Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / взаимодействие с родителями / воспитательный потенциал семьи / системный и синергетический подход / family / partnership with parents / educational potential of family / systemic and synergistic approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Коробкова, А.И. Санникова

Статья посвящена методологическому обоснованию решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи с позиций системно-синергетического подхода. В работе представлен феноменологический анализ понятия семьи и ее воспитательного потенциала с позиций синергетической парадигмы и убедительно доказано, что семья принадлежит к типу самоорганизующихся, открытых, стремящихся к устойчивому равновесию социальных систем. Авторы статьи рассматривают инвариантные и вариативные пути взаимодействия с семьей в зависимости от особенностей ее воспитательного потенциала, а также «механизмы запуска» позитивных изменений самоорганизации семейной системы. Авторы делают вывод о том, что многолетний практический опыт реализации концепции развития воспитательного потенциала семьи на основе системно-синергетического подхода в открытом образовательном пространстве Пермского края позволяет утверждать, что учет сформулированных выше методологических положений на уровне моделирования социально-педагогических технологий взаимодействия с семьей результативно актуализирует возможности ее воспитательного потенциала, стимулирует процессы развития и повышает эффективность его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Коробкова, А.И. Санникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF THE FAMILY’S EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE OPEN EDUCATIONAL SPACE: A SYSTEM-SYNERGY APPROACH

The article presents methodological substantiation of the solution of the problem of the development of the educational potential of the family from the standpoint of the system-synergetic approach. The article presents a phenomenological analysis of the concept of the family and its educational potential from the standpoint of the synergetic paradigm and convincingly proves that the family belongs to the type of self-organizing, open, striving for a stable balance of social systems. The authors of the article consider invariant and variable ways of interaction with the family, depending on the characteristics of the educational potential of the family, as well as “mechanisms for triggering” positive changes in the self-organization of the family system. The authors conclude that the long-term practical experience of implementing the concept of developing the educational potential of the family on the basis of a system-synergistic approach in the open educational space of the Perm region allows to assert that taking into account the above methodological provisions at the level of modeling social and educational technologies of interaction with the family effectively actualizes the possibilities of the family’s educational potential, stimulates its development processes and improves its implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

10. Шарлаимова Д.С., Черданцев В.М. Кадровая политика как инструмент управления персоналом. Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. 2021: 41 - 44.

11. Оборина А.В. История становления концепции управления человеческими ресурсами. Стратегии бизнеса. 2021; № 1: 25 - 31.

12. Головань Н.О. Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия. Молодой ученый. 2021; № 12: 194 - 198.

13. Токарева Ю.А., Глухенькая Н.М., Токарев А.Г Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021.

References

1. Burmistrov S.V., Volochaj A.V., Samygin S.I. Social'nye mehanizmy upravleniya formirovaniem i razvitiem kompetencij innovacionno-orientirovannogo personala (na primere obrazovatel'nyh organizacij). Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2020; № 3: 23 - 27.

2. Levin A.I., Levina L.V. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke upravlencheskih kadrov kak faktor preodoleniya funkcional'noj negramotnosti. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika. 2021; T. 11, № 1: 124 - 134.

3. Polyarush A.A. Prichiny nesovershenstva kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii. 'Epoha nauki. 2021; № 21: 232 - 234.

4. Nakypova G.K. Professional'naya kompetentnost': suschnost i osnovnye principy. Vestnik Kazahskogo nacional'nogo zhenskogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 1: 208 - 213.

5. Ivanova N.M., Serebrennikov S.S., Frolova V.Yu. Kadrovoe obespechenie innovacionnoj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii. Innovaciiiinvesticii. 2020; № 9: 3 - 7.

6. Rahmonov A. 'Effektivnaya organizaciya monitoringa potrebnosti v professional'nyh kadrah. InterConf. 2020; № 2: 138 - 142.

7. Savel'ev A.M. Kuznecova N.V. Kadrovyj potencial organizacii: metody ocenki i razvitiya. Sovremennyj menedzhment: teoriya i prakíika: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Magnitogorsk: Magnitogorskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. G.I. Nosova, 2020: 34 - 40.

8. Filkina Yu.Yu. Adaptaciya personala kak zalog uspeshnogo funkcionirovaniya predpriyatiya. Molodezh' i nauka. 2018; № 4: 18.

9. Pavlyuk P.A., Sidorov N.V. Vnedrenie proekta po obucheniyu kadrovogo rezerva na osnove modeli kompetencij. Normirovanie i opiata truda v promyshlennosti. 2020; № 2: 62 - 65.

10. Sharlaimova D.S., Cherdancev V.M. Kadrovaya politika kak instrument upravleniya personalom. Nauchnoe soobschestvo studentov XXI stoletiya. 'Ekonomicheskie nauki. 2021: 41 - 44.

11. Oborina A.V. Istoriya stanovleniya koncepcii upravleniya chelovecheskimi resursami. Strategii biznesa. 2021; № 1: 25 - 31.

12. Golovan' N.O. Razvitie kompetentnostnogo podhoda v upravlenii kadrovym potencialom proizvodstvennogo predpriyatiya. Molodoj uchenyj. 2021; № 12: 194 - 198.

13. Tokareva Yu.A., Gluhen'kaya N.M., Tokarev A.G. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti personala: kompleksnyj podhod. Shadrinsk: Shadrinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021.

Статья поступила в редакцию 21.04.21

УДК 37

Korobkova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Legal and Socio-Pedagogical Education, Perm State Humanitarian

Pedagogical University (Perm, Russia), E-mail: vkorobkova@mail.ru

Sannikova A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia),

E-mail: sananna1953@yandex.ru

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF THE FAMILY'S EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE OPEN EDUCATIONAL SPACE: A SYSTEM-SYNERGY APPROACH. The article presents methodological substantiation of the solution of the problem of the development of the educational potential of the family from the standpoint of the system-synergetic approach. The article presents a phenomenological analysis of the concept of the family and its educational potential from the standpoint of the synergetic paradigm and convincingly proves that the family belongs to the type of self-organizing, open, striving for a stable balance of social systems. The authors of the article consider invariant and variable ways of interaction with the family, depending on the characteristics of the educational potential of the family, as well as "mechanisms for triggering" positive changes in the self-organization of the family system. The authors conclude that the long-term practical experience of implementing the concept of developing the educational potential of the family on the basis of a system-synergistic approach in the open educational space of the Perm region allows to assert that taking into account the above methodological provisions at the level of modeling social and educational technologies of interaction with the family effectively actualizes the possibilities of the family's educational potential, stimulates its development processes and improves its implementation.

Key words: family, partnership with parents, educational potential of family, systemic and synergistic approach.

В.В. Коробкова, канд. пед. наук, доц., декан факультета правового и социально-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Пермский

государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, E-mail: vkorobkova@mail.ru

А.И. Санникова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь,

E-mail: sananna1953@yandex.ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Статья посвящена методологическому обоснованию решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи с позиций системно-синергетиче-ского подхода. В работе представлен феноменологический анализ понятия семьи и ее воспитательного потенциала с позиций синергетической парадигмы и убедительно доказано, что семья принадлежит к типу самоорганизующихся, открытых, стремящихся к устойчивому равновесию социальных систем. Авторы статьи рассматривают инвариантные и вариативные пути взаимодействия с семьей в зависимости от особенностей ее воспитательного потенциала, а также «механизмы запуска» позитивных изменений самоорганизации семейной системы. Авторы делают вывод о том, что многолетний практический опыт реализации концепции развития воспитательного потенциала семьи на основе системно-синергетического подхода в открытом образовательном пространстве Пермского края позволяет утверждать, что учет сформулированных выше методологических положений на уровне моделирования социально-педагогических технологий взаимодействия с семьей результативно актуализирует возможности ее воспитательного потенциала, стимулирует процессы развития и повышает эффективность его реализации.

Ключевые слова: семья, взаимодействие с родителями, воспитательный потенциал семьи, системный и синергетический подход.

В качестве теоретико-методологического фундамента научного исследования проблемы развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве нам представляется достаточно продуктивной идея рассмотрения феномена семьи в логике системно-синергетического подхода.

Следует отметить, что авторы педагогических исследований обратились к системно-синергетической парадигме для объяснения процессов, происходящих

в сфере образования, сравнительно недавно. Данный подход нашел отражение в разработке принципов, закономерностей и теоретических концепций самоорганизации педагогических систем в работах В.И. Андреева [1], В.Г. Буданова [2], Н.М. Таланчука [4] и др.

Теоретико-методологическая новизна идей самоорганизации в педагогике обусловлена признанием способности социальных систем к саморазвитию, причем не только за счет внешнего влияния, притока информации, энергии и т.п., но

и за счет использования внутренних ресурсов, что актуально для исследования механизмов развития воспитательного потенциала семьи.

Опора на идеи системно-синергетического подхода при разработке механизмов развития воспитательного потенциала семьи становится актуальной в силу целого ряда причин, обусловленных эволюцией взглядов на феномен семьи, признанием субъектности и уникальности каждой конкретной семейной системы.

С позиций синергетической парадигмы семья, являясь микросоциумом со своей неповторимой структурой, своими традициями и связями, принадлежит к типу самоорганизующихся, саморегулирующихся социальных систем.

Данная система может быть признана открытой, так как характеризуется наличием в ней самой источников для обмена ресурсами (информационными, психологическими, социальными и пр.) с окружающей средой.

Как сложноорганизованной социальной системе семье свойственна нелинейность процессов эволюции, что обусловливает многовариантность и альтернативность путей ее самореализации, а, следовательно, и низкую эффективность патерналистского отношения к семье посредством внешнего руководства семьей в реализации ее функций, в том числе воспитательной, и навязывания ей заданного вектора развития.

Для семьи как самоорганизующейся социальной системы характерны относительная устойчивость, стремление к равновесию. При этом в логике системно-синергетического подхода логично выделить типичные ситуации «равновесия» семейной системы: «ситуацию устойчивого просоциального равновесия» (это семьи, традиционно относимые к категории «благополучных») и «ситуацию устойчивого асоциального равновесия» (это семьи, традиционно подпадающие под категорию «неблагополучных»). Важно отметить, что в реальной социальной практике названные выше два типа равновесных ситуаций развития семьи как социальной системы представляют собой наиболее выраженные состояния семьи в линейном ряду традиционных представлений. Однако в реальной практике имеет место достаточно большое разнообразие переходных ситуаций, в которых проявляется динамика состояний семьи, формирующихся под влиянием внутренних условий и факторов воздействия внешней среды, приводящих к изменению вектора развития семьи в целом и ее воспитательного потенциала.

В моментах равновесности семья как социальная система относительно независима, самодостаточна и в определенной степени замкнута, в силу чего она менее чувствительна к изменению внутренних условий и к влияниям внешних факторов социальной среды. В неравновесной социальной ситуации семья начинает активно реагировать на вызовы, к которым в моменты равновесности она была индифферентна.

Таким образом, семья как открытая социальная система стремится к достижению равновесия через преодоление неравновесных ситуаций. Но длительное устойчивое состояние закрытости и самодостаточности может порождать кризисы и значительно снижать способность семьи как социальной системы к саморазвитию (например, в таких ситуациях, как взросление детей и изменение взаимоотношений между членами семьи, снижение или рост уровня доходов, привыкание супругов друг к другу, «уставание», порождающее кризис в отношениях и др.).

Неустойчивое состояние семейной системы, осознаваемое членами семьи, приводит к поиску новых резервов в решении её собственных проблем. Поэтому следует признать, что для развития семьи как саморегулирующейся социальной системы большое значение имеет не только устойчивость и стабильность, но и неустойчивое, неравновесное состояние.

Опираясь на сформулированные выше позиции в трактовке современных взглядов на феномен семьи в «зеркале синергетики», отметим, что недостаточность традиционных подходов в проектировании процессов сопровождения семьи в открытом образовательном пространстве и механизмов развития ее воспитательного потенциала кроется в упрощенных патерналистских представлениях специалистов о семье как объекте попечительства, функции и направления развития которого могут произвольно задаваться и корректироваться извне.

Системно-синергетический подход к определению сущности семьи открывает новые возможности для решения проблемы развития ее воспитательного потенциала.

Под воспитательным потенциалом семьи мы понимаем открытую, устойчивую и стремящуюся к равновесию систему социально-педагогической самоорганизации семьи. Данная система представлена связанными между собой содержательными компонентами (аксиологический, педагогический, психологический, социокультурный), объединенными функциональной целостностью, что позволяет ей целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

В логике данного подхода акцент исследования переносится на изучение механизмов саморазвития, самосохранения, самоорганизации воспитательного потенциала как семейной воспитательной среды.

Важно признать, что эффективность реализации семьей своих воспитательных функций обусловлена не только уровнем внутренней самоорганизации социальной системы семьи, но и характером ее взаимодействия с внешней средой и качеством ее связей с внешним социумом. Замкнутость семьи как социальной системы, самоизоляция от внешнего взаимодействия с другими

социальными институтами способствует утрате свойства открытости, что может препятствовать развитию воспитательного потенциала семьи и, в конечном итоге, приведет к снижению качества выполнения семьей своей воспитательной функции. В связи с этим сопровождение и поддержка процесса развития воспитательного потенциала семьи может выступать важной социальной функцией открытого образовательного пространства.

Необходимо отметить, что в содержательной структуре воспитательного потенциала семьи, который представлен аксиологическим, педагогическим, психологическим, социокультурным компонентами, можно определить иерархию, в основе которой лежит функциональная зависимость (подчиненность) элементов данной системы. По нашему мнению, аксиологический компонент выступает системообразующим в структуре воспитательного потенциала семьи, поскольку он отражает ценностные смыслы членов семьи, их духовно-нравственные ориентации, являющиеся фундаментом для проектирования и реализации жизненных стратегий самореализации и саморазвития. В связи с этим мы полагаем, что среди «механизмов запуска» позитивных изменений воспитательного потенциала семьи ориентация на развитие аксиологического компонента является важной инвариантной составляющей.

Другие содержательные компоненты воспитательного потенциала семьи могут находиться в так называемой ситуационной иерархии в зависимости от определенных обстоятельств, вида семейных проблем, педагогического эффекта, оказавшего влияние на состояние семейного воспитания. Педагогический, психологический, социокультурный компоненты воспитательного потенциала семьи при проектировании ситуаций его развития могут быть определять выбор вариативных механизмов взаимодействия с семьей.

Таким образом, определение вышеназванных содержательных компонентов воспитательного потенциала обусловливает необходимость деления методов взаимодействия с семьей с целью позитивных изменений воспитательного потенциала семьи на инвариантные и вариативные.

При этом вариативные подходы в большей мере ориентированы не на типологические, а на индивидуальные особенности семейной системы, они призваны учитывать уровни и особенности развития отдельных компонентов воспитательного потенциала и выполнять функцию так называемых «механизмов запуска» вариантов самоорганизации семьи.

Феноменологический анализ семьи с позиции системно-синергетического подхода позволяет нам рассматривать семью как социальную систему, стремящуюся к устойчивости и равновесию, в том числе и в реализации своей воспитательной функции, так как стремление к устойчивости характерно семье в решении проблем развития и воспитания детей. Однако такая устойчивость, как уже отмечалось выше, может привести к неэффективности родительского поведения в ситуациях, связанных с «кризисными» возрастными периодами развития ребенка или с ситуациями его девиантного поведения. Данное обстоятельство ставит семью в ситуацию неопределенности и выбора вектора выхода из неравновесного состояния, с учетом внутренних компонентов воспитательного потенциала семьи и внешних факторов влияния социума. В связи с чем встает важная педагогическая задача - обеспечение этого выбора эффективными и педагогически целесообразными вариантами поддержки семьи (психологическое консультирование, социокультурная деятельность, социальное сопровождение, экономическое выравнивание и пр.) в открытом образовательном пространстве с целью выведения из зоны равновесия и создания мотивирующих и стимулирующих условий для социально-педагогической самоорганизации семьи как социальной системы и переходу ее в новое состояние.

Исходя из вышесказанного, создание неравновесных ситуаций («точек бифуркации») с целью стимулирования позитивных социальных изменений в состоянии воспитательного потенциала семьи как интегративного свойства социальной системы может быть признано одним из механизмов его развития.

При этом приоритетом сопровождения семьи в открытом образовательном пространстве с целью развития ее воспитательного потенциала выступает целенаправленное создание многовариантных условий, в которых педагогическая поддержка семейного воспитания со стороны специалистов, взаимодействующих с семьей, способствует формированию готовности семьи к развитию и реализации собственного воспитательного потенциала на основе:

■ согласования оценок субъектами семейной системы актуальной ситуации развития семьи;

■ признания системообразующей функции семейных ценностей;

■ обновления представлений субъектов о ведущих факторах развития семейной системы;

■ гармонизации представлений об «образе потребного будущего», о перспективах и способах самореализации семьи, о ресурсах саморазвития;

■ изменения внутренних процессов организации и самоорганизации семьи.

Исходя из вышесказанного, основными механизмами социально-педагогического сопровождения семьи могут выступать:

- создание коммуникативных площадок для родителей, семейных сообществ с целью представления различных вариантов развития семейных систем: семейные форумы, дискуссионные конференции, круглые столы и т.п.;

- демонстрация социально-привлекательных моделей самоорганизации семьи, передающихся по механизму самоопределения, заражения и

подражания: конкурсы семейной тематики, событийные мероприятия для семейных сообществ, фестивали семейных традиций и т.п.;

- насыщение востребованным, доступным социально значимым педагогическим контентом открытого информационного пространства и придание ему специфических образовательных функций: экспертные ТВ-программы и статьи в СМИ для родителей, интерактивные дистанционные формы взаимодействия (вебинары, консультации, дистанционные образовательные курсы для родителей);

- активное использование различных форм партнерского взаимодействия с семьей с целью запуска механизмов самоопределения и саморазвития современной семьи с учетом ее уникальности и способности к самоорганизации:

организация семейных и родительских клубов, деятельность родительских комитетов, попечительских и управляющих советов, создание творческих родительских сообществ и т.п. [3; 4].

Многолетний практический опыт реализации концепции развития воспитательного потенциала семьи на основе системно-синергетического подхода в открытом образовательном пространстве Пермского края позволяет утверждать, что учет сформулированных выше методологических положений на уровне моделирования социально-педагогических технологий взаимодействия с семьей результативно актуализирует возможности воспитательного потенциала семьи, стимулирует процессы развития и повышает эффективность его реализации.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Издательство Казанского университета, 1996.

2. Буданов В.Г Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Москва, 2007.

3. Коробкова В.В. Реализация концепции развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015; № 11-12: 83 - 88.

4. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань: ИССО РАО, 1996.

References

1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1996.

2. Budanov V.G. Metodologiya sinergetiki vpostneklassicheskojnauke i v obrazovanii. Moskva, 2007.

3. Korobkova V.V. Realizaciya koncepcii razvitiya vospitatel'nogo potencíala sem'i v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; № 11-12: 83 - 88.

4. Talanchuk N.M. Sistemno-sinergeticheskaya filosofiya i koncepciya neopedagogiki: Strategemy razvitiya pedagogicheskoj teorii i praktiki. Kazan': ISSO RAO, 1996.

Статья поступила в редакцию 23.04.21

УДК 377.8

Kurtvapova V.M., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: nika.kurtvapova@mail.ru

MORAL EDUCATION OF A TEENAGER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL: RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK.

The article deals with moral education in the multicultural educational environment of the school. The role of the regional component in the formation of moral qualities and national identity of the individual is actualized. The structural and content components of the moral education of a teenager using the material of the regional component in a multicultural educational environment are identified. Experimental work on the moral education of a teenager in a multicultural educational environment on the basis of a secondary school is provided. The article concludes that the multinational teaching collective is not yet a multicultural environment, but only when students and teachers work together, during which humanistic values, respect for the values and traditions of a different culture, and value for one's own are broadcast. Teachers must be competent in multicultural education in order to effectively create nurturing situations and competently emerge from conflicts on national or religious grounds. The actualization of the regional component in the multicultural educational environment contributes to the moral education of the teenager.

Key words: moral education, regional component, multicultural educational environment, national identity, humanistic values, tolerance.

В.М. Куртеапоеа, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга),

г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: nika.kurtvapova@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПРЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье рассматривается нравственное воспитание в поликультурной образовательной среде школы. Актуализирована роль регионального компонента в формировании нравственных качеств и национального самосознания личности. Выявлены структурно-содержательные компоненты нравственного воспитания подростка с использованием материала регионального компонента в условиях поликультурной образовательной среды. Предоставлена опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию подростка в поликультурной образовательной среде на базе средней общеобразовательной школы. В статье сделан вывод о том, что многонациональный ученический коллектив еще не является поликультурной средой, поликультурной она становится при условии совместной деятельности учащихся и педагогов, во время которой транслируются гуманистические ценности, уважительное отношение к ценностям и традициям иной культуры, ценностное отношение к собственной. Педагоги должны обладать компетентностью в поликультурном образовании, чтобы эффективно создавать воспитывающие ситуации и грамотно выходить из конфликтов на национальной или религиозной почве. Актуализация регионального компонента в поликультурной образовательной среде способствует нравственному воспитанию подростка.

Ключевые слова: нравственное воспитание, региональный компонент, поликультурная образовательная среда, национальное самосознание, гуманистические ценности, толерантность.

Нравственное воспитание всегда было актуальной темой для педагогической науки. Основание новой парадигмы образовательной системы, обеспечивающей становление человека как человека культуры, определяет устойчивое внимание к аксиологическому потенциалу личности. Именно национальная культурная принадлежность является основой для становления ценностных ориента-ций личности, с которыми он соизмеряет свои цели, идеалы, образцы поведения. Россия является многокультурным, многонациональным государством, и данный фактор необходимо учитывать и эффективно использовать в нравственном воспитании подростков. Диалог культур в поликультурном пространстве возможен лишь на основе самобытности каждой культуры. Одним из источников формирования нравственных и патриотических качеств личности является использование регионального компонента, отражающего национальные ценности, идеалы, установки. Региональный компонент в современной педагогической науке

понимается как часть содержания образовательного процесса, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны [1 - 3].

Включение регионального компонента в образовательный процесс формирует культурные ориентиры личности - идеалы, ценности, вера, нормы поведения, этикет. Через приобщение к культуре родного края происходит становление национального самосознания личности. Обретение человеком национального самосознания обусловливает психическое созревание индивида, способствует повышению степени его социализации, нормализует отношения с окружающими. Формирование национального самосознания - это сложный процесс вхождения индивида в свою культуру, он включает осознание себя частью культуры, принятие норм, ценностей, традиций своего народа, а также осознание себя пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.