Научная статья на тему 'Компетентностный подход в профессиональной подготовке кадров для индустрии гостеприимства'

Компетентностный подход в профессиональной подготовке кадров для индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА / COMPETENCE APPROACH / TRAINING / HOSPITALITY / AN EXPERT IN THE FIELD OF HOSPITALITY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Е. В.

Дана краткая характеристика результатов исследования в сфере профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in vocational training for the hospitality industry

The article gives a brief description of the results of research in the field of vocational training for the hospitality industry based on competence-based approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в профессиональной подготовке кадров для индустрии гостеприимства»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Е.В. СУББОТИНА,

заместитель директора по учебной работе Института туризма и гостеприимства РГУТиСа,

кандидат технических наук, доцент Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: subbotina@itiq.ru

Аннотация. Дана краткая характеристика результатов исследования в сфере профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, подготовка кадров, гостиничный бизнес, специалист в сфере индустрии гостеприимства.

COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING FOR THE HOSPITALITY INDUSTRY

E. V. SUBBOTINA,

the deputy director on study of Institute of tourism and hospitality of the Russian state university

of tourism and service, candidate of technical sciences, dotsent

Annotation. The article gives a brief description of the results of research in the field of vocational training for the hospitality industry based on competence-based approach.

Keywords: competence approach, training, hospitality, an expert in the field of hospitality industry.

Развитие индустрии гостеприимства осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России и характеризуется интенсивными преобразованиями на базе постоянно изменяющихся технологий. Современная социально-экономическая система отмечена переходом от воспроизводственного типа развития к инновационному, ориентированному на нововведения. Такие изменения связаны с существенными изменениями в сфере занятости, с возрастанием требований общества к качеству и конкурентоспособности услуг. В постоянно меняющейся социально-экономической среде, кроме способности реализовывать стандартные профессиональные компетенции, особенно ценными становятся такие качества работника, как способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, творчески подходить к решению текущих задач, координировать свою деятельность с парт-

нерами по бизнесу или членами трудового коллектива, постоянно повышать свой профессиональный и культурный уровень.

Все эти изменения, происходящие в социально-экономической среде и общественной жизни, должны проецироваться и на систему профессионального образования. Именно поэтому так возросло в последние годы стремление специалистов в сфере профессионального образования осмыслить проблемы и противоречия, тенденции и направления совершенствования современного образования. При этом особое значение приобретают исследования, результаты которых практически реализуются в процесс формирования психолого-педагогических условий, которые способствуют решению сложнейших задач, встающих перед современным профессиональным образованием.

В группе специфических условий формирования содержания профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства проанализированы:

• специфика принципов формирования содержания профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства в контексте уникальности его объекта и субъекта;

• специфика формирования содержания профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства в контексте современного социально-экономического положения в стране и состояния национальной системы туризма;

• специфика содержания формирования профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства в контексте освоения современного опыта.

В новых условиях работодатели оценивают специалиста с точки зрения его мобильности в деятельности, самостоятельности и высокой степени профессионализма. Специалисты узкой направленности и физической силы в условиях быстро развивающихся технологий становятся экономически не выгодны производству. В профессиональной подготовке важными характеристиками являются самосознание личности, умение анализировать, выбирать наиболее верные решения, умение работать качественно как творчески, так и по инструкциям и т.д. Таким образом, должна осуществляться не только профессиональная подготовка, но и профессиональное образование, позволяющее формировать профессиональные личностные качества. При этом в соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах сервиса, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, профессиональной культуре и качеству труда.

На основании проведенного анализа существующих квалификационных требований к должностям работников гостиничной индустрии и результатов анкетирования работодателей установлено:

• квалификационные (профессиональные) стандарты в индустрии гостеприимства разработаны по видам деятельности, включающим в себя деятельность гостиниц, ресторанов, баров, столовых и поставку продукции общественного питания, объединенным в один класс «Деятельность гостиниц и ресторанов»;

• анализ современного зарубежного опыта показывает, что предъявляемые квалификационные требования к работникам индустрии гостеприимства относятся как к личным качествам, так и к профес-

сиональным. Структурированный подход к формированию квалификационных требований позволил выделить общие и специальные требования к работникам гостиничной индустрии и определить степень их значимости в разрезе направления подготовки и отдельных профилей;

• анкетирование руководителей гостиничных организаций позволило ранжировать знания и умения, необходимые для специалистов в сфере гостиничного бизнеса, а именно знание русского и иностранного языка (44,1%), бизнес-процессов (50%), знание гостевого цикла (58,8%), основ психологии и межличностного общения (67,6%);

• из профессиональных навыков руководители гостиничных орагинизаций особо отмечают навыки личного общения с клиентами (89,9%), телефонного общения с клиентом (85,4%), работы в команде (77,5%), технологии продаж (64%), работы с жалобами клиентов (55,1%).

Указывая на важность личностных качеств работников гостиничной индустрии, руководители организаций одинаково высоко оценивают наличие следующих качеств: стрессоустойчивость, доброжелательность, коммуникабельность, ответственность, целеустремленность, аккуратность.

С учетом особенностей системы организации европейского профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса, отечественного опыта подготовки кадров и требований к проектированию ФГОС ВПО стандарта третьего поколения был разработан новый образовательный стандарт по направлению подготовки «Гостиничное дело». В основу построения Федерального образовательного стандарта положена структура, в рамках которой формируются требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников, к личностным качествам будущих работников гостиничной индустрии, результатам образования, которые они должны демонстрировать на рабочем месте.

Компетентностный подход предполагает, что проектирование требований к выпускникам вузов основывается на результате образования. При этом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность специалиста действовать в разных ситуациях. Потребности гостиничной индустрии в специалистах нового уровня по существу определяют заказ системе высшего про-

фессионального образования на подготовку соответствующих кадров.

На основе анализа секторов и подсекторов квалификационных требований (профессиональных стандартов) и анализа структуры гостиничной индустрии в качестве основных профилей ФГОС ВПО по направлению подготовки «Гостиничное дело» были выбраны «Гостиничная деятельность», «Санаторно-курортная деятельность», «Ресторанная деятельность» и «Анимационная деятельность» с учетом наиболее развитых сегментов гостиничного бизнеса.

В разработанном ФГОС ВПО по направлению подготовки «Гостиничное дело» определены профессиональные компетенции, которые обеспечивают знания, умения и навыки выпускникам направления подготовки «Гостиничное дело», необходимые для осуществления вышеперечисленных видов деятельности. Каждая компетенция выпускника обеспечена определенным набором дисциплин и должна соответствовать уровню приобретаемых компетенций. В ФГОС ВПО определен перечень дисциплин базовой части основных учебных циклов и сформулированы требования к результатам их освоения (в форме знаний, умений и навыков).

Проделанная работа облегчает формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (магистров) в виде компетенций как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной в процессе проектирования примерной основной образовательной программы базового вуза.

Литература

1. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Моногр. М., 2001.

2. Субботина Е.В. Возможности применения ФГОС ВПО по направлению «Туризм» для подготовки специалистов в сфере гостеприимства // Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии: мат-лы Всерос. науч.-техн. конф. Самара, 2008.

3. Субботина Е.В. Проектирование основной образовательной программы на основе компетентностно-ориентированного подхода к подготовке кадров по направлению «Гостиничное дело» // Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы». М., 2009.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

4-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 503 с. - (Серия «Dura lex, sed lex»).

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

ш

ю н и т и

UNITY

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.