Проблема развития правовой компетентности в контексте профессиональной подготовки будущих социальных работников
The problem of developing legal competence in the context of professional training of future
social workers
Быкова Е.А.,
Студентка 4 курса, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ННГУ, РФ, г.Арзамас Е-mail: [email protected]
Bykova E.A.,
4rd year student, psycho-pedagogical faculty, Arzamas branch UNN, Russia, Arzamas, Е-mail: [email protected]
Паленова К.Е.
Студентка 4 курса, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ННГУ, РФ, г.Арзамас Е-mail: [email protected]
Palenova K.E.,
4rd year student, psycho-pedagogical faculty, Arzamas branch UNN, Russia, Arzamas, Е-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается проблема развития правовой компетентности будущих социальных работников в контексте их профессиональной подготовки. Актуальность данной проблемы определяется сложностью современного российского законодательства о социальном обслуживании населения, а также неоднозначностью в понимании правовых норм специалистами органов соцзащиты и получателями социальных услуг, что нередко становится источником конфликтов. Эффективность деятельности современного социального работника в немалой степени зависит от его юридических знаний и способности применять нормы законодательства при осуществлении социального обслуживания. Существующая на данный момент система подготовки социальных работников не в полной мере обеспечивает возможность получения самых современных правовых знаний, поэтому важным становится вопрос о совершенствовании компетенций в данной области. В статье анализируются различные подходы к определению сущности правовой компетентности специалиста, представленные в научной литературе и рассматриваются основные направления развития правовой компетентности будущих социальных работников в контексте их профессиональной подготовки.
Annotation.
The article deals with the problem of developing the legal competence of future social workers in the context of their professional training. The urgency of this problem is determined by the complexity of modern Russian legislation on social services for the population, as well as the ambiguity in the understanding of legal norms by specialists of social protection agencies and recipients of social services, which often becomes a source of conflicts. The effectiveness of the activities of a modern social worker to a large extent depends on his legal knowledge and ability to apply the norms of legislation in the implementation of social services. The current system of training social workers does not fully provide the opportunity to obtain the most modern legal knowledge, therefore, the issue of improving competencies in this area becomes important. The article analyzes various approaches to defining the essence of the legal competence of a specialist, presented in the scientific literature, and considers the main directions of the development of the legal competence of future social workers in the context of their professional training.
Ключевые слова: социальная работа, правовая компетентность, профессиональная подготовка, взаимодействие, получатели социальных услуг, практика, нормативные документы.
Key words: social work, legal competence, professional training, interaction, recipients of social services, practice, regulations.
Понятие правовой компетентности в социальной работе имеет сложную природу, обусловленную необходимостью достаточно высокого уровня развития личностных и социальных качеств специалистов. Правовая компетентность в общем смысле может пониматься как способность эффективно решать жизненные проблемы теми способами, которые определяются законодательством. В то же время правовая компетентность будущих социальных работников пораздумает знание норм и правил поведения, определяющих отношения между людьми, в том числе и в профессиональной сфере, а также сформированность навыков и умений специалиста применять эти нормы и правила установленными государством способами при выполнении профессиональных обязанностей.
Такое понимание профессиональной компетентности предполагает наличие специальных знаний, которые должны быть приобретены в процессе профессиональной подготовки. Она включает в себя не только приобретение системы знаний по основам права, но и выработку навыков, позволяющих самоопределяться в ситуациях профессиональной деятельности и занимать определенную позицию, связанную с выполнением профессиональных обязанностей. В ходе профессионального обучения будущие социальные работники должны научиться принимать решения в типичных и нестандартных ситуациях и выбирать модели поведения, адекватно отвечающие требованиям таких ситуаций.
Правовая компетентность в социальной работе может быть также определена как способность выполнять профессиональные обязанности, согласно основным ценностным ориентациям, реализуемым в пределах установленного правового поля.
Развитие правовой компетентности социальных работников на этапе вузовской подготовки является одним из приоритетных направлений профессионального образования. Постоянное обновление нормативной базы, регламентирующей работу в социальной сфере, и появление новых технологий социальной работы требуют развития достаточно высокого уровня правовой культуры будущих социальных работников.
Анализ научной литературы, посвященной проблемам деятельности социальных работников, показывает, что они рассматриваются как специалисты широкого профиля, способные оказывать комплексную помощь различным группам населения при решении актуальных жизненных проблем. С этой точки зрения правовая компетентность является значимой характеристикой профессионального развития социального работника, поскольку современное российское законодательство о социальном обслуживании населения представляет собой достаточно большой объем нормативных актов. Результативность профессиональной деятельности социального работника зависит от того, насколько хорошо он знаком с этими документами и каков его опыт практического применения нормативной базы социальной работы. В то же время правовая компетентность социальных работников включает в себя понимание специфики работы социальных учреждений различного профиля и задач, выполняемых социальным работником в этих учреждениях.
Еще одной стороной проблемы развития правовой компетентности будущих социальных работников является сложность законодательства о социальных гарантиях для различных групп населения. Результатом этого нередко становятся конфликты между социальными работниками и получателями социальных услуг, обусловленные неверным или недостаточным пониманием нормативной базы последними. Правовая компетентность социального работника является важным условием предупреждения такого рода конфликтов, при этом социальный работник решает одну из основных задач своей деятельности - консультирование получателей социальных услуг.
Следовательно, развитие правовой компетентности социальных работников в контексте профессиональной подготовки включает в себя ознакомление с действующими нормативными актами о социальном обслуживании населения в ходе лекционных и семинарских занятий, а также формирование навыков применения усвоенных знаний в ходе ознакомительной, производственной и преддипломной практики. Отмечается также постоянный рост требований к правовой компетентности выпускников, устраивающихся на работу в учреждения социальной защиты, со стороны руководителей этих учреждений.
М.Ю. Губанов рассматривает технологию развития правовой компетентности будущих социальных работников в ходе профессионального обучения как последовательность следующих этапов:
- пропедевтический - решает задачи ориентирования в профессиональной деятельности за счет знакомства с основными направлениями социальной работы;
- технологический - позволяет решать задачи изучения основных технологий деятельности социального работника, в том числе оказания социально-правовых услуг;
- проектный - позволяет решать задачи развития умений и навыков специалиста по решению актуальных жизненных проблем на основе разработки социальных проектов и их реализации;
- творческий - позволяет решать задачи развития способностей к поиску новых решений в проектной деятельности, возможностей их реализации, а также в изучении эффективности и проведении саморефлексии достигнутых результатов [1].
Н.Ш. Валеева, М.Б. Иралин, Д.Д. Асылгареева выделяют несколько уровней сформированности правовой компетентности социальных работников: интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный и креативный. Наибольший интерес представляет последний уровень, так как именно он позволяет эффективно решать социальные проблемы различных групп населения. Креативный уровень правовой компетентности социального работника характеризуется:
а) высокой мотивацией к решению социальных проблем и практической деятельности по повышению качества жизни населения, а оказание помощи в трудной жизненной ситуации воспринимается как ведущая цель профессии;
б) высоким уровнем знаний нормативно-правовой базы социальной работы, прав и обязанностей граждан, положенных по закону льгот, и алгоритмов оказания социальной помощи, предусмотренных действующим законодательством;
в) высоким качеством оказания социальных услуг и потребностью в самосовершенствовании для поддержания этого качества и эффективного решения задач профессиональной деятельности;
г) уверенностью в высокой социальной значимости выбранной профессии и результатах профессиональной деятельности;
д) развитой способностью регулировать свою деятельность и поведения в различных ситуациях в соответствии с нормами морали и права и с учетом мнений и пожеланий получателей социальных услуг;
е) развитой способностью к самоанализу результатов профессиональной деятельности, адекватной оценке уровня собственного профессионального развития [2].
Основные направления развития правовой компетентности будущих социальных работников в ходе профессионального обучения включают в себя:
- развитие общей правовой компетентности на основе изучения правовых дисциплин, знакомящих обучающихся с терминологией, общими принципами права и базовыми международными и федеральными правовыми актами;
- изучение основных нормативных документов, регламентирующих социальное обслуживание в Российской Федерации, при этом обращается внимание на изучение правовой основы социального обслуживания в регионе, где проходит обучение социальных работников;
- ознакомление будущих социальных работников со спецификой работы конкретных учреждений социальной защиты в ходе практики, в том числе знакомство с практикой применения правовых норм в сфере обслуживания получателей социальных услуг;
- изучение основ и принципов социально-правового консультирования различных социальных групп населения, что также подразумевает знакомство обучающихся со спецификой данной деятельности в конкретных учреждениях при прохождении производственной практики;
- разработка программ социальной работы, направленных на решение актуальных социальных проблем, подразумевающих самостоятельную исследовательскую деятельность будущих социальных работников, направленную в том числе и на применение существующих нормативных документов в сфере социальной защиты населения.
Для реализации данных направлений необходимо учитывать базовый уровень правовой подготовки обучающихся, который был получен на предыдущей ступени обучения. Исследования в данной области показывают, что студенты младших курсов характеризуются недостаточным уровнем развития правовой компетентности, что, несомненно, делает актуальной задачу развития первоначальных правовых знаний будущих социальных работников [3].
Помимо этого, необходимо обеспечить условия для профессионального развития будущих социальных работников за счет помощи в обучении, адаптации к условиям прохождения практики и развития мотивации профессионального роста. Не менее важным для развития правовой компетентности будущих социальных работников является обеспечение доступа к базам нормативных документов и оперативное получение знаний о появлении новых нормативных документов в сфере социальной защиты населения.
Важное значение для развития правовой компетентности будущих социальных работников имеет формирование установки на дальнейшее совершенствование своих знаний и способности применять их в профессиональной деятельности.
Таким образом, проблема развития правовой компетентности в контексте профессиональной подготовки будущих социальных работников подразумевает овладение общими и специальными знаниями о нормативных документах в сфере социального обслуживания Российской Федерации, а также развитие умений и навыков применения этих знаний в профессиональной деятельности. Показателями развития правовых компетенций в социальной работе выступают знание федеральных и региональных нормативных актов, регулирующих деятельность учреждений социальной защиты, способность строить свою деятельность и поведение в соответствии с правовыми нормами и наличие потребности в постоянном развитии своих правовых знаний. С это целью на этапе профессиональной подготовки реализуются следующие направления деятельности: развитие общей правовой компетентности, изучение нормативных документов, регламентирующих социальное обслуживание, ознакомление будущих социальных работников со спецификой работы учреждений соцзащиты, изучение основ и принципов социально-правового консультирования, разработка программ социальной работы, направленных на решение актуальных социальных проблем.
Список используемой литературы:
1. Губанов М.Ю. Технология формирования правовой компетентности будущего социального работника в процессе вузовского обучения // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №9. -С.244-248.
2. Валеева Н.Ш., Иралин М.Б., Асылгареева Д.Д. Проблемы развития социально-правовой компетентности специалиста социальной работы в системе повышения квалификации // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №3. - С. 162-171.
3. Макарова Л.Н., Незнанова Л.А. Характеристика уровня сформированности правовой компетености будущего социального работника // Гаудеамус. 2019, - Т.8, №1. - С.44-53.