Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная работа / профессиональная деятельность / социальные работники / цифровизация / цифровые технологии / получатели услуг / социальная защита / персональные данные / social work / professional activity / social workers / digitalization / digital technologies / service recipients / social protection / personal data

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.В. Завражнов, Д.В. Каганов

Статья посвящена изучению возможностей развития профессиональной деятельности социальных работников в контексте процессов цифровизации. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что развитие цифровых технологий приводит к социально значимым изменениям, а также тем, что процесс цифровизации затронул на данный момент все сферы общества. В статье определены значимые аспекты цифровизации как технологического, социального и правового феномена и дана оценка ее потенциала в системе социальной работы. Ценность рассмотрения вопросов развития профессиональной деятельности социальных работников в контексте процессов цифровизации определяется тем, что возможности применения цифровых технологий в социальной работе на данный момент изучены недостаточно, однако необходимость их применения не вызывает сомнений. Авторами делается попытка наметить основные пути применения цифровых технологий в практической деятельности специалистов и определить трудности, с которыми они могут столкнуться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — В.В. Завражнов, Д.В. Каганов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO DEVELOP PROFESSIONAL ACTIVITIES IN SOCIAL WORKERS IN THE CONTEXT OF PROCESSES OF DIGITALIZATION

The article studies the development potential of social workers to enhance their professional activity in the context of digitalization era. The relevance of the topic is due to the fact that the development of digital technologies leads to socially significant changes, as well as the fact that the digitalization process has affected all spheres of society at the moment. The article identifies significant aspects of digitalization as a technological, social and legal phenomenon and assesses its potential in the system of social work. The value of considering the development of the professional activity of social workers in the context of digitalization processes is determined by the fact that the ways to use digital technologies in social work have not been sufficiently studied, but the need for their use is beyond doubt. The authors outline the main ways of using digital technologies in the practical activities of specialists and identify the difficulties they may face.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 377.1

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas Branch of the UNN

(Arzamas, Russia), E-mail: zavr1982@yandex.ru

Kaganov D.V., Social Work Specialist, State Budgetary Institution "Center for Social Services for Elderly and Disabled Citizens of Arzamas"

(Arzamas, Russia), E-mail: zavr1982@yandex.ru

WAYS TO DEVELOP PROFESSIONAL ACTIVITIES IN SOCIAL WORKERS IN THE CONTEXT OF PROCESSES OF DIGITALIZATION. The article studies the development potential of social workers to enhance their professional activity in the context of digitalization era. The relevance of the topic is due to the fact that the development of digital technologies leads to socially significant changes, as well as the fact that the digitalization process has affected all spheres of society at the moment. The article identifies significant aspects of digitalization as a technological, social and legal phenomenon and assesses its potential in the system of social work. The value of considering the development of the professional activity of social workers in the context of digitalization processes is determined by the fact that the ways to use digital technologies in social work have not been sufficiently studied, but the need for their use is beyond doubt. The authors outline the main ways of using digital technologies in the practical activities of specialists and identify the difficulties they may face.

Key words: social work, professional activity, social workers, digitalization, digital technologies, service recipients, social protection, personal data.

В.В. Заеражное, канд. пед. наук, доц., Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr1982@yandex.ru

Д.В. Каганое, спец. по соц. работе ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Арзамаса», г. Арзамас,

E-mail: zavr1982@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Статья посвящена изучению возможностей развития профессиональной деятельности социальных работников в контексте процессов цифровизации. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что развитие цифровых технологий приводит к социально значимым изменениям, а также тем, что процесс цифровизации затронул на данный момент все сферы общества. В статье определены значимые аспекты цифровизации как технологического, социального и правового феномена и дана оценка ее потенциала в системе социальной работы. Ценность рассмотрения вопросов развития профессиональной деятельности социальных работников в контексте процессов цифровизации определяется тем, что возможности применения цифровых технологий в социальной работе на данный момент изучены недостаточно, однако необходимость их применения не вызывает сомнений. Авторами делается попытка наметить основные пути применения цифровых технологий в практической деятельности специалистов и определить трудности, с которыми они могут столкнуться.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональная деятельность, социальные работники, цифровизация, цифровые технологии, получатели услуг, социальная защита, персональные данные.

Цифровизация, несомненно, является одной из наиболее значимых тенденций современности, порождающей масштабные трансформации в экономической, социальной, правовой, политической и культурной сферах. На данный момент исследования в этой области фокусируют свое внимание на рассмотрении возможностей и рисков цифровизации для развития экономики, социальных отношений и юридической практики. Этим проблемам посвящены работы Т.Ю. Григорьевой, В.В. Калыгиной, Е.В. Листвиной, Л.А. Мыльниковой, И.Б. Омельченко, О.М. Слеповой, А.М. Чернышевой и др. Правовые аспекты цифровизации рассматриваются в исследованиях В.Н. Некрасова, А.Ф. Пьянко-вой, Э.К. Саламова, В.В. Черевко, Д.В. Шепелева, Т.В. Шершень и др. Все чаще предметом изучения становятся процессы цифровизации в здравоохранении и образовании. Этим вопросам посвящены работы В.С. Агапова, И.С. Андрющен-ко, А.М. Балыкиной, Н.А. Гнездиловой, В.М. Родько, О.К. Коробковой, А.С. Парамонова, А.В. Саскевич, М.Г Сергеевой, Т.В. Скрыль и др.

Процессы цифровизации в Российской Федерации отражены в ряде основополагающих документов, к которым относятся следующие: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 2033 «О стратегии развития информационного общества в России на 2017 - 2030 годы»; распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р4 «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»; постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 10305 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»; Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].

Несмотря на обширный круг исследований, посвященных проблемам циф-ровизации, достаточно сложно определить сущность данного явления, что объясняется, во-первых, масштабом процессов цифровизации, проникающих в различные отрасли и сферы, во-вторых, высокой динамичностью этих процессов, не позволяющей судить о какой-либо их завершенности [2]. Среди множества определений цифровизации можно отметить работу В.Г Халина и ГВ. Черновой, в которой указывается на использование термина «цифровизация» в узком и широком смыслах. В узком смысле цифровизация может быть понята как перевод информации в цифровую форму, что создает новые возможности и ведет к снижению издержек. В широком смысле цифровизация представляет собой тренд в развитии экономики и общества, выражающийся в повышении их эффективности и положительном изменении качества жизни. В отличие от информатизации, которая направлена на решение отдельных задач, цифровизация создает возможности для развития целостной технологической среды, обеспечивающей решение класса задач в отдельной области [3].

Как технологическое явление, цифровизация заключается в развитии и использовании инновационных технологий и средств, позволяющих автоматизи-

ровать большинство процессов в сфере производства и услуг, а также обеспечивающих возможности хранения и обработки различной информации. Помимо этого, цифровизация подразумевает использование новых приемов управления экономическими и социальными процессами и развитие обширной коммуникационной сети.

Как социальное явление, цифровизация пока остается недостаточно изученной, однако уже сейчас можно констатировать, что процессы развития и использования новых технологий выражаются в изменении социальной структуры. Новые средства и технологии коммуникации создают широкие возможности для взаимодействия неограниченного числа людей, их участия в общественной жизни. Вместе с тем возникают проблемы обеспечения доступа подавляющего большинства людей к цифровым технологиям, остается нерешенным вопрос обеспечения неприкосновенности частной жизни и предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным [4].

Как правовое явление, цифровизация выражается в формировании новой отрасли законодательства, регламентирующей нюансы развития и использования цифровых технологий, в том числе определяющей права и обязанности отдельных субъектов права - физических и юридических лиц. Появление новых средств коммуникации и расширение возможностей в плане сбора данных привело к необходимости определить меры защиты граждан в сфере инновационных технологий и назначить санкции за их нарушение.

Интенсивное распространение цифровых технологий заставляет рассмотреть вопросы их влияния на различные виды деятельности. На наш взгляд, представляется необходимым изучить возможности развития профессиональной деятельности социальных работников в контексте процессов цифровизации. Актуальность данной проблемы определяется следующими соображениями:

- интенсивностью перехода к оказанию различных услуг в электронном

виде;

- незащищенностью отдельных категорий граждан в плане использования цифровых технологий;

- возможностями, которые предоставляют цифровые технологии для обработки информации.

Все это ставит перед социальными работниками широкий круг задач в плане освоения новых технологий и развития собственных профессиональных компетенций для соответствия требованиям современных профессиональных стандартов.

Наиболее очевидным следствием цифровизации в социальной работе является использование современных средств коммуникации - мессенджеров и 1Р-телефонии. Их применение позволяет осуществлять управление деятельностью социального работника, создает широкие возможности для обмена опытом при решении проблем отдельных категорий населения. В то же время современ-

ные средства коммуникации используются для взаимодействия специалистов и получателей услуг при решении проблем последних. Несомненным достоинством современных средств коммуникации является простота их освоения и использования как для социальных работников, так и для широкого круга людей, с которыми они взаимодействуют Вместе с тем нельзя не отметить и ограничения в плане использования средств коммуникации, заключающиеся в возможности перехвата персональных данных, передаваемых по незащищенным каналам связи.

Большое значение для социальной работы имеет потенциал современных технологий обработки информации. Благодаря им специалисты имеют круглосуточный доступ к необходимой правовой и справочной информации, используют в своей деятельности базы данных, содержащие сведения о получателях социальных услуг Представляется необходимым отметить, что на данном этапе сложился комплекс условий для более эффективного использования цифровых технологий в социальной работе. Среди наиболее значимых условий можно указать на относительно низкую стоимость высокопроизводительных компьютерных комплектующих и кадровую обеспеченность учреждений социальной сферы ^-специалистами. С учетом этого повышение эффективности цифровых технологий в социальной работе связано с использованием технических и программных средств для обработки больших объемов данных; выявления лиц, нуждающихся в социальной помощи, и прогнозирования проблем, которые могут возникать в сфере социального обслуживания. В указанном аспекте потенциал цифровых технологий пока остается недостаточно востребованным в социальной работе, что объясняется высокой стоимостью программного обеспечения, позволяющего осуществлять подобный анализ, и необходимостью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов для работы в данной области. При этом определенные шаги по данному направлению делаются в сфере здравоохранения [5], что позволяет рассчитывать на распространение полученного опыта и в других сферах помощи населению.

Социально значимым следствием цифровизации стало расширение доступности государственных и других услуг, а также развитие сервисов, позволяющих взаимодействовать с различными организациями и службами. В системе социальной работы также идет разработка и внедрение подобных сервисов, обеспечивающих возможности дистанционного обращения граждан по тем или иным вопросам и для записи на прием в органы социальной защиты населения. Отрицательным следствием цифровизации в данном плане является то, что она порождает неравные возможности в плане доступа к цифровым технологиям из-за тех трудностей, которые испытывают отдельные люди в процессе адаптации к новым реалиям [6]. В этой связи в профессиональной деятельности социаль-

Библиографический список

ных работников возникают новые задачи, связанные с необходимостью обучения отдельных получателей услуг приемам работы в виртуальной среде, а также с помощью людям, имеющим инвалидность, во взаимодействии с цифровыми техническими средствами.

Немаловажное значение для социальной работы в контексте цифровиза-ции имеет формирование новой культуры деятельности, обеспечивающей безопасность самого социального работника и защиту персональных данных людей, которым он оказывает помощь. Данная культура основывается на понимании того, что любая активность человека в информационно-коммуникационных сетях позволяет создавать его цифровой профиль, данные которого могут быть использованы неопределенным кругом лиц. Это означает необходимость разработки требований к профессиональной деятельности социальных работников и рекомендаций по обеспечению безопасности персональных данных. В то же время возникает задача консультирования получателей услуг по вопросам безопасности при использовании цифровых технологий и защиты конфиденциальной информации.

На данный момент формирование компетенций, обеспечивающих успешную деятельность социального работника в контексте цифровизации, является важным элементом профессиональной подготовки в условиях вуза. Определенную сложность в этом плане представляет то, что в ходе профессионального обучения недостаточное внимание уделяется изучению нормативной базы, регламентирующей процессы цифровизации в Российской Федерации. Другая сложность объясняется характером социальной работы с отдельными категориями граждан, так как трудности оказания социально-медицинской, социально-психологической и социально-бытовой помощи обусловливают дефицит квалифицированных молодых кадров. В этой связи значимость приобретает проблема повышения квалификации социальных работников и подготовки их к выполнению профессиональной деятельности в контексте цифровизации, в том числе - формирования потребности в самообразовании.

Таким образом, возможности развития профессиональной деятельности социальных работников в контексте процессов цифровизации определяются необходимостью профессиональной подготовки будущих социальных работников и повышения квалификации уже имеющихся для формирования компетенций, обеспечивающих успешность использования цифровых технологий. Развитие профессиональной деятельности социальных работников может осуществляться на основе использования инновационных средств обработки информации и средств коммуникации. В то же время в профессиональной деятельности социального работника должны быть решены задачи помощи отдельным людям при использовании цифровых технологий и защиты персональных данных.

1. Шершень Т.В. Цифровизация - фундаментальный тренд современного общества: правовые основы, ожидания и реальность Пермский юридический альманах. 2019; № 2: 345 - 353.

2. Абдиева Д.А. Некоторые аспекты цифровизации в современном праве Российское государствоведение. 2019; № 1: 139 - 146.

3. Халин В.Г., Чернова ГВ. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски. Управленческое консультирование. 2018; № 10: 46 - 63.

4. Сергеева Г.Н. Цифровое общество как социокультурный феномен. Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2019.

5. Скрыль Т.В., Парамонов А.С. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика Карельский научный журнал. 2017; Т. 6, № 3 (20): 137 - 140.

6. Слепова О.М. Формирование адаптационного поведения населения в условиях углубления информационно-цифрового неравенства. Диссертация ... кандидата социологических наук. Ульяновск, 2019.

References

1. Shershen' T.V. Cifrovizaciya - fundamentally trend sovremennogo obschestva: pravovye osnovy, ozhidaniya i real'nost' Permskij yuridicheskij al'manah. 2019; № 2: 345 - 353.

2. Abdieva D.A. Nekotorye aspekty cifrovizacii v sovremennom prave Rossijskoe gosudarstvovedenie. 2019; № 1: 139 - 146.

3. Halin V.G., Chernova G.V. Cifrovizaciya i ee vliyanie na rossijskuyu 'ekonomiku i obschestvo: preimuschestva, vyzovy, ugrozy i riski. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018; № 10: 46 - 63.

4. Sergeeva G.N. Cifrovoe obschestvo kak sociokul'turnyj fenomen. Processy cifrovizacii v sovremennom sociume: tendenciiiperspektivy razvitiya: sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij dom Rossijskogo novogo universiteta, 2019.

5. Skryl' T.V., Paramonov A.S. Cifrovaya transformaciya sfery zdravoohraneniya: rossijskaya i zarubezhnaya specifika Karel'skj nauchnyj zhurnal. 2017; T. 6, № 3 (20): 137 - 140.

6. Slepova O.M. Formirovanie adaptacionnogo povedeniya naseleniya v usloviyah uglubleniya informacionno-cifrovogo neravenstva. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2019.

Статья поступила в редакцию 13.09.20

УДК 378

Karynbaeva O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: olgavlad11@mail.ru

MODELING OF TEACHERS' TRAINING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN. The inclusion of children with disabilities in the educational process of general education organizations is a new approach for Russian education. An important factor that affects the effectiveness of inclusive education for children with special educational needs is the preparation of teachers for professional activities in these conditions. The article reflects the problem of modeling the training of teachers in additional professional education for inclusive education of children with disabilities. Special attention is paid to the designation of professional competencies of teachers who work with children with various types of violations. These competencies have become the basis for determining the goals, objectives and specifics of the content of teacher training. The author offers a model of training teachers for inclusive education, which reflects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.