Iohvidov Vladimir Vyachislavovich, Lyakhov Aleksandr Vasilievich, Kozlova Nadezhda Alekseevna FEATURES OF EDUCATIONAL WORK IN PRIMARY SCHOOL ...
pedagogical sciences
УДК 376.684
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0041
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ
© 2020
AuthorID: 660992
SPIN: 6845-3813
ORCID: 0000-0003-2081-8005
Иохвидов Владимир Вячиславович, кандидат педагогических наук, доцент
AuthorID: 840381
SPIN: 8778-3716
Ляхов Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, доцент
AuthorID: 346662
SPIN: 7094-9861
Козлова Надежда Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (357601, Россия, Ставропольский край, Ессентуки, ул. Долина Роз, 7, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мультикультурного взаимодействия подрастающего поколения в российском обществе в условиях современного общего образования в России, показывается подход к вопросам поликультурного образования в среде младшего школьного возраста, особенности педагогической адаптации детей-мигрантов в учебно-воспитательной структуре общеобразовательной школы. В материалах уделяется внимание обеспечению характерных условий для развития у взрослеющего ребенка стремления к духовно-нравственному росту с учетом культурного многообразия российского общества, показываются основные направления к такому воспитанию младших школьников в условиях усиления культурного многообразия общества. Вопросы глобализации, информатизации, интеграция России в мировое культурное и образовательное пространство, рост заинтересованности этнических сообществ РФ к своим традициям и обычаям требуют от педагогов, школьников, их родителей постоянного совершенствования условий для приобщение детей культурам народов страны и ближайшего зарубежья. В материалах находят отражение аспекты взаимодействия детей и взрослых, принадлежащих к разным этническим и конфессиональным группам, опирающиеся в своих действиях на различные культурные и социальные ценности. Существует потребность в научном понимании вопроса, теоретическом осмыслении воспитательных действий учителей, родителей, взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников в поликультурной образовательной среде.
FEATURES OF EDUCATIONAL WORK IN PRIMARY SCHOOL WITH MIGRANT CHILDREN
© 2020
Iohvidov Vladimir Vyachislavovich, candidate of pedagogical sciences, professor Lyakhov Aleksandr Vasilievich, candidate of pedagogical sciences, professor Kozlova Nadezhda Alekseevna, candidate of historikal sciences, professor Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (357605, Russia, Essentuki, street Dolina roz, 7, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the issues of multicultural interaction of the younger generation in Russian society in the conditions of modern general education in Russia, shows a theoretical approach to the issues of multicultural education in the environment of primary school age, especially the pedagogical adaptation of migrant children in the educational structure of secondary school. The materials focus on providing the characteristic conditions for the development of a maturing child's desire for spiritual and moral growth, taking into account the cultural diversity of Russian society, showing the main directions for such upbringing of younger schoolchildren in the context of increasing cultural diversity of society. The issues of globalization, informatization, integration of Russia into the world cultural and educational space, the growing interest of ethnic communities of the Russian Federation to their traditions and customs require teachers and schoolchildren and their parents to constantly improve the conditions for introducing children to the cultures of the peoples of the country and the near abroad. The materials reflect aspects of the interaction of children and adults belonging to different ethnic and religious groups, based in their actions on different cultural and social values. There is a need for a scientific understanding of the issue, a theoretical understanding of the educational activities of teachers, parents, and school and family interaction in the spiritual and moral education of younger schoolchildren in a multicultural educational environment.
Keywords: Multicultural society, multicultural education, geopolitical socio-pedagogical situation, world information network and IT-technologies, ethnos, population, Islam, religious education, mental and spiritual state of the social environment, interfaith work, adaptation, educational institution, security, humane attitude.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная школа является сосредоточением подрастающего поколения, которое принадлежит к различным этническим, расовым, конфессиональным группам, социальным слоям, говорящим на различных языках, ориентирующихся на непохожие социальные ценности и нормы поведения.
Ведя работу по проблеме нашего исследования, в некоторых источниках говорится о взаимодействии школы и семьи в духовно-нравственном воспитании учащихся младших классов и детей-мигрантов в условиях увеличения национального многообразия России и мира. В этом контексте особое значение приобретает поиск
средств и методов оказания родителям систематической квалифицированной помощи в социальном становлении детей, которые бы учитывали поликультурный фактор в нравственном становлении личности растущего человека и его будущей жизни.
Однако, несмотря на основательную разработанность темы в российском педагогическом знании работ, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания детей-мигрантов и взаимодействия школы и семьи, проблема совместной деятельности педагогов и родителей в этом направлении воспитания младших школьников в образовательной среде не получила системного обоснования в педагогической науке [1-21]. Технологии формирования у учителей и родителей готовности к взаимодействию в духовно-нравственном воспитании младших
педагогические науки
Иохвидов Владимир Вячиславович, Ляхов Александр Васильевич, Козлова Надежда Алексеевна ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ...
школьников, детеи-мигрантов с учетом поликультурного фактора можно разделить на три типа: технологии педагогического сопровождения, технологии совместной деятельности, дистанционные технологии. Основным педагогическим направлением данной работы выступают: технология совместной проектной деятельности, совместный анализ проблемной ситуации, интерактивный диалог, педагогическое сопровождение в ролевой игре, в коллективном творческом деле, в воспитательной деятельности в условиях семьи, дистанционные технологии самообразования и консультирования взрослых.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Реализация целей и идей поликультурного образования в педагогическом процессе школ города Ессентуки осуществляется посредством приобщения обучающихся к этнической культуре в рамках вариативного (национально-регионального) компонента образовательных стандартов, обучение и воспитание с опорой на этнические и общероссийские традиции, идеи этнопедагогики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Российская Федерация является сосредоточением нескольких религий: христианской, мусульманской, буддийской и иудейской. Современная социокультурная ситуация подвержена влиянию глобальных перемен в экономике, обществе, культуре, бытовой сфере жизни людей.
Население страны выступает носителями общекультурных ценностей того или иного народа. Единая человеческая общность складывается на протяжении многих столетий совместного проживания, породив общие культурные ценности страны, в которой люди живут, работают, отдыхают.
Давно уже жители России превратились в би-культурные личности. Некоторые национальности утратили свою идентичность, стали урбанизированными с традициями и обычаями, рожденные новым временем. К ним можно отнести русский и еврейский народы.
Большой интерес как с теоретического, так и практического плана представляет разработанный критериально-диагностический инструментарий выявления уровней готовности взрослых к решению задач воспитания детей в условиях полиэтнического и поликонфессионального государства.
Остановимся на некоторых из них более подробно:
- когнитивный уровень предполагает педагогически адаптированные знания педагогов и родителей о задачах и основных направлениях содержания взаимодействия с учетом поликультурного фактора, их представлений о базовых национальных ценностях РФ, о способах взаимодействия в воспитании детей в условиях поликультурного российского государства, о функциях поликультурной образовательной среды в воспитании, адаптированных представлений и знаний о технологиях и условиях взаимодействия людей с учетом социокультурной ситуации развития детей;
- мотивационно-ценностный подчеркивает осознание участниками коммуникации значимости согласования культурных запросов семьи и базовых национальных ценностей РФ обучения и воспитания обучающихся в поликультурном российском обществе, уровня мотивации на достижение высоких результатов, в способности к успешной жизнедеятельности в многокультурном мире, заинтересованности педагогов и родителей детей-мигрантов в согласовании способов воспитания детей в педагогическом процессе и в семье в контексте требований ФГОС НОО к личностным результатам обучающихся в условиях культурного многообразия российского общества;
- коммуникативно-деятельностный представлен в развитии умений педагогов и родителей проектировать и осуществлять совместную деятельность в поликуль-
турной образовательной среде, овладения способами реализации задач и основных направлений содержания воспитания детей на основе согласования семейных и базовых национальных ценностей страны, в готовности использовать в решении задач воспитания детей интерактивных технологий, позволяющих осознавать культурное многообразие российского общества как источник будущей успешной личной и профессиональной жизни детей, способности к рефлексии результатов совместных действий в этом аспекте воспитания в поликультурной образовательной среде.
Следует отметить готовность педагогов и родителей к совместной деятельности в сфере воспитания детей-мигрантов в поликультурной образовательной среде в рамках когнитивного, мотивационно-ценностного, коммуникативно-деятельностного критериев, которые позволяют установить эффективность реализации структурно-функциональной модели взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников в образовательной среде на целевом, содержательном, технологическом, оценочно-результативном уровне, определить педагогические условия, которые обеспечивают формирование у родителей педагогических компетенций в рамках требований ФГОС, предусматривающих осознание учащимися своей этни-ческой и национальной принадлежности [1].
Мультикультурное воспитание, становление взрослеющих детей-мигрантов требует от учительского сообщества адекватного ответа на образовательные, культурные вызовы современного социума. Интеграция молодежи в поликультурное пространство страны способствует расширению возможностей в сфере обучения и воспитания.
В нашей стране реализуют четыре основных религии мира, но доминирующую составную часть поликультурного воспитания занимает православие. Третья часть населения страны исповедует ислам, который сегодня складывается из элементов первобытных религий, иудаизма, христианства, зороастризма и до 1280 года являлся составной частью христианства. Его идеология отражает объективно реальную действительность под определенным углом зрения, представляя социальную жизнь, идеи, помыслы и деятельность людей в ложном или истинном свете.
Философская доктрина ислама не делит знание на религиозное и материалистическое. Дуализм веры лежит в основе уверенности личности в том, что она в состоянии познать одновременно и веру, и объективно реальную действительность. Данное понимание социального мира формирует систему идей и взглядов: политических, правовых, философских, педагогических [2].
Следует сказать о том, что философия исламского образования объединяет само знание, способы преподавания и изучения. Знание приобретается в процессе последовательного постижения истины вещей. Логика преобразования мира, порядок его создания ведет к познанию роли Бога в социальной жизни человека и показывает его влияние на быт, жизненный уклад общества. Цель воспитания личности определяется идеей единения раба и наместника Бога в едином лице. Верующим вменяется в обязанность всячески поддерживать современное развитие общества, реализовывать активную жизненную позицию на благо государства, общества, семьи. Эта идея может быть реализована посредством джихада. Великий джихад направлен на духовно-нравственное совершенствование личности, помощь ближним, а простой джихад направлен на промышленное развитие своей страны, научные открытия, укрепление образовательных процессов, добрососедских взаимоотношений среди человеческого сообщества [3, 56-61].
В основе социального воспитания лежит религиозная идея укрепления тела, ума и духа, познания духовных, нравственных, социальных понятий и представлений, развитие интеллектуальных способностей, физических
Iohvidov Vladimir Vyachislavovich, Lyakhov Aleksandr Vasilievich, Kozlova Nadezhda Alekseevna FEATURES OF EDUCATIONAL WORK IN PRIMARY SCHOOL ...
pedagogical sciences
сил, творческих возможностей человека. Учащиеся тщательно и систематически познают природу, жизнь социума, человека.
Духовное воспитание подразумевает появление добродетельного и праведного человека, познающего себя, поведенческие реакции окружающих людей, подразумевает правильное понимание экономических, политических, социальных явлений. Эмпирическое и рациональное знание приобретается посредством восприятия объективно реального мира.
Гуманамное отношение к миру, добродетельность, праведность, идея не навредить ближнему выступают главным достоинством личности, ведущую ее к божественному откровению посредством реализации активного образа жизни [4].
Экономический, политический, социальный, педагогический процессы в Российской Федерации опираются на единство людей, живущих на единой территории, а межнациональные и полирелигиозные взаимоотношения выступают как исторически сложившаяся данность. Культура, сознание этих людей взаимосвязаны на протяжении многовекового совместного труда, военных катаклизмов. В такой среде формируется гармоничное единство мыслей, убеждений, представлений, постепенно зарождается новые единые культурные тенденции России.
В современных социально-экономических условиях российское правительство ориентирует систему начального образования на подготовку креативных, современно образованных предприимчивых граждан, подрастающего поколения, обладающих высокой нравственной культурой, чувствующих ответственность за судьбу страны. Дети-мигранты должны воспитываться людьми полезными обществу, способными сотрудничать в любых социальных ситуациях, принимать ответственные решения, обладать мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления и действий на пользу стране.
В целях реализации поликультурного образования детей-мигрантов в современных условиях Российской Федерации можно выделить следующие направления межнациональной, межконфессиональной работы: адаптационный период и его законодательное обеспечение, реализация государственной политики по поддержке национального многообразия в школе, критерии воспитательной работы с данной категорией детей, обновление содержания школьного обучения с учётом мульти-культурного общества, индивидуализация, в процессе которой ребенок-мигрант вынужден смириться с иной трактовкой общественного поведения, построения взаимоотношений в новых для него социальных условиях, где он прилагает -максимальные усилия своей персона-лизации, утверждения своей индивидуальности, интеграционный период реализация идей этого образования в педагогическом процессе, изменение школьной среды
Полиэтнический, многоязычный, поликонфессиональный состав населения вносит социальную дифференциацию в обществе и школе, которая свойственна регионам с компактным проживанием российских этносов. В республиках имеются титульные и не титульные этносы. У многих народов наблюдается опережающий прирост населения среди нерусских граждан РФ, многократно увеличивается численность мигрантов в школе из числа жителей бывших советских республик, растет количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что требует внедрения принципов гуманного отношения, стрессоустойчивости, безопасности при работе с такой категорией школьников [5].
Учебные учреждения вынуждены адаптироваться к различным уровням развития обучаемых, уделять достаточное внимание проблемам детей-мигрантов и их гендерным аспектам, особенностям образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями, вопросам социального неравенства. Для детей одаренных требуется создание элитарных и привилегированных образовательных учреждений.
Законодательное обеспечение данного направления педагогической работы осуществляется в реализации общечеловеческих ценностей, единства федерального, регионального образовательного пространства, защиты и развития национальных, региональных культурных особенностей, обычаев и традиций.
Реализация государственной политики по поддержке культурного многообразия в школе, принципов гуманизации и демократизации, взаимопонимания между социальными группами, обеспечение учащимся права на свободный выбор идентичности. Участие общественных педагогических организаций в решении проблем, связанных с подготовкой учащихся к продуктивной жизнедеятельности в многонациональном мире [6].
Изменение школьной среды под влиянием национального многообразия в России направлено на создание в школах атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между учащимися, представляющие различные этнические группы, на борьбу с негативными националистическими стереотипами в классном, школьном коллективе, отражение такого разнообразия в оформлении школы, укрепление межличностных контактов учащихся в процессе проведения национально-культурных праздников, знакомства с деятельностью этнических и религиозных организаций [7, 144].
На базе МБОУ СОШ №10 г. Ессентуки, нами было проведено экспериментальное исследование, в которое входило проведение занятий (в учебное и внеучебное время), которые строились на местном (региональном) материале, это:
- информационная беседа («Наш регион СКФО»);
- текстовые задачи (работа в группах);
- создание совместного проекта (принимают участие обучающиеся вместе с родителями;
- интегрированные уроки (окружающий мир).
Наибольший интерес у обучающихся и их родителей
привлек «совместный проект», что позволило сплотить классный коллектив.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Реализация поликультурного образования в регионах (Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)) с приоритетным исламским взглядом на объективно реальный мир направлена на обновление содержания школьного образования с учётом межнациональной коммуникации в обществе, включение положений, характеризующих значимость многообразия традиций и обычаев для личности в образовательные стандарты, отражение в учебных программах и учебниках многонационального характера общества.
Включение в образовательные стандарты, программы базовых национальных ценностей для духовно-нравственной консолидации общества, нацеленность содержания образования и педагогических технологий на развитие у школьников этнической и надэтнической (российской) идентичности на основе диалога культур.
Мы пришли к выводу, что они более результативным и большим воспитательным потенциалом явилось применение «совместного проекта», в ходе выполнения которого у обучающихся происходит формирование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности, активизируются так называемые высшие нравственные позиции саморегуляции, потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Результатами деятельности на уроке и во внеучебное время явилось повышение мотивации к изучению предметов, качество знаний повысилось, произошло прочное овладение предметными и метапред-метными умениями и навыками, навыками научно-исследовательской и творческой деятельности. Обучение и воспитание на традициях народов, населяющих регион СКФО, послужило не только формированию национального самосознания и духовных ценностей обучающихся и их родителей, но и самое главное, понимание и уважение культур других народов.
педагогические науки
Иохвидов Владимир Вячиславович, Ляхов Александр Васильевич, Козлова Надежда Алексеевна
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ...
Проведенное нами исследование («совместный проект») будет эффективно для педагогов начальной школы в организации учебой и внеучебной деятельности обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гасанов 3.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. -1996. - № 6. - С. 51.
2. Гаязов А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы: монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. -239 с.
3. Харисов Л.А. Ислам: воспитание и образование [О воспитательном потенциале ислама] //Педагогика. — 2001. — №8. — С. 56-61.
4. Леонтьев Н.К. Собрание сочинений. - Т. 6. Восток, Россия и славянство. - М.: Изд. В.М. Саблина, 2002. - 359 с.
5. Маликова В.А. Парадоксы межнационального общения: Опыт этносоцио-логического исследования в Азербайджане. М.: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН; Ин-т социологии РАН, 2002. -188 с.
6. Гасанов 3.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. - Махачкала: Эпоха, 2000. - 338 с.
7. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. - М.: Пед. общество России, 2001. - 459 с.
8. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. - 1991. - № 12. - С. 21-23.
9. Афанасьев В.Г. О целостных системах //Вопросы философии. -1980. - № 6. - С. 62-78.
10. Ахияров К.Ш. Психолого-педагогические науки и Российская Академия образования. - Уфа: РИОРУНМЦМО РБ, 2010. -18 с.
11. Ахроров Ю.А. Педагогические основы подготовки будущих учителей к формированию культуры межнационального общения учащихся: автореф. дис... докт. пед. наук: 13. 00.01. - Ташкент, 1993. -398 с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 257 с.
13. Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии. - Кишинев: Штиинца, 2003. - 131 с.
14. Баграмов Э.А. О противоречиях в сфере межнациональных отношений и пути их решения // Политическое образование. - 1989. - № 12. -С. 47-57.
15. Гасанов 3.Т. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. — М.: Мысль, 1999. - 289 с.
16. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования гносеологический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 1965. - 248 с.
17. Давидович В.Е. Сущность культуры. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1979. - 264 с.
18. Данилов М А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. - М.: Изд-во, 2009. - С. 402.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 2001.-584 с.
20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Изд-во, 1984. - 254 с.
21. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. - Киев: Наукова думка, 2004. - 119 с.
Статья поступила в редакцию 27.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020