подражания: конкурсы семейной тематики, событийные мероприятия для семейных сообществ, фестивали семейных традиций и т.п.;
- насыщение востребованным, доступным социально значимым педагогическим контентом открытого информационного пространства и придание ему специфических образовательных функций: экспертные ТВ-программы и статьи в СМИ для родителей, интерактивные дистанционные формы взаимодействия (вебинары, консультации, дистанционные образовательные курсы для родителей);
- активное использование различных форм партнерского взаимодействия с семьей с целью запуска механизмов самоопределения и саморазвития современной семьи с учетом ее уникальности и способности к самоорганизации:
организация семейных и родительских клубов, деятельность родительских комитетов, попечительских и управляющих советов, создание творческих родительских сообществ и т.п. [3; 4].
Многолетний практический опыт реализации концепции развития воспитательного потенциала семьи на основе системно-синергетического подхода в открытом образовательном пространстве Пермского края позволяет утверждать, что учет сформулированных выше методологических положений на уровне моделирования социально-педагогических технологий взаимодействия с семьей результативно актуализирует возможности воспитательного потенциала семьи, стимулирует процессы развития и повышает эффективность его реализации.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Издательство Казанского университета, 1996.
2. Буданов В.Г Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Москва, 2007.
3. Коробкова В.В. Реализация концепции развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015; № 11-12: 83 - 88.
4. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань: ИССО РАО, 1996.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1996.
2. Budanov V.G. Metodologiya sinergetiki vpostneklassicheskojnauke i v obrazovanii. Moskva, 2007.
3. Korobkova V.V. Realizaciya koncepcii razvitiya vospitatel'nogo potencíala sem'i v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; № 11-12: 83 - 88.
4. Talanchuk N.M. Sistemno-sinergeticheskaya filosofiya i koncepciya neopedagogiki: Strategemy razvitiya pedagogicheskoj teorii i praktiki. Kazan': ISSO RAO, 1996.
Статья поступила в редакцию 23.04.21
УДК 377.8
Kurtvapova V.M., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]
MORAL EDUCATION OF A TEENAGER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL: RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK.
The article deals with moral education in the multicultural educational environment of the school. The role of the regional component in the formation of moral qualities and national identity of the individual is actualized. The structural and content components of the moral education of a teenager using the material of the regional component in a multicultural educational environment are identified. Experimental work on the moral education of a teenager in a multicultural educational environment on the basis of a secondary school is provided. The article concludes that the multinational teaching collective is not yet a multicultural environment, but only when students and teachers work together, during which humanistic values, respect for the values and traditions of a different culture, and value for one's own are broadcast. Teachers must be competent in multicultural education in order to effectively create nurturing situations and competently emerge from conflicts on national or religious grounds. The actualization of the regional component in the multicultural educational environment contributes to the moral education of the teenager.
Key words: moral education, regional component, multicultural educational environment, national identity, humanistic values, tolerance.
В.М. Куртеапоеа, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга),
г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПРЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье рассматривается нравственное воспитание в поликультурной образовательной среде школы. Актуализирована роль регионального компонента в формировании нравственных качеств и национального самосознания личности. Выявлены структурно-содержательные компоненты нравственного воспитания подростка с использованием материала регионального компонента в условиях поликультурной образовательной среды. Предоставлена опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию подростка в поликультурной образовательной среде на базе средней общеобразовательной школы. В статье сделан вывод о том, что многонациональный ученический коллектив еще не является поликультурной средой, поликультурной она становится при условии совместной деятельности учащихся и педагогов, во время которой транслируются гуманистические ценности, уважительное отношение к ценностям и традициям иной культуры, ценностное отношение к собственной. Педагоги должны обладать компетентностью в поликультурном образовании, чтобы эффективно создавать воспитывающие ситуации и грамотно выходить из конфликтов на национальной или религиозной почве. Актуализация регионального компонента в поликультурной образовательной среде способствует нравственному воспитанию подростка.
Ключевые слова: нравственное воспитание, региональный компонент, поликультурная образовательная среда, национальное самосознание, гуманистические ценности, толерантность.
Нравственное воспитание всегда было актуальной темой для педагогической науки. Основание новой парадигмы образовательной системы, обеспечивающей становление человека как человека культуры, определяет устойчивое внимание к аксиологическому потенциалу личности. Именно национальная культурная принадлежность является основой для становления ценностных ориента-ций личности, с которыми он соизмеряет свои цели, идеалы, образцы поведения. Россия является многокультурным, многонациональным государством, и данный фактор необходимо учитывать и эффективно использовать в нравственном воспитании подростков. Диалог культур в поликультурном пространстве возможен лишь на основе самобытности каждой культуры. Одним из источников формирования нравственных и патриотических качеств личности является использование регионального компонента, отражающего национальные ценности, идеалы, установки. Региональный компонент в современной педагогической науке
понимается как часть содержания образовательного процесса, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны [1 - 3].
Включение регионального компонента в образовательный процесс формирует культурные ориентиры личности - идеалы, ценности, вера, нормы поведения, этикет Через приобщение к культуре родного края происходит становление национального самосознания личности. Обретение человеком национального самосознания обусловливает психическое созревание индивида, способствует повышению степени его социализации, нормализует отношения с окружающими. Формирование национального самосознания - это сложный процесс вхождения индивида в свою культуру, он включает осознание себя частью культуры, принятие норм, ценностей, традиций своего народа, а также осознание себя пред-
ставителем определенного этноса, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Обретение личностью национального самосознания сопровождается формированием таких качеств, как патриотизм, гордость за достижения своего народа и его великих представителей, высокая самооценка, чувство собственного достоинства.
В качестве одного из существенных факторов, влияющих на формирование национального самосознания, выделяют особенности этноконтактной среды, прежде всего ее полиэтничность. Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических и национальных групп, что повышает его межкультурную компетентность, способствует развитию понимания других этносов и коммуникативных навыков, влияет на процесс успешной социализации в обществе. Таким образом, нравственное воспитание будет более успешным в условиях поликультурной среды, чем моноэтнической, где отсутствует многонациональное, многокультурное окружение участников образовательной организации. Только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую [1].
Вместе с тем многонациональный ученический коллектив еще не является поликультурной средой, поликультурной она становится при условии совместной деятельности учащихся и педагогов, во время которой транслируются гуманистические ценности, уважительное отношение к ценностям и традициям иной культуры, ценностное отношение к собственной. Педагоги должны обладать компетентностью в поликультурном образовании [4; 5], чтобы эффективно создавать воспитывающие ситуации и грамотно выходить из конфликтов на национальной или религиозной почве. Из вышесказанного можно сформулировать определение поликультурной среды. Поликультурная образовательная среда - это многонациональное, многокультурное окружение участников образовательной организации, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности, которые влияют на формирование личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию. Только во взаимодействии со средой, в общении с другими людьми индивид приобретает качественные характеристики и становится личностью. Нравственное воспитание в поликультурной образовательной среде происходит в процессе усвоения знаний о культурных, религиозных ценностях, в последующем происходит переход знаний на уровень ценностных ориентаций и установок, которые формирует личностные качества, поведение, самоанализ и саморефлексию. Структурно-содержательные компоненты данного процесса и их характеристики процесс можно представить в виде таблицы.
Таблица 1
Актуализация регионального компонента нравственного воспитания подростка в условиях поликультурной образовательной среды
Нравственное воспитание с использованием материала регионального компонента в условиях поликультурной среды можно внедрить в образовательной процесс разными способами, например, через включение регионального компонента в большинство образовательных предметов (география, история, обществознание, литература, технология и др.), введение факультативного курса («История Камчатки», «Поликультурное образование», «Литература родного края» и др.), внеклассные мероприятия (экскурсии, походы, классные часы и др.), направленные на изучение истории, культуры родного края. Важно, чтобы информация носила интегративный характер, обеспечивала целостное восприятие многообразия культурного мира. Необходимо привлекать родителей, посещать досуговые и культурные центры, использовать местные средства информации.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Начикинская средняя общеобразовательная школа» Камчатского края Елизовского района проводилась опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию подростков в поликультурной образовательной среде. В эксперименте были задействованы учащиеся 7 - 9 классов, но проводимая деятельность затронула практически все классы. Среди учащихся были представители разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, татары, коряки, мордва, узбеки. Большинство учащихся были русские по национальности (80%). Несмотря на широкий охват различных этносов в одном классе, многие учащиеся не считали себя представителями определенной этнической группы, так как не говорили на родном языке, не исповедовали национальную религию, не придерживались обычаев и традиций своей этнической группы. В первую очередь перед учителем стояла задача познакомить учащихся с культурой своих предков, вызвать интерес к изучению культурной принадлежности, таким образом, формируя национальное (этническое) самосознание подростка. Для реализации этой задачи в 7 - 9 классах была внедрена факультативная дисциплина «Поликультурное образование». Данный курс проводился один раз в неделю и был направлен на изучение истории, культуры, религиозных верований, традиций, достопримечательностей родного края. Учащиеся в процессе обучения стремились эффективно сотрудничать друг с другом, учились выходить из спорных ситуаций, совместно решать поставленные задачи.
В 7 классе образовательный модуль назывался «Моя малая Родина». На занятиях учащиеся изучали полуостров Камчатка, её историю, памятные даты, природные достопримечательности, особенности быта, культуры, верований представителей коренного населения Камчатки (коряков-чавчувенов, коря-ков-нымыланов, алеутов, эвенов). Подростки изучали творческое наследие камчатских писателей, представителей коренного населения: Г.Г Поротова, К.В. Кил-палина, В.В. Коянто, И.А. Корнева. Одним из фактов данной экспериментальной работы состоял в том, что ребята из корякского этноса практически не знают родного языка. Это было характерно не только для корякского этноса, но и для представителей других национальностей, проживающих в России. Россия объединила более 180 национальностей и этносов на своей территории, в силу социально-экономических, природно-климатических причин многие национальности свободно мигрировали по огромной стране, порой навсегда покидая родной край. В школах России общенациональным языком является русский, все общеобразовательные предметы тоже ведутся на русском языке. Ребенок, родившийся в семье «внутренних» мигрантов, ассимилируется в русской национальной среде. Конечно, единый национальный язык, изучение истории России формируют национальное единство страны, свободу обучения и трудоустройства в любом уголке России, но вместе с тем следует отметить унификацию культурной и религиозной жизни, потерю внутреннего духовно-нравственного ориентира, который транслируется через родной язык и народную культуру. Национальные школы в России только начинают набирать силу. В Республике Башкортостан, Татарстане, Якутии, Дагестане помимо русского языка на законодательном уровне изучается язык республики, в других национальных регионах в начальных классах ведется изучение языка коренных народов. Есть минусы и плюсы существования единого общегосударственного языка на территории большой страны, но именно язык является базовым элементом в определении культурной идентичности личности, он отражает специфическое, свойственное только определенному этносу видение мира.
Результатом занятий по дисциплине «Моя малая Родина» стало обогащение и систематизация знаний о полуострове Камчатка, его географии, флоре и фауне, истории, современных социально-экономических потребностях региона. Учащиеся посещали краеведческий музей, памятные места, посвященные первооткрывателям полуострова, обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 г, Великой Отечественной войне и др. Подростки познакомились с жизнью, бытом, культурой коренного населения (коряков-чавчувенов, коряков-немыланов, эвенов, алеутов), произошло осознание тесной взаимосвязи культуры народа с окружающей средой. Учащиеся почувствовали природную уникальность края и взаимосвязь сохранения и развития природных достопримечательностей с человеческой деятельностью.
В 8 классе факультативная дисциплина назвалась «Многообразный культурный мир страны», ее цель - глубже изучить свою культуру, познакомиться с другими, понять смысл культурных обычаев и традиций, активно взаимодействовать друг с другом. Одна из задач факультатива состояла в том, чтобы познакомить учащихся с родным языком. Ребятам было дано задание узнать с помощью
Компоненты Содержание
Когнитивно-иформационный Знание географии, флоры и фауны родного края; истории, культурных достопримечательностей региона; собственной этнической культуры как образа жизни (идеалах, нормах поведения, убеждениях); этнического разнообразия региона; осведомленность в экономических, экологических, социальных проблемах региона; знание культурно-этнического многообразия мира; терминологии поликультурного мира
Ценностно-смысловой Ощущение принадлежности к определенной этнической группе (национальное самосознание); уважение и гордость за историческое прошлое страны и родного края; уважительное отношение к обычаям, традициям и верованиям как собственного этноса, так и других этносов; умение находить общее и особенное в своей и других культурах; сформированность гуманистических ценностей
Поведенческо-волевой Уважение и любовь к истории, языку, культуре, обычаям родной страны, края, этноса; формирование гражданской позиции; уважение и понимание культурных отличий других народов и этносов; умение критически анализировать информацию для избегания ложных выводов о представителях национальных и этнических групп; компетентность в области эффективного сотрудничества и общения как в образовательной среде,так и за ее пределами; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса; формирование толерантности, ответственности, трудолюбия
родителей или ресурса Интернет, как на их языке произносятся самые распространенные слова, которые используются в повседневной жизни. Занятия проходили в игровой форме, на доску вывешивались карточки с изображением предмета, каждый ученик выходил к доске и рассказывал, как произносятся на его родном языке предметы. Ребята выходили в парах и приветствовали друг друга на родном языке, некоторые учащиеся выучили песни на родном языке и раскрыли их смысл. Эффективным является привлечение носителей языка, к примеру, на урок приходила бабушка ученика Каникут Раиса Александровна, представительница корякского этноса, она приносила с собой куклы в национальных одеждах, познакомила с особенностями орнамента корякской одежды, также спела песню на корякском языке. Данное занятие вызвало у учащихся интерес к изучению корякского языка. Подростки знакомились с православной, католической, мусульманской, языческой верой. На данных занятиях ребята узнали основы религиозной культуры и познакомились с нравственным содержанием мировых религий. На занятиях каждый учащийся, изучая свою культуру, пытался показать и рассказать о ней самое ценное и интересное. Ребята использовали разные формы, большинство представили презентацию, иллюстрирующую народные праздники, национальную одежду, другие учащиеся приносили национальные блюда в национальной посуде, использовали домашние архивы фотографий. Было очевидно, что изучение учащимися своих культурных истоков вызывает у них большой интерес, они погружаются в культуру своих предков и тем самым глубже изучают себя, происходит процесс самоанализа, который в дальнейшем может трансформироваться в этическое самосознание.
В течение курса было проведено много внеклассных занятий, на которые привлекались учащиеся всей школы, это были КТД (коллективно-творческая деятельность), спортивные мероприятия, выпуск школьной газеты, изготовление национальных кукол, школьный спектакль по сюжету национальных сказок и др. Каждое мероприятие тематически относилось к изучению определенной национальной культуры. В качестве итогового занятия была организована общешкольная ярмарка, где каждый учащийся приносил национальное блюдо или поделку, выполненную в национальном стиле. К данному мероприятию были привлечены родители и учителя школы [3]. Собранные средства пошли на приобретение тетрадей и канцелярских принадлежностей будущим первоклассникам. Таким образом, курс по поликультурному образованию в 8 классе не только познакомил учащихся с родной культурой, вызвал интерес к дальнейшему изучению культурных истоков, способствовал формированию ценностного отношения к своей культуре и уважения к иной, но и стимулировал к активной деятельности.
В 9 классе факультативная дисциплина называлась «Я - мир». Цель данной дисциплины состояла в том, чтобы сформировать гуманистические ценности, гражданскую позицию, представления о многообразии культур и их взаимосвязях, развивать умения и навыки взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности, осмысливать и обсуждать ситуации нравственного выбора, вызывающие чувства совести, стыда и ответственности.
На занятиях учащиеся рассуждали, дискутировали на темы курса: «Поликультурный мир - это культурное своеобразие или универсализм», «Позитивные и негативные последствия глобализации», «В чем заключается ответственность каждого за будущее планеты?», старались корректно аргументировать свою точку зрения. На практических занятиях имитировались различные ситуации, например, приход нового ученика в класс, приезд в незнакомую страну, посещение религиозных храмов и др. Учащиеся вживались в роль мигранта, туриста и осознавали многие сложности, которые возникают в новом социуме, старались
Библиографический список
прочувствовать эмоции, которые испытывает человек, если новый социум его не принимает. Ребята знакомились с такими явлениями в истории, как дискриминация, сепаратизм, национализм, геноцид, ксенофобия, изучали последствия расовой неприязни (история афроамериканского народа в США, Холокост, Бабий Яр, фашистские лагеря смерти, гетто и др.). Данные занятие были направлены на формирование гуманистических ценностей, ценностей мира, свободы и защищенности каждого человека на земле, формирование толерантности и коммуникативных способностей.
В качестве итогового занятия учащиеся должны были принять участие в проекте «Я - гражданин России». Они совместно выбирали проект, наиболее важный для их населенного пункта, и ресурсы для его реализации. В результате ребята пришли к выводу, что в их Начикинском сельском поселении отсутствует памятник защитникам Отечества. Они собирали списки ветеранов, продумывали проект памятника, обращались за финансированием к администрации поселения. В результате коллективной работы и одобрения данного проекта администрацией в 2019 г в поселке Сокоч Начикинского сельского поселения Камчатского края был установлен памятник «Защитники Отечества Начикинского сельского поселения». Он представлял собой обелиск и две мраморные плиты с именами защитников Отчества. Данное мероприятие доказало, что при совместной помощи и активной работе можно реализовать любой проект социальной или культурной направленности.
Результаты опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию в поликультурной образовательной среде Начикинской СОШ показали, что уровень овладения знаниями о родном крае значительно вырос, они стали системными и более глубокими; повысился уровень знаний религиозных конфессий. Исследование показало, что учащиеся знают основы мировых религий, их характерные особенности, осознают влияние религии на жизнь человека и народа, проявляют уважение к религиозным обычаям. Учащиеся глубже понимают значение гуманистических ценностей в современном мире, а свои примеры в анкетировании они аргументируют.
Сравнительный анализ результатов методики диагностики ценностных ори-ентаций подростков В.Ф. Сопова, И.В. Карпушиной показал положительную динамику по ряду ценностных ориентаций, таких как «Познание», «Я - ценность», «Другой - ценность», «Общественно-полезная деятельность», и данные свидетельствуют о сформированности нравственных ценностей, саморефлексии и саморегуляции.
Диагностика по авторской анкете Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» показала, что этническая идентичность (норма) увеличилась с 64% до 82%, этническая индифферентность снизилась с 24% до 10%. Данные свидетельствуют об устойчивом формировании этнической идентичности, патриотических качеств, толерантности. Для выявления уровня сфор-мированности поведенческо-волевого компонента использовали тест Д.М. Ра-мендика «Определение уровня конфликтности индивида». Результаты отражают положительную тенденцию в снижении агрессивного, конфликтного поведения. В экспериментальной группе средний уровень увеличился с 69% до 77%. Эти данные свидетельствуют о росте навыков сдерживать свои эмоции, вежливости, терпении, умении выслушать иную точку зрения. Классные руководители также отмечали положительные изменения в классе: снижение конфликтных ситуаций, сплоченность коллектива, активность в коллективных мероприятиях. Следовательно, можно сделать вывод, что актуализация регионального компонента в поликультурной образовательной среде способствует нравственному воспитанию подростка.
1. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев: «Next», 1994.
2. Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Региональный аспект развития системы педагогического образования. Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: сборник материалов Международной научно-практической конференции «XIV Левитовские чтения: в 2 т. 2019; Т. 2: 89 - 96.
3. Рачковская Н.А., Стефаненко О.С. Воспитание молодого поколения с учетом приобщения к общечеловеческой культуре в рамках регионализации образования. Педагогический журнал. 2019; Т. 9, № 2-1: 133 - 138.
4. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008; № 4; 12 - 17.
5. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
References
1. Bahtin M.M. Raboty 1920-h godov. Kiev: «Next», 1994.
2. Rachkovskaya N.A., Efimenko V.N. Regional'nyj aspekt razvitiya sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya. Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i lingvodidakticheskih issledovanij: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «XIV Levitovskie chteniya: v 2 t. 2019; T. 2: 89 - 96.
3. Rachkovskaya N.A., Stefanenko O.S. Vospitanie molodogo pokoleniya s uchetom priobscheniya k obschechelovecheskoj kul'ture v ramkah regionalizacii obrazovaniya. Pedagogicheskij zhurnal. 2019; T. 9, № 2-1: 133 - 138.
4. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2008; № 4; 12 - 17.
5. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.04.21