ка отдела в работе всего предприятия и тенденциях совершенствования обслуживания гостей по данному направлению, работник выполняет свои обязанности машинально и не задумывается о возможных способах повышения качества предоставляемых услуг. Объеди-
нение этих двух подходов к подготовке кадров в единое целое будет способствовать повышению качества обучения и, как следствие, увеличению конкурентоспособности высших учебных заведений и систем внутрифирменного повышения квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Субботина Е.В. Проектирование основной образовательной программы на основе компетентностно-ориентированного подхода к подготовке кадров по направлению «Гостиничное дело» // Сб. материалов XI Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы». М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2009.
2. Кущев Н.П., Махотин Д.А. Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения//Вестник РМАТ. 2011. № 2 (2). С. 91-96.
3. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова и др.; изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.
УДК 371.14
Д.А. МАХОТИН
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Рассматриваются новые подходы к проектированию дополнительных профессиональных программ в условиях изменения федерального законодательства в области образования. В основе разработки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки лежат трудовые функции педагогической деятельности, утвержденные в профессиональном стандарте педагога.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации педагогов, профессиональный стандарт педагога, обобщенные трудовые функции.
The author reviews new methods ofprojecting additional professional programs under the conditions of shifting education law guidance. The base of development of the programs of quality improvement and professional retraining composes of labor functions of pedagogical activity, confirmed by professional standards of the teacher.
Key words: additional professional education, additional professional programs, qualification improvement of the teachers, teacher's professional standard, general labor functions.
© Махотин Д.А., 2013
Новое федеральное законодательство в области образования принесло серьезные изменения на рынке образовательных услуг дополнительного профессионального образования. Государство отказалось от аккредитации дополнительных профессиональных программ и соответственно выдачи документов государственного образца для слушателей, прошедших итоговую аттестацию по таким образовательным программам.
В части дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Ф3-273) определил изменения в нормативной правовой базе, в организационно-методическом обеспечении образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [8].
Дополнительное профессиональное образование является одним из видов дополнительного образования и составной частью непрерывного образования. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76 Ф3-273).
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, к которым относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой ком-
петенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
• лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
• лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 ФЗ-273).
Обучение по дополнительным профессиональным программам завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 76 ФЗ-273). В случае итоговой (негосударственной) аттестации образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60 Ф3-273).
Для конкретизации требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее по тексту -Порядок), утвержденный Приказом Министерства образования и науки
РФ от 01.07.2013 г. № 499. Порядок является обязательным для образовательных и иных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы [5].
Порядком определены требования к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ:
1. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
2. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения. Планируемые результаты освоения программы должны быть сформулированы в компетентностном формате.
3. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Разработка программы профессиональной переподготовки также должна учитывать требования соответствующих ФГОС среднего профессионального и высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
4. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 13 ст. 76 ФЗ-273). Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
При этом установлен минимально допустимый срок освоения дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации - не менее 16 часов, программ профессиональной переподготовки - не менее 250 часов (п. 12 Порядка).
Дополнительные профессиональные программы могут реализовы-ваться:
• как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 1 ст. 13 ФЗ-273);
• в форме стажировки, частично или полностью (ч. 12 ст. 76 ФЗ-273);
• на основе модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов (п. 14 Порядка);
• с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ч. 3 ст. 13 ФЗ-273).
Таким образом, анализ нормативной правовой базы в области дополнительного профессионального образования позволяет сформулировать следующие основания для проектирования дополнительных профессиональных программ.
1. В основу разработки и реализации дополнительных программ должен быть положен компетентностный подход, предполагающий, что формулирование результатов освоения программы необходимо осуществлять на языке компетенций и компетентностей. При этом результаты освоения программы являются основным критерием отбора содержания учебного материала и разработки фонда оценочных средств для текущей и итоговой аттестации обучающихся (слушателей).
2. Результаты освоения дополнительных профессиональных программ в виде компетенций формулируются на основе требований, излагаемых:
• в профессиональных стандартах соответствующих отраслей и экономических видов деятельностей;
• в ФГОС высшего и/или среднего профессионального образования, учитывающих базовый уровень подготовки обучающихся по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
• в квалификационных требованиях к профессиональным умениям, навыкам, компетенциям, установленных различными федеральными и ведомственными документами к разным группам специалистов или государственных служащих.
Приоритетными в данном случае становятся профессиональные стандарты, разработка которых сегодня ведется в ускоренном темпе по всем отраслям и видам экономической деятельности в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597. В соответствии с эти указом к 2015 г. необходимо разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов [3].
3. Модульный принцип разработки и реализации дополнительных профессиональных программ заключается в необходимости выделения базовых (инвариантных) и вариативных модулей повышения квалификации (или профессиональной переподготовки), которые проектируются в соответствии с требованиями профессионального стандарта к группам компетенций (обобщенным функциям профессиональной деятельности).
4. Компетентностно-ориентирован-ный подход к реализации дополнительных профессиональных программ, определяющий практикоориен-тированность образовательного процесса, его направленность на решение проблем профессиональной деятельности, применение целого спектра методов активного и интерактивного обучения, в том числе деловых и организационно-деятельностных игр, стратегических сессий, анализа конкретных ситуаций (кейсов), дискуссий, проектных и исследовательских заданий, заданий с прогнозом событий (действий), методов инициации мыш-
ления, тренинги и пр. Данные методы должны позволять достигнуть планируемые результаты освоения программы в виде компетенций.
Профессиональные стандарты представляют собой нормативные документы, описывающие в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда [2].
Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными общественными организациями с целью решения следующих задач в области управления человеческими ресурсами и разработке образовательных программ и стандартов.
Рассмотрим проектирование дополнительных профессиональных программ на примере недавно принятого профессионального стандарта педагога [6].
Профессиональный стандарт педагога разработан для педагогических работников дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в первую очередь для наиболее массовых педагогических должностей - учителя и воспитателя. Основная цель данного вида профессиональной деятельности трактуется как оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями.
Первый этапом проектирования является анализ обобщенных трудовых функций в структуре педагогической
деятельности. В профессиональном стандарте педагога выделяются две такие группы обобщенных трудовых действий, которые отражают два ключевых результата (компетенции) педагогической профессии:
1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Первая обобщенная трудовая функция имеет отношение ко всем педагогическим работникам общего образования и раскрывается через три функции педагогики: общепедагогическая функция (обучение), воспитательная деятельность, развивающая деятельность. Именно она может служить основой для формулировки инвариантных модулей дополнительных профессиональных программ.
Вторая обобщенная трудовая функция раскрывает особенности деятельности педагогических работников по реализации программ:
• дошкольного образования;
• начального общего образования;
• основного и среднего общего образования;
• предметного обучения по математике;
• предметного обучения по русскому языку.
Требования к знаниям, умениям, компетенциям (трудовым действиям), указанные по видам реализуемых в образовательных организациях программ, раскрывают проблематику вариативных дополнительных профессиональных программ.
Эту взаимосвязь трудовых функций и результатов освоения дополнительных профессиональных программ
(ДПП) можно отразить на схеме (см. рисунок).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ _Требования к результатам освоения ДПП_
Инвариантные требования к программам повышения
квалификации и проф. переподготовки педагогов (общепедагогическая часть)
Педагогическая деятель ность по проектированию и реализации образователь ного процесса в образовательных организациях ДО, НОО, ООО, СОО
о <и
б ч м
е и а
р г к
т о и
е г н
а т
ы д о
н е б
в п а
и т а к я р м
и и и
р н к
а а с
т в
Обобщенные трудовые функции ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Схема взаимодействия требований к педагогическим работникам в профессиональных стандартах и дополнительных профессиональных стандартах
Второй этап связан с формулировкой основных результатов освоения дополнительных профессиональных программ и проектирования на этой основе содержания учебного материала модулей (разделов) программы.
Рассмотрим возможные варианты проектирования результатов и содержания программы профессиональной переподготовки педагогов на основе общепедагогической обобщенной трудовой функции (см. табл.).
Анализ требований профессионального стандарта педагога с точки зрения проектирования дополнительных профессиональных программ
Наименование и описание трудовых функций
Требования к результатам освоения программы
Название модулей (разделов) программы
1
2
3
Трудовая функция А/01.6. Общепедагогическая функция. Обучение
Трудовые действия
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Планирование и проведение учебных за-
нятий
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование мотивации к обучению
Разработка рабочих программ
Нормативные и методические основы реализации ФГОС в образовательном процессе
Проектирование менного урока
совре-
Современные средства оценки результатов образования
Методика формирования универсальных учебных действий
Технологии повышения мотивации субъектов образовательного процесса
Необходимые умения
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Современные подходы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной организации
Продолжение табл.
1
2
3
Необходимые знания
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основы психодидактики Поликультурное образо-
вание
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
Психология развития Основы психодиагностики для педагога (учителя)
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессио-
Педагогическая этика
нальной этики
Трудовая функция А/02.6. Воспитательная деятельность
Трудовые действия
Проектирование и реализация воспитательных программ
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Проектирование и реализация воспитательных программ
Поликультурное образование
Необходимые умения
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Современные формы и методы воспитательной работы
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Основы экскурсионной деятельности Образовательный туризм в образовательной организации
Необходимые знания
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностно-го подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Социально-педагогические технологии
Продолжение табл.
1 2 3
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества (есть везде) Основы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем
Трудовая функция А/02.6. Развивающая деятельность
Трудовые действия Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контин-гентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутис-ты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Технологии адресной помощи и педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями
Оказание адресной помощи обучающимся
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения Разработка программ УУД
Необходимые умения Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Основы психодиагностики для педагога (учителя)
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Окончание табл.
1 2 3
Необходимые знания Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Основы взаимодействия педагога и службы практической психологии в образовательной организации
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
Третий этап в проектировании дополнительной профессиональной программы - это создание фонда оценочных средств и выбор адекватных формируемым умениям и компетенциям методов текущего и итогового контроля.
Таким образом, технологическая сущность проектирования дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов заключается в взаимоувязывании требований профессионального стандарта и планируемых результатов освоения программ, что создает возможности для комплексного решения цело-
го спектра задач в области управления профессиональным развитием педагогических работников:
1) формирования требований к педагогическим работникам в должностных инструкциях, положениях и прочих документах;
2) проведения внутренних аудитов и организации аттестации педагогических работников;
3) разработки индивидуальных (персонифицированных) программ повышения квалификации;
4) установления должностных окладов соответствующей категории работников и распределения стимулирующей части заработной платы.
1. Дополнительное профессиональное образование в педагогическом вузе: нормативно-правовая основа и научно-методическое обеспечение: науч.-практ. пособие / М.М. Ша-лашова, Н.А. Баранникова, Д.А. Махотин. М.: МГПУ, 2014.
2. Макет профессионального стандарта (вторая редакция, утв. распоряжением Президента РСПП от 06 сентября 2012 г. № 10-РП).
3. Махотин Д.А. Проектирование дополнительных профессиональных образователь-
ных программ в условиях модернизации профессионального образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 1. С. 126129.
4. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499).
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н).
7. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2013 г. № 06-735).
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
УДК 378
Е.Е. БУХТЕЕВА
МОНИТОРИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрывается авторский взгляд на культуру автономной учебной деятельности: содержание, особенности формирования и организацию мониторинга. Автор рассматривает автономность как личностную характеристику и предлагает инструменты ее формирования в учебной деятельности.
Ключевые слова: автономность, учебная деятельность, автономная учебная деятельность, мониторинг.
The article explains authors perception of culture of the autonomic educational activity, its composition, the specifics of forming and monitoring organization. The author views an autonomy as a personal characteristic and offers the set of tools to form it in an educational process.
Key words: autonomy, educational process, autonomic educational activity, monitoring.
Известная фраза: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова» - выражает задачу образования. Традиционно считалось, что на выходе студенты должны показать знания, умения и навыки, отраженные в содержании учебных дисциплин. Цель современного образования, вектором движения которого являются ФГОС третьего поколения, - сформированность
© Бухтеева Е.Е., 2013
общекультурных и профессиональных компетенций для решения профессиональных задач. Усвоение знаний не исключается из традиционного учебно-воспитательного процесса, но они уже являются не самоцелью, а «базой» для формирования компетенций. Главный вопрос модернизации образовательного процесса заключается в том, какая идеология и методология должны определять содержательное наполнение компетенций и компетентности.
В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно быть ориентирова-