Научная статья на тему 'Разработка дополнительных профессиональных программ подготовки преподавателей в контексте требований профессионального стандарта'

Разработка дополнительных профессиональных программ подготовки преподавателей в контексте требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ТРУДОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА / DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL STANDARD / COMPETENCIES / LABOR FUNCTION / LABOR ACTION / FUNCTIONAL MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Валентина Николаевна, Шилова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются основные подходы к разработке дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта преподавателя профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. В профессиональном стандарте не определены профессиональные компетенции. Однако, при разработке дополнительных профессиональных программ в контексте требований профессиональных стандартов одним из основополагающих принципов является принцип компетентностного подхода. Компетенции формируются на основе описания основных видов деятельности (обобщенных трудовых функций) через анализ трудовых функций, трудовых действий, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) в соответствии с целями заявленной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Валентина Николаевна, Шилова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of additional professional training programs for teachers in the context of the requirements of the professional standard

The article is dedicated to the development of additional professional training programs for teachers in the context of requirements of the professional standard. There are no competency requirements in the professional standard. But the main principle in the development of additional professional programs is competence principle. Competencies are formed on the basis of the professional activity functional map.

Текст научной работы на тему «Разработка дополнительных профессиональных программ подготовки преподавателей в контексте требований профессионального стандарта»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 25-28. УДК 377.4

В.Н.Фролова, Л.Н.Шилова

Разработка дополнительных профессиональных программ подготовки преподавателей в контексте требований профессионального стандарта

В статье рассматриваются основные подходы к разработке дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта преподавателя профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. В профессиональном стандарте не определены профессиональные компетенции. Однако, при разработке дополнительных профессиональных программ в контексте требований профессиональных стандартов одним из основополагающих принципов является принцип компетентностного подхода. Компетенции формируются на основе описания основных видов деятельности (обобщенных трудовых функций) через анализ трудовых функций, трудовых действий, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) в соответствии с целями заявленной программы.

Ключевые слова: разработка дополнительных профессиональных программ, профессиональный стандарт, компетенции, трудовая функция, трудовое действие, функциональная карта

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 25-28.

V.N.FROLOVA, L.N.SHiLOVA

Development of additional professional training programs for teachers in the context of the requirements of the professional standard

The article is dedicated to the development of additional professional training programs for teachers in the context of requirements of the professional standard. There are no competency requirements in the professional standard. But the main principle in the development of additional professional programs is competence principle. Competencies are formed on the basis of the professional activity functional map.

Keywords: development of additional professional programs, the professional standard, competencies, labor function, labor action, functional map

А /приказом Министерства труда и социальной I/ I защиты Российской Федерации от «08» г / сентября 2015 г. № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», устанавливающий требования, которые применяются работодателями при формировании кадровой политики в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций. Квалификационные требования к педагогу профессионального обучения, профессионального образования предполагают разработку нового

содержания программ подготовки (переподготовки) преподавателей, мастеров производственного обучения в условиях дополнительного профессионального образования.

Содержание дополнительной профессиональной программы подготовки (переподготовки) преподавателей, мастеров производственного обучения в современных условиях перехода системы среднего профессионального образования на новые ФГОС по ТОП-50 должно учитывать Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. В разделе IV. Требования к условиям реализации образовательной программы (пункт 4.4.2) указываются требования, предъявляемые

к педагогическим работкам системы СПО, реализующим образовательные программы: стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет, квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Кроме того, педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе, в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности образовательной организации СПО, не реже одного раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Содержание дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых образовательными организациями, осуществляющими повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателей и мастеров производственного обучения системы СПО, основывается на компетентностном подходе. В содержании программ профессиональной переподготовки должны быть представлены характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности,

трудовых функций и уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, перечень новых компетенций, которые формируются в результате освоения программы. Компетентностный подход предполагает описание перечня профессиональных компетенций, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения по программам дополнительного профессионального образования. В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» не определены профессиональные компетенции. Однако, при разработке дополнительных профессиональных программ в контексте требований профессиональных стандартов одним из основополагающих принципов является принцип компетентностного подхода. Компетенции формируются на основе описания основных видов деятельности (обобщенных трудовых функций) через анализ трудовых функций, трудовых действий, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) в соответствии с целями заявленной программы. Основной вид деятельности - это организация деятельности слушателей по освоению знаний, формированию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов

Таблица 1

Функциональная карта вида профессиональной деятельности в соответствии с целями заявленной

программы

Обобщенная трудовая функция

Трудовая функция

Трудовые действия

Компетенции

«Организаци-онно-педагоги-ческое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам среднего профессионально-го образования».

Преподавание учебных курсов, дисциплин(моду-лей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП

Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) по программам СПО и(или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена). Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и(или) в составе комиссии).

Осуществлять образовательную деятельность в условиях обновления целей, содержания и смены технологий. Осуществлять руководство

проектной, исследовательской, экспериментальной деятельностью студентов. Владеть технологиями проектной и исследовательской деятельности.

Владеть современными технологиями оценки качества образовательной деятельности.

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ. Алгоритм разработки функциональной карты вида профессиональной деятельности представлен в таблице 1.

Программа дополнительного профессионального образования разрабатывается на основе модульного принципа построения, объем программы составляет не менее 108 часов. Структура дополнительной профессиональной программы в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" (п.9 ст.2) включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный

Таблица 2

Анализ профессиональных дефицитов преподавателей ОО СПО

Наименование трудовых функций, характеристика трудовых функций Сформированы/ Освоены полностью Сформированы/ Освоены частично Не сформированы/ не освоены

3.1 Трудовая функция: организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения СПО

3.1.1 Трудовые действия

Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.

Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и(или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена).

Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции).

Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), дисциплины.

Формирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса.

Разработка образовательных программ по новым ФГОС по ТОП- 50.

план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и методические материалы. Целью реализации программ повышения квалификации становится совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации. В планируемых результатах обучения по программам повышения квалификации перечисляются знания, умения, которые участвуют в качественном изменении или формировании новых компетенций в результате освоения слушателем программы. Планируемые результаты и компетенции формируются, как правило, с учетом мнения заказчика - образовательной организации или собственно слушателей.

При формировании перечня профессиональных компетенций, качественное изменение и формирование которых осуществляется в результате реализации программы, разрабатываются качественные или количественные крите-

Информация об авторах Фролова Валентина Николаевна

(Россия, г. Нижний Новгород) ст. преподаватель кафедры теории и методики ПО Нижегородский институт развития образования

Шилова Людмила Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры теории и методики ПО Нижегородский институт развития образования E- mail: shinila@yandex.ru

рии для оценки уровня сформированности этих компетенций. Каждый вид компетенций может разбиваться на области (группы) в соответствии с видами профессиональной деятельности (например, проектно - исследовательские, организационно - управленческие и др.).

Разработка программ дополнительного профессионального образования нового поколения в контексте требований профессиональных стандартов предполагает изучение профессиональных дефицитов в выполнении преподавателями трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний. Важной особенностью содержания программ дополнительного профессионального образования становится выполнение социального заказа образовательных организаций системы СПО по восполнению профессиональных дефицитов, более эффективной реализации образовательных программ подготовки рабочих и специалистов для отраслей экономики Нижегородской области. Матрица исследования профессиональных дефицитов преподавателей, мастеров производственного обучения в контексте требований профессиональных стандартов приведена в таблице 2.

ЛИТЕРАТУРА

Information about the authors

Frolova Valentina Nikolaevna

Senior Lecturer Nizhegorodsky Institute of education development E-mail: frolova108@list.ru

Shilova Lyudmila Nikolaevna

Candidate of Pedagogical Sciences Assistant professor Nizhegorodsky Institute of education development E- mail: shinila@yandex.ru

Ф3-№273 «ФЗ об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.