Научная статья на тему 'Компоненты формирования правовой компетентности социальных работников в вузе'

Компоненты формирования правовой компетентности социальных работников в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелёва Мария Владимировна

В статье систематизированы педагогические подходы, используемые в профессиональной подготовке социальных работников в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования, определен основополагающий практико-ориентированный подход в формировании правовой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмелёва Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты формирования правовой компетентности социальных работников в вузе»

УДК 364.6:34:378

КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

М.В. Шмелёва (г.Ульяновск, Российская Федерация)

В статье систематизированы педагогические подходы, используемые в профессиональной подготовке социальных работников в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования, определен основополагающий -практико-ориентированный подход в формировании правовой компетентности.

Ключевые слова: педагогические основы правовой подготовки, правовая компетентность, компоненты профессиональной подготовки социальных работников, практико-ориентированный подход в обучении.

COMPONENTS OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF SOCIAL

WORKERS IN HIGH SCHOOL

M. V. Shmeleva (Ulyanovsk, Russian Federation)

Abstract. In the article the pedagogical approaches used in the training of social workers in the educational process of higher education institutions, defined fundamental - a practice-oriented approach in the formation of legal competence.

Keywords: pedagogical foundations of legal training, legal competence, the components of the training of social workers, practice-oriented approach in training.

Построение социального государства в Российской Федерации и обновление законодательства, актуализирует внимание к проблеме правового образования граждан в обыденной жизни, и правовой компетентности специалистов в их профессиональной деятельности. Современное развитие общества, повышение роли права в жизни людей, одновременно происходящий процесс модернизации образования, предъявляют все новые требования к подготовке специалистов социального профиля. На основании образовательных стандартов РФ и с учетом квалификационной характеристики целью высшего профессионального образования является подготовка

высококвалифицированных специалистов, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. В тоже время, в числе самых актуальных остаются задачи, связанные с построением правового государства и гражданского

общества. Выполнение этих задач зависит не только от изменений в обществе и законодательстве, но и от отношения граждан к значимости института права, правовым гарантиям личности. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правовой культуры выпускников вузов.

Особую актуальность проблема профессионально-правовой подготовки специалиста, приобрела в сфере социальной работы, которая с конца 90-х годов ХХ века по настоящее время подверглась трансформации, появлению большого количества нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения, номенклатуры новых социальных учреждений. Таких как центры социальной помощи семье, детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждения социального обслуживания пожилых граждан, и людей с ограниченными возможностями здоровья, медико-реабилитационные центры, миграционные центры, центры занятости и др. Их деятельность привела к существенному расширению и увеличению функциональных и ролевых обязанностей социального работника. Если оценивать основную роль социального работника, то он является специалистом, уполномоченным оказывать комплексную социальную помощь человеку, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Следует также отметить высокий уровень охвата всех категорий населения нормами права социального обеспечения. Коллизионность и сложность законодательства о социальном обеспечении является одним из препятствий на пути эффективной реализации жизненно важного права граждан - права на социальное обеспечение, при наступлении основных социальных рисков, связанных с достижением пенсионного возраста, установлением группы инвалидности, болезнью, производственным травматизмом, безработицей, потерей кормильца, материнством, а также в иных предусмотренных законом случаях.

Правовая компетентность является одной из наиболее значимых целей профессиональной подготовки специалистов социальной работы, достижение которой должно обеспечиваться усвоением не только большого блока правовых знаний, но и овладением системой профессионально значимых умений, которые позволят им применить свои знания в ситуации консультирования, исходя из особенностей клиента и специфики его проблемы.

Особое внимание сегодня обращено руководителями учреждений социальной защиты населения в плане формирования правовых знаний, умений и навыков выпускников, готовых оказать консультативно-правовую помощь молодым семьям, пожилым людям, и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом льгот, пособий, субсидий, алиментов и иных выплат.

В сфере пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан всех возрастных категорий и социальных групп, что также усиливает внимание к проблеме правовой компетентности социальных работников.

Имеется потребность в уточнении некоторых аспектов процесса профессиональной подготовки социального работника. Важной представляется разработка методики, основанной на современных педагогических формах и технологиях, позволяющей сформировать правовую компетентность специалистов.

В этом случае, педагогическая цель профессиональной подготовки социального работника - это создание условий для приобретения индивидуальных профессионально значимых ориентаций, обеспеченных продуктивными изменениями в ценностно-мотивационных, когнитивных, эффективных и поведенческих структурах личности.

В процессе деятельности мы убедились, что должны быть соблюдены три условия. Первое связано с тем, что социальная работа, оставаясь новой для нашей страны профессией, требует уточнения границ компетентности

специалистов, обеспечивающих те или иные виды социальных услуг. Особенно это относится к процессу правового консультирования. Понятие "консультирование" является родовым для различных видов консультативной практики. В рамках социальной работы его целесообразно дифференцировать от других видов услуг, которые могут оказывать специально подготовленные профессионалы. Такая дифференциация позволяет выделить специфический аспект профессиональной подготовки социальных работников - а именно их подготовку к правовому консультированию, которое определено нами как вид помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, ориентированный на позитивные изменения их социально-правового положения, взаимодействия с социальным окружением. Целью такой профессиональной деятельности является - восстановление необходимого социального и юридического статуса клиента, оформление социальных гарантий, информирование по правовым вопросам, разрешение трудных жизненных ситуаций, возникающих как результат субъективного переживания индивидом неблагоприятных социальных условий. При этом процесс консультирования есть одновременно процесс обучения, наставления, содержанием которого и являются желательные изменения в социальном и юридическом статусе клиенте. Научными основаниями консультирования являются в первую очередь те теории и концепции, в которых предпочтение отдается холистическому рассмотрению закономерностей взаимодействия индивида с собой и индивидом, обосновываются пути и способы помощи ему как саморазвивающейся личности. Практика консультирования требует приверженности профессионала системе ценностей, гуманизирующих взаимодействие клиента и консультанта, стимулирующих обоюдное стремление к личностному росту и позитивным изменениям [2, с. 16].

Второе условие - это выбор педагогических целей и принципов построения содержания профессиональной подготовки социальных работников в системе высшего профессионального образования.

Наконец, в третьих, необходимой и важной оказалась разработка процесса обучения, которая своими основными характеристиками наиболее полно соответствовала, с одной стороны, компонентам профессии социального работника, а с другой - выбранной педагогической системе. Вывод о необходимости многоуровневого и системного подхода к разработке педагогических основ правовой подготовки социальных работников подкрепляется и полученными нами эмпирическими данными о состоянии субъекта обучения. В целом лишь незначительная часть студентов изначально обладает психологическими качествами и, что еще более важно, ценностными ориентациями, адекватными требованиям их будущей профессии.

Традиционными средствами учебного процесса, обеспечивающими, в первую очередь усвоение некой суммы знаний, невозможно добиться необходимых личностных изменений.

Специфика профессии социального работника, выделенные профессиональные качества, определяют педагогические основы его профессиональной подготовки. Проанализированная работа позволила прийти к следующим заключениям, относительно педагогических целей, содержания и этапов подготовки социальных работников:

- профессиональные цели, ценности и смыслы требуют использования педагогических ориентации отличных от традиционно принимаемых приоритетов конкретных знаний и умений. Более значимыми оказываются профессионально социализирующие ориентиры, определяющие овладение социальной и личностной смысловой профессиональной деятельности. Поэтому целеполагание, отбор содержания обучения, характеристики учебного процесса целесообразно связывать с гуманистически и личностно-ориентированными педагогическими концепциями.

- цели и содержание профессиональной подготовки социальных работников определяются в рамках разработанного нами практико-ориентированного подхода в обучении, позволяющего сформировать правовую компетентность. Основная идея, положенная в его основу, заключается в

построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Центральным в предлагаемой нами технологии обучения является понятие учебного цикла, содержательно соответствующего тому или иному разделу учебной программы. Отбор дидактических средств, в рамках цикла производится таким образом, чтобы обеспечить последовательное изменение значимых профессиональных смыслов и образцов поведения в создаваемых правовых ситуациях: накопления профессиональных смысловых ориентации, когнитивно-аналитических, творческо-практических. При этом целесообразно выдерживать логику соответствия последовательности задач, решаемых внутри учебного цикла (воздействие новой или проблемной информации на систему установок, изменение установок и закрепление новой системы установок и образцов поведения) и создаваемых педагогических ситуаций. Такое же соответствие следует соблюдать при выборе обучающих процедур, представляющих собой комбинации организационных практических форм и методов обучения, позволяющих формировать правовую компетентность. Практика профессиональной деятельности свидетельствует, что компетентность предполагает наличие у специалиста внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, сформированности профессионально-ориентированных ценностей и ответственного отношения к своей профессии.

В этой связи, важным становится:

- осуществление целенаправленных мер, ориентированных на усиление мотивации студентов;

- оперативное удовлетворение потребностей студентов на любой стадии обучения в получении знаний о новейшем законодательстве в области социального обеспечения;

- обеспечение профессионального становления специалиста социальной работы: профессиональное обучение, профессиональная адаптация, совершенствование профессионального роста;

- создание предпосылок саморазвития личности будущего специалиста социальной работы.

Реализация данных задач предполагает включение мотивационного, содержательного и организационно-деятельностного компонентов в педагогический процесс формирования правовой компетентности. Мотивационный компонент определяется положительным отношением студента к будущей профессиональной деятельности.

Содержательный компонент включает то, что подлежит усвоению студентами для реализации заданных целей. При этом минимум определяется государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы и программы конкретных учебных дисциплин. Данный компонент связан с усвоением определенных правовых знаний студентами, формированием правовых умений и навыков.

Организационно-деятельностный компонент представляет собой подсистему, позволяющую осуществлять реализацию целей и задач посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, организационных форм и технологий. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целями результатов становится соответствие им способов обучения (форм, методов, приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения).

Процесс, направленный на формирование правовой компетентности, определяется успешным овладением студентами теоретическими знаниями и формированием у обучаемых соответствующих умений и навыков. Целью профессиональной подготовки студентов, направленной на формирование правовой компетентности, является совокупность знаний, умений, навыков, которая дает специалисту возможность выделять правовые аспекты

возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами. Соответственно определяется круг задач профессионального обучения студентов: раскрыть роль правовой компетентности в профессиональной деятельности; рассмотреть теоретико-методологические знания по проблеме формирования правовой компетентности; научить применять на практике полученные знания, умения; сформировать мотивационную установку на дальнейшее формирование правовой компетентности [1, с. 120].

В обучении правовым дисциплинам студентов неюридического профиля существует два подхода:

1) студенты наряду с отраслевыми дисциплинами изучают основы права, в процессе изучения которого осваивают основные понятия и определения, используемые в дальнейшем для изучения уже конкретных отраслей. Данный подход используется в курсе «Правоведение», «Основы социального государства и гражданского общества». Целями которого являются:

- усвоение категориально - понятийного аппарата;

- получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

- повышение правовой культуры.

В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:

- овладение понятийным аппаратом;

- вооружение студента правовым кругозором;

- привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;

- формирование умения осмысливать социально-правовые явления и процессы.

2) студенты изучают правовые дисциплины и нормативно-правовые акты, необходимые для профессиональной деятельности. В Ульяновском государственном университете, студенты специальности/направления «Социальная работа» изучают дисциплины: «Правовые основы социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Пенсионное

обеспечение», «Социальное страхование», «Правовые основы медико-социальной экспертизы», «Нормативные акты в социальной работе», «Социально-правовая защита различных категорий населения», «Государственное и муниципальное управление». Преподаватель акцентирует внимание на необходимой правовой компетентности студентов.

Задачи, сформулированные в рамках нашей работы, составлены в логике этапов профессионального становления и формирования правовой компетентности:

На теоретико-методологическом этапе решались задачи, направленные на формирование правовых знаний, умений и навыков работы с законодательно-правовой информацией. На это рассчитаны дисциплины: «Правовые основы социальной работы», «Правовые основы медико-социальной экспертизы», «Нормативные акты в социальной работе» и «Социально-правовая защита различных категорий населения».

На деятельностном этапе - задачи, направленные на умение оценивать и анализировать социально-правовые проблемы и явления. Здесь включен курс лекционных и семинарских занятий по дисциплинам: «Правовое обеспечение социальной работы», «Пенсионное обеспечение», «Социальное страхование».

Социально-правовые дисциплины способствуют формированию правовой компетентности будущего социального работника через свое содержание, организацию их изучения, через соответствующий характер взаимодействия субъектов. В рамках компетентностного подхода особое внимание уделяется задачному построению содержания, использованию современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения [1, с. 160].

Результаты исследования показывают эффективность применяемого нами практико-ориентированного подхода в формировании правовой компетентности социальных работников. Анализ педагогического процесса свидетельствует о возросших рефлексивных способностях студентов вузов относительно собственной индивидуальности, участия в учебном процессе, профессионального самоопределения. В ходе обучения вырабатывается стойкое

положительное отношение к учебному материалу, самому учебному процессу, к накоплению профессионально необходимых правовых знаний. Результаты диагностики учебного процесса показывают, что на каждом из исследованных этапов происходят качественные изменения в профессионально-ценностных и смысловых ориентациях, которые соответствуют целям и задачам обучения, задаваемым практико-ориентированным подходом на этапе профессиональной подготовки студентов. Источники:

1. Горбушина Мария Владимировна (Шмелёва М.В.). Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ульяновск. 2007. 210 с. [Gorbushina M.V. (Shmelyova M.V.). Legal competence formation of future social work professionals in training in higher school: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08: Ul'yanovsk, 2007, 210 p. (In Russ.)]

2. Чернов Александр Юрьевич. Профессиональная подготовка социальных работников к консультированию: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 1997. 179 c. РГБ ОД. 61:9813/153-9. [Chernov A.Y. Professional training of social workers to counseling: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08: Volgograd, 1997. 179p. RSL DD, 61:98-13/153-9 (In Russ.)]

References:

1. Gorbushina Mariya Vladimirovna (Shmeleva M.V.). Formirovanie pravovoy kompetentnosti u budushchikh spetsialistov sotsial'noy raboty v protsesse professional'noy podgotovki v vuze: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.08. Ul'yanovsk. 2007. 210 s.

2. Chernov Aleksandr Yur'evich. Professional'naya podgotovka sotsial'nykh rabotnikov k konsul'tirovaniyu: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08: Volgograd, 1997. 179 c. RGB OD. 1997. 179 c. RGB OD. 61:98-13/153-9

Зарегистрирована: 09.06.2014

Шмелёва Мария Владимировна (г.Ульяновск), Ульяновский государственный университет, кафедра Педагогики профессионального образования и социальной деятельности факультета гуманитарных наук и социальных технологий, доцент, кандидат педагогических наук. Тел.: 8-905-035-12-70. E-mail: [email protected]

Shmelyova Maria Vladimirovna (Ulyanovsk), Ulyanovsk state university, chair of Pedagogics of professional education and social activity of faculty of the humanities and social technologies, associate professor, Candidate of pedagogical sciences. Tel.: 8-905-035-12-70. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.