ский подбор средств физической и технико-тактической подготовки для боксеров-правшей и боксеров-левшей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, А.В. Подготовка боксеров с учетом факторов функциональной асимметрии: учебное пособие / А.В. Дмитриев ; Бел. гос. акад. физ. культуры. - Минск : [б.и.], 2000. - 75 с.
2. Таймазов, В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Таймазов В.А. - СПб., 1997. - 48 с.
3. Филимонов, В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования : учебник / В.И. Филимонов. - М. : ИНСАН, 2001. - 400 с.
4. Ширяев, А.Г. Бокс и кикбоксинг : учебное пособие для студ. высших учебных заведений / А.Г. Ширяев, В.С. Филимонов. - М. : Академия, 2007. - 240 с.
Контактная информация: sportclub-ring@yandex.ru
УДК 378
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института адаптивной физической культуры,
Светлана Сергеевна Юдина, доцент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены рекомендации по формированию учебных планов по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки бакалавров 034400 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Ключевые слова: высшее учебное заведение, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебный план, календарный учебный график, бюджет времени.
EXPERIENCE OF WORKING OUT THE CURRICULA UNDER THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION ON PREPARATION OF BACHELORS
Olga Eduardovna Yevseyeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Director of Institute of Adaptive Physical Training,
Svetlana Sergeevna Yudina, the senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the recommendations upon formation of curricula under the Federal state educational standards of the higher vocational training of the third generation, covering the directions in preparation of bachelors 034400 - Physical training for persons with disorders in state of health (adaptive physical training).
Keywords: higher educational institution, Federal state educational standard of the higher vocational training, curriculum, calendar educational schedule, time budget.
В связи с переходом высших учебных заведений на осуществление образовательной деятельности по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения и преобразования специальности 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) в направление подготовки бакалавров и магистров возникла необходимость в разработке основных образовательных программ (ООП). Проектирование нового поколения ООП и проверка на практике отдельных ее компонентов шли в течение двух лет. Координацию работы осуществляли С.П. Евсеев, Б.Е. Лосин, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова [1].
Одним из основных документов, входящих в содержание ООП, является учебный план, в структуру которого входят следующие элементы:
1. Календарный график учебного процесса.
2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях).
3. План учебного процесса, который включает в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их полную и аудиторную трудоемкость, деление часов по видам учебных занятий, вид аттестации по каждой дисциплине, объемы и последовательность практик, перечень наименований курсовых работ, формы итоговой государственной аттестации, закрепление учебных дисциплин и практик за кафедрами.
При разработке учебного плана вузовской основной образовательной программы по заявленному направлению необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами в области образования и физической культуры и спорта:
- ФГОС ВПО по направлению 034400 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»;
- Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования;
- Методическими рекомендациями координационного Совета учебнометодических объединений (УМО), научно-методических Советов (НМС) высшей школы по проектированию ООП, реализующих ФГОС ВПО.
Согласно этим документам каждому вузу при проектировании учебных планов необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. При разработке компетентностно-ориентированного учебного плана сохранять преемственность с учебным планом, по которому в настоящее время готовят специалистов АФК.
2. Планировать формирование общекультурных компетенций (ОК) в течение всего периода обучения, профессиональных компетенций (ПК) - при изучении дисциплин профессионального цикла и во время практик, профильных профессиональных компетенций (ППК) - при изучении дисциплин выделенных профилей подготовки.
3. При разработке календарного графика учебного процесса необходимо учесть, что общий объем каникулярного времени должен составлять 7-10 недель в году, в том числе не менее двух недель в зимнее время [4].
4. При промежуточной аттестации планировать в течение учебного года не более 12 зачетов и 10 экзаменов (зачеты и экзамены по физической культуре и факультативным дисциплинам не входят в это число) при этом на подготовку к экзамену отводить не менее 3 дней, исключая день предыдущего экзамена [3].
5. Бюджет времени планировать в соответствии с календарным учебным графиком.
6. Учебный план составляется в зачетных единицах (з.е.) и в академических часах.
7. При разработке учебных планов необходимо также учесть, что перечень дисциплин и практик, полная их трудоемкость, формы промежуточной аттестации, вид итоговой государственной аттестации, должны быть одинаковы по очной и заочной форме обучения. При этом максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освое-
нии ООП в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов [3].
При проектировании учебного процесса по подготовке бакалавров по очной форме обучения необходимо учитывать требования:
1. Общая трудоемкость дисциплины не может иметь менее двух з.е. (за исключением дисциплин по выбору) [4].
2. На дисциплины трудоемкостью 2 з.е. планировать зачет.
3. По дисциплинам, имеющим трудоемкость более двух з.е., может планироваться дифференцированный зачет.
4. На дисциплины трудоемкостью более 3 з.е. планировать экзамен [4].
5. Дисциплины по выбору студентов гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), математического и естественнонаучного цикла (Б.2) и профессионального цикла (Б.3) суммарно должны составлять не менее 1/3 от общей трудоемкости вариативных частей [4].
6. Максимальный объем учебной нагрузки в неделю не может превышать 54 часа, что составляет 1,5 зачетные единицы.
7. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю по очной форме обучения составляет 27 академических часов [4].
8. Соотношение между аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работой в учебном плане составляет 50% на 50%.
9. Занятия лекционного типа составляют не более 40% от аудиторных занятий. Соответственно на семинары и практические занятия планируется 60% времени.
10. В трудоемкость дисциплин циклов Б.1, Б.2, Б.3, раздела физическая культура (Б.4) и практик (Б.5) включаются все виды текущей и промежуточной аттестаций (например, по стандарту нашего Университета: подготовка к зачету - 5-10 часов, подготовка и сдача экзамена - 36 часов) [2].
11. При определении трудоемкости учебной и производственной практик и итоговой государственной аттестации планировать количество зачетных единиц кратное 1,5, для удобства определения количества недель, на каждый вид учебной деятельности.
12. При формировании траектории изучения дисциплин необходимо учитывать междисциплинарные связи.
13. Перечень и трудоемкость дисциплин базовых частей циклов Б.1, Б.2, Б.3 заданы ФГОС ВПО.
14. Перечень и трудоемкость дисциплин вариативных частей циклов Б.1, Б.2, Б.3 определяются вузом.
Дисциплины профессионального цикла вариативной части (дисциплины профилей) в учебном плане формируются с учетом следующих факторов:
1) преемственности с дисциплинами специализаций ГОС II поколения, когда АФК была специальностью;
2) логики построения дисциплин других циклов;
3) оптимизации временных затрат на изучение дисциплин профилей;
4) использование как дедуктивного (от общего к частному), так и индуктивного (от частного к общему) способов представления студентам учебного материала;
5) применение единой структуры всех 10 профилей подготовки направления, которая состоит из 2-х блоков дисциплин.
В первый блок входят дисциплины, формирующие профильные профессиональные компетенции (ППК), отражающие специфику каждого конкретного профиля. Однако при этом количество дисциплин их трудоемкость и формы промежуточной аттестации для них унифицированы.
1-й блок состоит из 4 дисциплин, которые имеют следующую трудоемкость:
1 дисциплина - 3 з.е. завершается экзаменом;
2 дисциплина - 4 з.е. завершается экзаменом;
3 дисциплина - 4 з.е. завершается дифференцированным зачетом;
4 дисциплина - 4 з.е. завершается экзаменом.
Во второй блок входят дисциплины, формирующие компетенции необходимые для всех 10 профилей. Однако при их преподавании учитываются особенности, выбранного студентами профиля. Это позволяет в лекционных занятиях объединять студентов всех профилей, однако при проведении семинаров и практических занятий и предоставлении заданий для самостоятельной работы содержание данной дисциплины рассматривается в контексте содержания каждого конкретного профиля. Такая компоновка дисциплин профиля позволяет значительно сэкономить учебную нагрузку ППС.
Дисциплины и курсы по выбору студентов устанавливаются ВУЗом. Каждая дисциплина по выбору должна иметь не менее одной альтернативной с тем же объемом часов.
В профессиональном цикле (Б.3) учебного плана предлагается унифицировать дисциплины по выбору студентов для всех профилей подготовки. Это обусловлено тем, что направление АФК является активно развивающимся и в настоящее время дисциплины по выбору студентов каждого профиля находятся в стадии формирования.
Важнейшим направлением в формировании ПК и ППК являются практики. Предполагается прохождение учебной практики на III курсе и производственной - на IV курсе с учетом выбранного студентами профиля. Практики проводятся: в общеобразовательных школах, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, адаптивных детско-юношеских клубах физической подготовки), в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ь'УШ видов, в физкультурно-спортивных клубах инвалидов, в вузах, в фитнес центрах, на кафедрах вуза [4].
Учебный процесс завершается Итоговой государственной аттестацией (ИГА).
ИГ А проходит в течение 8 недель и включает в себя:
- Защиту выпускной квалификационной работы (ВКР);
- Государственный экзамен.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену, определяются высшим учебным заведением.
С учетом представленных рекомендаций при разработке учебных планов итоговая общая трудоемкость освоения основной образовательной программы составляет 240 з.е. и складывается из:
- теоретического обучения, включая экзаменационные сессии - 210 з.е.
- практик - 18 з.е.;
- итоговой государственной аттестации - 12 з.е.
Это соответствует ФГОС ВПО по представленному направлению.
Хотелось бы отметить, что предлагаемые документы носят рекомендательный характер и в каждом конкретном ВУЗе разрабатываются с учетом региональных особенностей, предпочтений педагогических коллективов и научных школ образовательных учреждений высшего профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеева, О.Э. Модернизация подготовки бакалавров и магистров адаптивной физической культуры // Лесгафтовец. - 2011. - № 2 (1617). - С. 2-3.
2. Стандарт Университета. Положение о разработке и корректировке основных образовательных программ. Дата введения 03 марта 2011 года
3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 220, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2010 года № 17212.
Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru
УДК 796
МОДЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В статье рассматривается модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры
Ключевые слова: компетентность, модель, олимпийское образование.
MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow
Annotation
The model of the Olympic education in higher educational institutions of Russia in conditions of modernization of system of professional and pedagogical preparation has been researched in the article.
Keywords: competence, model, Olympic education.
ВВЕДЕНИЕ
Нами была разработана модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры, которая рассматривается нами в качестве идеальной конечной цели профессиональной подготовки (бакалавров-магистров) физической культуры данной квалификации [3-5].
Модель включает:
- принципы функционирования модели (адекватности современным требованиям, технологичности, вариативности, динамичности, индивидуализации);
- условия функционирования модели (организационные, психологические, педа-