Научная статья на тему 'Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения'

Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2183
766
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE APPROACH / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Н. П., Махотин Д. А.

Рассмотрена практическая реализация компетентностного подхода в образовательном процессе вуза на основе ФГОС нового поколения. Представлена законодательная база по федеральным государственным образовательным стандартам. Предложено проектирование социальных норм с помощью образовательных стандартов третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущев Н. П., Махотин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of basic educational programs based on the federal state educational standard of new generation

The practical implementation of the competence approach to high school educational process based on new generation of federal state educational standards is considered. The legal framework of federal state educational standards is presented. Designing of social norms through third generation educational standards is proposed.

Текст научной работы на тему «Проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения»

• разработка содержания программ обучения и требований к оценке компетенций и участие в оценке учебных заведений (самооценке) и итоговой оценке выпускников (на уровне учебного заведения);

• предоставление мест для производственной практики, организация стажировок и повышения квалификации преподавателей туристского вуза на предприятиях:

• развитие системы переподготовки или повышения квалификации работников предприятий в учебных заведениях (на региональном уровне и уровне учебного заведения);

• совершенствование профориентационной работы (для усиления связей между общим и профессиональным образованием);

• развитие обучения на предприятии (на рабочем месте) с привлечением преподавателей из образовательного учреждения;

• мобилизация финансовых и материально-технических ресурсов и контроль за их использованием;

• участие в управлении учебными заведениями;

• формирование консолидированных региональных фондов для поддержки и развития профессионального образования и обучения.

В современной модели профессионального туристского образования одним из условий ее реализации является социальное партнерство как ключевой аспект развития профсссионального туристского образования в современной социально-экономической ситуации.

Н. П. КУЩЕВ, Д. А. Махотин

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 378.141

Рассмотрена практическая /ниш пиши компетентностпого подхода в образоватезь-ном процессе вуза на основе ФГОС нового поколения Представ лена юконодатезьная база по федера.1ышм государственным обраюватезышм стандартам. Предложено проектирование социальных норм с помощью образовательных стандартов третьего поколения

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, образовательные программы, федеральные образовательные стандарты, компетентностный подход, высшее образование.

The practical implementation of the competence approach to high school educational process based on пен■ generation of federal state educational standards is considered The legal framework of federal state educational standards is presented Designing of social norms through third generation educational standards is proposed

Key words: tourism, professional education, educational programs, federal educational standards, competence approach, higher education.

В процессе проектирования компетент-ностно-ориснтированных основных образовательных программ (ООП), по мнению экспертов Координационного совета УМО и НМС высшей школы, возникает проблема системной увязки и согласования всех программных, методических и организационно-нормативных документов и материалов, составляющих вузовскую ООП. прежде всего сопряжение сквозных программ формирования каждой из компетенций выпускников вуза (предусмотренных ФГОС ВПО) и компе-тентностно-ориснтированных программ учебных дисциплин, практик, модулей, входящих в учебный план, позволяющих в совокупности обеспечить практическую реализацию компстснтностного подхода в образовательном процессе вуза [5].

По мнению профессора В. И. Байденко, под компетентностным подходом понимается метод моделирования результатов образования и их предоставления как норм качества высшего образования [1].

По нашему мнению, компетентностно-му подходу свойственно более широкое понимание как совокупности технологических способов, условий и структурных компонентов проектирования содержания образования на языке компетенций (компетентностей), а также специфических особенностей субъектов образовательного процесса. Причем необходимо отметить как результирующую характеристику компетентностного подхода, выражающуюся в -закреплении таких результатов образования, которые обучающийся готов продемонстрировать по итогам обучения, так и процессуальну ю характеристику, заключающуюся в реализации содержания образования посредством специфических технологий обучения (в основном, трактуемых сегодня как

современные педагогические и информационные технологии либо как инновационные педагогические технологии).

В целом компетентностный подход к разработке и оценке качества профессионального образования связан со следующими изменениями:

• описание результатов образования в виде компетенций;

• переход в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знаний к применению и организации знания;

• ориентация образовательного процесса на подготовку специалиста к решению бесконечного количества разнообразных профессиональных и жизненных проблем;

• развитие социальных и методологических компетенций специалиста;

• усиление студентоцентрированной направленности образовательного процесса;

• усиление практикоориентированно-сти профессионального образования, его применимости в реальных условиях деятельности;

• преобладание междисциплинарного, интегративного подхода к содержанию подготовки специалиста.

Понятие «основная образовательная программа» впервые введено в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) в ст. 9 и далее было использовано в Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.) в ст. 5 и ст. 6. В соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта» были внесены изменения в трактовку данного понятия и установлена взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

и основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в соответствии с реализуемым компетентностным подходом.

Измененная редакция ст. 7 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что:

«1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совоку пность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ...

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с п. 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему7, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ. ...

8 Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с п. 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объек-

тивной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; ....» [7].

Новая редакция ст. 9 Закона РФ «Об образовании» раскрывает содержание понятия «основная образовательная программа»:

«6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования. устанавливаемые в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона. включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов. дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; ...» [7|.

Основная образовательная программа вуза представляет собой комплексный

проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю профессиональной подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов:

• разработанную и утвержденну ю высшим учебным заведением самостоятельно на основе ФГОС ВПО и рекомендованной примерной ООП с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы вуза;

• устанавливающую цели, ожидаемые

результаты, структуру и содержание образования. условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования,

средств и технологий оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе;

• включающую в себя учебный план,

рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики. календарный

учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

• позволяющую реализовывать образовательный процесс в конкретном вузе в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению, уровню и профилю подготовки [5].

Главной движущей силой современной реформы высшего образования выступают потребности общества государства и новой «инновационной» экономики в повышении требований к у ровню интеллектуального и нравственного развития личности, к его социальным и про-

фессиональным компетентностям, необходимым для жизни и деятельности в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и вытекающая из этой потребности необходимость вносить адекватные изменения в цели, содержание и организацию высшего профессионального образования и закреплять их как новые социальные нормы.

Таким отражением социальных норм сегодня являются профессиональные и образовательный стандарты, а также ООП. позволяющая реализовывать эти нормы в соответствии с потребностями регионального рынка труда, отрасли и научно-педагогического потенциала вуза.

Среди концептуальных оснований ФГОС ВПО как стандартов третьего поколения и реализующих их ООП можно отметить следующие важные признаки, отражающие связь проектируемых социальных норм, включающие в том числе европейские тенденции в развитии высшего образования:

1. Ориентация на создание совоку пности взаимосвязанных ООП для многоуровневых систем высшего образования по каждому из направлений профессиональной подготовки с трехуровневой структурой квалификаций (бакалавр -магистр - доктор) с учетом возможной диверсификации моделей подготовки выпу скников вуза.

2. Переход к использованию системы кредитных (зачетных) единиц, совместимых с ЕСТБ. по-новому рассматривающей трудоемкость ООП и каждой учебной дисциплины, а также учет и оплату' труда профессорско-преподавательского состава.

3. Возрастание социальной ответственности высшего образования в целом и каждого преподавателя в отдельности

за личностное развитие и профессиональное становление студентов, формирование их и нтеллектуал ьны х и духовно-нравственных способностей, готовности к активной социальной и профессиональной деятельности по окончании вуза. Соответственно, это приводит и к повышению ответственности преподавателей и сту дентов за эффективность собственной деятельности и активному участию в организации образовательного процесса.

4. Возрастание междисциплинарности и трансдисциплинарности в проектируемых ООП. реализующих ФГОС ВПО

5 Реализация модульного и компетент-ностно-ориентированного подходов ООП.

6. Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников. которые, с точки зрения компе-тентностного подхода, они обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий. Это предполагает использование новых оценочных технологий, в первую очередь тестирования и процессуального оценивания. связанного с акцентом на систематический контроль процесса подготовки студентов, процесса формирования тех или иных компетенций, знаний и умений. Среди таких технологий оценивания отмечаются такие, как рейтингово-балльная система оценки, портфолио, экспертная оценка практических работ (курсового проектирования, практики и пр.), кон-

трактная система, тестирование в рамках системы ФЭПО, а также профориентационное тестирование.

7. Повышение мобильности и степени свободы сту дентов, готовых и способных получать образование по нескольким образовательным программам, в том числе разного у ровня, обучаться сразу в ряде образовательных учреждений, в том числе и зарубежных, выстраивать индивидуальные образовательные траектории в соответствии со своими потребностями, требованиями рынка и образовательным законодательством.

8. Расширение автономии и академических свобод вуза в разработке ООП ВПО, особенно, что касается содержания образования и используемых современных образовательных технологий.

9. Обязательное применение инновационных методов и технологий профессиональной подготовки студентов, в первую очередь проблемно-ориентированных и проектно-ориентированных технологий, форм и методов активного и интерактивного обучения, информационных и дистанционных технологий, психологических тренингов и психотехник.

10. Формирование у стойчивого и эффективного социального взаимодействия между вузом и сферой труда, органами власти и в широком смысле социальными партнерами как обязательного условия формирования и реализации основной образовательной программы ВПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод, пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

2. Махотин Д. .-1. Инновационные педагогические технологии в современном образовании Материалы Международной научно-практической конференции «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение». Химки: РШ.Т, 2010. С. 98 103.

3. Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО Е. В. Караваева, И. П. Макашов, В. Л. Петров и др. М.: МГГУ, 2009. 79 с.

4. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные программы высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / под науч. ред. Н. А. Селезневой. Изд. 2. М.: ИЦ11К11С, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2010. 92 с.

5. Федеральные государственные образо-

вательные стандарты ВПО: Законодательно-нормативная база проектирования и реализации: учебно-информ. издание. М.:

ИЦПКПС, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2009. 100 с.

6. Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 309-Ф'3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта».

Л. М. КОСМАЧЕВА, Е. А. КОРОВУШКИНА

СТУДЕ1П ОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВПО

УДК 378:001.891

Студеппищентрироваппое образование рассматривается как наиболее перспективная образевательная система высшего профессионального образования России. Выделены студентоцентрированные методы обучения, в частности проектный метод. Определена важность конструктивного подхода к реализации образовательного процесса в ву зе.

Кпючевые снова: туризм, профессиональное образование, высшее образование, образовательные программы, студентоцентрнрованное образование, образовательные стандарты, качество образования, метод проектов, ко.мпетентностный подход.

Student-centered teaching is considered as a one of the most perspective educational system of Russian higher education. Student-centered teaching methods in particular project method are distinguished The importance of constructive approach to realization of educational process in the uni-i vrsity.

Key words: tourism, professional education, higher education, educational programs, student-centered reaching, educational standards, education quality, project method, competence approach.

В нашей стране сейчас все больше которая, будучи включенной в деятель-и больше говорят о необходимости соз- ность рыночных механизмов, могла бы дать такую образовательную систему, выступать на равных и даже конкури-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.