Научная статья на тему 'О перспективах восстановления в России системы вытрезвителей для обеспечения правопорядка органами внутренних дел'

О перспективах восстановления в России системы вытрезвителей для обеспечения правопорядка органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЬЯНСТВО / МЕДИЦИНСКИЙ ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ / ПОЛИЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / PREVENTION OF CRIME / ANTIALCOHOLIC LEGISLATION / DRUNKENNESS / MEDICAL DETOXIFICATION CENTER / THE POLICE / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайликов В. Л., Подойма Л. Ю., Бутиков С. И., Полушкин М. Ю.

В статье рассматриваются особенности организации оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Анализируются проблемы нормативного регулирования порядка оказания такой помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайликов В. Л., Подойма Л. Ю., Бутиков С. И., Полушкин М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROSPECTS OF RECOVERY IN RUSSIA THE SYSTEM SOBERING-UP STATIONS FOR LAW ENFORCEMENT BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The article considers the features of the organization to assist persons being in public places while intoxicated. The problems of the regulatory procedure for such assistance.

Текст научной работы на тему «О перспективах восстановления в России системы вытрезвителей для обеспечения правопорядка органами внутренних дел»

О ПЕРСПЕКТИВАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ABOUT THE PROSPECTS OF RECOVERY IN RUSSIA THE SYSTEM SOBERING-UP STATIONS FOR LAW ENFORCEMENT BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

УДК 34

M

В.Л. МНХАИЛНКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) mihailikov.vitalii@mail.ru

V.L. MIKHAJLIKOV,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Л.Ю. ПОДОЙМА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) podojma@mail.ru

L.Y. PODOYMA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

v

С.Н. БУТИКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) s.boutique@mail.ru

S.I. BOUTIQOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

М.Ю. ПОЛУШКИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) vellvett2109ant23@gmail.com

M.J. POLUSHKIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Анализируются проблемы нормативного регулирования порядка оказания такой помощи.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, антиалкогольное законодательство, пьянство, медицинский вытрезвитель, полиция, безопасность.

Abstract: the article considers the features of the organization to assist persons being in public places while intoxicated. The problems of the regulatory procedure for such assistance.

Keywords: prevention of crime, antialcoholic legislation, drunkenness, medical detoxification center, the police, security.

Первое советское «учреждение для отрезвления» в системе здравоохранения СССР было открыто в 1931 году в Ленинграде, с этого же года медицинские вытрезвители начали появляться и в других городах Советского Союза. В 1940 году вытрезвители были переданы в подчинение народного комиссариата внутренних дел [1] и существовали в качестве специального учреждения милиции до 1991 года.

Основными задачами медицинских вытрезвителей было:

- пресечение противоправных действий, связанных с нахождением в общественных местах лиц в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

- предоставление пьяным возможности для вытрезвления.

В соответствии с Положением о советской милиции медицинские вытрезвители содержались за счет бюджетов местных Советов народных депутатов. Оплата с помещаемых в медицинские вытрезвители взыскивалась в бесспорном порядке на счета медицинских вытрезвителей в учреждениях Госбанка СССР

Средства, получаемые от деятельности медицинских вытрезвителей, а также половина сумм штрафов за распитие спиртных напитков в неустановленных местах и появление в общественных местах в пьяном виде, направлялись на приобретение медицинского оборудования, на ремонт помещений, приобретение и ремонт специального транспорта.

В 1991 году при принятии закона РСФСР «О милиции» предполагалось, что в период 1991-1992 гг. организация работы медицинских вытрезвителей будет передана в ведение других органов. Правительство Российской Федерации в Постановлении от 17 сентября 1992 г. № 723 «Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие закона РСФСР «О милиции» возложило на органы здравоохранения обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей. За милицией при этом сохранялись обязанности по удалению из общественных мест лиц в состоянии алкоголь-

ного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и обеспечению общественного порядка в медицинских вытрезвителях.

С этого времени Министерством внутренних дел неоднократно поднимался вопрос о передаче медицинских вытрезвителей органам здравоохранения, а министерство здравоохранения категорически от такой передачи отказывалось, выдвигая свои аргументы:

- лица в состоянии средней и не осложненной тяжелой степени алкогольного опьянения не требуют целенаправленной медицинской помощи, а нуждаются только во временной изоляции до вытрезвления, что не является функцией учреждений здравоохранения;

- при тяжелых состояниях лица в состоянии опьянения госпитализируются в уже существующие медицинские учреждения;

- недобровольная доставка и удерживание граждан в медицинских вытрезвителях как в учреждениях здравоохранения, противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Федеральному закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», так как средняя и тяжелая степень простого, не осложненного алкогольного опьянения не дает оснований медицинским учреждениям здравоохранения оказывать медицинскую помощь без согласия граждан;

- правовая незащищенность и низкая оплата труда медицинского персонала в условиях работы с контингентом вытрезвителей не позволит обеспечить нормальное функционирование подобных учреждений в системе здравоохранения.

Как результат, передача медицинских вытрезвителей органам здравоохранения не состоялась, и они продолжили функционировать как специальные учреждения в системе органов внутренних дел.

В 2010 году Указом Президента России в рамках реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинские вытрезвители передавались в ведение органов управления здравоохранением.

По факту это означало закрытие. В октябре 2011 года последние существовавшие в системе органов внутренних дел медицинские вытрезвители были ликвидированы [2].

После упразднения медицинских вытрезвителей остро встала проблема доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения на улицах, в общественных местах, а также по месту жительства.

Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 утвердил согласованную с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Согласно этой инструкции полицейские, обнаружив в общественном месте лиц, находящихся в состоянии опьянения, при необходимости оказывают им первую помощь и для дальнейшей госпитализации незамедлительно вызывают на место бригаду скорой медицинской помощи.

Тем не менее, отсутствие четкого механизма взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с работниками учреждений здравоохранения приводит к несогласованности действий в работе, в частности при решении вопроса - требуется ли нетрезвому гражданину медицинская помощь и нуждается ли он в госпитализации [3].

При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России, однако процессуальные действия осуществляются после вытрезвления доставленных, а комнаты административно задержанных отделов полиции также не предназначены для вытрезвления [4]. Специализированных помещений в органах внутренних дел для указанных целей не предусмотрено.

В то же время на медицинские организации не возлагаются функции по изоляции лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. После доставления гражданина в лечебное учреждение и улучшения состояния его здоровья, он отпускается и снова оказывается на улице, способный стать как участником преступления, так и потерпевшим от преступных посягательств.

Жизнь показала ошибочность решения о ликвидации вытрезвителей. В России наблюдается тенденция роста преступлений, совершенных в

состоянии опьянения, смертей, вызванных опьянением, в связи с чем министерства внутренних дел и здравоохранения совместно подготовили предложения по восстановлению вытрезвителей в крупных городах.

Глава МВД России Владимир Колокольцев, выступая 22 апреля 2015 года в Госдуме, сказал, что оказание помощи пьяным гражданам, которые не нуждаются в медицинской помощи и не совершили правонарушения, «по-прежнему остается проблемой», и система вытрезвителей, восстановление которой в России предлагается различными ведомствами, может быть возрождена в структуре социального обслуживания населения.

По словам министра, «оставлять их на улице в беспомощном состоянии зачастую преступно из-за реальной угрозы для жизни. Выходом из создавшейся ситуации должно стать создание в системе социального обеспечения специализированных учреждений для содержания и деин-токсикации этой категории лиц».

Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова на заседании комитета по социальной политике Совета Федерации заявила: «У нас должна быть специальная система, которая дает возможность быть подвыпившему человеку, человеку в состоянии алкогольного опьянения, под наблюдением, не замерзнуть на улице, не попасть в какую-то сложную ситуацию».

Озаботились вопросом детоксикации излишне выпивших граждан и региональные власти. В настоящее время в 27 субъектах Российской Федерации функционируют организации для размещения в них до естественного вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и не нуждающихся в оказании им медицинской помощи. В каждом регионе, где проблеме нахождения пьяных на улице стараются противостоять, подходят к решению вопроса по-своему. Например, в Смоленске организовали отделение наркологического диспансера по оказанию помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения, в Башкортостане создали сеть муниципальных реабилитационных учреждений, в Якутии с февраля 2015 года работают вытрезвители в рамках государственно-частного партнерства. При условии достаточной проработки вопроса и достаточного финансирования о готовности организовать вытрезвители заявляют власти и многих других субъектов Российской Федерации [5].

За рубежом по-разному подходят к вопросам удаления подвыпивших граждан из общественных мест и обеспечения их безопасности. В Великобритании и Финляндии вытрезвители находятся на балансе министерств

здравоохранения, во Франции существуют при полицейских участках, в Беларуси после непродолжительной передачи вытрезвителей учреждениям здравоохранения вернулись к советской системе подчинения их министерству внутренних дел.

В настоящее время альтернативы медвытрезвителям не найдено, но попытки их возрождения в прежнем или несколько измененном виде наталкиваются на определенные трудности.

1. Принудительное содержание в вытрезвителе.

Ограничение прав и свобод в соответствии

с Конституцией России возможны в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [6]. Правовой статус медицинского вытрезвителя как места содержания под стражей до вытрезвления должен быть нормативно закреплен. По аналогии с содержанием под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, лиц, административно арестованных, в течение времени содержания лица, помещенные в вытрезвитель, должны обеспечиваться питанием, для них должна предусматриваться возможность передачи вещей и продуктов, предоставляться возможность встречи с родственниками.

2. Плата за услуги вытрезвления.

Плата с лиц, помещавшихся в медицинские вытрезвители, в советское время взыскивалась в бесспорном порядке, однако законность взимания платы за услуги непосредственно с оказавшегося в вытрезвителе человека вызывает сомнения.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 статьи 779 ГК РФ). Бесспорная оплата нахождения в вытрезвителе, когда потребитель услуги вытрезвления не изъявляет желания получать эту услугу, противоречит нормам гражданского законодательства.

Также к медицинским вытрезвителям должны применяться нормы статьи 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В том случае, если лицо находится в состоянии, которое не позволяет ему выразить свою волю (бессознательное состояние, тя-

желое состояние здоровья), ему оказывается скорая медицинская помощь. В соответствии со статьей 39 Основ такая помощь оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней [7].

3. Осуществление медицинской деятельности без лицензии и отсутствие в штате квалифицированных медицинских работников, притом что в медицинских вытрезвителях может оказываться доврачебная медицинская помощь.

Верховный суд РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2008 года определил, что «медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения могут проводить только лица, обладающие специальными познаниями в области медицины и прошедшие специальную подготовку в порядке, установленном действующим законодательством».

4. Вытрезвители финансово затратны.

Финансирование вытрезвителей осуществляется за счет бюджета муниципального образования, на территории которого находится учреждение. Муниципалитетам в тягость содержать вытрезвители, и они, как показала практика, постоянно сокращали финансирование этих учреждений, что особенно актуально в условиях дефицитных региональных бюджетов. Однако отсутствие финансов в дотационных регионах не должно стать препятствием для оказания помощи людям придти в себя и, соответственно, не совершить противоправные действия.

Таким образом, старой системы медицинских вытрезвителей больше не существует, нормативно-правовая база по регулированию мер, применяемых в отношении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, отсутствует. Теперь те, кто в состоянии двигаться, остаются на улицах, часто агрессивными и опасными для общества, а те, кто очень перебрал, или сами отказываются от медицинской помощи, или их в таком состоянии не принимают лечебные учреждения. И они опять же остаются на улицах, но только в беспомощном состоянии.

Для оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения, повышения эффективности мер профилактики правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции, нужны новые социальные учреждения, где могут получить первую помощь люди с чрезмерным алкогольным опьянением, где будет обеспечена их безопасность и безопасность окружающих. Координатором усилий должны

стать органы социальной защиты населения как единая государственная система, оказывающая помощь гражданам, находящимся в экстремальных ситуациях.

Не должны оставаться в стороне от оказания помощи общественные объединения антиалкогольной направленности и общества трезвости различных религиозных конфессий, активные члены которых могли бы оказывать волонтерскую помощь в деятельности возрождаемых вытрезвителей.

Сотрудники органов внутренних дел при этом должны обеспечить безопасность персонала и общественный порядок в этих учреждениях, а медицинский персонал органов здравоохранения - контролировать процесс детоксикации и состояния вытрезвляемых и, при необходимости, вовремя оказывать им медицинскую помощь.

Создание специализированных учреждений в структуре органов соцзащиты с использованием механизмов взаимодействия и опытом совместной работы с другими государствен-

ными органами и социально ориентированными общественными организациями позволит устранить опасность для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Здесь есть свои сложности. Очевидно, требуется разработать четкую нормативно-правовую базу, урегулировать все вопросы, начиная от организационных, финансовых и заканчивая социальными и даже нравственными вопросами.

Положительное решение указанных мероприятий позволит оказать сдерживающее влияние на проблему алкоголизации населения, выработать систему оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, и определит четкий порядок действий сотрудников полиции и работников системы здравоохранения в работе с указанными категориями граждан, что в конечном счете повысит уровень общественной безопасности в государстве.

Литература

1. Ковшевацкий В.И. Исторические предпосылки и правовая основа оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 174-177.

2. Дизер О.А. Основные направления участия полиции в реализации государственной антиалкогольной политики // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (37). С. 19-22.

3. Бекетов О.И., Давыдов Ю.В. Оказание помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 2 (53). С. 38-41.

4. Ковшевацкий В.И. К вопросу о применении административного законодательства в деятельности медицинских вытрезвителей // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина: в 2-х частях. - Москва, 2010. С. 94-98.

5. Мирошниченко Л.Д., Рыбакова Л.Н., Мирошниченко Е.Л. Организация медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения: региональный аспект // Вопросы наркологии. 2013. № 5. С. 75-85.

6. Цурлуй О.Ю. К вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и соблюдения конституционного права на свободу // Воронежский адвокат. 2014. № 10. С. 11-14.

7. Андреев Ю.Н. Возмездное оказание медицинских услуг // Цивилист. 2006. № 2. С. 59-82.

= References =

1. Kovshevatsky V.I. Historical background and basis of rendering assistance in forced sobering citizens // Moscow University Russian Interior Ministry. 2012. № 4. P. 174-177.

2. Dizer O.A. Main directions of police involvement in the implementation of the government's anti-alcohol policy // Journal of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 2014. № 3 (37). Р. 19-22.

3. Beketov O.I., Davydov Y.U. Helping citizens in public places in a drunken state // Scientific Bulletin of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2014. № 2 (53). Р. 38-41.

4. Kovshevatsky V.I. On the question of the application of administrative law in the activities of medical sobering-up stations // Actual problems of administrative and administrative procedure law: materials of the annual All-Russian scientific-practical conference dedicated to the memory of Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation V.D. Sorokin: in 2 parts. - Moscow, 2010. P. 94-98.

5. Miroshnichenko L.D., Rybakov, L.N., Miroshnichenko E.L. The organization of medical care to persons in a state of intoxication: a regional perspective // Questions Addiction. 2013. № 5. Р. 75-85.

6. Tsurluy O.J. On the question of the application of a preventive measure in the form of detention and respect for the constitutional right to liberty // Voronezh lawyer. 2014. № 10. Р. 11-14.

7. Andreev Y.N. For paid provision of medical services // Tsivilist. 2006. № 2. Р. 59-82.

(статья сдана в редакцию 29.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.