Научная статья на тему 'Современные подходы к оценке качества профессиональной подготовки студентов в сфере гостеприимства'

Современные подходы к оценке качества профессиональной подготовки студентов в сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПЛЕКС ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / HIGHER EDUCATION / STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / BASIC EDUCATION PROGRAMS / THE QUALITY OF TRAINING / COMPLEX ASSESSMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Е. В., Ищенко В. М.

Авторы рассматривают особенности перехода высшего образования на новую концеп цию стандартизации высшего образования и соответствующие изменения в разработ ке основных профессиональных образовательных программ. Рассматриваемые измене ния направлены на повышение качества профессионального образования и подготовку выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approach to the evaluation of professional education in the hospitality industry

In this article the authors examine the features of the transition of higher education on the new concept of standardization of higher education and the changes in the development of basic professional educational programs

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оценке качества профессиональной подготовки студентов в сфере гостеприимства»

УДК 377:392.7 Е.В. СУББОТИНА, В.М. ИЩЕНКО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Авторы рассматривают особенности перехода высшего образования на новую концепцию стандартизации высшего образования и соответствующие изменения в разработке основных профессиональных образовательных программ. Рассматриваемые изменения направлены на повышение качества профессионального образования и подготовку выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, ФГОС высшего образования, основные образовательные программы, качество профессиональной подготовки, комплекс оценочных средств.

In this article the authors examine the features of the transition of higher education on the new concept of standardization of higher education and the changes in the development of basic professional educational programs.

Keywords: higher education, standards of higher education, basic education programs, the quality of training, complex assessment tools.

Генезис образовательного стандарта представляет собой эволюцию способов нормирования образования и образованности. Новая культура проектирования образования стала складываться в середине прошлого века, тогда же проблема стандартизации приобрела международный характер. В настоящее время нет ни одного государства с развитой системой профессионального образования, которое бы в какой-либо форме не предъявляло определенных требований к качеству ее функционирования. Как правило, эти требования закрепляются в документах, имеющих основное значение для деятельности образовательной системы, и поэтому воспринимаются ею как социально заданные нормы. Для педагогической науки проблема стандартизации имеет особое значение, поскольку образовательный стандарт выступа-

© Субботина Е.В., Ищенко В.М., 2014

ет системообразующей моделью образования, в которой целостно отражены все аспекты образования: целевые, ценностные, смысловые, деятельност-ные, содержательные, процессуальные и организационные.

В рамках действующей образовательной системы понимание стандарта соотносится с эталоном, а именно с условиями, которые могут быть созданы образовательной системой для обеспечения нормального развития (обучения, воспитания) человека в соответствии с его природой. Объяснение стандарта с таких позиций предполагает, что это не только перечень знаний, навыков и умений, которые должен обязательно приобрести обучаемый к определенному моменту времени, но и общий ориентир для самооценки возможностей вхождения в ту или иную социально-образовательную среду. Обязательными функциями стандарта являются обеспечение един-

ства образовательного пространства и определенной степени эквивалентности образования, объективной оценки функционирования образовательной системы, ее управляемости и качества подготовки выпускников [3].

Государственные образовательные стандарты 2-го поколения ориентированы на информационно-знаниевую модель высшего образования. В этой модели основной акцент делается на формирование определенного перечня дисциплин, их объемов и дидактических требований к содержанию. Предлагаемый подход не позволяет реализовать в данных стандартах наметившиеся в мире современные тенденции к проверке уровня образования владениями и компетенциями, т.е. увязывать полученные знания и умения с их применением в профессиональной деятельности.

Переход на новую концепцию стандартизации высшего образования -введение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с двухуровневой системой образования - связан с необходимостью качественного обновления российской системы образования, обусловленного переходом образовательной системы на международные стандарты. Интеграция российского образования в мировую практику образования привела к радикальному изменению построения стандарта: определяющим его содержание становится компетенция - способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности. Под компетенциями понимаются многоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки обучающихся, которые не могут быть в полной мере стандартизированы, так как

тяжело поддаются описаниям и измерениям. Трудность здесь видится в том, что компетенцию нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Вероятнее всего - это приобретаемое в результате обучения новое качество, интегрирующее междисциплинарные знания и умения с набором характеристик качества подготовки, в первую очередь со способностью применять полученные знания и умения на практике в будущей профессиональной деятельности выпускника туристского вуза. В связи с этим следует задуматься и о проблемах оценки приобретенных в результате обучения компетенций [2, 5].

Европейская система профессионального образования в сфере менеджмента гостиничного и ресторанного бизнеса развивалась именно в рамках уровневых образовательных программ. Начальная образовательная ступень предполагает получение сертификата или иного документа, удостоверяющего получение рабочей квалификации в сфере гостеприимства. Следующая образовательная ступень -получение диплома, аналогичного диплому о среднем профессиональном образовании в России, позволяет соискателю претендовать на должности младшего управленческого звена. Высшее образование в сфере гостеприимства осуществляется в форме бакалавриата (от 2 до 4 лет в разных странах) и магистратуры (как правило, до 1 года). Во многих европейских странах предлагаются последипломные программы для тех, кто уже имеет высшее образование.

Ядром концепции стандартизации профессионального туристского образования должны выступать систематизированные профессионально-квали-

фикационные требования к работникам сферы гостеприимства, соответствующие изменяющимся потребностям отрасли в знаниях, умениях и навыках выпускников и способствующих формированию личности во всех ее проявлениях [4].

С целью определения компетенций, необходимых для профессионала в сфере гостеприимства, Министерством образования и науки России совместно с Российским союзом туристских агентств и Российской гостиничной ассоциацией были проведены исследования, позволившие установить, что в настоящее время отрасли необходимы кадры с высшим и средним профессиональным образованием различных квалификаций. Не менее 50% общего количества работников сферы гостеприимства должны составлять работники с высшим образованием, способные выполнять все должностные обязанности, предусмотренные для должностей второго и третьего квалификационного уровней, т.е. бакалавры, не претендующие на занятие управленческих должностей. Около 15-20% работников данной сферы должны быть с высшим образованием (магистры) и быть способными выполнять все должностные обязанности, предусмотренные для должностей третьего и четвертого квалификационного уровней и претендующих на занятие управленческих должностей, а также быть готовыми к разработке и внедрению инноваций, постановке и реализации стратегических задач развития [1].

В основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий», разработанной на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент», определе-

ны профессиональные компетенции, которые обеспечивают знания, умения и навыки, необходимые для осуществления перечисленных выше видов деятельности.

Каждая компетенция выпускника обеспечена определенным набором дисциплин и должна соответствовать уровню приобретаемых компетенций. В ФГОС ВПО определен перечень дисциплин базовой части основных учебных циклов и сформулированы требования к результатам их освоения (в форме знаний, умений и навыков). Данный стандарт также предусматривает критерии обеспечения гарантии качества подготовки бакалавров и магистров путем детальной регламентации требований к кадровому обеспечению учебного процесса, учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса и материально-техническому обеспечению.

Согласно классическим дидактическим установкам содержание профессионального образования раскрывается с помощью унифицированных компонентов и обеспечивает необходимый уровень его дифференциации. Такой подход позволяет формировать необходимую учебно-методическую документацию как целостную структуру с соблюдением принципа непрерывности профессионального образования и при этом учитывать интересы конкретного направления (вида деятельности).

Компетентностный подход предполагает обязательное использование кредитов (зачетных единиц) как меры академических успехов студентов. В кредитах выражается трудоемкость учебной работы, они определяют время, необходимое для освоения опреде-

ленного учебного материала. Накопительная система кредитов охватывает все виды учебной работы, включая производственную практику, лабораторную и научно-исследовательскую работу, а также различные аттестационные мероприятия. Модульные технологии в ФГОС ВПО третьего поколения играют ведущую роль, так как модуль в рамках всей образовательной программы выполняет целостную функцию.

В принципе, такая система открывает вузам значительно больший простор для самостоятельной разработки учебных курсов и определения содержания образования. Повышая академическую свободу вузов, модульные технологии в то же время стимулируют развитие внутривузовского контроля за качеством образования. При таком подходе приобретенные компетенции проверяются не только во время итоговой аттестации, но и после изучения каждого отдельного модуля. Кроме того, модульная система лучше отражает взаимосвязи изучаемых курсов и подчеркивает междисциплинарный характер содержания образования.

Порядок создания фонда оценочных средств для государственной итоговой аттестации выпускников вузов регламентируется Положением о государственной итоговой аттестации РМАТ, разработанным на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367. В соответствии с данным документом в состав фонда оценочных средств должны входить:

• программа итогового экзамена;

• совокупность заданий, предназначенных для оценки знаний выпускника на экзамене, и критерии их оценки;

• методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена и оценки выпускной квалификационной работы.

Анализ комплекса оценочных средств итоговой аттестации студентов по ОПОП «Менеджмент гостеприимства» (ГОС ВПО) с точки зрения их компетентностной ориентации показал, что используемые в данной ОПОП оценочные средства итоговой аттестации студентов не могут быть использованы при оценке ОПОП «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий» (ФГОС ВПО). Из-за возрастающих требований к компетенциям выпускника следует особое внимание уделить разработке инструментария для проверки освоения студентами знаний, умений и навыков, используя не только классические виды контроля в виде экзамена и зачета, но и оценку формирования компетенций путем решения специальных практико-ориентированных задач, проблемных ситуаций. Оценочные средства, сопровождающие реализацию ОПОП ФГОС ВПО, являясь неотъемлемой частью образовательных технологий, в том числе инновационных, должны быть эффективным средством не только оценки, но и главным образом реализации процесса обучения.

Согласно требованиям ФГОС ВПО направления подготовки «Менеджмент» вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

• разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускни-

ков с привлечением представителей работодателей;

• мониторинга образовательных программ;

• разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

• обеспечения компетентности преподавательского состава;

• регулярного проведения самообследования по согласованным показателям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

• информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Для этих целей наиболее действенной является балльно-рейтинговая технология оценки достижений обучающихся, позволяющая осуществлять непрерывный мониторинг за обучением студента в течение семестра и дифференцировать оценку в зависимости от уровня знаний. Применение

балльно-рейтинговой технологии способствует регулярной и целенаправленной самостоятельной работе студентов по освоению отдельной дисциплины и ОПОП в целом, дает возможность постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями, повышению качества обучения и прочности знаний студентов.

Необходимо максимально использовать электронные оценочные средства, которые рекомендуется размещать в интернет-среде и осуществлять автоматизированный контроль итогов работы студентов с ними. Новые оценочные средства должны проходить экспертизу, как правило, работодателями, по результатам которой составляется заключение о возможности использования их в учебном процессе.

Все это в конечном счете должно обеспечить не только эффективную оценку качества реализации образовательного процесса, но и степень подготовленности выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Н.А., Огнева С.В., Субботина Е.В. и др. Социально-экономический механизм формирования и обеспечения качества рабочей силы туристской индустрии: монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012.

2. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фонда оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ори-ентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

3. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой

подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.

4. Субботина Е.В. Научно-методические подходы к формированию государственных требований к качеству подготовки специалистов для туристской индустрии: монография. М.: МПГУ, ФГОУ «РГУТиС», 2010.

5. Кущёв Н.П., Махотин Д.А. Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения // Вестник РМАТ. 2011. № 2 (2). С. 91-96.

6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе // Высшее образование сегодня. 2007. № 3. С. 32.

УДК 721.012:338.48-53

С.В. ИЛЬВИЦКАЯ, А.В. СМИРНОВ

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Рассматривается проблема сохранения объектов историко-архитектурного наследия туристских дестинаций путем создания культурно-досуговых центров с многофункциональной инфраструктурой. Формулируются факторы, определяющие структурно-функциональную организацию данных культурно-досуговых центров.

Ключевые слова: туристская дестинация, архитектура, памятники архитектуры, культурно-досуговый центр, сохранение историко-культурного наследия.

The paper considers the problem ofpreservation of historical and architectural heritage through the creation of cultural and recreational center with multifunctional infrastructure. The author indicates the factors that determine the structural and functional organization of the data of cultural and leisure centers.

Keywords: tourist destination, architecture, cultural and recreational center, preservation of historical and cultural heritage.

Развитие регионального туризма в нашей стране стимулировали возросший интерес к национальной культуре и увеличение мобильности населения. Объекты историко-архитектурного наследия как памятники отечественной культуры выступают «точками роста» -центрами развития данного вида туристской активности - и представляют современные туристские дестинации. Это приводит к активному развитию культурно-досуговой инфраструктуры в окружающем памятник пространстве - исторической среде. Следует подчеркнуть, что инвестиции в развитие данной инфраструктуры в основном частные, а государство выступает как гарант сохранности самого объек-

© Ильвицкая С.В., Смирнов А.В., 2014

та историко-архитектурного наследия. Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превысили возможности финансирования из федерального бюджета средств и мер, направленных на сохранность всего разнообразия памятников историко-архитектурного наследия России.

В настоящее время под охраной государства в Российской Федерации находится около 80 тысяч памятников истории и культуры, в том числе свыше 30 тысяч памятников архитектуры, 19 тысяч памятников археологии, 25 тысяч исторических памятников. Однако использование ис-торико-архитектурного наследия в культурно-досуговых целях в нашей стране слабо развито. Значительная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.