Научная статья на тему 'Инновационные технологии в последипломном медицинском образовании'

Инновационные технологии в последипломном медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова Татьяна Сергеевна

Специфика трудовой деятельности медицинских работников, обусловливающая необходимость непрерывного обучения, формирует потребность модернизации системы дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрены преимущества и трудности реализации дистанционного обучения в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов медицинской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN GRADUATE MEDICAL EDUCATION

The specifics of employment of health workers, contributing to the ongoing learning, creates the need of modernization of the system of additional professional education. The article discusses the advantages and difficulties in the implementation of distance learning in the system of professional retraining.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в последипломном медицинском образовании»

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Специфика трудовой деятельности медицинских работников, обусловливающая необходимость непрерывного обучения, формирует потребность модернизации системы дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрены преимущества и трудности реализации дистанционного обучения в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов медицинской сферы. Ключевые слова: дистанционное обучение, симуляционное обучение, электронное обучение, телемедицина, последипломное образование.

INNOVATION IN GRADUATE MEDICAL EDUCATION

Annotation. The specifics of employment of health workers, contributing to the ongoing learning, creates the need of modernization of the system of additional professional education. The article discusses the advantages and difficulties in the implementation of distance learning in the system of professional retraining.

Keywords: distance learning, simulation training, e-learning, telemedicine, post-graduate education.

В современных условиях социально-экономического развития наблюдается тенденция повышения требований к уровню квалификации медицинских работников, а, следовательно, в серьезном реформировании нуждается и система медицинского образования, в том числе последипломного. Медицинский работник в настоящее время обязан овладевать с небывалой скоростью меняющейся информацией, вновь появляющимися методами диагностики и технологиями лечения. Учитывая при этом приоритет безопасности пациентов, не всегда удовлетворительное качество оказываемой медицинской помощи и, как следствие, недовольство последних необходима модернизация системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации медицинского персонала с внедрением инновационных технологий - дистанционных, симуляционных, электронного обучения.

Готовность активно участвовать в разработке и реализации программ дополнительного медицинского образования профессиональных медицинских обществ, а также внедрение в систему современных информационных технологий свидетельствуют о значительном потенциале в процессе эффективного преобразования существующей системы непрерывного медицинского образования. На сегодняшний день положительным фактом является функционирование запущенного в 2007 году электронного информационно-образовательного портала «Консультант врача», на котором размещаются современные информационные ресурсы, развитие и активное использование доказательной медицины. Программы симуляционного и обучения в виртуальных клиниках позволят медицинскому работнику выработать навыки практической деятельности.

Специфика профессиональной деятельности медработников обязывает их непрерывно учиться. Но процесс непрерывного образования влечет за собой ряд трудностей. В первую очередь отрыв специалиста от работы на длительный период, что практически недопустимо в условиях дефицита медицинских кадров, особенно в отдаленных районах. Но, как положительную тенденцию, можно рассматривать указание в Концепции развития профессионального медицинского и фармацевтического образования в качестве основных приоритетов достижение качества медицинского и фармацевтического образования, соответствующего наилучшей международной практике, что послужит эффективному развитию российского здравоохранения. [3]

Наряду с традиционными, в процессе повышения квалификации медицинских и фармацевти-

Т.С. Чернышова

Tatjana Chernyshova

© Чернышова Т.С., 2015

ческих работников, предполагается внедрение дистанционных технологий обучения, что позволит специалистам осваивать программы дополнительного профессионального образования без отрыва от места трудовой деятельности в объеме 30 часов кредитов. Дистанционное обучение в последипломном образовательном процессе имеет следующие преимущества [5]:

- мобильность - гарантируется качественное обучение доступное для всех категорий слушателей без отрыва от производства, не зависимо от места проживания и в любое удобное для них время;

- технологичность за счет использования современных программных и технических средств, которые позволяют визуализировать процесс обучения и построить его методом погружения студента в обучающую среду;

- высокая информативность благодаря доступу к современным информационным системам (учебные социальные сети E-mail, электронные библиотеки, компьютерные, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы лучших специалистов, оценка знаний Он-лайн и т.д.);

- экономичность за счет снижения расходов на организацию учебного процесса и быт обучающихся (проживание);

- индивидуальность, поскольку преподаватель работает непосредственно с каждым обучающимся и по индивидуальному графику;

- высокий уровень самосознания и самоорганизованности обучающихся, который в итоге дает более качественный уровень подготовки специалистов.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в медицинской сфере имеет свою специфику, обусловленную потребностью неотложного ухода за пациентами, сменным графиком работы, различными целями и подходами к учебе и профессиональной деятельности специалистов, что предполагает необходимость индивидуального обучения [4]. А, следовательно, именно дистанционное обучение является оптимальной формой освоения программ дополнительного профессионального образования, способной учесть вышеуказанные особенности, объединить во временном аспекте подачу теоретического материала, соответствующего содержания и практику, а также обеспечить обучение специалистов независимо от их географического положения.

Но внедрение дистанционного обучения в образовательную систему последипломного образования в медицине и фармации влечет ряд существенных проблем. Во-первых, сложно передать клинический опыт, необходимые практические навыки без очного обучения, то есть практическое обучение медицинских работников не возможно без традиционного взаимодействия обучаемого с преподавателем. Имеются сложности в приведении в соответствие учебно-методических комплексов с курсами дистанционного обучения. Во-вторых, организация и осуществление дистанционного обучения предполагает значительные финансовые, временные, а также квалифицированные трудозатраты, с целью разработки и создания качественных обучающих программ. В-третьих, отсутствие надлежащей компьютерной грамотности многих специалистов влечет неизбежное уменьшение числа слушателей курсов повышения квалификации. Кроме того, не все медицинские работники, в частности в отдаленных районах, имеют компьютеры со скоростной интернет-связью. В-четвертых, возникают трудности связанные с идентификацией обучающегося в образовательном процессе, в ходе контроля знаний, а также с отсутствием прямого взаимодействия слушателей друг с другом, и традиционного непосредственного воздействия преподавателя. Что диктует необходимость высокой мотивации, осознанности и готовности к самостоятельному освоению знаний обучающихся. И наконец, в-пятых, требуется тщательно проработать законодательную базу в отношении легитимности дистанционного обучения и процентного соотношения учебных часов, осваеваемых в ходе дистанционного и очного обучения и провести обучение профессорско-преподавательского состава с целью его подготовки к новым требованиям и принципам образовательного процесса.

Внедрение электронного обучения в последипломном образовании позволит решить ряд актуальных задач, в том числе осуществление непрерывного обучения без отрыва от трудовой деятельности, возможность использовать опыт мировой медицинской практики, благодаря доступу к электронным библиотекам, системам научной информации, а также обеспечение экономичности образовательного процесса. В связи с чем научной педагогической общественностью России в настоящее время самым активным образом проводится работа по внедрению интерактивных методов обучения в последипломное образование. Сегодня весьма четко поставлена задача разработки системы дистанционного обучения в системе повышения квалификации медицинских и фармацевтических специалистов с учетом мирового опыта в этой сфере. При этом программы курсов повышения квалификации должны реализовываться в дистанционной форме лишь частично. Практикоориентирован-ные занятия должны проводиться очно, с целью отработки профессиональных навыков в максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. Условием обеспечения результативного обучения в ходе дистанционного освоения программ курсов повышения квалификации является четко отработанная система идентификации слушателя и его высокая мотивация к самообразованию. То есть уже в самой системе дистанционного образования для медицинских и фармацевтических работников должен быть заложен высочайший уровень мотивации обучения, который как следствие даст высокий уровень самосознания и самоорганизации.

Особое место в процессе повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников занимает телемедицина, позволяющая проводить в реальном времени учебные занятия за счет эффекта присутствия. С целью учета ранее указанных особенностей профессиональной и учебной деятельности специалистов медицины и фармации необходимо эффективно осуществлять дистанционное обучение, проводя лекции, и в режиме on-line, и в записи с асинхронным обсуждением, формулировкой выводов по данной теме [1]. С целью удовлетворения запросов работодателей и практикующих специалистов здравоохранения, в учреждениях дополнительного медицинского образования возникает потребность поиска новых эффективных форм работы с взрослыми людьми. В качестве одной из таких форм, давно и эффективно реализующейся в мировой практике, можно рассматривать тьюторское сопровождение повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников. Тьютор выступает как помощник, специалист, работающий с взрослыми людьми. Его функции отличаются от таковых куратора группы или преподавателя и заключаются в организации самостоятельной работы слушателей, совместном поиске путей, поставленных каждым из них задач. Тьюторское сопровождение представляет собой технологию организационных, содержательных и консультационных согласований. При этом от глубины участия в образовательном процессе и заинтересованности в установлении контакта самого тьютора, во многом, зависит мотивация слушателей [2]. Тем самым можно предположить, что активное внедрение такой формы работы в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов медицины и фармации будет способствовать индивидуализации обучения, повышению мотивации к самообразованию специалистов и продолжению их взаимодействия между собой и вне учебного процесса.

Система дополнительного медицинского образования призвана предоставить специалисту возможность удовлетворения всех его образовательных потребностей с максимальной опорой на базовый природный потенциал, творческую самореализацию для активного и эффективного участия в новых социально-экономических отношениях, чему, объективно, будет способствовать внедрение дистанционных технологий в учебный процесс.

Библиографический список

1. Агранович, Н. В. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине / Н. В. Агранович, А. Б. Ходжаян // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 545-547.

2. Владимирская, О. Д. Тьюторское сопровождение повышения квалификации / О. Д. Владимирская, С. М. Захаренко, Ю. П. Финогеев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/26-2012-02-19-13-39-33/50-2011-10-03-18-57-29 (дата обращения: 06.05.2015 г.).

3. Глыбочко, П. В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования / П.В. Глыбочко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.movn.ru/profpodgotovka/kontseptsiya-razvitiya-professionalnogo-meditsinskogo-i-farmatsevticheskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 06.05.2015 г.).

4. Саенко, Л. А. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации / Л. А. Саенко, Т. Г. Затеева // Дискуссия. - 2014. - № 5 (46). - С. 123-127.

5. Рыбакова, Н. Н. Организация дистанционного обучения специалистов в последипломном образовании / Н. Н. Рыбакова, А. Ю. Цуканов // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 156-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.