Ульяновск, 2005. URL: http://www.bibliofond.ru / view.aspx?id=525469 (дата обращения: 29.04.2014) ; Назаренко Г. В. Правовые меры медицинского характера. М., 2003. URL: http://www.suristlib.ru/ book_10356.html (дата обращения: 29.04.2014).
24 Проект Федерального закона № 488399-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 3 апреля 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25 Елков И. И. Холодный прием — вытрезвители возвращаются // Рос. газета. 2013. 22 июля.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
75