Е.Г. Ямщикова
(Санкт-Петербург)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ЭТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
DESIGNING TEACHERS' ETHICAL DEVELOPMENT PROGRAMS BASED ON THE PROFESSIONAL STANDARD
Статья посвящена особо актуальной проблеме - развитию профессиональной этики педагогических работников в процессе образовательной деятельности, анализу возможностей применения в педагогической практике программы по профессиональной этике педагогических работников.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации педагогов, профессиональный стандарт педагога, профессионально-этические качества педагога (ПЭК).
The article is devoted to a particularly urgent problem - development of the professional ethics of pedagogical staff in the process of educational activity, analysis of the possibilities for applying programs on pedagogical staff professional ethics in pedagogical practice.
Key words: additional vocational education, additional professional programs, in-service teachers' training, teacher's professional standard, teacher's professional and ethical qualities (PEC).
Проблема профессиональной этики педагогических работников впервые в истории законодательства нашла отражение в нормативных документах, а именно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в профессиональном стандарте педагога. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о том, что нормы профессиональной этики педагогов из моральных категорий переходят в морально-правовые. Вопросы профессиональной этики педагогических работников рассматриваются в тесной связи с особым статусом, их правами, свободами и особенностями.
Новое федеральное законодательство в области образования принесло серьезные изменения в дополнительное профессиональное образование, являющееся частью непрерывного образования и направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся
условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Профессиональные стандарты представляют собой нормативные документы, описывающие в рамках конкретной области профессиональной деятельности содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по раз-личным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, к которым относятся программы повышения квалификации и программы профес-сиональной переподготовки, которые направлены на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Таким образом, анализ нормативной правовой базы в области дополнительного профессионального образования позволяет сформулировать сле-дующие основания для проектирования дополнительных профессиональных программ:
1. В основу разработки и реализации дополнительных программ должен быть положен компетентностный подход, предполагающий, что формулирование результатов освоения программы необходимо осуществлять на языке компетенций и компетентностей. При этом результаты освоения программы являются основным критерием отбора содержания учебного материала и разработки фонда оценочных средств для текущей и итоговой аттестации обучающихся (слушателей).
2. Результаты освоения дополнительных профессиональных программ в виде компетенций формулируются на основе требований, излагаемых:
• в профессиональных стандартах соответствующих отраслей и видов деятельно-стей;
• в ФГОС высшего и/или среднего профессионального образования, учитывающих базовый уровень подготовки обучающихся по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
• в квалификационных требованиях к профессиональным умениям, навыкам, компетенциям, установленных различными федеральными и ведомственными документами к разным группам специалистов или государственных служащих.
Модульный принцип разработки и реализации дополнительных профессиональных программ заключается в необходимости выделения базовых (инвариантных) и вариативных модулей повышения квалификации (или профессиональной переподготовки), которые проектируются в соответствии с требованиями профессионального стандарта к группам компетенций (обобщенные функции профессиональной деятельности).
Предусмотрен компетентностно ориентированный подход к реализации до-
полни-тельных профессиональных программ, определяющий практикоориенти-рованность образовательного процесса, его направленность на решение проблем профессиональной деятельности, применение целого спектра методов активного и интерактивного обучения, в том числе деловых и организационно--деятельност-ных игр, стратегических сессий, анализа конкретных ситуаций (кейсов), дискуссий, проектных и исследовательских заданий с прогнозом событий (действий), методов инициации мышления, тренингов и пр.
Данные методы должны позволять достигнуть планируемых результатов освоения программы в виде компетенций.
В контексте заявленной темы нас интересует необходимость детального рассмотрения проектирования программ профессиональной этики педагоги-ческих работников (далее - педагогов), а также перспективные направления системы повышения квалификации и ее аксиологические смыслы. Профес-сиональная этика, по мнению А. М. Новикова, состоит в достижении такого уровня профессиональной деятельности педагогов, когда следование требованиям профессиональной этики становится нравственной нормой поведения педагогов, неотъемлемой частью их профессиональной культуры.
Профессиональная этика в структуре профессиональной культуры педагогов может рассматриваться как система норм нравственного поведения, свойственного людям, избравшим педагогику своей профессией. Для учителя она предусматривает выявление таких требований к личности педагога, которые являются целесообразными с точки зрения педагогики и необходимыми при установлении профессионального общения с участниками образовательных отношений.
В контексте реализации развития профессиональной этики педагогических работников в методологии современного образования удво-енную ответственность за понимание этого феномена несут специалисты системы повышения квалифика-
ции, претендующие на право просвещать и обучать других, которые должны системно и целенаправленно затрагивать сферу личностного развития педагогических работников в контексте развития их профессиональной этики.
Поэтому, осознавая важность и сложность поставленных перед педагогами задач развития профессиональной этики, необходимо обеспечивать при отборе содержания модульных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации и условия реализации и достижения данных задач.
Важно мотивировать позитивное отношение педагогических работников к принятию Кодекса профессиональной этики, организовать его обсуждение на курсах повышения квалификации.
Результатом повышения квалификации по программам этического воспитания педагога на основе профессионального стандарта будет понимание каждым учителем, воспитателем необходимости принятия данного важного документа; который призван компенсировать позитивные моменты во взаимоотношениях «ученик - учитель», «учитель - родитель», «учитель - учитель», которые были утрачены в последнее время, вернув в общество авторитет и уважение к профессий педагога.
На основании теоретического изучения и анализа полученных в ходе эксперимента эмпирических данных нами была'раз-работана авторская учебная программа повышения квалификации учителей «Педагогическая этика: теория и практика современности», имеющая целью развитие профессионально-этических качеств с учетом современных проблем и профессионального стандарта педагога.
Программа включает модули: Деонтология; Современные концепции и тенденции профессиональной этики педагога; Информационная этика как новое профессионально-этическое качество педагога; Этика и культура межличностного общения педагога (родители, социум); Толерантность: инклюзивный, многонациональный и религиозный аспекты; Этика
отношений в системе «педагог - учащийся» в учебно-воспитательной системе; Этика отношений в системе «педагог - педагог» в системе методической и практической деятельности.
Для эффективной реализации данной программы необходимо создание специальных условий, направленных на:
- осознание педагогом ценности выполняемой работы и смысла профессиональной деятельности;
- развитие у учителя концептуального видения и получение знания конкретных технологий решения наиболее актуальных этических проблем. Это создает ощущение собственной компетентности и позволяет переживать опыт успеха;
- идентификацию с профессиональным сообществом, то есть понимание того, что ты не один решаешь возникающие вопросы, а это делают многие и имеют схожие с тобой трудности и радости;
- возможность получить поддержку, обменяться опытом, а также подтвердить чувство собственной значимости в глазах профессионалов - коллег по цеху.
В ходе эксперимента успешно реализованы педагогические практикумы.
Приведем содержание одного из них — «Составление этического кодекса педагога как перечня необходимых профессионально-этические качества педагога. Анализ и классификации основных последствий в случае их отсутствия».
Кодекс педагогической этики определяет совокупность требований, опирающихся на принципы педагогической морали. Эти требования в идеале должны стать нравственной нормой для каждого конкретного педагога, в его основе лежит целый ряд принципов, среди которых можно отметить ненасилие, паритетность взаимоотношений; безусловную любвовь воспитателя к воспитаннику; оптимальную требовательность и уважение, опору на положительные стороны в обучаемом; создание условий для личностной самореализации участников образовательного процесса; компромиссность спорных решений.
Ценностно-смысловой аспект релизации практикума предусматривал групповую дискуссию на тему «Этический кодекс педагога, в чем его необходимость, что будет в случае его отсутствия».
Основные идеи, которые резюмируются после практикума: профессиональная этика - это нравственное самосознание человека, рассматриваемого в качестве представителя своей профессиональной группы, для которой характерны те или иные нормы, принципы, идеалы, а также формы практического поведения и механизмы, способствующие их передаче (ритуалы, традиции и т.п.); профессиональная этика характеризует потенциал развития специалиста как личности и как профессионала, содействуя наиболее эффективному решению профессиональных задач.
Мотивационный аспект практикума опирался на следующие методы: тематическая группа с привлечением личного опыта обучающихся по программе, причем не как педагога, а как представителя другой стороны образовательного процесса, обсуждала следующие вопросы:
1. Вспомните конкретные ситуации педагогического взаимодействия, где в отношении Вас, когда Вы были ребенком, и/ или Ваших детей проявилось этически-корректное поведение педагога, которое оставило позитивный след.
2. Приведите примеры конкретных ситуаций педагогического взаимодействия, где в отношении Вас, когда Вы были ребенком, и/или Ваших детей проявилось этически-некорректное поведение педагога, которое оставило негативный след.
3. Каким, на Ваш взгляд, должно быть педагогическое взаимодействие, чтобы оно устраивало Вас как ребенка или родителя?
Основные идеи модуля - необходимость выработки четких этических стандартов, поддерживающих формирование и дальнейшее развитие профессионально-этических качеств педагога.
Информационный аспект.
Методы: малая группа с последующим репортажем, групповая дискуссия, теория в диалоге.
Теория в диалоге «Этический кодекс педагога»; так как данная тема является недостаточно представленной, педагогам необходима дополнительная теоретическая информация по ней.
Работа в малых группах «Анализ существующих этических кодексов» с последующей презентацией её результатов. Так как педагогический этический кодекс - достаточно неразработанная тема, педагогам предлагается проанализировать четыре этических кодекса: педагога, социального работника, педагога-психолога и международный этический кодекс педагога. Анализ проводится по следующим параметрам:
1. Выделить наиболее значимые положения, применимые к собственной работе.
2. Какие аспекты не отражают действительность и являются лишними.
Материал для анализа: Этический кодекс социального работника, Этический кодекс педагога-психолога, Международный, этический кодекс педагога, Этический кодекс педагога.
Работа в малых группах с последующей презентацией «Составление собственного этического кодекса педагога».
Дискуссия на тему «Вариативный и инвариантный компонент в представленных этических кодексах педагога». Основные идеи, которые предваряют дискуссию и резюмируются после: деятельность педагога многогранна, во многом определяется спецификой субъектов образовательного процесса.
Идентификация с сообществом.
Данный модуль предполагает постоянную групповую работу по выработке единого решения. Поэтому специальной работы, направленной на идентификацию с сообществом, не требуется.
В качестве дополнительного метода работы, усиливающего идентификацию с сообществом, возможно торжественное принятие в группе выработанного Этического кодекса педагога, а также обсуждение возможности и способов трансляции выработанного кодекса за пределы учебной группы.
Ожидаемым результатом реализации повышения квалификации по программам
этического воспитания педагога на основе профессионального стандарта является повышение качества педагогического образования, что проявляется в осознании как значимости профессионально-этических качеств педагога во взаимодействии с различными субъектами образовательного процесса, так и необходимости постоянного самосовершенствования собственной личности; в сформированности мотивации и осознании личностного ресурса для реализации педагогических задач; овладении технологией и техникой работы; закреплении опыта педагогических достижений.
Ожидаемый результат реализации авторской программы:
- повышение качества педагогического образования;
- осознания значимости профессионально-этических качеств во взаимодействии с различными субъектами образовательного процесса;
- принятие профессионально-этических качеств как необходимого постоянного процесса самосовершенствования собственной личности;
- сформированность мотивации и осознание личностного ресурса для реализации педагогических задач;
- овладение технологией и техникой работы;
- осознание выбранной педагогической профессии как ценной и интересной, дающей возможность самореализации;
- закрепление опыта педагогических достижений.
Таким образом, предлагаемая программа этического воспитания педагога на основе профессионального стандарта направлена на восполнение у педагогов пробела в теоретических знаниях, повышение уровня концептуальности, что позволяет им более глубоко осмыслить полученный педагогический опыт. В практическом аспекте педагоги овладевают конкретными приемами и техникой работы для решения актуальных педагогических задач, получают возможность развить множество взаимосвязанных характеристик (отношений, чувств, состояний, привычек, качеств), которые выступают как интегральные профессионально-этические качества.
Литература
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии
здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
2. Апанасенко Г Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Петрополис, 1992.
- 138 с.
3. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практи-
ческое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - С. 44-49.
4. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова [Электрон-
ный ресурс] СПб.: Питер, 2007. - 960 с. URL: http: /www.ozon.ru/context/detail/id/3188833/ (дата обращения 12.09.16.).
5. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. -
607 с.
6. Родин Ю. И., Капралова М. И., Метелкина Д. С. Проблема здоровья человека сквозь призму
культуры и образования // Ежемесячный научный журнал Национальной ассоциации ученых. - Часть 8. - 2015. - № 2 (7). - С. 132-135.
7. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стрес-
са [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ Серия 16: Психология. Педагогика. - 2016. №2. URL: http: //cyberleninka.ru/artide/n/spetsifika-sindroma-vygoramya-v-professiyah-s-vysokim-urovnem-stressa (дата обращения: 29.01.2017).
8. Исследование тревожности / Ч. Д. Спилбергер (адаптированная Ю. Л. Ханиным) // Диагно-
стика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002.
- С.124-126.
9. Шувалов А. В. Антропологические аспекты психологии здоровья // Психологическое здоро-
вье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: Материалы Международной научно-практической конференции / сост. И. А. Еремицкая. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 14-25.