ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 292-295.
УДК 159.9
Л.В. Федякина, Т.Э. Галкина
Российский государственный социальный университет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Обосновывается необходимость дистанционной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в системе повышения их квалификации, раскрыты преимущества дистанционного обучения по направлениям постдипломного социального профессионального образования; приведены дидактические принципы и основные содержательные линии дистанционного обучения по направлениям профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: профессионально-правовая подготовка специалистов социальной сферы, дистанционное обучение, система повышения квалификации.
Способность к постоянному наращиванию квалификации и уровня профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии - качество, необходимое современному специалисту социальной сферы. Профессионально-правовая составляющая профессионализма специалиста социальной сферы (социального педагога, социального работника, социолога и др.) неразрывно связана как с правовой культурой отдельной личности, так и с правовой культурой общества в целом. Характер современной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы предъявляет повышенные требования к их профессионально-правовой компетентности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического повышения квалификации профессионально-правовой направленности. Причем процесс постдипломного обучения (в системе повышения квалификации) должен быть оперативным и эффективным. И, что немаловажно, для многих специалистов социальной сферы - без отрыва от производства. Такую возможность предоставляет дистанционное обучение. В начале 90х гг. ХХ в. многие российские вузы практиковали эту форму обучения наряду с заочной. Появились и отдельные учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном образовании. В то же время виртуальная учеба и сейчас остается своеобразным новшеством, к которому большинство россиян относится скептически. В мире же популярность дистанционного обучения растет год от года.
Экономически развитые страны Европы, США, Япония начали активное внедрение дистанционного обучения в 70-е гг. ХХ в. наряду с классическим очным образованием. Одним же из наиболее авторитетных центров дистанционного образования на сегодняшний день признан Пенсильванский университет - Penn State University. Его
© Л.В. Федякина, Т.Э. Галкина, 2011
опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции Виртуального университета.
Варианты применения дистанционного обучения весьма различны. Одни вузы обучают своих студентов только через Интернет. Другие совмещают дистанционную форму обучения с заочной. Третьи используют наряду с Интернетом другие технические средства: спутниковое телевидение, радио и обычную почтовую пересылку. Каждый вуз может подобрать такую модель дистанционного обучения, которая будет ему удобна.
Сегодня дистанционное обучение, развившееся на стыке передовых научнотехнических достижений и прогрессивных педагогических методик, становится неотъемлемой частью методического многообразия различных форм непрерывного социально-профессионального образования.
Дистанционная форма обучения, согласно приказу Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», носит название «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ). Но этот приказ не дает однозначного ответа на вопрос, что именно подразумевается под ними: педагогические или информационные технологии?
Мы в данной статье исходим из того, что дистанционное обучение - это полноценный учебный процесс, но весьма специфичный. Вслед за Е.С. Полат, мы рассматриваем дистанционное обучения как систему, основанную на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающую все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные
формы, средства обучения) специфичными средствами информационно-коммуникационных и интернет-технологий.
Одним из главных факторов успешности дистанционного обучения является индивидуализация обучения. Дистанционное обучение предполагает большую самостоятельную работу обучающегося. Возрастает и роль педагога, он становится ближе к наставнику, консультанту, тьютору в общем процессе непрерывного социально-профессионального образования. В теории и практике российского дистанционного образования понятие «тьютор» трактуется по-разному. Одни видят в нем «менеджера и режиссёра обучения», другие наделяют его лишь ассистентскими, вспомогательными функциями. Нам ближе использование терми-
на «преподаватель-консультант (тьютор)». В деятельности тьютора можно выделить ряд основных функций, определяющих его обязанности:
• разработка (участие в разработке) учебного курса для использования его в электронном обучении;
• организационное управление учебно-познавательной деятельностью обучающегося;
• развитие учебно-познавательного потенциала студентов;
• помощь обучаемым в правильном и эффективном использовании учебнометодического сопровождения курса;
• проведение групповых и индивидуальных консультаций по изучаемому курсу в процессе его освоения студентами;
• контроль выполнения обучаемыми графика учебного процесса;
• обеспечение учебных контактов и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися;
• проведение текущего и итогового контроля знаний студентов, оценка и анализ его результатов.
Основные дидактические принципы дистанционного обучения по направлениям профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в системе повышения квалификации: практическая ориентация содержания профессионально-правового образования и методов организации совместной деятельности обучающих и обучаемых; интерактивность учебных материалов и способов взаимодействия субъектов образовательного процесса; самоорганизация деятельности обучающихся как главных субъектов образования; проблемность и диалогичность педагогического взаимодействия; рефлексивность как специально организованная деятельность обучающихся по анализу и осознанию содержания обучения; многообразие возможных решений теоретических и практических проблем; управляемое развитие мотивации обучения; многообразие форм и методов учебной деятельности обучающихся; модульность организации содержания образования и учебной деятельности студентов.
Таким образом, дистанционное обучение по направлениям профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в системе повышения квалификации соединяет преимущества и синтезирует основные идеи андрагоги-ческого, контекстного и личностно-ориентированного подходов в организации об-
294
Л.В. Федякина, Т.Э. Галкина
разования и наиболее полно отвечает ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг (личность, организация, государство, общество).
Программы правовой подготовки специалистов социальной сферы в условиях повышения квалификации должны быть ориентированы как на гомогенный, так и на гетерогенный по уровню профессионально-правовой подготовленности
состав учебных групп и различаться по содержанию не только для разных категорий специалистов, но и социальных работников с различным стажем социальнопрофессиональной деятельности. Содержание программ курсовой профессионально-правовой подготовки в системе повышения квалификации должно исходить из квалификационно-статусных требований, запросов практикующих специалистов социальной сферы, аттестационных и квалификационных характеристик по социально-профессиональным должностям.
Дифференциация дополнительных образовательных услуг профессиональноправовой направленности в Центре повышения квалификации РГСУ для специалистов социального профиля при организации форм дистанционного обучения позволяет выделить следующие востребованные группы программ по степени значимости для жизнедеятельности обучающегося:
- прикладные (необходимы «здесь и сейчас», помогают осуществить определенные виды профессиональной деятельности, например, курсы «Изменение деятельности Центров социального обслуживания населения при введении в действие Закона о «монетизации льгот»);
- опережающие («знания впрок»,
предваряют реально возникающие в жизни проблемы и ситуации; например, для так называемых «резервных управленцев» курсы «Правовая компетентность руководителя учреждения социальной защиты населения»);
- компенсирующие (восполняющие недостатки образовательной, общекультурной подготовки, необходимы для продуктивного прохождения данного периода жизнедеятельности; например, курсы «Профессионально-правовая культура специалиста социальной сферы»);
- сопровождающие (удовлетворяют потребность в знаниях, возникающих параллельно с типичными образовательными запросами, обусловлены законо-
мерностями развития профессиональной и жизненной проблематики; например, курсы «Социально-правовая защита семьи», «Социально-правовые аспекты трудоустройства несовершеннолетних»);
- коррекционно-развивающие (необходимы для изменения некоторых поведенческих проявлений специалиста; например, курсы «Профилактика и разрешение профессионально-трудовых конфликтов в социальной сфере»);
- поддерживающие (необходимы для
решения отдельных проблем, успешного прохождения сложных периодов в жизни, помогающие преодолеть кризисные состояния; например, курсы «Правовой базис пенсионного обеспечения граждан РФ», «Социально-правовая поддержка
безработных»);
- дополняющие (служат содержательной прибавкой к имеющимся знаниям, умениям, обусловлены постоянным развитием внешнего информационного контекста; например, курсы «Правовые аспекты социально-реабилитационной деятельности с несовершеннолетними»);
- развивающие (служат стимулом к индивидуально-личностному творческому развитию; например, курсы «Авторское право в социальной сфере»).
Система дифференцированной работы по повышению правовой компетентности специалистов социальной сферы не ограничивается только рамками специально организованной образовательной деятельности в условиях Центра повышения квалификации РГСУ. Формированию мотивации к правовому самообразованию способствует специально созданная информационная среда непрерывного профессионально-правового образования университетского комплекса социального профиля. Обязательным компонентом данной среды являются разнообразные источники правовой информации, привычные для пользования специалистами социальной сферы. К ним следует отнести результаты юридического консультирования данных специалистов, публикуемые на страницах периодических профессиональных изданий по профилю их работы, а также разнообразные информационные ресурсы на электронных носителях (правовые порталы интернет-ресурсов, справочные правовые системы на электронных носителях индивидуального пользования).
Особое значение при изучении специалистами социальной сферы правовых дисциплин в системе повышения квали-
фикации, а также при организации их текущей правовой поддержки имеет технология консультирования.
Консультирование рассматривается нами как особым образом организованное взаимодействие между педагогом-кон-сультантом (профессионалом) и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося (специалиста-практика). Задачи консультирования заключаются в оказании помощи обучающимся по освоению отдельных тем или разделов правовой дисциплины; ориентации обучающихся в информационном поле проблем российского законодательства; углубленном изучении интересующих обучающего вопросов; рекомендациях по использованию полученной информации и учебно-методических материалов в практической деятельности образовательного учреждения; оказании помощи обучающимся при подготовке к итоговой аттестации.
Проводимые преподавателем-право-ведом консультации по своему организационному, целевому назначению и функциональному объему можно разделить на образовательные и профессиональные.
Профессиональные консультации проводились нами вне рамок учебного процесса и были связаны с осуществлением профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Как правило, это консультации по вопросам о трудовых спорах работника и работодателя, о предоставлении социальных льгот и т.п.
Образовательные консультации проводились в рамках изучаемой учебной дисциплины и были продиктованы потребностью обучающихся в углубленном изучении содержания темы. Они носили преимущественно дополнительный, уточняющий, но иногда и экспертно-
ориентировочный характер (например, при оценке действий одного из субъектов правоотношения). При этом обучающиеся
уточняли собственные представления, правопонимание социального явления, корректировали сложившуюся позицию, мнение, оценку.
Консультации могут быть организованы синхронно (форум, чат), когда дается общая консультация для слушателей с общим стартовым началом) и асинхронно (электронная почта, форум), когда слушатели консультируются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели. Нами в учебном процессе применялась асинхронная организация консультаций, поскольку содержание консультаций требовало цитирования нормативных правовых актов.
Таким образом, дифференцированное содержание дополнительных профессионально-образовательных программ правовой направленности в системе повышения квалификации специалистов социального профиля предстает как персонализированное (ориентированное на интересы и потребности конкретных людей); практико-ориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности специалистов социальной сферы); культуросообразное (соответствующее сложившимся в современном обществе культурным и социально-профессиональным моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности специалиста по социальной работе во всем его многообразии).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Голубева В. П. Самореализация личности студента в условиях дистанционного обучения : монография. Пермь, 2006.
[2] Жуков В. И. Новая парадигма развития отечественного высшего социального образования // Социальная работа: теория и практика. М., 2002.
[3] Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2008.