Научная статья на тему 'Проектирование основной образовательной программы на основе профессионального стандарта (на примере индустрии гостеприимства)'

Проектирование основной образовательной программы на основе профессионального стандарта (на примере индустрии гостеприимства) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ / HIGH EDUCATION / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL STANDARD / PROGRAM PROJECT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбурова О. Р., Тархова Л. С.

Авторы раскрывают специфику проектирования основной образовательной програм мы высшего образования на основе одного из профессиональных стандартов. За основу проектирования взят профессиональный стандарт индустрии гостеприимства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбурова О. Р., Тархова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting the main educational program on the base of the main professional standard (on the example of the hospitality industry)

The author expands the specifics of projecting main educational program of high educational establishment taking as an example a professional standard of hospitality industry

Текст научной работы на тему «Проектирование основной образовательной программы на основе профессионального стандарта (на примере индустрии гостеприимства)»

УДК 378

О.Р. БАЙБУРОВА, Л.С. ТАРХОВА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА)

Авторы раскрывают специфику проектирования основной образовательной программы высшего образования на основе одного из профессиональных стандартов. За основу проектирования взят профессиональный стандарт индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: высшее образование, основная образовательная программа, профессиональный стандарт, технология проектирования программ.

The author expands the specifics of projecting main educational program of high educational establishment taking as an example a professional standard of hospitality industry.

Key words: high education, main educational program, professional standard, program project technology.

Проектирование содержания ООП профессиональной подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и туризма должно основываться на развитии профессиональных компетенций.

Технология проектирования ООП вуза включает:

• формирование социального заказа на квалифицированного специалиста, который базируется на изучении состояния и тенденций развития туристской отрасли;

• определение требований к объектам и видам деятельности работников, их деловым и личностным качествам, спектр возможных для работника должностей (конкретные виды компетентностной деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного профиля);

• определение содержания обучения, обеспечивающего формирование

© Байбурова О.Р., Тархова Л.С., 2013

конкретных личностных и профессиональных качеств в соответствии с профессиональными образовательными стандартами;

• закрепление выделенного содержания обучения по ООП в соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста и с учетом уровней, профилей и ступеней подготовки;

• формирование интегрированного набора учебных дисциплин, реализуемых в учебных планах, с учетом уровня сложности на каждом этапе обучения;

• перестройка основных компонентов учебно-воспитательного процесса в целях ориентации на конечные результаты подготовки специалистов -компетенции и компетентность [1].

Рассмотрим возможный алгоритм составления образовательной программы обучения на основе профессионального стандарта (разработано автором) - см. таблицу.

Алгоритм составления образовательной программы обучения на основе профессионального стандарта

Шаг Документы и материалы, необходимые для выполнения каждого этапа разработки Разработанные материалы

1 2 3

I. Ознакомление с профессиональным стандартом индустрии гостеприимства и основными понятиями и документами ЕКСД - «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»; КСД - «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»; ОКВЭД - «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001»; ОКЗ - «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 (ОКЗ)»; НРК - Национальная рамка квалификаций; ЕРК - Европейская рамка квалификаций; Паспорт профессионального стандарта

II. Ознакомление с полным перечнем единиц профессионального стандарта Карточки видов трудовой деятельности. Перечень единиц профессионального стандарта. Описание единиц профессионального стандарта. Сертификаты, выдаваемые на основе профессионального стандарта

III. Разработка учебно-методического комплекса (УМК) с учетом требований профессионального стандарта УМК отечественных и зарубежных школ подготовки кадров (для индустрии гостеприимства и туризма) Монографии. Учебные пособия. Лабораторные практикумы. Методические рекомендации по выполнению практических заданий. Кейсы. Практикумы. Профессиональные словари и т.д.

IV. Разработка тематических модулей Программы обучения, основанные на модульных технологиях в российских и зарубежных вузах План включения модуля в образовательный процесс. Методические рекомендации для преподавателя и студентов

Окончание таблицы

1 2 3

V. Разработка диагностических материалов на основе единиц профессионального стандарта Диагностические материалы в российских и зарубежных вузах Диагностические материалы

VI. Разработка балльно-рей-тинговой системы контроля знаний Система балльно-рейтингового контроля знаний в российских и зарубежных вузах Система балльно-рейтинго-вого контроля знаний

Шаг I. Разработчикам следует ознакомиться с профессиональным стандартом индустрии гостеприимства и основными понятиями и документами, регламентирующими трудовую деятельность в данной отрасли. Приведем определения основных положений регламентации трудовой деятельности.

Область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности.

Вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Национальная рамка квалификаций (НРК) - совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и об-

учения; системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

Европейская рамка квалификаций (ЕРК) - созданный по инициативе Европейского союза инструмент обеспечения сопоставимости академических степеней и квалификаций в странах - членах ЕС. ЕРК официально принята Европейским парламентом 23 апреля 2008 г.

Шаг II. Ознакомление с полным перечнем единиц профессионального стандарта. В качестве примера приведем перечень единиц профессионального стандарта по профессии «администратор».

Возможные наименования должностей: администратор, дежурный администратор, портье, оператор по бронированию, консьерж, аудитор, ночной аудитор.

Квалификационный уровень - II (отраслевая рамка квалификаций).

Перечень единиц профессионального стандарта: принимать заявки на бронирование мест в отеле; резервировать места в отеле для гостей; осуществлять подготовку к приему и размещению гостей в отеле; продавать гостям не-забронированные места в отеле; регистрировать гостей в отеле; размещать гостей в отеле и т.д.

Шаг III. Разработка УМК по дисциплине с учетом использования современных материалов для теоретического изучения и методических разработок, составленных с учетом тренировки практических навыков студентов. В соответствии с перечнем единиц профессионального стандарта для каждой единицы необходимо разработать методические рекомендации по выполнению практических заданий, сборник теоретических материалов и пакет диагностических материалов, которые могут быть использованы как в обучении и тестировании студентов в высшей школе, так и в системе внутрифирменного повышения квалификации. Четкое определение компетенций для каждой трудовой функции позволяет разработать теоретические и практические задания, необходимые для обучения специалистов вне зависимости от видов и места обучения.

Шаг IV. Разработка базовых и факультативных тематических модулей в соответствии с единицами профессионального стандарта в целях создания индивидуальной траектории обучения студентов в вузе, использования методических материалов модуля в системе внутрифирменного обучения индустрии гостеприимства и дистанционном обучении. Необходимо рассмотреть возможность включения ряда модулей в стандартный учебный процесс обучения в вузе.

Шаг V. Разработка диагностических материалов на основе единиц профессионального стандарта. Формы и методы оценки в рамках каждой компетенции, а также обобщенное описание этих методов позволят каждому образовательному учреждению и отделу внутрифирменного повышения квалификации разработать тестовые задания, наиболее подходящие для их системы подготовки кадров. Единые критерии оценки для студентов и работающих сотрудников индустрии гостеприимства послужат основой сближения высшего профессионального обучения, внутрифирменных и частных образовательных организаций.

Шаг VI. Разработка системы балль-но-кредитно-рейтингового контроля знаний и составление технологической карты студента.

В оценке качества подготовки студентов важное место занимает вводимая система рейтингового контроля усвоения знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что российское высшее образование, как правило, ориентируется на приобретение студентами теоретических знаний и уделяет недостаточно времени отработке практических навыков. В значительной мере это связано с нехваткой методических разработок по проведению симулирующих заданий в имитационной рабочей среде, разрешению конкретных деловых ситуаций и выполнению конкретных трудовых функций. В то же время внутрифирменное повышение квалификации и обучение персонала на рабочем месте основано только на отработке последовательности выполнения функций согласно должностной инструкции для данной категории сотрудников. Не имея полномасштабного понятия о роли и месте работы сотрудни-

ка отдела в работе всего предприятия и тенденциях совершенствования обслуживания гостей по данному направлению, работник выполняет свои обязанности машинально и не задумывается о возможных способах повышения качества предоставляемых услуг. Объеди-

нение этих двух подходов к подготовке кадров в единое целое будет способствовать повышению качества обучения и, как следствие, увеличению конкурентоспособности высших учебных заведений и систем внутрифирменного повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Субботина Е.В. Проектирование основной образовательной программы на основе компетентностно-ориентированного подхода к подготовке кадров по направлению «Гостиничное дело» // Сб. материалов XI Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы». М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2009.

2. Кущев Н.П., Махотин Д.А. Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения//Вестник РМАТ. 2011. № 2 (2). С. 91-96.

3. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова и др.; изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.

УДК 371.14

Д.А. МАХОТИН

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Рассматриваются новые подходы к проектированию дополнительных профессиональных программ в условиях изменения федерального законодательства в области образования. В основе разработки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки лежат трудовые функции педагогической деятельности, утвержденные в профессиональном стандарте педагога.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации педагогов, профессиональный стандарт педагога, обобщенные трудовые функции.

The author reviews new methods ofprojecting additional professional programs under the conditions of shifting education law guidance. The base of development of the programs of quality improvement and professional retraining composes of labor functions of pedagogical activity, confirmed by professional standards of the teacher.

Key words: additional professional education, additional professional programs, qualification improvement of the teachers, teacher's professional standard, general labor functions.

© Махотин Д.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.