ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.5 ББК 74.200.587
Г. У. Карпыкова
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «КОСТАНАЙ ДАРЫНЫ»
Рассматривается актуальная проблема воспитания и развития одаренных детей в системе дополнительного образования. Раскрывается практика деятельности данного учреждения в ключе социально-педагогической поддержки одаренных детей
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, дополнительное образование интеллектуально одаренных детей, развивающее образовательное пространство, самореализация одаренных детей
В условиях современной цивилизации, в связи с кризисом личности, развитием технократического мышления, необходимостью противостоять негативным явлениям критерии, компоненты одаренности претерпели изменения. На передний план выдвигаются те качества одаренной личности, которые помогут ей реализоваться, раскрыть творческий потенциал и, как результат, способствовать совершенствованию социальной среды и межличностных взаимоотношений в обществе. Очевидно, одним из основных требований общества к одаренным людям, призванным решать возникшие проблемы, является развитая духовность.
Какую бы высокую производительность не несло внедрение новых технологий, научных или технических открытий, но если они достигаются за счет уничтожения природы или человека, авторы этих открытий, каким бы высоким интеллектом они ни обладали, одаренными считаться не могут. Одаренные личности — это лучшие умы человечества, поэтому измерять и оценивать их роль, пользу их творчества необходимо в соответствии с тем благом, которое может дать их деятельность людям.
Исходя из того, что в большинстве современных концепций одаренности выделяются несколько факторов одаренности: когнитивный, личностный, творческий и т. д., мы выделяем следующие компоненты одаренности: ценностно-смысловой, познавательно-когнитивный и компетентностный.
Ядром одаренности человека является ценностно-смысловой компонент, проявляющийся в гармоничном взаимодействии общечеловеческих и личностных ценностей. Оно идентифицируется в наличии адекватной самооценки, сформи-рованности нравственно-регулирующей функции поведения, способности воспринимать духовно-нравственные общечеловеческие ценности и эмоционально откликаться на объекты духовной культуры.
Важнейшей составляющей познавательно-когнитивного компонента одаренности является восприятие познания как ценности, то есть сформированность позитивной мотивации учения, потребности в процессе познания, личностного смысла в приобретении познавательного опыта, умения приобретать новые знания и применять их в различных ситуациях.
га ч:
ч: ш
ч: о
с
ю о
Ср
с
Компетентностный компонент одаренности проявляется в творческом освоении образовательного пространства и компетентностном преобразовании окружающего мира. К параметрам личности одаренного ребенка, позволяющим компетентно осваивать окружающую действительность, относятся:
• сформированность на основе репродуктивной деятельности собственного творческого опыта;
• способность к эстетическому освоению пространства, способность к самоактуализации;
• способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
• способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
• способность проявлять инициативу, не спрашивая других, стоит ли это делать;
• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
• умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
• способность уживаться с другими;
• способность осваивать знания по собственной инициативе;
• умение принимать решения на основе здравых суждений.
Практика деятельности регионального научно-практического центра «Костанай дарыны» — учреждения дополнительного образования интеллектуально одаренных детей — направлена на развитие и самореализацию одаренных детей через развитие их одаренности.
Содержание дополнительного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, так как в его основе лежит интерес ребенка [3]. Поэтому дополнительное образование, его деятельность мы рассматриваем как необходимое основание, которое обеспе-
2 чивает социально-педагогическую подо
| держку одаренных детей, развитие всех
Ц. выделенных компонентов одаренности
^ в единстве. Программа социально-педа-
|_ гогической поддержки одаренных детей
в системе деятельности регионального научно-практического центра «Костанай дарыны» представляет собой совокупность направлений, содержания, форм и методов работы, направленных на развитие одаренности детей: включение одаренных детей в многоплановую интеллектуальную деятельность, активное участие одаренных детей в олимпиадах, соревнованиях, участие в научных проектах, различных интеллектуальных состязаниях и успешность одаренных детей в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании.
Важнейшим направлением программы социально-педагогической поддержки одаренных детей в системе деятельности центра «Костанай дарыны» являются инновационные формы дополнительного образования одаренных детей (олимпиады, участие в научных проектах, интеллектуальные игры). Исходя из того, что одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, ненасыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью [2], для их выявления и развития необходимо специальное образовательное пространство, в качестве которого могут выступать различные формы продуктивной и творческой деятельности: образовательные студии, диспут-клубы, олимпиады, интеллектуальные марафоны и игры, брейн-ринги, состязания эрудитов, защита научных проектов школьников. Именно такая образовательная среда обеспечивает погружение ребенка в процессуально-различные виды умственной деятельности, в которых на уровне психического состояния совершенствуются природные способности, обеспечивается интеграция его когнитивно-познавательной и ценностно-смысловой сфер [4].
Приоритетной целью развивающего образования является создание образо-
вательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их в склонности, интересы и способности в разных сферах деятельности человека. Возможностью создавать насыщенную и обогащенную образовательную среду для одаренных учащихся обладают научные общества в школе. Основная задача, стоящая перед научными обществами учащихся: активизировать интерес школьников к научно-исследовательской деятельности, развивать навыки проведения научных исследований. Именно в рамках научного общества учащихся разрабатываются и апробируются педагогические и методические идеи, творчески исследуются научные проблемы в различных областях знаний, реализуются образовательные и социально-педагогические проекты, инициируются научно-просветительские и досуговые мероприятия [1]. В Казахстане национальные соревнования научных проектов школьников проводятся по теме «Модели экономического и социально-культурного развития республики в свете стратегии Казахстан - 2030».
Многие одаренные дети рано проявляют исследовательский интерес, и уже в начальной школе пробуют свои силы в работе над научным проектом. Формированию с ранних лет устойчивого интереса к научной деятельности и продвижению юных исследователей к более серьезным изысканиям и научным состязаниям способствует республиканский конкурс исследовательских проектов учащихся начальных классов «Зерде».
Большим развивающим потенциалом обладают различного рода предметные олимпиады. Нестандартные олимпиад-ные задачи повышенной сложности требуют не только углубленного знания школьного предмета, но и нестандартного, изобретательского, исследовательского подхода к их решению. Зачастую подходы к решению олимпиадных задач, предложенные одаренными детьми,
претендуют на то, чтобы считаться авторскими. Для выявления и отбора одаренных детей страны, повышения интереса учащихся к научным знаниям проводится Республиканская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам.
Исходя из того, что XXI век признан человечеством веком наукоемких технологий, что все современные нанотех-нологии возникли на стыке таких наук, как математика, физика, химия, биология, приоритетными в республике и области стали олимпиады по предметам естественно-математического цикла. С целью поддержки одаренных выпускников и предоставления им возможности получить качественное высшее профессиональное образование за рубежом Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым учреждена государственная стипендия «Болашак». Президентская олимпиада среди учащихся 11-х классов школ республики по математике, физике, химии, биологии нацелена на выявление одаренных, способных учащихся в этих областях науки и присуждение им государственной стипендии «Болашак», дающей возможность получения элитарного высшего образования в лучших вузах зарубежья. С целью актуализации проблемы изучения естественных наук, развития у одаренных учащихся интереса к предметам естественно-математического цикла, создания в школах благоприятной естественно-научной образовательной среды, повышения профессиональной компетентности учителей математики, физики, биологии, географии, информатики, выявления одаренных детей на основной ступени школы и продвижения этих ребят к Республиканской олимпиаде среди учащихся 5-7 классов школ Костанайской области проводится рейтинговая олимпиада.
Одной из форм деятельности, направленной на выявление, развитие и социальную поддержку одаренных детей, реализацию интеллектуально-творческих
га ч:
ei ш
ч: о
с ю о а. IZ
способностей школьников, обеспечение их всестороннего развития и образования, являются интеллектуальные игры. В интеллектуальных играх на первый план выдвигаются интеллектуальные задания повышенной сложности и «погружение» в деятельность. Логика возрастающей сложности заданий стимулирует креативность одаренных детей. Социальная значимость и мотивированность на высокий результат расширяют зону ближайшего и перспективного развития детей, что позволяет выявлять и помогать реализации способностей учащихся с учетом уровня развития каждого. С целью выявления и поддержки одаренных детей в республике действует система интеллектуальных игр: «Кенгуру-лингвист», «Кенгуру-математик», «Кенгуру-выпускник», «А; бота», «Русский медвежонок — языкознание для всех», «Золотое руно», «Тарих-ата», «British buldog». Эти игры ориентированы как на выявление знатоков отдельных учебных предметов — казахского, русского, английского языков, математики, истории, географии, — так и знатоков с широким кругозором. Задания, предложенные в интеллектуальных играх, зачастую выходят за рамки школьных программ по предметам и требуют логического подхода к их решению. В играх начинают участвовать юные интеллектуалы со второго класса.
Развитие одаренных детей должно сопровождаться качественным психолого-педагогическим обеспечением. Поэтому следующее направление программы — инновационные формы научно-методической работы с педагогами, работающими с одаренными детьми. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми: стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и g специфического компонентов профес-| сиональной квалификации. В процес-Ц. се научно-методической работы с педа-^ гогами следует обеспечить формирова-|_ ние не только соответствующих уме-
ний, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов: профессионально-личностной позиции педагогов; комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов; создания системы консультирования и тренингов; образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (директора и заместители директора по научно-методической работе специализированных и инновационных школ, педагоги-предметники и педагоги дополнительного образования, практические психологи); уровня полученных ранее знаний в ходе специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т. п.).
В соответствии с этим научно-методическая работа с педагогами строится по следующим принципам: единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку. Реализация данного принципа требует использования существующих инновационных площадок, на базе которых проводится стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.
Создание целостной системы научно-методического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечивается следующими возможностями: созданы совет директоров специализированных и инновационных
школ для одаренных детей, научно-методический совет методистов районных, городских отделов образования, курирующих работу с одаренными детьми, заместителей директоров специализированных и инновационных образовательных учреждений для одаренных детей по научно-методической работе; постоянно действующие научно-практические семинары для вышеназванной категории директоров и завучей школ, для педагогов, сопровождающих олимпиадную и исследовательскую деятельность одаренных учащихся, для школьных психологов; курсы повышения квалификации для разных категорий педагогов по актуальным проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей; авторские семинары для педагогов по наиболее востребованным проблемам работы с одаренными учащимися; курсы для учителей математики, физики, химии, биологии по решению олимпиадных задач с привлечением преподавателей Южно-Уральского государственного университета (Челябинск); фестивали педагогических идей, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы систем работы школ с одаренными детьми, выставки-презентации лучшего опыта организации процесса обучения и воспитания одаренных детей, педагогические олимпиады; тиражирование и распространение в образовательном сообществе области лучших образцов положительного педагогического опыта работы отдельных школ, педагогов с одаренными учащимися; адресная методическая помощь учителям, руководителям в проведении эксперимента, внедрении инновационных технологий, в создании программ, планов работы с одаренными детьми; анализ, экспертиза программ, проектов, планов; привлечение лучших учителей в качестве тренеров, преподавателей в работе школы олимпийского резерва, учебно-тренировочных сборов, летних профильных лагерей; самообразование. Научно-методическое сопровождение деятельности директора, завуча, педагога, школьного психолога — это комплекс
взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, ориентированных на оказание всесторонней помощи каждому из них в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Еще одним направлением программы является создание возможностей для саморазвития и самореализации одаренных детей. Данное направление реализуется в программных мероприятиях: школа олимпийского резерва; учебно-тренировочные сборы для юных олимпийцев и авторов научных проектов; летние профильные лагеря; привлечение в качестве тренеров и консультантов лучших преподавателей вузов Республики Казахстан и зарубежья; участие в аналогичных сборах и интеллектуальных лагерях за пределами страны; система морального и материального поощрения: освобождение победителей и призеров международных и республиканских интеллектуальных состязаний от сдачи ЕНТ; присуждение государственной стипендии «Болашак», предоставляющей возможность получения элитарного высшего образования за рубежом и государственных образовательных грантов для обучения в вузах Казахстана; награждение лучших ценными подарками, путевками в республиканский лагерь «Балдаурен» и т. п. Имена победителей и призеров международных и республиканских олимпиад, соревнований научных проектов вносятся в «Золотую книгу молодежи Костанайской области, энциклопедию «Одаренные дети — будущее Казахстана».
Промежуточными результатами саморазвития и самореализации одаренных детей, которые достигаются в рамках социально-педагогической поддержки одаренных детей в условиях регионального научно-практического центра «Костанай дарыны», являются включение одаренных детей в многоплановую интеллектуальную деятельность, активное участие одаренных детей в олим-
га ч:
с!
си
ч: о
с ю о а. С
пиадах, соревнованиях научных проектов, различных интеллектуальных состязаниях, успешность одаренных детей в различных сферах деятельности. Все это в совокупности и есть эффективная социально-педагогическая поддержка одаренных детей в системе дополнительного образования.
Одаренные дети — основа интеллектуальной элиты, лучшие из лучших, которым предстоит в будущем занять ключевые позиции в политической, экономической, социальной, культурной сферах общества, поэтому их обучение, воспитание, развитие и реализация потенциала являются важнейшей миссией научно-образовательного комплекса страны. Представляется очевидным факт, что эффективная социально-педагогическая поддержка одаренных детей в системе
дополнительного образования будет способствовать развитию одаренности, воспитанию духовности и самореализации данной категории детей. Библиографический список
1. Одаренный ребенок: особенности обучения / Под ред. Н.Б. Шумаковой. -М., 2006.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. -М., 1996.
3. СоколоваН.А. Теоретико-методо-ологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании. - М., 2006.
4. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования / Под ред. Р.А. Литвак. - Челябинск, 2001.