УДК 378.147.111.042
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА
Д. В. Коваленко
Украинская инженернопедагогическая академия, г. Харьков
e-mail:
kovalenko@uipa.kharkov.ua
В статье проанализированы особенности использования личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего специалиста в условиях высшего учебного заведения. Выявлены его основные характеристики и требования, обусловленные особенностями подхода. На основе характеристики инженерно-педагогической деятельности определена актуальность личностно-ориентированного подхода к профессионально-правовой подготовке будущего инженера-педагога. Выявлены и проанализированы основные требования личностно-ориентированного подхода к профессионально-правовой подготовке будущего инженера-педагога: учет приоритетности индивидуально значимой сферы студента; включение его личного (субъектного) опыта; обеспечение субъектной позиции студента в процессе профессионально-правовой подготовки.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, профессионально-правовая подготовка, будущий инженер-педагог, содержание подготовки, обеспечение профессионально-правовой подготовки.
Учитывая, что современным образованием взят курс на обеспечение будущих специалистов во время профессиональной подготовки готовностью постоянно развиваться, совершенствоваться, что невозможно без учёта способностей человека, раскрытие его внутреннего мира, в современных психологических и педагогических исследованиях распространение получил личностно-ориентированный подход к характеристике психологопедагогических явлений. Современное личностно-ориентированное образование оказывается невозможным без переосмысления его ценностей. Высшей ценностью образования выступает человек, а более высокие цели и содержание образования связываются с развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным воспитанием на принципах гуманности, созданием условий для творческой самореализации личности. Все это, безусловно, актуально и для подготовки будущего инже-нера-педагога в системе высшего инженерно-педагогического образования.
Как отмечают исследователи, на современном этапе организация профессионального образования представлена тремя парадигмами: когнитивной, согласно которой образование реализуется по аналогии с познанием на основании квазиисследовательской деятельности, а ведущей технологией обеспечения обучения признается репродуктивная (объяснительно-иллюстративная); деятельностной, обучение в соответствии с которой ориентировано на конкретный вид и уровень деятельности, а применение которой признано оптимальной и эффективной при изучении профессиональных, специальных дисциплин, а также в процессе производственного обучения, педагогических и производственных практик; личностно-ориентированной, «центральным звеном которой является непрерывное развитие личности будущего специалиста, предполагающее не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие и самоактуализацию личности» [1, с. 71]. Каждая из парадигм является эффективной в определённых условиях в соответствии с поставленными целями и задачами в процессе профессионального образования, то есть однозначно нельзя утверждать, что какая-либо из парадигм утратила своё значение. Безусловно, каждая из трёх парадигм в историческом аспекте приобретала или теряла актуальность и первостепенное значение. Однако следует отметить, что именно личностно-ориентированное профессиональное образование провозглашается на современном этапе развития нашего государства как приоритетное, вызванное и обусловленное потребностями времени.
Инженерно-педагогическое образование не является в этом плане исключением. Концептуальными основами его реализации, провозглашёнными на государственном
уровне на Украине (в Концепции образования, Государственной национальной программе «Образование: Украина ХХ1 столетия» и др.), признаются положения личностноориентированного подхода. В связи с особенностями инженерно-педагогического образования, обусловлёнными особенностями профессиональных функций профессиональной группы, необходимо обратиться к анализу реализации положений личностноориентированного подхода к обеспечению такого компонента, как профессиональноправовая подготовка будущего инженера-педагога в структуре его профессионального образования.
Инженер-педагог является ключевой фигурой в системе профессиональнотехнического образования, отдельной социально-профессиональной группой, характеризующейся специфическим содержанием и характером труда, особыми функциями [2, с. 6]. Инженерно-педагогические работники являются подразделением педагогов наряду с учителями, преподавателями средних специальных и высших учебных заведений, институтов и факультетов повышения квалификации, работниками дошкольного образования и воспитания [2, с. 7]. Инженерно-педагогические работники своей профессиональной деятельностью осуществляют «производство» определённой части молодых рабочих. Соответственно, то, каким ему быть, должно быть заложенным в деятельности инженера-педагога, являющейся по своей сути проективной и соответствующей социальным и производственным задачам достижения качественно более высокого уровня подготовки молодого поколения.
В условиях экономических реформ, происходящих на Украине, необходимости развития промышленности на новом техническом уровне, интеграции украинской экономики в мировую систему вопрос о качестве профессионального образования, в частности инженерно-педагогического, приобретает чрезвычайную важность, поскольку происходит переоценка роли инженера и инженера-педагога в современном обществе. Коренным образом изменился характер их деятельности. В настоящее время деятельность профессионала противопоставляется активности исполнителя, в отличие от которого профессионал овладевает деятельностью в целом, удерживает её предметность в различных ситуациях, способен к построению деятельности, её изменению. Являясь организатором процесса производства товаров и услуг, а с учётом формирования частной собственности на средства производства - руководителем всего предприятия, инженеру приходится принимать судьбоносные решения не только в отношении технологии процесса производства, но и регулировать социальные связи по его организации и применению, определять характер отношений с государственными органами власти, а также другими субъектами рыночных отношений, находящимися в сфере правового регулирования. На инженера-педагога возлагается задача подготовки такой личности.
Таким образом, новые тенденции социально-экономического развития выдвигают принципиально иные требования к инженеру-педагогу, его роли в правовом регулировании общественных отношений в сфере производства и профессионального образования, что обусловливает изменения отношения к правовой подготовки в системе инженернопедагогического образования, которая, в свою очередь, должна обеспечиваться в соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода. Одним из таких требований является обеспечение субъектной позиции будущего специалиста.
Обеспечение субъектной позиции будущего инженера-педагога в учебновоспитательном процессе вуза требует отношения к нему как к уникальной личности, персонализации профессиональной подготовки вообще и профессионально-правовой в частности, то есть будущий инженер-педагог должен воспринимать себя личностью и видеть её в каждом из окружающих людей. Персонализация профессиональной подготовки, таким образом, обусловлена установкой на восприятие каждого человека как сознательно интересной, на признание за каждым права быть непохожим на других.
Следует отметить, что личностный подход учёными связывается с личностно значимым обучением, обеспечивающим потребность человека быть личностью, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и творческий потенциал [3]; признанием уникальной сущности каждого и индивидуальности его учебной траектории, необходимостью реализации субъектом объектной позиции обучаемого, отношение к нему, как к носителю субъектного опыта [4].
Таким образом, при конструировании системы профессионально-правовой подготовки инженера-педагога следует учитывать приоритетность индивидуально значимой
сферы студента, когда на первое место выдвигаются механизмы личностного опыта (рефлексия, переживание), ценностные отношения участников процесса подготовки, мотивы их деятельности. Ориентация на индивидуально-значимую сферу обеспечивается в практике вуза, если в образовательном процессе осуществляется:
> поддержка индивидуальности каждого студента;
> создание условий для удовлетворения образовательных, культурных потребностей студентов;
> содействие развитию способов самореализации личности;
> поощрительный, стимулирующий характер взаимодействия преподавателя и студента, в котором оба выступают активными, действенными субъектами.
Э. Зеер [5] признаками личностно-ориентированного обучения в профессионально-техническом образовании определяет следующие:
> признается приоритет индивидуальности, самоценности учащегося, являющегося субъектом профессионального процесса;
> технологии профессионального образования на всех её ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;
> содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно относительно будущей профессиональной деятельности;
> профессиональное образование имеет упреждающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстра-функциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности;
> действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;
> личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Использование личностно-ориентированного подхода предполагает включение личного опыта будущего инженера-педагога в процесс профессионально-правовой подготовки, при котором основное содержание и процесс подготовки выступают как максимально осмысленные и индивидуально значимые. Студенты во время профессиональноправовой подготовки в высшем инженерно-педагогическом учебном заведении узнают то, что для них является лично важным и значимым, что имеет для них смысл в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Содержание субъектного опыта может быть представлено тремя элементами, которые взаимосвязаны между собой:
> когнитивным (знаниевым) компонентом, включающим в себя представления, правовые понятия и т.п., которые в частности формируются в профессионально-правовой подготовке будущего специалиста на всех уровнях его профессиональной подготовки;
> процессуальным (технологическим) компонентом, в структуру которого входят операции, приёмы, правила выполнения действий (умственных и практических), усваиваемые как способы определённых действий в процессе профессионально-правовой подготовки;
> аксиологическим (ценностным) компонентом, характеризующимся личностными смыслами, ценностями, установками, т.е. личностными характеристиками.
Следует отметить, что именно В. Леднев включает в понятие «опыт личности» не только полученные знания, умения, навыки, способы действий, но и определённые качества личности, объясняя это тем, что развитие личности в результате приобретения опыта происходит, главным образом, путем формирование определённых качеств и личностных характеристик благодаря приобретению необходимых знаний и умений, а не отдельно и независимо от них. Такая личностная характеристика как правосознание не наследуется личностью и не возникает сама по себе, а формируется в процессе приобретения определённых знаний, умений, переживания личностно важных правовых ситуаций. Сформированное на должном уровне правосознание личности свидетельствует об определённом жизненном опыте личности.
Функции субъектного опыта в процессе профессионально-правовой подготовки инженера-педагога реализуются в том, что с позиции этого опыта осуществляется восприятие правовой информации, обеспечивается индивидуальное видение её применения в
жизнедеятельности вообще и профессиональной деятельности в частности, формируются определённые личностные характеристики (правосознание, правовая культура личности, профессионально - правовая компетентность и т.п.), ведь «обретение личностью некоторого опыта приводит к определённому уровню развития этой личности; задача профессионального учебного заведения заключается в том, чтобы обеспечить получение учащимся именно такого опыта, который гарантировал бы достижения нужного уровня развития его личности как специалиста» [6, с. 211]. Понятно, что до вступления в вуз каждая личность имеет определённый личностный опыт решения правовых проблем в жизнедеятельности. В соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода к профессиональноправовой подготовки «содержание этого опыта должно быть раскрытым, максимально использованным, обогащённым научным содержанием и при необходимости преобразованным в образовательном процессе» [4, с. 25].
Актуализация субъектного опыта студентов обеспечивается посредством реализации таких аспектов процесса профессионально-правовой подготовки инженеров-педагогов:
> проблематизации содержания профессионально-правовой подготовки (каждого учебного занятия по правовым дисциплинам, правового направления воспитания студентов, приобретение опыта решения правовых ситуаций во время практики и т.д.), наполненность содержания жизненно важными для студентов правовыми проблемами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое или изменить что-то в себе;
> общего со студентами целеполагания и планирования деятельности в процессе профессионально-правовой подготовки, предоставление возможности свободного выбора и помощи студенту в выборе учебного материала и способов деятельности по усвоению материала правового содержания, при этом студент выступает активным субъектом этого процесса;
> создание эмоционального состояния на занятиях по профессионально-правовой подготовке (при изучении дисциплин правового курса на каждом году обучения в вузе), в процессе решения личностно-ориентированных правовых ситуаций, требующих проявления личностных характеристик, стимулирующих поиск творческих вариантов решения правовых проблем в профессиональной деятельности;
> обеспечение постоянной рефлексии, побуждение к проявлению внутреннего потенциала, к личностному росту.
В свою очередь, каждый из указанных аспектов процесса профессиональноправовой подготовки будущего инженера-педагога обеспечивается использованием различных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки.
На современном этапе развития педагогической науки в соответствии с требованиями Болонского процесса особый интерес представляет разработка и использование интерактивных технологий в профессиональном образовании вообще и при обеспечении профессионально-правовой подготовки будущего инженера-педагога в частности. Именно интерактивные технологии, предполагающие активное взаимодействие между студентами, позволяют реализовать положения личностно-ориентированного подхода, поскольку способствуют активизации личного опыта в профессионально-правовой подготовке, что проявляется в переживаниях, отношениях, рефлексии студентов. Так, изучение работ Е. Бондаревской, В. Серикова, И. Якиманской, позволило О. Галустян сделать вывод, что в основе личностно-ориентированного подхода к контролю учебных достижений студентов лежит избрание форм, методов, стимулирующих творческую активность, инициативность и самостоятельность каждого студента, и предложить в качестве интерактивного метода метод портфолио [7].
Сочетание личностно-ориентированного и деятельностного подходов к профессионально-правовой подготовке инженера-педагога позволяет объединить собственно педагогические задачи профессионально-правовой подготовки с личным опытом деятельности студентов и тем самым обеспечить субъектную позицию в их развитии; выступает личностно-деятельностной основой для формирования содержания образования. Понятно, что без организации деятельности студента невозможно обеспечить использование им личного опыта при решении профессиональных задач. Так, В. Леднев определял структуру деятельности личности и соответствующее ей содержание [8], а В. Безрукова указала на необходимость учёта не просто структуры личности и деятельности отдельно, а их взаимодействия, взаимосвязи, взаимообусловленности [8], а в качестве конкретных принципов,
способствующих построению системы учебных дисциплин высшего образования, предложила следующие: общей полноты научных знаний, обеспечивающих подготовку инжене-ра-педагога; функциональной обеспеченности каждой учебной дисциплины; многомерности размещения учебных дисциплин, отражающих реально существующее их взаимодействие в учебном процессе, обеспечение перспектив развития учебных дисциплин в целом и каждой из них в отдельности в системе подготовки кадров [9]. Автором обоснован и предложен классификационный подход в качестве «общенаучного способа формирования содержания образования в высшей школе, готовящего своих выпускников к конкретной профессиональной деятельности», что позволяет избежать недостатков «исходного отбора содержания, делает всю систему отбора более гибкой», обеспечивает «тесную функциональную связь теории с практикой» [9, с. 15].
На основе такого подхода, учитывающего реальное функционирование содержания образования в подготовке инженера-педагога, в содержании его профессиональноправовой подготовки должен отражаться объект (часть деятельности специалиста и необходимые для этого личностные качества) и предмет реальности, с которой сталкивается инженер-педагог.
Таким образом, проведенный анализ особенностей личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего специалиста позволил выявить и охарактеризовать основные требования к отбору содержания и технологий организации профессионально-правовой подготовки будущего инженера-педагога в условиях высшего инженерно-педагогического учебного заведения: учёт приоритетности индивидуально значимой сферы студента; включение его личного (субъектного) опыта; обеспечение субъектной позиции студента в процессе профессионально-правовой подготовки.
1. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание. Методология и методика. М., 1990. - 175 с.
2. Готовность инженерно-педагогических кадров к работе в новых социальных условиях / Под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург, 1992. - 80 с.
3. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. - С. 27.
4. Ягофаров Д. А. Образовательное нормотворчество и образовательные правоотношения в механизме правового регулирования отношений в сфере образования (теоретико-правовой аспект) // Право и образование. 2006. - № 4.
5. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000. - 258 с.
6. Брюханова Н.О. Основи педагогічного проектування в інженерно-педагогічній освіті : монографія. Харків, 2010. - 438 с.
7. Галустян О. В. Реализация личносто-ориентированного похода в условиях контроля учебных дострижений студентов // Научные ведомости Белгородского национального университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. - № 18 (113). Вып. 11. - С. 242 - 247.
8. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: учебное пособие. М., 1991. - 224 с.
9. Безрукова В. С. Методологические проблемы формирования содержания подготовки ин-женера-педагога // Содержание подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1987. - С. 5 - 15.
kovalenko@uipa.kharkov.ua Legal Training of Future Engineer-Teacher including the personality priori-
Список литературы
LEARNER-CENTERED APPROACH OF PROFESSIONAL-LEGAL TRAINING SUPPORT OF FUTURE ENGINEER-TEACHER
Ukrainian Engineering-
Pedagogics
Academy
e-mail:
D. V. Kovalenko
The article analyzes the particular characteristics by using learner-centered approach for Vocational Training of Future Specialist in higher educational establishment. Its main characteristics and requirements resulting by using of the approach. are determined. On the basis of features of engineering and teaching activities the relevance of learner-centered approach to Professional Legal Training of Future Engineer-Teacher is shown. The basic requirements of the learner-centered approach to Professional
ty of his personal (subjective) experience, ensuring the student subject position in Professional Legal Training .are determined and analyzed.
Keywords: learner-centered approach, Professional- Legal Training, Future Engineer-Teacher, Training content, Professional- Legal Training support.